Error: Incorrect password!
Имитация православного поведения

Имитация православного поведения

У нас ведь как порой происходит?

Родители хотят воспитать детей православными. Для этого они используют назидательную литературу.

Например, Жития Святых в изложении Димитрия Ростовского, благо сейчас они изданы большими тиражами. Сказки убираются, детская литература отметается под предлогом, что «все это не православное и не христианское» (как исключение оставляют иногда сказки Андерсена). И вот родители вместо сказок начинают читать детям Жития Святых.


Алиса на радуге

Казалось бы, хорошее чтение! Нужное чтение для детей! Нужное, но не вместо сказок. Потому что если вместо сказок читать Жития Святых, то дети начинают к этому относиться как к сказкам. А Жития Святых – это никакие не сказки. Более того – в православных семьях возникает довольно странное отношение к сказкам. Известно, что сказках много всевозможных духов и прочих фантастических существ. Например, у Клайва Стейплза Льюиса в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» и эльфы есть, и скачущие на козлиных ногах рогатые фавны, и небылицы всякие постоянно происходят. Вот тут-то наш православный человек сразу понимает: раз это духи, то они могут быть двух видов – либо ангелы, либо бесы. И делает вывод: значит, все персонажи, что в сказках описаны, – бесы. В том числе и феи. И по этой логике все получается в страшном бесовском смысле. А поскольку детям читать про бесов нельзя, то и сказки им читать нельзя.

Акварелька

Однажды в авторитетном журнале «Православная беседа» я прочел статью. Там одна мама писала о том, что в школе дали сочинение на тему «Что бы я сделал, если бы был волшебником». И она с гордостью пишет, что ее дочь – православная и поэтому отказалась (это в 5-м классе!) писать это сочинение. Свой отказ она объяснила тем, что волшебницей быть не хочет, потому что все волшебники – колдуны и экстрасенсы. Мать же грозно обличила все сказки (в том числе и вышеупомянутого Клайва Стейплза Льюиса) в том, что кругом идет духовная подмена, детям внушается вера в некие абстрактные духовные силы, которые – суть бесы. И удовлетворенно эту статью закончила выводом: все православные должны это знать и ни в коем случае не прививать детям.

Но давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны.

Когда в детстве мы мечтали стать волшебниками, чего мы хотели? Маму вылечить или бабушку воскресить. У детей были хорошие, чистые помышления. Им хотелось, чтобы не было войны, например. Детям важно иметь возможность реализовать свои добрые пожелания, потому что «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».


Птица в небе

А Жития Святых написаны для взрослых, а не для детей.

И написаны с той целью, чтобы взрослые, читая о святых, подражали их подвигу.

А мы, рассказывая детям о подвигах святых, стараемся еще и спросить с них по этому периоду Жития. А ведь там очень мало упоминается об их детстве, потому что со Святым Угодником люди встречались уже в момент его духовной зрелости. И описывали его уже в возвышенном состоянии. А о детстве почти ничего не знали, т. к. люди мало что о себе рассказывали.

О детстве прп. Сергия Радонежского мы знаем больше только потому, что у него было много братьев, семья его была очень известной и родители его были сами угодниками Божиими. Еще о Феодосии Печерском немного знаем. А о других святых в Житиях написано очень шаблонно, практически одно и то же. Здесь, как и в иконе, есть некий канон: преподобный описывается таким-то образом, мученик – другим. А Житие – это как словесная икона.


И вот читаем мы в Житиях, что Феодосий Печерский в детстве с детьми не играл, конфет не ел, да и вообще, все святые были тихими, уединенными детьми, в храме подолгу молились. И мы очень хотим, чтобы с ребенком нашим то же самое происходило. А с ним ничего подобного не происходит, потому что он живет своей собственной жизнью. И это родителей ввергает в состояние некоего недоумения: как же так? При этом они забывают о том, что сами никогда ничего похожего к себе не применяли. Никогда не жили подобным образом. Но на детях своих начинают проводить некий духовный эксперимент. Именно потому, что за себя и за жизнь своего ребенка человек никакой ответственности нести не желает, а хочет, чтобы сработала некая идеологема.

Далее. Из тех же Житий мы узнаем, что прп. Сергий Радонежский плохо читал. Прав. Иоанну Кронштадтскому учение давалось с трудом. И родители делают вывод: если ребенок плохо учится, то надо молиться преподобному Сергию и праведному Иоанну Кронштадтскому. И чем больше будем молиться, тем лучше будет ребенок учиться. И всё!

Но с ребенком, ко всему прочему, нужно еще и заниматься! А у нас чаще возникает не желание что-то делать, а только мысли: кому бы помолиться в данном случае? кому бы молебен заказать? каким образом все сделать, минуя собственное усилие?


Таким образом, возникает некая игра: ребенка нагружают молитвенным правилом, заставляют с детства строго поститься, потому что обо всем прочитано в книгах. Это совершенно несоизмеримо с уровнем развития ребенка!

Я помню, как в нашу гимназию одна женщина привела в 3-й класс сына: «Мой ребенок с 3 лет строго постится», «Мой ребенок (8 лет!) читает полностью утренние и вечерние молитвы».

И когда она узнала, что у нас в гимназии Великим Постом дети получают молоко, она сказала: «Нет, у вас не православная гимназия». И ушла.

Такое ощущение, что над ребенком ставится какой-то духовный эксперимент. При этом совершенно не соизмеряются внутренние возможности ребенка с его духовным ростом. Родители ставят перед ним некую планку и очень хотят, чтобы он до нее дорос. Но сами они эту высоту никогда не брали – ни в детстве, ни в юности


Они не понимают, что если у них самих хватает сил читать правило и строго поститься, то у детей совсем другие процессы внутри происходят. Детям не надо так сильно поститься и так долго молиться. Потому что они очень быстро начинают играть в эти игры, придуманные для них взрослыми. И вот тогда православное поведение становится имитацией. Когда внешне делается все правильно, а внутренне – совершенное несоответствие. И такое воспитание, которое, к сожалению, часто приходится видеть, приводит к абсолютно противоположному результату.

А еще оно часто приводит к такой вещи, которую можно назвать уже не имитацией поведения, а имитацией самой духовной жизни. Это происходит у детей более старшего возраста.

Имитация духовной жизни

У детей иные представления о грехе, чем у взрослых. И совсем иное отношение к греху. Зная это, Церковь не исповедует детей до 7 лет. Более того: некоторые очень опытные духовники (например, о. Владимир Воробьев, его чада духовные и другие священники) вообще считают, что даже когда ребенку исполнится 7 лет, его не надо исповедовать перед каждой Литургией, потому что ребенок очень быстро приучается к формальной Исповеди.


А родители почему-то думают, что, чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем это будет лучше для него, – он станет лучше, воспитаннее. Это проблема того же корня – родители опять же не хотят брать на себя ответственность за поведение своего ребенка. Они думают, что в Исповеди найдут возможность нового воспитательного процесса, к которому сами не будут иметь отношения либо смогут через эту Исповедь каким-то образом влиять на ребенка.

Почему маленьких детей не исповедуют? Это вовсе не значит, что они не грешат. Августин Блаженный, например, пишет, что уже в младенце замечается зло, когда он кусает грудь матери. Не исповедуют их лишь по той причине, что дети способны рассказать свои грехи, а вот пережить Исповедь как покаяние, после которого должно наступить исправление, – не могут. Дети не в состоянии духовно над собой трудиться, они еще не выросли. Понять свой грех они могут, а исправлению их должны научить родители.


На начальном этапе родители должны проводить с детьми духовническую работу. Если они видят, что ребенок согрешает, они должны говорить с ним, они должны его воспитывать, они должны пробудить в нем голос совести, чувство стыда, чувство страха – через наказание за грех: «Если будешь грешить, то будет и наказание за это». Это – работа родителей и продолжается она довольно долго, даже когда ребенок начинает исповедоваться. Потому что готовить к Исповеди детей тоже должны родители.

Все умиляются, когда маленький ребеночек подходит к батюшке, тот его о чем-то спрашивает, а потом кладет на головку епитрахиль. Да и детям очень нравится играть в эту игру. Но ведь это не игра!

При современной загруженности священника трудно ожидать, что на Исповеди он сможет уделить ребенку достаточно внимания для того, чтобы в нем «покопаться». А дети очень часто не умеют рассказать о своем грехе священнику. И Исповедь превращается во что-то невразумительное: «Ну, маму не слушался, ну, еще что-то там». 2–3 слова – и вроде как всё: «Ладно, иди причащайся».


Еще хуже, когда родители своей рукой записывают детские грехи. Это уж совсем беда…

А бывает и так: ребенок начинает исповедоваться, и родители с радостью готовы отдать его духовнику, считая, что теперь духовник отвечает за его воспитание, а их это уже не касается. Они также часто пытаются использовать духовника в воспитательном процессе: «Батюшка, скажите ему на Исповеди, чтобы он…» или подходят после Исповеди: «А он вам вот про то-то рассказал? А вы знаете, что он такое-то сделал?»

И ребенок теряет доверие к священнику, относится к Исповеди сухо. Она становится для него формальностью. Такой ребенок «потерян» для Исповеди до тех пор, пока что-то, не дай Бог, не случится с ним во взрослом возрасте.

Есть еще один момент – очень важный.


Часто родители ходят на Исповедь к одному священнику, а своего ребенка «подсовывают» какому-нибудь другому батюшке. «Пусть это будет его духовник». И тут сразу нужно сказать, что у детей, как правило, не бывает духовника. Это явление исключительно редкое, так как дети еще не способны к духовному руководству через духовника, ибо у них есть родители. И когда «духовное руководство» отдают священнику, который не знает о проблемах в семье и у которого родители сами не исповедуются, то может случиться следующее: взрослые говорят ребенку одно, а духовник может сказать совсем другое.

И дите не знает, кого слушать. Потому-то духовник у семьи может быть только один.

Мы сейчас живем в ситуации, когда у многих вообще нет никаких духовников. И это не нормально, когда ребенок исповедуется у какого-то священника, называет его своим духовником, но совсем не представляет себе, что такое духовничество.
Поэтому, повторю, его духовники – это родители. Пока он находится в их послушании, он исполняет заповедь «Почитай отца своего и матерь свою». Это продолжается до возраста некой духовной самостоятельности.

И даже если в церковь детей приводит бабушка, все равно отвечают за них родители. Бабушка не может долго быть авторитетом. Возможно, потом, когда-нибудь, во взрослом возрасте, эти посеянные семена добродетели и возрастут, но сколько до того может пройти времени и сколько будет сделано ошибок – нам неизвестно.

Ангелы

Продолжение следует

Подготовили текст: Тамара Амелина и Ольга Зайцева

Комментарии (27)

Всего: 27 комментариев
  
0
Все верно, Елена.

Дух нас окружающий, и нам насильственно прививающийся, как бы его не величали - мрачен. А значит - нет в нем правды.
#2 | Елена Логочёва »» | 12.06.2017 16:32 | ответ на: #1 ( Александр Сидоров ) »»
  
0
Видимо - во всём должна быть мера - равновесие.
Излишек в любом деле - скорее всего от лукавого - даже, если речь идёт о Благих поступках.
С Праздником Вас - с Днём России !!! Всего Вам Доброго и Многая лета :) ...
#3 | Александр Сидоров »» | 12.06.2017 17:53 | ответ на: #2 ( Елена Логочёва ) »»
  
1
И Вас - с Праздником!

Да воскреснет Родина и мы!
+++

Излишек в любом деле - скорее всего от лукавого


Как Вы деликатно изволили выразиться. Я же полагаю, что вещи необходимо называть своими именами.

Та беда, которую Вы осветили, заключается в незнании того, в чем именно заключается гибельность нашего положения и соответственно - незнание путей спасения, которые, имеют свою специфику в разные времена.

Вот это стул - На нем сидят.
Вот это стол - За ним едят. ......
#4 | Екатерина И. »» | 12.06.2017 23:21
  
1
Мы ничего не можем привить своим детям, как только через наши дела, действия, мысли и разговоры, которые мы разговариваем, порой даже не думая, что рядом наши дети. А они все видят и слышат, все сравнивают, отмечая что родные им люди говорят одно, а сами поступают по другому... И только в тех семьях, где есть любовь, где дело не расходится со словом, дети вырастают с любовью и верой в сердце, пройдя свой путь, но основываясь на тех базовых истинах, которые они почерпнули в семье. В этих случаях можно сказки про волшебников читать и не бояться мира с его ловушками. Хотя на чеку быть надо всегда и в любом возрасте наших детей опекать.
#5 | Елена Логочёва »» | 13.06.2017 03:07 | ответ на: #3 ( Александр Сидоров ) »»
  
0
Доброго Вам времени суток!!!
Думаю, что есть определённый риск в назывании вещей своими именами. (не потому ли Мессия говорил притчами, выражаясь иносказательно?)
Очень часто люди используют переносный смысл (так, например, в сказке "Тараканище" можно "увидеть" вождя народов социалистической страны советов, но это - для взрослых, а для детей данное произведение так и останется сказкой - немного страшной и с хорошим окончанием).
Наша беда - она именно в излишествах. И не обязательно это материальные блага (хотя и о них сказано - "У кого две одежды - отдай неимущему и с пищей делай то же")
А пути спасения - они ведь у каждого свои.

Господь ведёт нас неведомыми путями (иногда для нас самих они неведомы и только позже понимаем для чего всё было нужно) в прекрасное будущее в *иных* мирах ;) ...
#6 | Елена Логочёва »» | 13.06.2017 03:15 | ответ на: #4 ( Екатерина И. ) »»
  
1
Здравствуйте.
Вы, конечно же, правы.
Но вот, например, если я на глазах у ребёнка скажу одно, а сделаю другое; то позже стараюсь ей объяснить - почему я именно так сделала. Она ведь может расценить мой поступок своим детским умом совсем не так, как поймут это взрослые.
И поэтому я считаю, что с детьми надо разговаривать, почти как с равным тебе человеком.
Ведь мы не можем читать мысли друг друга (да и не надо нам этого. Лично я бы не хотела), а чтобы было взаимопонимание надо решать проблемы разговаривая и без скандалов.
Стараюсь именно так и делать, хотя не всегда у меня это получается.
Всего Вам Доброго. Храни Вас Бог ...
#7 | Александр Сидоров »» | 13.06.2017 09:09 | ответ на: #6 ( Елена Логочёва ) »»
  
0
Думаю, что есть определённый риск в назывании вещей своими именами. (не потому ли Мессия говорил притчами, выражаясь иносказательно?)

Все верно. Каждому - в свою - меру. Но наша мера - Христос.

О том, как выражал себя Христос - так вижу, что не полное Ваше понимание (так по Вашему тексту)

С детьми духовного возраста - Он общался притчами.

С врагами (Бога) - прямо, как власть имеющий.

С братьями - непосредственно открывал тайны Царства Небесного (называл вещи своими именами).


Мы - уже христиане, уже братья. Мы живем в своей стране. Мы в беде.

Вы сами знаете, что в бою, бывает ситуация когда радист выходит в эфир открытым текстом - никак по другому.

Не в такой ли ситуации мы и наша Церковь?
+++


Но вот, например, если я на глазах у ребёнка скажу одно, а сделаю другое; то позже стараюсь ей объяснить - почему я именно так сделала. Она ведь может расценить мой поступок своим детским умом совсем не так, как поймут это взрослые.

Полагаю, что при такой Вашей логике, как бы Вы потом не старались объяснить ребенку причину своего не адекватного поведения - не адекватного конкретной ситуации, Ваш ребенок получит от своей мамы урок лукавства. Увы. (
+++

И поэтому я считаю, что с детьми надо разговаривать, почти как с равным тебе человеком.

Дьявол кроется в почти:

Почти - правда.

Почти - не зависимая политика.

Почти - Христос.

Почти - Церковь.

Вот пример: В старые времена, грамоте обучали по Псалтыри, без всяких "сю-сю". )
А сказки - это совсем другое дело - это святое! Это - как для разведчика коды де шифровок. )


Простите меня за резкость комментария. Это моя проблема.
#8 | Елена Логочёва »» | 13.06.2017 13:36 | ответ на: #7 ( Александр Сидоров ) »»
  
0
Вам не за что просить прощения. я Люблю прямодушных людей
я не Спаситель, не Христос и не Мессия, чтобы говорить жёстко с власть имеющими. я обычная женщина. Не требуете ли Вы сверх меры действий от лица слабого пола? Простите ...
...
"получит от своей мамы урок лукавства. Увы. (" -
Ну, это смотря как объяснять. К Счастью мои оба два ребёнка не лукавы, но открыто простодушны и живые в общении с людьми. Это не моя заслуга - но тех, кто молится за них

...
"Дьявол кроется в почти:" ???
- А Вы предлагаете с 5-летним ребёнком говорить, как с совсем взрослым человеком?
Когда дочери было 1.5 года она нашего батюшку называла "Боженькой". Батюшка сопротивлялся и пытался ей объяснить (1.5 года ребёнку!!!) , что он - не Боженька. А я не сопротивлялась. Священник предлагал мне самой с ней поговорить (ведь мама лучше понимает своё дитя!), а я молчала. Но когда она чуть-чуть подросла и мы начали смотреть развивающие мультфильмы о Вселенной, я ей сказала так - "Боженька - Он больше всей Вселенной. Он Создатель и Творец всего этого. А батюшка наш - землянин - простой очень хороший и очень Добрый человечек." И тогда она меня поняла. Вот Вам и "почти". А Вы предлагаете ребёнку пятилетнему Догматическое Богословие преподавать, чтобы разговаривать с ним не "почти", но как со взрослой сложившейся личностью?

Простите меня за прямоту моих разсуждений. Всего Вам Доброго. Мир Вашему дому
#9 | Елена Логочёва »» | 13.06.2017 13:43 | ответ на: #7 ( Александр Сидоров ) »»
  
0
я всё-таки считаю (и настаиваю на этом, но спорить не желаю), что "тот самый" (кого Вы видите в "почти") кроется в излишествах - как материальных, так и Благих (даже в духовных - у святых отцов есть описание примеров этого духовного перебора).
#10 | Елена Логочёва »» | 13.06.2017 13:49 | ответ на: #7 ( Александр Сидоров ) »»
  
1
А Псалтирь я в 15 лет быстро освоила - с какой-то невероятной лёгкостью мне за очень короткое время поддался Церковно Славянский язык и понимание того, что там написано.
А вот петь до сих пор не умею - видимо медведь на ухо наступил.
И в квантовой физике плохо разбираюсь (только на уровне обычного пользователя).
У меня мало талантов - всего-то может быть 5 или 6.
  
0
Конечно - из двух Вершин я - выбираю Олимп. Как же мужчине поступить иначе. Тем паче, что таких - все меньше и меньше.
И, все же, я обожаю умных женщин. Да там других и нет! )
+++

Батюшка сопротивлялся и пытался ей объяснить (1.5 года ребёнку!!!) , что он - не Боженька. А я не сопротивлялась. Священник предлагал мне самой с ней поговорить (ведь мама лучше понимает своё дитя!), а я молчала...
...А Вы предлагаете ребёнку пятилетнему Догматическое Богословие преподавать?


Батюшка поступил глупо, а Вы - на высоте (Олимпа).

Своим текстом Вы сами ответили на свой вопрос - а я молчала

Молчание (золото), на фоне личного примера - это то лучшее, что можно пожелать родителям.

А Догматическое Богословие - давайте оставим тем, кому оно приносит дивиденды... )
+++


Наша шестилетняя крестница, подойдя ко причастию назвалась: "Принцесса!"
Батюшка поинтересовался: "Позвольте полюбопытствовать - как зовут принцессу?!" ))

Ж.Ы. Между прочим - У нас на Олимпе квантовой физикой заниматься - постыдное дело. Это там, внизу, на другой Вершине, Старые боги, да и то только, когда собираются к нам с войной.
  
0
а Вы - на высоте (Олимпа). - ну, зачем же Вы меня так высоко подняли? мне больно падать будет (в случае ошибки).
...
Батюшка поступил глупо
Батюшка у нас замечательный и если он не всегда поступает правильно, то это всего лишь потому, что он - человек, а не бог.
...
А Догматическое Богословие - давайте оставим тем, кому это под Силу (как и квантовую физику - ибо нам с Вами не только не вредит. но и даже помогает, то чем они занимаются на протяжении долгих лет)
...
Молчание (золото) - "И золотом зовется не молчание, а Мудрость Слова, сказанного в срок - Расул Гамзатов
...

Ж.Ы. Между прочим - У нас на Олимпе квантовой физикой заниматься - постыдное дело. - а Вы с Зевсом знакомы или с Аполлоном?
...
Про Принцессу - это батюшка молодец (как про Винни и пятачка - знаете про отца Вениамина?)
...
таких - все меньше и меньше. - а вот это - горькая правда, к прискорбию. Будем надеяться и Верить, что эта ситуация временна и изменится в лучшую сторону.
...
P. S. - с Вами очень приятно общаться. Вы - Добрый и не занудный. Всего Вам хорошего в этой жизни и в Будущей
  
0
Расул - человечище!!!

Но и сестрички на этом форуме - сокровище! и страсть, какие догадливые!

С Богом!
  
0
Согласна с Вами.
Только в одном не согласна - что сестри4ки - это страсть.
  
0
В известной системе координат - Ваша правда.

Честно говоря, мы - в страшном недоумении - как же вы без страсти, детей - надежду вашу зачинаете?

У нас... - теплохладно нельзя. У нас - без любви - грех.

У нас - Умри, но не давай поцелуя без любви!
  
0
А "Мы" - это величество или несколько челове4ков?
Про "теплохладность" есть отдельная тема - приглашаю Вас - добавить свои комментарии к ней.
а про детей - это мне надо Вам фото выслать - статьи газетной за 22 июня 2013 года ... но это приватно будет ... согласны?
  
0
Мы, пожалуй согласимся с Дугиными и Моисеевым в отношении 3-4 гипотезы Парменида, и, убрав союз "и", изменим свою же строчку

Мы - это я и мой Ангел.

Мы - это Я - мой Ангел.

Вот, теперь красиво получилось. Теперь все понятно. Теперь новая жизнь.
  
0
"Теплохладность - есть такая тема" - недавно добавлена. Если найдёте, то Вам 100 +
...
Не страшно, но - "... что-то с памятью моей стало ..." - про того парня эта статья - отправляю Вам фото газеты ... Приватно ...
  
0
Газетная статья
- хотела приват отправить, но не получилось. Читайте здесь ...
  
0
Россия. Село Благодать...

Слава русским героям!

  
0
Вот же Вы как, Елена, можете же срезать мужжчину у монитора. (

К вопросу о теплохладности:

Евгений Гришковец – Мужчины у мониторов
  
0
И я понял в этот момент, по кому скучаю.
Я понял, какого человека мне не хватает в жизни.
Я со всей ясностью осознал, по кому я невыносимо тоскую, тоскую давно, и кого мне так недостаёт каждый прожитый мною день. Я скучаю по себе - Настоящему и Счастливому.
Евгений Гришковец
  
0
  
0
Правильная реакция.

Самое красивое в этой жизни - смерть героев, оно же, и самое драматичное.

На языке традиции это называется - трагедия.

Ниже я поместил сюжеты из фильмов - как умирают герои. Герои - разных Вершин.

ТАК УМИРАЮТ ОЛИМПИЙЦЫ:



ТАК УМИРАЮТ ТИТАНЫ:

  
0
НЕПРИМИРИМАЯ ВРАЖДА, И СМЕРТЬ ГЕРОЕВ - это две вечные правды мiра Становления - Неба и Земли.
Это - правда. Потому что об этом нам поведал вечный миф.

  
0
Но есть и другая правда - Истина Откровения.

Ради Нее мы и крестились в Бога.

Крестились - то мы, крестились. Не не видать, не ведать нам Истины, как собственных ушей, пока не очнемся от морока.
Пока не проклянем самою жизнь свою, не умоемся слезами за пролитую отцами братскую кровь.


У нас один Путь - взвалить на наши плечи отцовский крест, и - понести страдание.

Поелику - каинова печать - покаянием - не снимается.
  
0
Господи, сколько верующих среди верующих? - Зоя - 4 класс - дети пишут Богу...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites