Люди по-разному могут воспринимать один и тот же конфликт. Для одной стороны конфликт важен тем, чтобы его разрешить, а для другого - чтобы удовлетворили его раненое чувство собственного достоинства. И тогда эти две стороны не смогут друг другу ничего дать.
Обида, или раненое чувство собственного достоинства, - это всегда отрицание реальности, в которой и я, и другой человек, безпомощны в там и тогда быть какими-то другими. Это вечное убегание от признания своего несовершенства и несовершенства другого. И пока одна сторона все еще в отрицании реальности, вторая безпомощна что либо с этим сделать, и тогда извинения безсмысленны. Мало того, все извинения будут восприниматься как издевка.
Конфликт можно разрешить только тогда, когда обе стороны принимают на себя ответственность за свои ожидания от другого, осознают невозможность их реализации и признают друг друга невиновными по определению, просто потому, что там и тогда было возможно только так, в там и тогда мы по-другому не умели, мы не боги, и возможности наши ограничены, особенно тогда, когда у нас слишком много иллюзий о том, какие мы есть на самом деле и какие другие люди есть на самом деле. Ведь мы исходим из тех представлений о себе и о людях, которые у нас есть здесь и сейчас. Других на определенный момент времени у нас нет. И только столкнувшись с реальностью у нас появляется возможность эти представления изменить.
Обида, обвинение - это такой способ не менять своих представлений, способ остаться при старых, тем самым консервируясь и не развиваясь, и отрицая реальность такой, какая она есть. Обида - это застрявшая фрустрация, неразрешающаяся путем горевания, смысл которой не дать развалиться представлениям о себе в первую очередь. Обидевшийся всегда чувствует свое превосходство над обидившим и тем самым дистанцируется от той части себя, которая тоже способна так обижать. Так что обида - это и отрицание какой-то части себя.
Невозможно ранить достоинство, если человек знает, кто он есть, если у него нет иллюзий по поводу себя. Но чем больше иллюзий о себе, тем сильнее обиды.
Единственное, хотелось бы знать, что подразумевает автор статьи под понятием - "чувство собственного достоинства" - с позиций библейских категорий.
Вот, у меня - барона М., например, есть чувство собственного достоинства, она же - честь.
Нас так с детства учили, что в случае его (чувства) унижения - требуется сатисфакция. А в случае невозможности эту сатисфакцию получить - "харакири". Других вариантов нет. Невозможно продолжение личной жизни при потере лица.
Я так думаю, что при "такой нашей жизни", порядочный человек вряд ли может дотянуть до пятидесяти годков.
Мне - больше пятидесяти.
Моя проблема и трагедия, если хотите - когнитивный диссонанс, в том и заключается, что я слышал, что у настоящих христиан может быть только одно чувство - чувство его собственного не достоинства.
Но, то что я слышал о "настоящих христианах", входит в противоречие с тем, как жил и погиб Спаситель.
У Христа, безусловно, была возможность избежать смерти, но тогда, что бы сталось с Его чувством Божественного Достоинства?
> > Вот, у меня - барона М., например, есть чувство собственного достоинства, она же - честь.
Нас так с детства учили, что в случае его (чувства) унижения - требуется сатисфакция. А в случае невозможности эту сатисфакцию получить - "харакири". Других вариантов нет. Невозможно продолжение личной жизни при потере лица.
Это - гордыня!
> > ... у настоящих христиан может быть только одно чувство - чувство его собственного не достоинства.
Это правильно.
> > У Христа, безусловно, была возможность избежать смерти,
Это ещё раз говорит о том, что Он с большим желанием и по собственной воле за тебя умер на кресте и воскрес. Искупил тебя, дабы ты жил вечно. Мы родившись образом Божием, подобием должны стать сами, через Иисуса Христа, чтоб после телесной жизни войти в Царство Небесное.
Претензии - исключительно к себе:
Я вот, то же - скромный.
Эх! Жить бы - не тужить!
Но, вот, высокая в небе звезда - намекает,
Что был бы я не такой скромный,
То может быть и негодяев, рядом, меньше стало бы...