Над рамками мироздания.

НАД РАМКАМИ МИРОЗДАНИЯ
Божественная глубина рублевской «Троицы»

При словах «Святая Троица» мы сразу представляем себе преподобного Андрея Рублева. Так срослись в сознании русского человека эти два имени, хотя великий мастер написал множество других прекрасных икон и фресок, а Святую Троицу изображали все известные нам иконописцы.

Нас не смущает даже факт, что от письма преподобного Андрея сохранились всего лишь прориси (очертания) образа и некоторые цветовые пятна. Вся остальная живопись за минувшие без малого шесть веков утрачена. Этому способствовала старинная техника поновления иконы – так называемое скобление. Раньше образа покрывали льняной олифой, которая, к сожалению, очень быстро темнела. Нужных химикатов для снятия почерневшей пленки тогда не было, поэтому мастера осторожно соскабливали олифу ножом до красочного слоя, после чего покрывали икону заново. При таком способе реставрации неизбежно терялись верхние слои живописи, и через несколько скоблений от первоначального образа почти ничего не оставалось. Тогда изографы, не сомневаясь, переписывали икону по-своему либо обновляли образ прямо по почерневшей поверхности. И можно смело утверждать, что православные люди на протяжении многих веков не знали ни потрясающего лика Владимирской иконы Божией Матери, ни подлинника Святой Троицы Андрея Рублева. Они видели только позднейшие записи. То, что мы лицезреем сейчас в Третьяковской галерее – не письмо нашего гениального соотечественника, а вынужденно грубое вмешательство реконструкторов первой половины ХХ века. Но все равно восхищаемся…

В чем же заключается величие и Божественная глубина этого мастера?
Чудотворная икона «Живоначальная Троица» прп. Андрея Рублева

За основу здесь взят ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», когда святой праотец и его жена Сарра принимают в своем доме трех Странников, которые суть три Ангела, знаменующие Собой Святую Живоначальную Троицу. В этом сюжете кроме Ангелов чаще всего изображаются подносящие угощение Авраам и Сарра, иногда их слуги и отроки; одни из них закалывают тельца, другие приносят хлеб с вином. В центре стола – изображение чаши с головой тельца, а также сосуды, хлеб, столовые приборы, пучки зелени, морковь.

ИЗ КОНКРЕТНОГО ВЕТХОЗАВЕТНОГО СОБЫТИЯ ГЕНИЙ СВЯТОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА ТВОРИТ ОБРАЗ ЖИВОЙ, ГЛУБОКИЙ И ПРЕДВЕЧНЫЙ

Андрей Рублев оставляет в своей «Троице» только суть – сидящих за трапезой Ангелов. Предстоящими перед ними отныне должны быть не Авраам и Сарра, как это было древле, а все мы – богомольцы, кто подходит к доске с молитвой сейчас и будет подходить всегда. Художник как бы выносит это событие за временные рамки, делая икону вечной и своего рода интерактивной.

На белой скатерти – никаких лишних деталей, кроме чаши с головой тельца.

Очень интересно, как передает преподобный нераздельность и одновременную неслиянность Святой Троицы. Ни один из Ангелов не касается другого – ни руками, ни одеждой; зато золотистые их крылья образуют единое целое. Причем крыльям ангельским тесно внутри обозначающего границу мира ковчега доски. Это может говорить только об одном: значение и деятельность Святой Троицы выходит за рамки нашего мироздания и человеческого понимания.

За спинами каждого из Ангелов – три символа: дом как образ мироздания (владение Отца); гора – область возвышенного, горнего (вотчина Духа Святого); дерево – знак вечно зеленеющей жизни (знак Сына). И самый, наверное, главный смысл иконы: два крайних Ангела Своими фигурами явно образуют чашу, внутри которой сидит Ангел в одеждах, в каких обычно изображается Христос, – багряный испод с золотой лентой на правом плече и лазурно-небесный верхний плащ.

Чаша Жизни, и в ней – Христос: приимите, ядите: Сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Так из конкретного ветхозаветного события художественный гений святого Андрея Рублева творит образ живой, глубокий и предвечный.

Владимир Щербинин;
Опубликовано: №10 (623) май, 2017 г. газеты «Православная Москва»

Комментарии (6)

Всего: 6 комментариев
  
#1 | Андрей Бузик »» | 05.06.2017 19:12
  
1
О канонической иконе Святой Пятидесятницы читайте в статье Владимира Щербинина «В КОСМОСЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ»
В КОСМОСЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Два имени одного праздника
У этого праздника два имени, потому что отныне Божие домостроительство одновременно происходит в двух мирах – в горнем и в нашем, земном. После Вознесения Господня на небе духовном воцарилась Святая и Живоначальная Троица как полнота Божества, а на земле родилась Церковь Христова – своего рода корабль, спасающий человека от внешних ураганов и внутренних страстей.

Отныне есть Церковь земная, всегда гонимая, уязвимая, как и ее Основатель; и Церковь небесная, торжествующая, недостижимая для стрел вражеских. Поэтому Спаситель и говорил ученикам: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Были времена (и в нашей недавней истории), когда, казалось, Церковь уничтожена – храмы разрушены, священнослужители убиты или скрыты в темницах, книги и иконы сожжены, верные христиане унижены и рассеяны. Но непобедимою силою воскресшего Христа она восставала из небытия, еще более укреплялась, даруя миру сонмы новых свидетелей Господних – мучеников и исповедников. Однако вернемся во времена давние, евангельские.

Оставшись на земле без Учителя, апостолы старались поддерживать друг друга в вере, размышляя обо всем случившемся после Воскресения Господа из мертвых. Вот и в тот день они также были единодушно вместе – одиннадцать прямых учеников Христовых и избранный на место отпавшего Иуды Искариота Матфий.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2, 2–3). Исполнившись Духа Святого, апостолы начали проповедовать слово Божие на разных языках и вели себя словно пьяные, так что иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13). Но то было вино новое, «не от камене неплодна чудодеемое» (Канон Пасхи, песнь 3), дающее радость неизреченную, испытанную на горе Фаворской Петром, Иоанном и Иаковом, когда они увидели преобразившегося Христа. Эта радость была так сильна, что она распространялась на всех окружавших, и в тот же день уверовали во Христа около трех тысяч душ, бывших в тот день в Иерусалиме.
Пятидесятница. Третья четверть XVII в.

Так описывается Святая Пятидесятница в Деяниях святых Апостолов. Мы же посмотрим на каноническую икону Святой Пятидесятницы. Первым на ней в глаза бросается апостол Павел вместо избранного апостола Матфия. К этому мы уже привыкли, рассуждая о том, что на иконе библейские события происходят в вечности.

Апостолы расположены полукругом, по шесть человек с каждой стороны, точно так же сидят пресвитеры во время Евхаристии. На горнем месте в позднейших списках изображается Пресвятая Богородица. Но это не совсем уместно с точки зрения канона иконописания. Возможно, Богородица и присутствовала тогда в Сионской горнице, но Она приняла Святого Духа еще в момент Благовещения. Правильнее оставлять горнее место незанятым: оно всегда принадлежит вознесшемуся на небо Христу. Посему над горним местом – отверстое небо, из которого исходят лучи и языки огненные.

У Святого Духа нет раз и навсегда строго зафиксированного каноном единственного изображения, в различных случаях Он живописуется по-разному.

На данной иконе – в виде огненных языков, на иконе Богоявления – в виде голубя, в образе трех отроков в Вавилонской печи – в виде росы, в явлении Моисею Купины Неопалимой – в виде огня неопаляющего, объявшего куст терновника. В истории известны попытки изображать Святого Духа в виде голубя с нимбом, но эта традиция была осуждена и запрещена Стоглавым Собором.

Еще одна загадка иконы Пятидесятницы – некий человек в черной арке в царских одеждах, с платом и двенадцатью свитками, который и в греческой, и в русской традиции подписывается «космос». Множество богословских мечей было сломано в дискуссиях, кто это такой. Все станет понятно, если посмотреть на древнее изображение Пятидесятницы. Там в точно такой же арке изображены несколько представителей разных народов – эфиопов, эллинов и других. Позднее с целью аллегорической краткости их заменил образ царя всего мира. Населенная же часть земли тогда именовалась космосом.

Владимир Щербинин
Опубликовано: "Православная Москва"№10 (623) май, 2017 г.
#2 | Архип Сидоров »» | 05.06.2017 23:42 | ответ на: #1 ( Андрей Бузик ) »»
  
0
Населенная же часть земли тогда именовалась космосом.
+++

За тему - благодарю.

Нельзя ли нам узнать - где и кем именовалась?
  
#3 | Троицкий Рувим »» | 06.06.2017 00:16 | ответ на: #2 ( Архип Сидоров ) »»
  
0
Аз Есмь Свет
Херувимская
В Евангелии, когда Христос Говорит Я Свет миру, по гречески: Φως του κόσμου
#4 | Архип Сидоров »» | 06.06.2017 02:05 | ответ на: #3 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Вызывает сомнение, что именно населенная же часть земли, у греков, именовалась космосом.

ЭЙКУМЕНА. [от греч. oikumene — обитаемая земля), ойкумена, экумена, часть земной поверхности, заселенная людьми.
  
#5 | Троицкий Рувим »» | 06.06.2017 03:58 | ответ на: #4 ( Архип Сидоров ) »»
  
0
Думается, что имеется в виду Весь Храм Мироздания, Воздвигнутый Господом.
#6 | Архип Сидоров »» | 07.06.2017 03:19 | ответ на: #5 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Это совсем другое дело.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites