Земная жизнь Богородицы

5
Яко С Нами Бог
20 сентября 2011 в 23:16 12982 просмотра 1 комментарий

Земная жизнь Богородицы

В обетованной земле, данной Богом Израильскому народу, в горах, окаймляющих с севера Ездрелонскую долину, находился город Назарет. Он лежал на откосе горы и отстоял на три дня пути от Иерусалима и на восемь часов от Тивериады и от озера Геннисаретского. Во всем ветхом завете нигде не упоминается о Назарете. Он был так незначителен и маловажен, что евреи не ожидали от него ничего особенного и говорили: "от Назарета может ли что добро быти"?

Назарет

Незадолго до Рождества Христова в Назарете жила благословенная Богом чета - Иоаким и Анна. Эта чета происходила из древнего царственного рода Давидова. Иоаким происходил из колена Иудова и имел родоначальником царя Давида, а Анна была младшая дочь священника Матфана от племени Ааронова. Святая чета жила в изобилии потому, что Иоаким был человек богатый и, подобно праотцам израильского народа, имел много стад. Но не богатство, а высокое благочестие отличало эту чету между другими и соделало достойною особенной милости Божией. Предание не говорит подробно о добродетелях их, но указывает особенно на одну их черту, которая свидетельствует, что вся их жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Они ежегодно отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали в храм, а другую раздавали бедным. Неотступно следуя всем правилам закона Божия, они как исповедует св. Церковь, и в законной благодати были так праведны пред Богом, что удостоились породить младенца Богоданного. Это доказывает, что чистотою и святостью они превосходили всех, чаявших тогда Утехи Израилевой - Христа Спасителя.

Таким образом, наслаждаясь душевным миром и ведя жизнь по духу закона Божия, благочестивые супруги, повидимому, были вполне счастливыми; но неплодство Анны, сначала грустно отзывавшееся в их семейных отношениях, наконец перешло в тоску и беспокойство обоих святых сердец. Бесчадие, как выше замечено, считалось у Израильтян состоянием неприятным; но оно было еще более прискорбным и чувствительным для потомков Давида, потому, что они по древнему обетованию Божию, могли надеяться, что от них родится Спаситель Мира. При бесчадии эта сладостная и великая надежда исчезала. Много и усердно молились супруги, чтобы Бог даровал им детей; но прошло 50 лет их брачной жизни, и неплодство Анны не разрешалось. Это причиняло Иоакиму и Анне сильнейшуя скорбь. Это горе было велико и тяжело для них; но Праведные безропотно и со смтрением переносили его, стараясь еще с большею ревностью угодить Богу твердым хранением Его закона. Впрочем, при всей кротости и преданности воле Божией, святые супруги не могли иногда не огорчаться тем пренебрежением, какое нередко приходилось им терпеть от соотечественников за их бесчадие. При одном случае это пренебрежение, высказанное всенародно, глубоко огорчило благочестивого Иоакима и повергло его в безутешное состояние. В один из великих праздников, св.Иоаким пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм с намерением принести, по обыкновению своему, жертву Господу, и представил ее, быть может, еще более с чистым и теплым чувством, чем все другие. Но каково же было удивление праведного мужа, когда некто Рувим стал презрительно отклонять приношение его говоря: "зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? Ты недостоин этого, как бесплодный". Этот неожиданный упрек поразил сердце праведника и он вышел из храма в глубокой скорби. Иоаким не захотел возвратиться домой, а отправился в дальнюю пустыню - в горы, где паслись стада его.

Сорок дней провел он там в строгом посте и молитве к Господу, призывая на себя милосердие и омывая горькими слезами свое бесчестие в людях. "Не вкушу пищи - говорил он, и не возвращусь в дом мой! Молитва и слезы будут мне пищей, а пустыня домом, до тех пор, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев"! "Боже отцев моих - молился скорбящий Иоаким - Ты дал сына праотцу Аврааму в старости: удостой и меня благословения Твоего! Дай плод моему супружеству, чтобы я, хотя в преклонных летах, мог называться отцом, и не был отверженным от Тебя, Господа моего"!

Между тем слух о происшедшем с Иоакимом в Иерусалиме достиг благочестивой Анны, остававшейся дома. Узнав подробности, а также и то, что Иоаким удалился в пустыню и не хочет возвращаться домой, - она предалась неутешной скорби. Считая себя главною виновницею постигшего их горя, она с рыданием восклицала: "теперь я всех несчастнее! Бог отверг, люди поносят, муж оставил меня! О чем же более плакать мне, о бесчадии ли своем или об одиночестве? О том ли, что я не удостоилась называться матерью, или о вдовьем сиротстве моем"? Во все время разлуки с мужем, она почти не осушала слез, не вкушала пищи и, подобно матери Самуила, в томительной тоске просила Бога о разрешении ее неплодия.

В таком тревожном состоянии духа, однажды Анна вышла в сад и в молитвенных думах, возводя глаза к небу, увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птичками. Вид этих птенцов еще более поразил ее скорбящее о бесчадии сердце. "Горе мне - говорила она - одинокой, отвергнутой от храма Господа Бога моего и пред всеми униженной дщери Израилевой! На кого я похожа? Все в природе рождает и воспитывает, все утешаются детьми; лишь я одна не знаю этого наслаждения. Не могу сравнить себя ни с птицами небесными, ни с зверями земными: те и другие приносят плод свой Тебе, Господи; лишь я одна остаюсь бесплодною! Ни с водами: они, в быстрых струях своих, родят во славу Твою живые творения; лишь я одна мертва и безжизненна! Ни с землею: и та, прозябая, прославляет плодами своими Тебя, Отец Небесный; лишь я одна бесчадна, как степь безводная, без жизни и растения! О горе мне ! Горе мне"! "Господи продолжала она - Ты, который даровал Сарре сына в старости и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услыши молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие"! Едва Анна произнесла слова эти, предстал пред нею Ангел Божий.

"Молитва твоя услышана - сказал ей небесный вестник - воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Мариею"! Услышав эти слова Анна поклонилась Ангелу и сказала: "Жив Господь Бог мой! Если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь". Ангел, по благовестии ей стал невидим. Св. Анна поспешила в храм Иерусалимский, чтобы там возблагодарить Бога.


Ангел Божий, после благовествования Анне, явился и св.Иоакиму в пустыне и сказал ему: "Бог милостиво принял молитвы твои. Жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое.


Благоговейная радость объяла сердце святого старца: он немедленно и с богатыми жертвами пошел в Иерусалим и там действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою. Увидя мужа, Анна поспешила к нему с восклицанием: "Знаю, знаю, Господь Бог щедро благословил меня потому, что я была как-бы вдовою - и теперь не вдова, была бесчадною - и теперь буду иметь чадо". Здесь они рассказали друг другу все подробности явлений Ангела, принесли в храме жертву Господу и, судя по ходу дальнейших событий, несколько времени оставались в Иерусалиме ожидать исполнения полученного ими обетования.

Вскоре они увидели над собою совершение этого чудного обетования. В 9-й день декабря православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы Анною и воспевает: "Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу), прозябший таинственный цвет - Христа, всех Зиждителя". "Неплодная, плодородящая сверх ожидания Деву, имеющую родить Бога плотию, светится радостию и ликует, громко взывая: "Радуйтеся со мною все колена Израилевы: Я ношу во чреве и избавляюсь укоризны в бесчадии: так угодно Создателю, услышавшему мою молитву и исцелившему сердечную болезнь устроением желаемого мною".


Рождество Девы Марии

"Увидят люди и подивятся, - что я стала матерью: вот и я рождаю, потому что так благоволил Разрешивший союз неплодия моего.

По прошествии дней чревоношения, благовестие Ангела исполнилось - и св. Анна, в 8-й день сентября родила дочь.


Празднуется Рождество Пресвятой Богородицы


08 сентября (старого стиля) - 21 сентября (нового стиля)


Восторг родителей освободившихся от "поношения бесчадства", был невыразим. Явное чудо милости Божией прежде всего обратило очи их, полные слез благодарности, к небу - и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: "Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из бесплодных чресл плод, на радость нам". Анна в безмолвном восторге, возносясь к небу душою, смиренно помышляла:


Праведная Анна с Девой Марией

"Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь! Ты, Господи дал мне произростить пречистый плод от бесплодного корня". - И святая Церковь разделяя восторг праведных Иоакима и Анны взывает вместе с ними всему миру:


" Сей день Господень! Радуйтеся людие"!


Преблагословенная Дева несмотря на тогдашнюю маловажность некогда знаменитого дома Давидова, в своем рождестве наследовала высокую славу: род Ее, исходя от Авраама и Давида и продолжаясь много веков, заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей Иудейских. Доблести прославленных предков, при самом рождении благодатного младенца, уже украшали имя его. Но все эти преимущества, так много ценимые миром, скоро померкли в лучезарном свете той неземной славы, которую Всевышний уготовал новорожденной Деве.

Св.Иоаким, в живейшей благодарности, принес в храме, какую мог жертву Богу; когда же настал пятнадцатый день по рождении младенца, то по обычаю Иудейскому, новорожденную дочь назвали именем Мария данным Ей от Ангела еще прежде зачатия. Св.Младенец был храним и воспитываем со всею нежностью и заботливостью благочестивых родителей и со дня на день видимо укреплялся.

Предание говорит, что когда Пресвятой Деве исполнилось шесть месяцев, мать поставила Ее на землю, чтобы испытать: может ли она стоять, и Преблагословенная, сделав семь шагов, возвратилась в материнские объятия. При исполнении года Марии, Иоаким сделал большой пир и созвал на него священников, книжников, старейшин и много народа. На Этом пире он поднес к священникам дочь свою и они благословляя ее сказали: "Бог отцов наших благослови дитя сие и дай ему имя славное и вечное во всех родах"!


Первые шаги Девы Марии

Присутствующие отвечали: "Да будет, Аминь"! После этого он поднес дочь к первосвященникам, которые также благословив ее сказали: "Боже Вышний! Призри на дитя и благослови его благословением последним не имеющим преемства". Сама же Анна с радостию взывала при этом: "Воспою песнь Господу Богу моему, Он призрел на меня и отъяв поношение врагов моих, дал мне плод правды, единственный и многоценный пред Ним". И отнеся младенца в спальню, снова вышла к гостям и служила им.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Священник Сергий Яко С Нами Бог »» | 20.09.2011 23:19
  
0
По достижении Мариею двухлетнего возраста, св. Иоаким хотел исполнить над Благодатною дочерью обет посвящения Ее храму: но св. Анна, как по чувствам нежной матери, так и из боязни, чтобы дитя не соскучилось по доме и не стало бы искать родителей, уговорила супруга отложить это посвящение еще на год. В это время, в Благословенном младенце Деве начали уже развиваться те силы ума и сердца, которые предупредили возраст, и родители стали все чаще и чаще внушать Ей, что Она родилась в следствии молитв их; что Она посвящена Богу еще до рождения и, как Божие дитя, должна разлучиться с ними и жить у Бога в храме, что Ей там будет гораздо лучше, чем у них и, если Она будет любить Бога и следовать закону Его: то Бог сделает Для нее гораздо более, чем они!

Так святые Иоаким и Анна приготовляли своего младенца к посвящению Богу.

Намерение о посвящении храму Девы Марии сделалось гласным в Иерусалиме, и все благочестивые израильтяне и израильтянки ожидали его с особым чувством благоговения. К торжеству посвящения собраны были все родные и знакомые Иоакима и Анны и множество юных девиц, сверсниц Марии, долженствовавших сопровождать Ее в храм. Не разделить печаль разлуки родителей и не утешать тоскующую дочь они были созваны: но участвовать в общей радости и быть свидетелями полной готовности их к разлуке. Кто более любит дитя, как не мать? Но Анна вдохновленная Духом - как свидетельствует Св.Церковь - Пречистую Приснодеву приводит с веселием в храм Божий. Шествие было торжественно: все шли, имея в руках зажженные свечи; весь сонм провожающих пел псалмы и священныя песни.

Мог ли кто из сопутствовавших Марии думать, что они окружают Ту, которой суждено быть "Благословенною в женах", "ублажаемою всеми родами"? Мог ли кто предвидеть, что эта юная Дева вскоре прославится сонмом духов безтелесных, святых и пророков, как "честнейшая херувим и славнейшая серафим"?


Введение во храм


В предании людей благочестивых и внимательных к путям Промысла Божия сохранились следующия подробности вхождения Пресвятой Девы во храм.

Когда Иоаким и Анна, со всеми сопровождавшими Святую Деву, приблизились с посвящаемою Дочерью к храму, то в сретение им вышли с пением из храма служившие в нем священники и сам первосвященник. Благоговейно поставила праведная Анна свою Дочь на первую ступень храмоваго крыльца.

Блаженный Иероним пишет, что крыльцо, на нижней ступени которого была поставлена родителями благодатная Отроковица, имело 15 высоких ступеней, по числу "степенных" псалмов; эти псалмы священники и левиты пели, входя в храм для служения, на каждой ступени по одному.

Пречистая Дева при виде селения Господня и служителей святыни Его, как-бы окрыленная духом любви к Богу и укрепленная силой Его, - одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро взошла по всем ступеням на самый верх храмового помоста. Ангелы Божии - говорит Георгий Никомидийский - невидимо окружили Ее и служили Ей; и хотя они еще и не ведали тогда таинства воплощения, но как слуги Господа, по повелению Его, служили Богоотроковице при Ея вхождении. Такое сверхестественное вхождение слабаго младенца, который далеко оставил за собою всех старших, поразило удивлением присутствовавших.

Следуя с Пречистой Отроковицею к храму, Захария поставил Ее на третьей ступени жертвенника. Здесь - говорит древнее предание - Господь Бог осенил Ее благодатию Своею, и Она возрадовалась духом.

Прозрев во вводимой таинницу великих судеб Божиих, первосвященник не остановился там, где обыкновенно стоял молящийся народ, но повел Марию далее, "за первую и вторую завесу", в глубину внутренняго святилища, во "Святая святых", куда не дозволялось входить не только никому из женскаго пола, но и самим священникам, и куда лишь однажды в год, в день очищения, имел право входить только один первосвященник с жертвенною кровью.

"Во Святая Святых, Святых

Святая и Непорочная Святым Духом вводится" - воспевает св.Церковь

Захария, введя Марию во Святая святых, назначил это место для постоянных молитв Ея. Тогда как другим девам было строго воспрещено приближаться к святилищу, Пресвятая Дева, со времени Ея введения в храм, во всякое время могла входить туда для молитвы, что сделано 3axapиeю, без сомнения, по особому внушению Божию. Св. Феофилакт говорит об этом так:

«Apxиepeй в то время, объятый Богом, был вне себя и уразумел, что Отроковица эта есть вместилище Божественной благодати и более его самого достойна предстоять повсечасно лицу Божию. Вспомнив же сказанное в законе о кивоте, которому повелено находиться во Святая святых, он уразумел, что это прямо указывало на cию Отроковицу. И потому, нимало не усумнясь, осмелился, вопреки постановлений, ввести Ее во Святая Святых».

Вот почему Ангелы, в недоумении и трепете прозревая в настоящем событии дело Божественнаго домостроительства, благоговейно удивлялись вхождению Девы во Святая святых. Святое святых в это время не нмело уже ковчега завета, с его священными принадлежностями, было совершенно пусто, - и этим как - бы свидетельствовало об окончании подзаконных времен. Ветхозаветныя тайны сеней и гаданий стали разъясняться, открывая ряд других тайн, более высоких; и небесные служители распростирали крыла свои уже не над ковчегом Ветхаго Завета, не существовавшим в храме Зоровавелевом, а над новым, живым кивотом свидения, и славословили Господа.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя свое воле Отца Небеснаго, по принесении благодарственных жертв, даров и всесожжений и получении благословения от священников!», возвратились с своими родственниками в дом свой. Жизнь их снова потекла одинокою, хотя и не была так печальна, как прежде. Теперь не безпокоили их ни собственная скорбь о неплодии, ни посторонния укоризны за безчадие; но Дитяти - их утешения - не было с ними! Им ниспослан был Божественный дар за их страдания, дано вкусить на старости отрадныя чувства родительскаго сердца; но предмета их радости опять не было с ними! Впрочем, праведные Богоотцы не плакали в разлуке с возлюбленною Дочерью, а радовались и славили Бога: все естественныя чувства чадолюбия, всю сладость горячей любви к Ней они с безусловною готовностию и благоговейным восторгом принесли теперь в приятную жертву Тому, от Котораго и получили свое Дитя. К тому же святые супруги могли сознавать, что лучшим выражением своей любви к Богоданному младенцу может быть лишь неприкосновенное сохранение его от всего худого и лучшее воспитание в духе закона Божия; а где полнее и успешнее можно было этого достигнуть, как не в храме Божием, куда не проникает ничто нечистое, где все дышет святостию? И когда же ecтecтвeннеe было начать это священное дело, как не с самых ранних лет Дитяти, когда сердце его так доступно всем прекрасным впечатлениям? Пресвятой Деве - одушевленному храму Божию и надлежало воспитаться в храме, как воспевает Ей Св. Церковь: "в Божественнем храме, яко суща Божественный храм, от младенства чист, со свещами светлыми, отдана бывши, явилася еси приятелище неприступнаго и Божественнаго света".

Пресвятая Дева, оставшись в Иерусалиме, возрастала среди других девиц, воспитывавшихся при храме в особых пристройках. При них были блaгoчecтивыя надзирательницы, сведущия в Св. Писа-нии и искусныя в рукодельях, которыя обучали Ее тому и другому. Для молитвы Она входила во Святая святых, куда не дозволено было вносить с собою работу или какую-либо постороннюю вещь. Скоро Пречистая Дева почувствовала неизъяснимую сладость молитвы, a вместе с тем полюбила и необходимое для нея уединение. При таком настроении святой Отроковицы, все относящееся к Богу (и действующее на сердца других детей слабо и на короткое время) в Ея сердце производило глубокое и неизгладимое впечатление. Величие Иерусалимского храма, с его украшениями и завесами, безчисленное множество стекавшихся сюда для поклонения людей не только из Иудеи, но из разных стран света, - все это возбуждало и усиливало в Ней глубочайшее благоговение к Богу. Каждый предмет, каждое действие в храме обращали мысль Ея к Богу и заставляли сильнее и сильнее любить Его.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU