5 июня. День Святого Духа. Преподобного Михаила исповедника, еп. Синадского.

23 мая по старому стилю / 5 июня по новому стилю
понедельник
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).

День Святого Духа.
Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821).
Обре́тение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173).
Прп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX).
Обре́тение мощей мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001).
Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа).


Еф., 229 зач., V, 8–19. Мф., 75 зач., XVIII, 10–20.

Молитва Святому Духу:
Царю́ Небе́сный,/ Уте́шителю, Ду́ше и́стины,/ Иже везде́ сый/ и вся исполня́яй,/ сокро́вище благи́х/ и жи́зни Пода́телю,/ прииди́ и всели́ся в ны,/ и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,// и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
*******
Взаимодействие Божественной благодати и человеческих усилий можно сравнить с движением парусного судна. Судно может быть прекрасно оснащено, на нем может быть замечательная команда профессионалов, но если ветер не будет дуть в паруса, то яхта останется на месте. И если нет парусов, то напрасно будет дуть ветер. Ветер – это и есть действие Божественной благодати, а парус – это человек, это наши земные дела, это наша человеческая цивилизация. От того, как мы ее построим, как мы обустроим нашу жизнь, будет зависеть, наполнит ли паруса Божественный ветер или нет. А для этого нужно, чтобы те, кто ведет корабль, понимали, как нужно ставить парус. Это и есть образ взаимодействия Бога и человека – как в нашей личной жизни, так и в жизни общества, государства, всего рода человеческого. И если мы стремимся создавать замечательные сверхтехнологичные суда, но не заботимся о том, чтобы сила Божественной благодати наполняла развернутые над ними паруса, то тщетны все= наши усилия.

Сошествие Святого Духа (икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)
День Святого Духа, Духов день (греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος, цсл. Понедельник Святаго Духа), праздник в честь Святого Духа, отмечается Церковью на следующий день (в понедельник) после Пятидесятницы.

Этот праздник был установлен "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Праздник в честь Св. Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. Впрочем, эта великая вечерня обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Духова дня; в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Духов день начинается с повечерия или утрени.

По положению в кругу литургического года Духов день соответствует другим дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. Знаки праздников месяцеслова), за которыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Духов день, относящийся к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Духову дню праздник Пятидесятницы.

В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа. В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9). Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8b - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Св. Духа). В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).

Святитель Михаил исповедник
Святитель Михаил исповедник с юных лет стремился к монашеской жизни и был направлен святейшим патриархом Тарасием (784–806) в монастырь, расположенный на берегу Черного моря. С ним вместе поступил в обитель и святой Феофилакт (память 8 марта), будущий епископ Никомидийский. Оба инока с усердием проходили в обители подвиги спасения и вскоре были прославлены благодатными дарованиями от Господа. Однажды во время жатвы, когда люди изнемогали от жажды, по молитве иноков пустой медный сосуд стал источать воду.

Святейший патриарх Тарасий рукоположил святого Михаила в епископы города Синад. За свою святую жизнь и мудрость святитель Михаил снискал глубокую любовь у верующего народа и особое внимание императоров Никифора I (802–811) и Михаила I Рангава (811–813). В 787 году святитель Михаил присутствовал на Седьмом Вселенском Соборе в Никее.

Когда на престол вступил иконоборец-еретик Лев Армянин (813–820), он стал изгонять православных архиереев с их кафедр, назначая на их место своих единомышленников-еретиков.

Святитель Михаил в это время твердо защищал Православие, мужественно противодействуя еретикам и обличая их заблуждения. Лев Армянин осудил святителя Михаила, но он, не страшась мучений, твердо отвечал: «Я почитаю святые иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Матери Его, и всех святых и поклоняюсь им. Твое распоряжение об удалении икон из храмов не исполню». Тогда Лев Армянин сослал святителя Михаила в заточение в город Евдокиаду, где исповедник скончался около 821 года. Глава святителя Михаила хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, часть мощей – в Иверском монастыре.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, дочь князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, – место будущей обители, – подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.

Святитель Леонтий Ростовский, епископ
Свя­ти­тель Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский – один из вы­да­ю­щих­ся ар­хи­пас­ты­рей XI ве­ка зем­ли Рус­ской. По сло­вам свя­ти­те­ля Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го, ко­то­рые мож­но счи­тать до­ста­точ­но до­сто­вер­ны­ми, свя­той Леон­тий был по­стри­же­ни­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и по про­ис­хож­де­нию рус­ский, а не грек, хо­тя ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. Про­мыс­лом Бо­жи­им бу­ду­щий про­све­ти­тель и апо­стол Ро­стов­ской зем­ли про­хо­дил по­слу­ша­ние под ду­хов­ным ру­ко­водст­вом ос­но­ва­те­лей рус­ско­го мо­на­ше­ства пре­по­доб­ных Ан­то­ния († 1073; па­мять 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и 10/23 июля) и Фе­о­до­сия († 1074; па­мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря) Пе­чер­ских. Он был пер­вым епи­ско­пом, вы­шед­шим из мо­на­сты­ря в Ки­ев­ских пе­ще­рах, вос­пи­тав­ше­го мно­го­чис­лен­ных свя­ти­те­лей Рус­ской зем­ли. «От то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, – пи­шет свя­той Си­мон, – мно­зи епи­ско­пы по­став­ле­ны бы­ша и яко све­ти­ла свет­лая осве­тив­ша всю Рус­скую зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем; пер­вый Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский, свя­щен­но­му­че­ник, его­же Бог про­сла­ви нетле­ни­ем и бысть пер­во­пре­столь­ник, его­же невер­нии, мно­го му­чив­ше, уби­ша».

Свой рав­ноап­о­столь­ный по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Леон­тий на­чал по воз­ве­де­нии его в сан епи­ско­па в со­ро­ко­вых го­дах XI ве­ка и на­зна­че­нии на Ро­стов­скую ка­фед­ру.

В Ро­стов­ской зем­ле, на­се­лен­ной в то вре­мя чуд­ски­ми пле­ме­на­ми, свя­ти­тель встре­тил же­сто­кое со­про­тив­ле­ние языч­ни­ков, из­гнав­ших двух его пред­ше­ствен­ни­ков – епи­ско­пов Фе­о­до­ра и Ила­ри­о­на. За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки и слу­шать его не хо­те­ли, но свя­той Леон­тий, как доб­рый пас­тырь, ре­шил­ся по­ло­жить и ду­шу свою за спа­се­ние вру­чен­ной ему Бо­гом паст­вы. Невзи­рая на по­сто­ян­ную опас­ность, свя­ти­тель Леон­тий рев­ност­но об­ра­щал ко Хри­сту мест­ное на­се­ле­ние, твер­до сле­дуя апо­столь­ским за­по­ве­дям. Од­на­жды он был из­бит языч­ни­ка­ми и из­гнан из го­ро­да, од­на­ко не оста­вил вве­рен­ной ему ду­хов­ной паст­вы и по­се­лил­ся неда­ле­ко от Ро­сто­ва, у ру­чья Бру­тов­щи­ны, где по­стро­ил неболь­шой храм в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель все пре­тер­пел и рев­ност­но про­дол­жал про­по­ве­до­вать ве­ру, под­твер­ждая ис­тин­ность ее чу­де­са­ми. К свя­ти­те­лю ста­ли при­хо­дить де­ти мест­ных жи­те­лей, при­вле­чен­ные его ду­хов­ной доб­ро­той. Угод­ник Бо­жий обу­чал де­тей на­ча­лам Хри­сто­вой ве­ры и по­том кре­стил. Вско­ре и взрос­лое на­се­ле­ние по­тя­ну­лось к бла­го­дат­но­му ар­хи­пас­ты­рю и так­же при­ни­ма­ло Свя­тое Кре­ще­ние.

За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки взвол­но­ва­лись, их непри­язнь к про­све­ти­те­лю рос­ла, и, на­ко­нец, со­брав­шись огром­ной тол­пой, од­ни с ду­бин­ка­ми, дру­гие с ору­жи­ем в ру­ках, от­пра­ви­лись они к со­бо­ру, чтобы убить или вы­гнать Леон­тия. При­чт со­бор­ный ис­пу­гал­ся, но свя­ти­тель был по­ко­ен и укреп­лял быв­ших с ним, го­во­ря: «Не бой­тесь, де­ти, без Бо­жи­ей во­ли ни­че­го они не сде­ла­ют нам». Свя­той епи­скоп Леон­тий об­ла­чил­ся в свя­ти­тель­ские одеж­ды и при­ка­зал то же сде­лать кли­ри­кам хра­ма. С кре­стом в ру­ках он вы­шел на­встре­чу языч­ни­кам. Апо­столь­ская твер­дость и спо­кой­ствие свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ред гро­зив­шей смер­тью оста­но­ви­ли воз­буж­ден­ную тол­пу, а ис­пол­нен­ное бла­го­да­ти его сло­во про­из­ве­ло на лю­дей еще боль­шее воз­дей­ствие, и мно­гие из них при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. С то­го мо­мен­та свя­ти­тель Леон­тий стал бо­лее успеш­но утвер­ждать свет Хри­сто­вой ве­ры в зем­ле Ро­стов­ской. «То­гда на­чал от­хо­дить от нас мрак идоль­ский и вос­си­ял свет бла­го­ве­рия», – го­во­рит древ­нее ро­стов­ское сло­во в па­мять Леон­тия. С про­по­ве­дью о Хри­сте Спа­си­те­ле он об­хо­дил окрест­ную зем­лю, и путь его от­ме­чал­ся утвер­жде­ни­ем пра­вос­ла­вия в ме­стах преж­не­го идо­ло­слу­же­ния.

Апо­столь­ский по­двиг свя­ти­те­ля Леон­тия увен­чал­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. В 1073 го­ду он был убит за­ко­ре­не­лы­ми языч­ни­ка­ми по ука­за­нию волх­вов.

Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Ро­сто­ве Ве­ли­ком в церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя по­жа­ра в 1160 го­ду этот храм сго­рел, и по по­ве­ле­нию бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го († 1174; па­мять 4/17 июля) в 1162 го­ду на ме­сте преж­не­го был за­ло­жен ка­мен­ный со­бор. «23 мая 1164 го­да при ко­па­нии рвов на­шли гроб, – ска­за­но в его жи­тии Ни­ко­ном ле­то­пис­цем, – по­кры­тый дву­мя дос­ка­ми, в недо­уме­нии от­кры­ли и уви­де­ли ли­це (Леон­тия), све­тя­ще­го­ся сла­вою: ри­зы на нем бы­ли как бы вче­ра на­де­тые, сколь­ко лет ми­ну­ло, и не из­ме­ни­лось свя­щен­ное те­ло его». В ру­ках у него ле­жал сви­ток с име­на­ми про­све­щен­ных им иере­ев и диа­ко­нов. Об­ре­тен­ные мо­щи пе­ре­ло­жи­ли в ка­мен­ный гроб и по­ме­сти­ли в церк­ви во имя свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва на ар­хи­ерей­ском дво­ре.

В 1170 го­ду, ко­гда бы­ло за­кон­че­но стро­и­тель­ство ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ре­нес­ли в этот храм и по­ста­ви­ли в ни­ше юж­ной сте­ны.

Свя­той Леон­тий, по­чти неиз­вест­ный при жиз­ни, по­сле смер­ти сде­лал­ся та­ким слав­ным и по­пуляр­ным, что ка­фед­ра Ро­стов­ская на­зы­ва­лась «ка­фед­рою Леон­тия чу­до­твор­ца»; при из­бра­нии но­вых епи­ско­пов Ро­сто­ву ле­то­пис­цы за­ме­ча­ют, что «по­став­лен мо­лит­ва­ми св. чу­до­твор­ца Леон­тия» та­кой-то епи­скоп. С мо­лит­вой ро­стов­цы при­бе­га­ли к св. Леон­тию. У гро­ба про­све­ти­те­ля Ро­стов­ской зем­ли со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Сви­де­тель­ства о свя­то­сти жиз­ни епи­ско­па Леон­тия, чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и зна­ме­ни­ях по его мо­лит­вам бы­ли со­бра­ны епи­ско­пом Ро­стов­ским Иоан­ном (1190–1214). По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Фе­одо­ра бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Леон­тия 23 мая/ 5 июня, в день об­ре­те­ния мо­щей. Епи­скоп Иоанн на­пи­сал и ка­нон свя­ти­те­лю Леон­тию. До 1609 го­да мо­щи свя­ти­те­ля Леон­тия от­кры­то на­хо­ди­лись в Успен­ском со­бо­ре, но по­сле то­го, как в смут­ное вре­мя по­ля­ки по­хи­ти­ли гроб­ни­цу свя­ти­те­ля, они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в том же хра­ме у юж­ной сте­ны при­де­ла во имя свя­ти­те­ля Леон­тия, где на­хо­дят­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Свя­той Леон­тий – один из са­мых ве­ли­ких свя­ти­те­лей зем­ли Ро­стов­ской. Он ве­лик по дей­стви­ям зем­ной жиз­ни, как рав­ноап­о­столь­ный про­све­ти­тель Ро­стов­ско­го края; он ве­лик и на небе, как силь­ный мо­лит­вен­ник за зем­лю Рус­скую. Свя­ти­тель Леон­тий сто­ит в ря­ду пер­вых пре­ем­ни­ков апо­столь­ско­го слу­же­ния Рус­ской Церк­ви вслед за свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ней Оль­гой († 969; па­мять 11/24 июля) и ве­ли­ким рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром († 1015; па­мять 15/28 июля).

Собор Ростово-Ярославских святых, празднование Русской Православной Церкви в честь святых, чей подвижнический путь связан с Ростово-Ярославской землей

Установлен 10 марта 1964 года по инициативе архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода Русской Православной Церкви . Празднование совпадает с днем памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли.

В Собор входят:
Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля)
Свт. Феодор, еп. Суздальский, чудотворец (+ 1023, память 8 июня, 20 августа)
Сщмч. Леонтий, еп. Ростовский (+ 1073, память 23 мая)
Прп. Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец (+ 1073-1077, память 29 октября)
Свт. Исаия, еп. Ростовский, чудотворец (+ 1090, память 15 мая)
Свт. Симон, еп. Ростовский (1-я пол. XII)
Прп. Никита Столпник, Переяславский, чудотворец (+ 1186, память 24 мая)
Свт. Лука, еп. Ростовский (+ 1189, память 10 ноября)
Прп. Авраамий Ярославский, Преображенский, игум. (+ после 1219, память 23 сентября)
Блгв. кн. Василий (Василько) Константинович Ростовский, страстотерпец (+ 1238, память 4 марта)
Блгв. кн. Василий Всеволодович Ярославский (+ 1249, память 8 июня, 3 июля)
Блгв. кн. Константин Всеволодович Ярославский (+ 1257, память 8 июня, 3 июля)
Свт. Кирилл, еп. Ростовский (+ 1262, память 21 мая)
Блгв. кн. Александр (в схиме Алексий) Невский (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
Блгв. кн. Глеб Ростовский, Белозерский (+ 1280, память 24 июля)
Блгв. кн. Роман Угличский (+ 1285, память 3 февраля)
Свт. Игнатий I, еп. Ростовский (+ 1288, память 28 мая)
Прп. Петр Ордынский, Ростовский, царевич (+ 1290, память 30 июня)
Блгв. кн. Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, чудотворец (+ 1299, память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Блгв. кн. Константин Ярославский, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец (+ до 1321, память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Блгв. кн. Давид Ярославский, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец (+ 1321, память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Свт. Прохор (в схиме Трифон), еп. Ростовский (+ 1328, память 7 сентября)
Свт. Антоний Ростовский, еп. (+ 1336, память 28 июля)
Прпп. Кирилл и Мария Радонежские, схимонахи, родители прп. Сергия Радонежского (+ до 1337, память 18 января, 28 сентября)
Блгв. кн. Василий Ярославский (+ 1344, память 13 июля)
Прп. Сильвестр Обнорский, Пошехонский, чудотворец, ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1379, память 25 апреля)
Свт. Кирилл, еп. Ростовский (+ 1384)
Блгв. кн. Андрей Смоленский, Переяславский (+ после 1390, память 27 октября)
Свт. Иаков, еп. Ростовский (+ 1391, память 27 ноября)
Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский, игум. (+ 1392, память 11 февраля, 3 июня)
Прп. Сергий Радонежский, игум., всея России чудотворец (+ 1392, память 5 июля, 24 августа, 25 сентября)
Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник прп. Сергия Радонежского (+ 1394, память 28 ноября)
Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, игум., ученик прп. Афанасия Старшего (+ 1395, память 12 сентября)
Свт. Стефан Пермский, еп. Великопермский (+ 1396, память 26 апреля)
Прп. Онисим Радонежский, вратарь, ученик прп. Сергия Радонежского (XIV, память 15 февраля)
Прп. Елисей Радонежский, иеродиак., ученик прп. Сергия Радонежского (XIV в., память 14 июня)
Прп. Стефан Московский, брат прп. Сергия Радонежского (XIV-XV, память 14 июля)
Прп. Феодор Ростовский, Борисоглебский, игум. (+ 1409, память 22 октября)
Прп. Павел Ростовский, Борисоглебский, игум. (после 1409, память 22 октября)
Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (+ 1416, память 3 мая)
Прп. Епифаний Премудрый, Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1418-1422, память 12 мая)
Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (+ 1425, память 18 октября)
Свт. Ефрем, архиеп. Ростовский (+ 1454, память 27 марта)
Прп. Варлаам Улейминский, Угличский (+ после 1460)
Свт. Трифон, еп. Ростовский (+ 1468, память 1 февраля)
Блаж. Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец (+ 1474, память 14 мая)
Свт. Вассиан I (Рыло), архиеп. Ростовский (+ 1481, память 23 марта)
Блгв. кн. Андрей Угличский (+ 1494, память 6 ноября)
Прп. Фекла (в миру Феодосия) Переяславская, мать Даниила Переяславского (XV-XVI, память 7 апреля)
Прп. Севастиан Сохотский, Пошехонский (+ ок. 1500, память 26 февраля, 18 декабря)
Прп. Паисий Угличский, игум. (+ 1504, память 8 января, 6 июня)
Прп. Кассиан Грек, Угличский, чудотворец (+ 1504, память 21 мая, 2 октября)
Прп. Адриан Угличский (+ после 1504, память 26 августа)
Прп. Вассиан Угличский, Рябовский, чудотворец (+ 1509, память 12 февраля, 21 мая, 11 июня)
Свт. Вассиан II, архиеп. Ростовский (+ 1515, память 25 января)
Прп. Иоанн (в иночестве Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий, князь, схим. (+ 1523, память 19 мая, 28 декабря)
Прп. Даниил Переяславский, архим. (+ 1540, память 7 апреля, 28 июля, 30 декабря)
Блгв. кн. Димитрий Угличский, Прилуцкий (+ после 1540, память 19 мая)
Прп. Киприан Тропский, Ярославский (+ до сер. XVI)
Прп. Леонид Пошехонский, ученик и сподвижник прп. Адриана (+ 1549, память 5 марта)
Прмч. Адриан Пошехонский, Ярославский, игум. (+ 1550, память 5 марта, 19 ноября)
Прп. Герасим Болдинский (+ 1554, память 1 мая, 7 июля)
Прп. Геннадий Костромской, Любимоградский (+ 1565, память 23 января, 19 августа)
Блаж. Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец (+ 1580, память 3 сентября, 12 ноября)
Блаж. Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый (+ 1589, память 12 июня, 3 июля)
Блгв. Димитрий Угличский, царевич, страстотерпец (+ 1591, память 15 мая, 3 июня, 19 октября)
Прп. Игнатий Ломский, Ярославский (+ 1591, память 28 декабря)
Блаж. Стефан Ростовский, Христа ради юродивый (ок. 1592)
Прп. Боголеп Угличский, иером. (XVI, память 22 августа)
Прп. Исаакий Ломский (кон. XVI - нач. XVII, память 28 декабря)
Мч. Василий Мангазейский (+ 1600, память 23 марта, 10 мая)
Свт. Иов, патр. Московский и всея Руси (+ 1607, память 5 апреля, 19 июня)
Прмч. Даниил Грехозаруцкий и с ним 30 преподобномучеников и 200 мучеников Грехозаруцких, Угличских (+ 1608, память 1 октября)
Прмц. Анастасия Угличская, игумения и с ней 35 преподобномучениц (+ 1609, память 10 апреля)
Прмчч. Антоний, игум. Покровский, Герасим архим., Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские (+ 1609, память 24 мая)
Прп. Иринарх (в миру Илия) Ростовский, затворник (+ 1616, память 13 января)
Прп. Дорофей Югский, Ярославский (+ 1622, память 5 июня)
Прп. Никодим (в миру Никита) Кожеезерский, Хозьюгский (+ 1640, память 3 июля, 31 октября)
Прп. Дионисий Переяславский (+ 1645, память 15 апреля)
Блаж. Илия Даниловский, Ярославский, Христа ради юродивый (1-я пол. XVII)
Блаж. Сергий Переяславский, схим., Христа ради юродивый (1-я пол. XVII)
Мч. Иоанн Угличский, младенец (+ 1663, память 25 июня)
Прп. Иоаким Шартомский (сер. XVII)
Прп. Корнилий Переяславский (+ 1693, память 22 июля)
Блаж. Афанасий Ростовский, Христа ради юродивый (XVII)
Прп. Пимен Ростовский, затворник и верижник (XVII, память 26 августа)
Свт. Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало), митр. Ростовский (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября)
Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля)
Прп. Феодор Санаксарский, иером. (+ 1791, память 19 февраля, 21 апреля)
Прп. Иларион Югский (XVIII в., память 5 июня)
Прав. Феодор Ушаков, Санаксарский, адмирал, племянник прп. Феодора Санаксарского (+ 1817, память 23 июля, 2 октября)
Свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский (+ 1857, память 21 декабря)
Прп. Моисей Оптинский, схиархим. (+ 1862, память 16 июня)
Прп. Антоний Оптинский, схиигум. (+ 1865, память 7 августа)
Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867, память 30 апреля)
Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский (+ 1867, память 19 ноября)
Сщмч. Александр Смирнов, иерей (+ 1918)
Сщмч. Константин Снятиновский, иерей (+ 1918)
Сщмч. Андроник (Никольский), архиеп. Пермский и Кунгурский (+ 1918, память 7 июня)
Прмч. Никандр (Прусак), иером. (+ 1918, память 17 июня)
Сщмч. Геннадий Здоровцев, иерей (+ 1918, память 22 июня)
Сщмч. Петр Зефиров, иерей (+ 1918, память 10 июля)
Прмч. Иосиф (Баранов), иером. (+ 1918, память 8 августа)
Сщмч. Вячеслав Закедский, иерей (+ 1918, память 10 августа)
Сщмч. Алексий Великосельский, иерей (+ 1918, память 17 августа)
Сщмч. Александр Елоховский, иерей (+ 1918, память 21 августа)
Сщмч. Димитрий Вознесенский, иерей (+ 1918, память 4 октября)
Сщмч. Николай Любомудров, иерей (+ 1918, память 20 октября)
Сщмч. Иоанн Виленский, иерей (+ 1918, память 28 октября)
Сщмч. Николай Брянцев, иерей (+ 1919, память 25 июня)
Сщмч. Владимир Виноградов, иерей (+ 1919, память 9 декабря)
Сщмч. Михаил Белороссов, прот. (+ 1920,память 11 мая)
Сщисп. Тихон, патр. Московский и всея Руси (+ 1925, память 25 марта, 26 сентября)
Сщисп. Агафангел (Преображенский), митр. Ярославский и Ростовский (+ 1928, память 3 октября)
Сщмч. Николай Розин, иерей (+ 1930)
Сщмч. Николай Розов, иерей (+ 1930, память 7 марта)
Сщмч. Вениамин (Воскресенский), еп. Романовский (+ 1930, память 22 сентября)
Сщмч. Иоанн Рудинский, иерей (+ 1930, память 29 октября)
Сщмч. Петр Фаворитов, диак. (+ 1931)
Сщисп. Феодор Богоявленский, иерей (+ 1933, память 28 января)
Сщисп. Николай Писаревский, иерей (+ 1933, память 21 апреля)
Прмц. Анна (Благовещенская), инокиня (+ 1937, память 26 февраля)
Сщмч. Петр Попов, иерей (+ 1937, память 12 мая)
Сщмч. Петр Токарев, иерей (+ 1937, память 7 августа)
Сщмч. Алексий Введенский, диак. (+ 1937, память 13 августа)
Сщмч. Иаков Архипов, иерей (+ 1937, память 13 августа)
Сщмч. Николай Орлов, иерей (+ 1937, память 13 августа)
Прмч. Иерофей (Глазков), иером. (+ 1937, память 22 августа)
Сщмч. Глеб Апухтин, иерей (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Евгений Попов, иерей (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Петр Григорьев, иерей (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Евгений Елховский, иерей (+ 1937, память 16 октября)
Сщмч. Иоанн Талызин, иерей (+ 1937, память 20 октября)
Прмч. Григорий (Воробьев), иером. (+ 1937, память 22 октября)
Сщмч. Николай Ушаков, иерей (+ 1937, память 22 октября)
Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (+ 1937, память 22 октября)
Сщмч. Иоанн Смирнов, иерей (+ 1937, память 24 октября)
Сщмч. Николай Никольский, иерей (+ 1937, память 24 октября)
Сщмч. Александр Петропавловский, иерей (+ 1937, память 4 ноября)
Прмч. Алексий (Задворнов), иером. (+ 1937, память 9 ноября)
Сщмч. Николай Дунаев, иерей (+ 1937, память 14 ноября)
Мч. Александр Уксусов (+ 1937, память 23 ноября)
Сщмч. Михаил Зеленцовский, иерей (+ 1937, память 26 ноября)
Сщмч. Николай Ершов, иерей (+ 1937, память 3 декабря)
Сщмч. Димитрий Казанский, иерей (+ после 1937, память 4 июля)
Мц. Анастасия Лебедева (+ после 1937, память 29 октября)
Сщмч. Павел Успенский, иерей (+ 1938, память 17 января)
Мч. Борис Заварин, псаломщик (+ 1938, память 25 января)
Сщмч. Андрей Добрынин, прот. (+ 1938, память 8 февраля)
Сщмч. Михаил Горбунов, иерей (+ 1938, память 22 февраля)
Сщмч. Иоанн Дунаев, иерей (+ 1938, память 26 февраля)
Сщмч. Иоанн Миротворцев, иерей (+ 1938, память 5 марта)
Прмч. Мардарий (Исаев), иером. (+ 1938, память 5 марта)
Сщмч. Иоанн Плеханов, иерей (+ 1938, память 12 марта)
Сщмч. Сергий Заварин, иерей (+ 1938, память 1 апреля)
Сщмч. Флегонт Понгильский, прот. (+ 1938, память 10 апреля)
Сщмч. Василий Аменицкий, прот. (+ 1938, память 7 августа)
Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (+ 1938, память 8 августа)
Сщмч. Петр Богородский, иерей (+ 1938, память 24 октября)
Сщмч. Василий Крылов, иерей (+ 1938, память 6 ноября)
Сщмч. Николай Розов, прот. (+ 1938, память 10 декабря)
Сщмч. Феодор Поройков, прот. (+ 1938, память 22 декабря)
Мц. Анна Шашкина (+ 1939, память 28 апреля)
Сщмч. Владимир Вятский, иерей (+ 1939, память 26 сентября)
Сщмч. Василий Преображенский, иерей (+ 1940, память 1 июня)
Сщмч. Димитрий Смирнов, прот. (+ 1940, память 13 июня)
Сщмч. Александр Поздеевский, иерей (+ 1940, память 12 октября)
Сщисп. Михаил Розов, иерей (+ 1941, память 8 января)
Мч. Иоанн Коротков (+ 1941, память 17 сентября)
Сщисп. Николай Розов, прот. (+ 1941, память 25 сентября)
Прмч. Геннадий (Летюк), иером. (+ 1941, память 5 декабря)
Сщмч. Александр Абиссов, иерей (+ 1942, память 8 февраля)
Сщмч. Михаил Борисов, прот. (+ 1942, память 22 мая)
Сщмч. Николай Понгильский, иерей (+ 1942, память 24 июля)
Сщмч. Сергий Мечев, прот. (+ 1942, память 24 декабря)
Присп. Мария (Корепова), инокиня (+ после 1942)
Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля, 5 октября)
Мц. Мария Данилова (+ 1946, память 30 декабря)
Сщисп. Николай Виноградов, прот. (+ 1948, память 18 ноября)
Прп. Серафим, Вырицкий (+ 1949, память 21 марта)
Исп. Георгий Седов (+ 1960, память 3 декабря)
Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский (+ 1961, память 29 мая)
Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. б. Ковровский (+ 1962, память 15 октября)
Исп. Ираида Тихова (+ 1967, память 25 июля)
Свт. Александр Переяславский (?, память 14 мая)
Блаж. Онуфрий Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый (?, память 12 июня)
Прп. Кирилл Борисоглебский, схим. (?)

Преподобный Паисий Галичский
Пре­по­доб­ный Па­и­сий Га­лич­ский, игу­мен, а по­том ар­хи­манд­рит в оби­те­ли Успе­ния Бо­го­ма­те­ри, рас­по­ла­гав­шей­ся на бе­ре­гу озе­ра, неда­ле­ко от го­ро­да Га­ли­ча. Неиз­вест­но, где ро­дил­ся он, от ка­ких ро­ди­те­лей и где при­нял ино­че­ский об­раз, ибо се­го не об­ре­та­ет­ся в пи­са­ни­ях. Неиз­вест­но кем и ко­гда по­стро­ен Га­лич­ский мо­на­стырь. Об­ре­та­ет­ся лишь в древ­них ле­то­пи­сях Га­лич­ских, что при кня­же­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389), некто бо­ярин Иоанн, про­зва­ни­ем Овин, жил близ го­ро­да Га­ли­ча, и под­ле его до­ма был мо­на­стырь с цер­ко­вью вет­хою во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Ко­гда храм свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая об­вет­шал, вме­сто него при бла­го­вер­ном мос­ков­ском кня­зе Ди­мит­рии Дон­ском был вы­стро­ен но­вый. По­жерт­во­ва­ния на стро­и­тель­ство бы­ли пе­ре­да­ны бо­яри­ном Иоан­ном (Ови­ном), по­лу­чив­шим от неко­го незна­ком­ца об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с усло­ви­ем, что он по­стро­ит цер­ковь в честь Ее слав­но­го Успе­ния. Та­ким об­ра­зом по­сле со­ору­же­ния но­во­го хра­ма Ни­коль­ский мо­на­стырь стал име­но­вать­ся Успен­ским.

В 1433 го­ду, по­стра­дав от меж­до­усоб­ных рас­прей меж­ду ве­ли­ким кня­зем мос­ков­ским Ва­си­ли­ем Ва­си­лье­ви­чем Тем­ным и его род­ным дя­дей Ге­ор­ги­ем Ди­мит­ри­е­ви­чем Га­лич­ским, Успен­ский мо­на­стырь ли­шил­ся и сво­ей глав­ной свя­ты­ни — об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри, ра­ди ко­то­ро­го стро­и­лась цер­ковь Успе­ния. Ве­ли­кий князь мос­ков­ский ре­шил взять его с со­бой в Моск­ву. Од­на­ко чу­дес­ным об­ра­зом ико­на Пре­свя­той Де­вы вновь ока­за­лась на преж­нем ме­сте. Это со­бы­тие еще бо­лее про­сла­ви­ло ико­ну, к ко­то­рой ста­ли при­хо­дить на по­кло­не­ние мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки.

Пре­по­доб­ный Па­и­сий, игу­мен Успен­ско­го мо­на­сты­ря, по прось­бе га­лич­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Крас­но­го, сы­на кня­зя Ге­ор­гия Ди­мит­ри­е­ви­ча, за­ка­зал спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за и от­пра­вил­ся с ним в Моск­ву про­сить у ве­ли­ко­го кня­зя по­кро­ви­тель­ства для сво­ей оби­те­ли. Свя­то­го игу­ме­на тор­же­ствен­но, при ко­ло­коль­ном звоне встре­ти­ли ве­ли­кий князь, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Иона († 1461; па­мять 15/28 июня) и мно­го­чис­лен­ные бо­го­моль­цы. Пре­по­доб­ный Па­и­сий оста­вил в Москве при­не­сен­ный им спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В знак бла­го­дар­но­сти ве­ли­кий князь вы­дал пре­по­доб­но­му Па­и­сию охран­ную гра­мо­ту, пред­пи­сы­вав­шую на­мест­ни­кам за­щи­щать Успен­ский мо­на­стырь от вся­ких на­па­де­ний и за­бо­тит­ся о его ду­хов­ном про­цве­та­нии. На об­рат­ном пу­ти в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Па­и­сия со­про­вож­да­ли два мос­ков­ских ар­хи­манд­ри­та.

Пре­по­доб­ный Па­и­сий под­ви­зал­ся в Успен­ском мо­на­сты­ре бо­лее 70 лет. Он мно­го тру­дил­ся над бла­го­устрой­ством оби­те­ли, вос­ста­но­вил ее по­сле раз­ру­ше­ния во вре­мя кня­же­ских меж­до­усо­биц. За стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь и мно­гие ино­че­ские доб­ро­де­те­ли свя­ти­тель Иона воз­вел пре­по­доб­но­го Па­и­сия в сан ар­хи­манд­ри­та.

По про­ше­ствии мно­гих лет бы­ло из­ве­ще­ние пре­по­доб­но­му Па­и­сию о ско­ром его ис­хо­де. На­чал он при­го­тов­лять се­бя к се­му ве­ли­ко­му дню, и не толь­ко се­бя, но и бра­тию, в непре­стан­ных по­уче­ни­ях пред­став­ляя пе­ред оча­ми ее неиз­беж­ный час смерт­ный, и мы­тар­ства воз­душ­ные и Страш­ный суд Бо­жий, на ко­то­ром от­де­ля­ют­ся ов­цы от коз­лищ, но не ра­зу­ме­ли бра­тия по­че­му он так ча­сто го­во­рит о смер­ти и су­де. Ко­гда же при­бли­зил­ся день кон­чи­ны, по­чув­ство­вал пре­по­доб­ный ма­лую бо­лезнь и стал при­го­тов­лять­ся все­нощ­ным бде­ни­ем к Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, чтобы сде­лать­ся при­част­ни­ком Хри­сто­вых Та­ин в на­пут­ствии жи­во­та веч­но­го. По­сле при­ча­ще­ния ли­цо его про­све­ти­лось небес­ным све­том, и все с изум­ле­ни­ем на него взи­ра­ли, ожи­дая, что бу­дет. «Помни­те ли сло­ва мои, — ска­зал уми­ра­ю­щий ста­рец, — как я все­гда го­во­рил вам, что бли­зок день Гос­по­день ве­ли­кий; день жи­тия на­ше­го уже при­к­ло­нил­ся к ве­че­ру: вот ныне по­стиг ме­ня сей день. Мо­лю вас, и по­сле мо­е­го от­ше­ствия тер­пи­те здесь ра­ди Бо­га, как обе­ща­лись в оби­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­блю­дая ве­ру до кон­ца на­ше­го по­дви­га, да спо­до­би­тесь неосуж­ден­но до­стиг­ну­ти гор­не­го Си­о­на и по­кло­нить­ся вос­крес­ше­му Хри­сту». Пла­ка­ли бра­тия, раз­лу­ча­ясь с доб­рым на­став­ни­ком, ко­то­рый, уте­шая их, обе­щал за них мо­лить­ся и го­во­рил, что бу­дет со­блю­дать оби­тель, ес­ли бра­тия бу­дут со­блю­дать за­по­ве­ди Бо­жии.

При са­мом ис­хо­де про­стер­ся ста­рец Па­и­сий на убо­гом од­ре сво­ем и осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, тво­ря пред­смерт­ную мо­лит­ву: «Гос­по­ди! В ру­це Твои пре­даю дух мой». Бла­жен­ная кон­чи­на пре­по­доб­но­го Па­и­сия по­сле­до­ва­ла в глу­бо­кой ста­ро­сти 23 мая 1460 го­да. Кел­лия и вся оби­тель ис­пол­ни­лась бла­го­уха­ния в час его кон­чи­ны, и со мно­ги­ми сле­за­ми по­греб­ли его бра­тия в со­здан­ной им церк­ви Успе­ния Бо­го­ма­те­ри, где на­хо­дит­ся и чу­до­твор­ная Ови­нов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Успен­ская оби­тель по­сле кон­чи­ны свя­то­го бы­ла на­зва­на его име­нем.

К ли­ку свя­тых пре­по­доб­ный Па­и­сий был при­чис­лен, ве­ро­ят­но, в XVII ве­ке, ко­гда ему бы­ла со­став­ле­на служ­ба. В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» о свя­том Па­и­сии ска­за­но: «Пре­по­доб­ный отец наш Па­и­сий, игу­мен, Га­лич­ский чу­до­тво­рец, по­до­би­ем сед, бра­да аки Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, на ко­нец раз­дво­и­лась, кур­че­ва­та; ри­зы мо­на­ше­ские».

Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­ха­ил чер­но­ри­зец жил в IX ве­ке, про­ис­хо­дил из го­ро­да Эдес­сы (Ме­со­по­та­мия) от ро­ди­те­лей хри­сти­ан и был рев­ност­ным уче­ни­ком свя­то­го Фе­о­до­ра Эдес­ско­го (па­мять 9 июля). Раз­дав бед­ным остав­ше­е­ся по­сле ро­ди­те­лей иму­ще­ство, он от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам. Иеру­са­лим же в то вре­мя был за­хва­чен му­суль­ма­на­ми. Свя­той Ми­ха­ил остал­ся в Па­ле­стине и по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре свя­то­го Сав­вы. Од­на­жды он был по­слан из мо­на­сты­ря в Иеру­са­лим про­да­вать из­де­лия ино­ков. На рын­ке ев­нух му­суль­ман­ской ца­ри­цы Се­иды, уви­дев, что мо­на­стыр­ские из­де­лия бы­ли кра­си­вы и хо­ро­шо сде­ла­ны, при­вел его с со­бой к ца­ри­це. Мо­ло­дой инок по­нра­вил­ся ца­ри­це, ко­то­рая пы­та­лась во­влечь его в гре­хов­ную связь, но на­ме­ре­ния ее ока­за­лись тщет­ны­ми. То­гда по при­ка­зу раз­гне­ван­ной Се­иды ино­ка из­би­ли пал­ка­ми, а за­тем об­ви­ни­ли пе­ред ца­рем как вра­га ма­го­ме­тан­ства. Рас­спро­сив ино­ка, царь стал убеж­дать его при­нять ма­го­ме­тан­скую ве­ру, но свя­той Ми­ха­ил от­ве­чал: «Про­шу те­бя – или от­пу­сти ме­ня в оби­тель к мо­е­му на­став­ни­ку, или кре­стись в на­шу хри­сти­ан­скую ве­ру, или от­се­ки мне го­ло­ву, и я то­гда отой­ду ко Хри­сту Бо­гу мо­е­му». Царь при­ка­зал дать свя­то­му ча­шу со смер­тель­ным ядом, вы­пив ко­то­рую, свя­той Ми­ха­ил остал­ся невре­дим, по­сле че­го царь по­ве­лел от­сечь ему го­ло­ву. Кон­чи­на му­че­ни­ка про­изо­шла в Иеру­са­ли­ме, но мо­на­хи оби­те­ли свя­то­го Сав­вы пе­ре­нес­ли те­ло свя­то­го в свою Лав­ру и по­греб­ли в ней с по­че­стя­ми. В на­ча­ле XII ве­ка мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка ви­дел там игу­мен Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Да­ни­ил, пу­те­ше­ство­вав­ший по свя­тым ме­стам.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU