23 мая по старому стилю / 5 июня по новому стилю
понедельник
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).
День Святого Духа.
Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821).
Обре́тение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173).
Прп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX).
Обре́тение мощей мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001).
Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа).
Молитва Святому Духу:
Царю́ Небе́сный,/ Уте́шителю, Ду́ше и́стины,/ Иже везде́ сый/ и вся исполня́яй,/ сокро́вище благи́х/ и жи́зни Пода́телю,/ прииди́ и всели́ся в ны,/ и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,// и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
******* Взаимодействие Божественной благодати и человеческих усилий можно сравнить с движением парусного судна. Судно может быть прекрасно оснащено, на нем может быть замечательная команда профессионалов, но если ветер не будет дуть в паруса, то яхта останется на месте. И если нет парусов, то напрасно будет дуть ветер. Ветер – это и есть действие Божественной благодати, а парус – это человек, это наши земные дела, это наша человеческая цивилизация. От того, как мы ее построим, как мы обустроим нашу жизнь, будет зависеть, наполнит ли паруса Божественный ветер или нет. А для этого нужно, чтобы те, кто ведет корабль, понимали, как нужно ставить парус. Это и есть образ взаимодействия Бога и человека – как в нашей личной жизни, так и в жизни общества, государства, всего рода человеческого. И если мы стремимся создавать замечательные сверхтехнологичные суда, но не заботимся о том, чтобы сила Божественной благодати наполняла развернутые над ними паруса, то тщетны все= наши усилия.
Сошествие Святого Духа (икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)
День Святого Духа, Духов день (греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος, цсл. Понедельник Святаго Духа), праздник в честь Святого Духа, отмечается Церковью на следующий день (в понедельник) после Пятидесятницы.
Этот праздник был установлен "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Праздник в честь Св. Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. Впрочем, эта великая вечерня обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Духова дня; в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Духов день начинается с повечерия или утрени.
По положению в кругу литургического года Духов день соответствует другим дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. Знаки праздников месяцеслова), за которыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Духов день, относящийся к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Духову дню праздник Пятидесятницы.
В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа. В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9). Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8b - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Св. Духа). В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).
Святитель Михаил исповедник
Святитель Михаил исповедник с юных лет стремился к монашеской жизни и был направлен святейшим патриархом Тарасием (784–806) в монастырь, расположенный на берегу Черного моря. С ним вместе поступил в обитель и святой Феофилакт (память 8 марта), будущий епископ Никомидийский. Оба инока с усердием проходили в обители подвиги спасения и вскоре были прославлены благодатными дарованиями от Господа. Однажды во время жатвы, когда люди изнемогали от жажды, по молитве иноков пустой медный сосуд стал источать воду.
Святейший патриарх Тарасий рукоположил святого Михаила в епископы города Синад. За свою святую жизнь и мудрость святитель Михаил снискал глубокую любовь у верующего народа и особое внимание императоров Никифора I (802–811) и Михаила I Рангава (811–813). В 787 году святитель Михаил присутствовал на Седьмом Вселенском Соборе в Никее.
Когда на престол вступил иконоборец-еретик Лев Армянин (813–820), он стал изгонять православных архиереев с их кафедр, назначая на их место своих единомышленников-еретиков.
Святитель Михаил в это время твердо защищал Православие, мужественно противодействуя еретикам и обличая их заблуждения. Лев Армянин осудил святителя Михаила, но он, не страшась мучений, твердо отвечал: «Я почитаю святые иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Матери Его, и всех святых и поклоняюсь им. Твое распоряжение об удалении икон из храмов не исполню». Тогда Лев Армянин сослал святителя Михаила в заточение в город Евдокиаду, где исповедник скончался около 821 года. Глава святителя Михаила хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, часть мощей – в Иверском монастыре.
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, дочь князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, – место будущей обители, – подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.
Святитель Леонтий Ростовский, епископ
Святитель Леонтий, епископ Ростовский – один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которые можно считать достаточно достоверными, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю Святым Крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».
Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.
В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало Святое Крещение.
Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли Святое Крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», – говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением православия в местах прежнего идолослужения.
Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.
Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, – сказано в его житии Никоном летописцем, – покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло, и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.
В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.
Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов Ростову летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.
Святой Леонтий – один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).
Собор Ростово-Ярославских святых, празднование Русской Православной Церкви в честь святых, чей подвижнический путь связан с Ростово-Ярославской землей
Установлен 10 марта 1964 года по инициативе архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода Русской Православной Церкви . Празднование совпадает с днем памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли.
В Собор входят:
Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля)
Свт. Феодор, еп. Суздальский, чудотворец (+ 1023, память 8 июня, 20 августа)
Сщмч. Леонтий, еп. Ростовский (+ 1073, память 23 мая)
Прп. Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец (+ 1073-1077, память 29 октября)
Свт. Исаия, еп. Ростовский, чудотворец (+ 1090, память 15 мая)
Свт. Симон, еп. Ростовский (1-я пол. XII)
Прп. Никита Столпник, Переяславский, чудотворец (+ 1186, память 24 мая)
Свт. Лука, еп. Ростовский (+ 1189, память 10 ноября)
Прп. Авраамий Ярославский, Преображенский, игум. (+ после 1219, память 23 сентября)
Блгв. кн. Василий (Василько) Константинович Ростовский, страстотерпец (+ 1238, память 4 марта)
Блгв. кн. Василий Всеволодович Ярославский (+ 1249, память 8 июня, 3 июля)
Блгв. кн. Константин Всеволодович Ярославский (+ 1257, память 8 июня, 3 июля)
Свт. Кирилл, еп. Ростовский (+ 1262, память 21 мая)
Блгв. кн. Александр (в схиме Алексий) Невский (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
Блгв. кн. Глеб Ростовский, Белозерский (+ 1280, память 24 июля)
Блгв. кн. Роман Угличский (+ 1285, память 3 февраля)
Свт. Игнатий I, еп. Ростовский (+ 1288, память 28 мая)
Прп. Петр Ордынский, Ростовский, царевич (+ 1290, память 30 июня)
Блгв. кн. Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, чудотворец (+ 1299, память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Блгв. кн. Константин Ярославский, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец (+ до 1321, память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Блгв. кн. Давид Ярославский, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец (+ 1321, память 5 марта, 22 июня, 19 сентября)
Свт. Прохор (в схиме Трифон), еп. Ростовский (+ 1328, память 7 сентября)
Свт. Антоний Ростовский, еп. (+ 1336, память 28 июля)
Прпп. Кирилл и Мария Радонежские, схимонахи, родители прп. Сергия Радонежского (+ до 1337, память 18 января, 28 сентября)
Блгв. кн. Василий Ярославский (+ 1344, память 13 июля)
Прп. Сильвестр Обнорский, Пошехонский, чудотворец, ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1379, память 25 апреля)
Свт. Кирилл, еп. Ростовский (+ 1384)
Блгв. кн. Андрей Смоленский, Переяславский (+ после 1390, память 27 октября)
Свт. Иаков, еп. Ростовский (+ 1391, память 27 ноября)
Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский, игум. (+ 1392, память 11 февраля, 3 июня)
Прп. Сергий Радонежский, игум., всея России чудотворец (+ 1392, память 5 июля, 24 августа, 25 сентября)
Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник прп. Сергия Радонежского (+ 1394, память 28 ноября)
Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, игум., ученик прп. Афанасия Старшего (+ 1395, память 12 сентября)
Свт. Стефан Пермский, еп. Великопермский (+ 1396, память 26 апреля)
Прп. Онисим Радонежский, вратарь, ученик прп. Сергия Радонежского (XIV, память 15 февраля)
Прп. Елисей Радонежский, иеродиак., ученик прп. Сергия Радонежского (XIV в., память 14 июня)
Прп. Стефан Московский, брат прп. Сергия Радонежского (XIV-XV, память 14 июля)
Прп. Феодор Ростовский, Борисоглебский, игум. (+ 1409, память 22 октября)
Прп. Павел Ростовский, Борисоглебский, игум. (после 1409, память 22 октября)
Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (+ 1416, память 3 мая)
Прп. Епифаний Премудрый, Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1418-1422, память 12 мая)
Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (+ 1425, память 18 октября)
Свт. Ефрем, архиеп. Ростовский (+ 1454, память 27 марта)
Прп. Варлаам Улейминский, Угличский (+ после 1460)
Свт. Трифон, еп. Ростовский (+ 1468, память 1 февраля)
Блаж. Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец (+ 1474, память 14 мая)
Свт. Вассиан I (Рыло), архиеп. Ростовский (+ 1481, память 23 марта)
Блгв. кн. Андрей Угличский (+ 1494, память 6 ноября)
Прп. Фекла (в миру Феодосия) Переяславская, мать Даниила Переяславского (XV-XVI, память 7 апреля)
Прп. Севастиан Сохотский, Пошехонский (+ ок. 1500, память 26 февраля, 18 декабря)
Прп. Паисий Угличский, игум. (+ 1504, память 8 января, 6 июня)
Прп. Кассиан Грек, Угличский, чудотворец (+ 1504, память 21 мая, 2 октября)
Прп. Адриан Угличский (+ после 1504, память 26 августа)
Прп. Вассиан Угличский, Рябовский, чудотворец (+ 1509, память 12 февраля, 21 мая, 11 июня)
Свт. Вассиан II, архиеп. Ростовский (+ 1515, память 25 января)
Прп. Иоанн (в иночестве Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий, князь, схим. (+ 1523, память 19 мая, 28 декабря)
Прп. Даниил Переяславский, архим. (+ 1540, память 7 апреля, 28 июля, 30 декабря)
Блгв. кн. Димитрий Угличский, Прилуцкий (+ после 1540, память 19 мая)
Прп. Киприан Тропский, Ярославский (+ до сер. XVI)
Прп. Леонид Пошехонский, ученик и сподвижник прп. Адриана (+ 1549, память 5 марта)
Прмч. Адриан Пошехонский, Ярославский, игум. (+ 1550, память 5 марта, 19 ноября)
Прп. Герасим Болдинский (+ 1554, память 1 мая, 7 июля)
Прп. Геннадий Костромской, Любимоградский (+ 1565, память 23 января, 19 августа)
Блаж. Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец (+ 1580, память 3 сентября, 12 ноября)
Блаж. Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый (+ 1589, память 12 июня, 3 июля)
Блгв. Димитрий Угличский, царевич, страстотерпец (+ 1591, память 15 мая, 3 июня, 19 октября)
Прп. Игнатий Ломский, Ярославский (+ 1591, память 28 декабря)
Блаж. Стефан Ростовский, Христа ради юродивый (ок. 1592)
Прп. Боголеп Угличский, иером. (XVI, память 22 августа)
Прп. Исаакий Ломский (кон. XVI - нач. XVII, память 28 декабря)
Мч. Василий Мангазейский (+ 1600, память 23 марта, 10 мая)
Свт. Иов, патр. Московский и всея Руси (+ 1607, память 5 апреля, 19 июня)
Прмч. Даниил Грехозаруцкий и с ним 30 преподобномучеников и 200 мучеников Грехозаруцких, Угличских (+ 1608, память 1 октября)
Прмц. Анастасия Угличская, игумения и с ней 35 преподобномучениц (+ 1609, память 10 апреля)
Прмчч. Антоний, игум. Покровский, Герасим архим., Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские (+ 1609, память 24 мая)
Прп. Иринарх (в миру Илия) Ростовский, затворник (+ 1616, память 13 января)
Прп. Дорофей Югский, Ярославский (+ 1622, память 5 июня)
Прп. Никодим (в миру Никита) Кожеезерский, Хозьюгский (+ 1640, память 3 июля, 31 октября)
Прп. Дионисий Переяславский (+ 1645, память 15 апреля)
Блаж. Илия Даниловский, Ярославский, Христа ради юродивый (1-я пол. XVII)
Блаж. Сергий Переяславский, схим., Христа ради юродивый (1-я пол. XVII)
Мч. Иоанн Угличский, младенец (+ 1663, память 25 июня)
Прп. Иоаким Шартомский (сер. XVII)
Прп. Корнилий Переяславский (+ 1693, память 22 июля)
Блаж. Афанасий Ростовский, Христа ради юродивый (XVII)
Прп. Пимен Ростовский, затворник и верижник (XVII, память 26 августа)
Свт. Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало), митр. Ростовский (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября)
Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля)
Прп. Феодор Санаксарский, иером. (+ 1791, память 19 февраля, 21 апреля)
Прп. Иларион Югский (XVIII в., память 5 июня)
Прав. Феодор Ушаков, Санаксарский, адмирал, племянник прп. Феодора Санаксарского (+ 1817, память 23 июля, 2 октября)
Свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский (+ 1857, память 21 декабря)
Прп. Моисей Оптинский, схиархим. (+ 1862, память 16 июня)
Прп. Антоний Оптинский, схиигум. (+ 1865, память 7 августа)
Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867, память 30 апреля)
Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский (+ 1867, память 19 ноября)
Сщмч. Александр Смирнов, иерей (+ 1918)
Сщмч. Константин Снятиновский, иерей (+ 1918)
Сщмч. Андроник (Никольский), архиеп. Пермский и Кунгурский (+ 1918, память 7 июня)
Прмч. Никандр (Прусак), иером. (+ 1918, память 17 июня)
Сщмч. Геннадий Здоровцев, иерей (+ 1918, память 22 июня)
Сщмч. Петр Зефиров, иерей (+ 1918, память 10 июля)
Прмч. Иосиф (Баранов), иером. (+ 1918, память 8 августа)
Сщмч. Вячеслав Закедский, иерей (+ 1918, память 10 августа)
Сщмч. Алексий Великосельский, иерей (+ 1918, память 17 августа)
Сщмч. Александр Елоховский, иерей (+ 1918, память 21 августа)
Сщмч. Димитрий Вознесенский, иерей (+ 1918, память 4 октября)
Сщмч. Николай Любомудров, иерей (+ 1918, память 20 октября)
Сщмч. Иоанн Виленский, иерей (+ 1918, память 28 октября)
Сщмч. Николай Брянцев, иерей (+ 1919, память 25 июня)
Сщмч. Владимир Виноградов, иерей (+ 1919, память 9 декабря)
Сщмч. Михаил Белороссов, прот. (+ 1920,память 11 мая)
Сщисп. Тихон, патр. Московский и всея Руси (+ 1925, память 25 марта, 26 сентября)
Сщисп. Агафангел (Преображенский), митр. Ярославский и Ростовский (+ 1928, память 3 октября)
Сщмч. Николай Розин, иерей (+ 1930)
Сщмч. Николай Розов, иерей (+ 1930, память 7 марта)
Сщмч. Вениамин (Воскресенский), еп. Романовский (+ 1930, память 22 сентября)
Сщмч. Иоанн Рудинский, иерей (+ 1930, память 29 октября)
Сщмч. Петр Фаворитов, диак. (+ 1931)
Сщисп. Феодор Богоявленский, иерей (+ 1933, память 28 января)
Сщисп. Николай Писаревский, иерей (+ 1933, память 21 апреля)
Прмц. Анна (Благовещенская), инокиня (+ 1937, память 26 февраля)
Сщмч. Петр Попов, иерей (+ 1937, память 12 мая)
Сщмч. Петр Токарев, иерей (+ 1937, память 7 августа)
Сщмч. Алексий Введенский, диак. (+ 1937, память 13 августа)
Сщмч. Иаков Архипов, иерей (+ 1937, память 13 августа)
Сщмч. Николай Орлов, иерей (+ 1937, память 13 августа)
Прмч. Иерофей (Глазков), иером. (+ 1937, память 22 августа)
Сщмч. Глеб Апухтин, иерей (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Евгений Попов, иерей (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Петр Григорьев, иерей (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Евгений Елховский, иерей (+ 1937, память 16 октября)
Сщмч. Иоанн Талызин, иерей (+ 1937, память 20 октября)
Прмч. Григорий (Воробьев), иером. (+ 1937, память 22 октября)
Сщмч. Николай Ушаков, иерей (+ 1937, память 22 октября)
Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (+ 1937, память 22 октября)
Сщмч. Иоанн Смирнов, иерей (+ 1937, память 24 октября)
Сщмч. Николай Никольский, иерей (+ 1937, память 24 октября)
Сщмч. Александр Петропавловский, иерей (+ 1937, память 4 ноября)
Прмч. Алексий (Задворнов), иером. (+ 1937, память 9 ноября)
Сщмч. Николай Дунаев, иерей (+ 1937, память 14 ноября)
Мч. Александр Уксусов (+ 1937, память 23 ноября)
Сщмч. Михаил Зеленцовский, иерей (+ 1937, память 26 ноября)
Сщмч. Николай Ершов, иерей (+ 1937, память 3 декабря)
Сщмч. Димитрий Казанский, иерей (+ после 1937, память 4 июля)
Мц. Анастасия Лебедева (+ после 1937, память 29 октября)
Сщмч. Павел Успенский, иерей (+ 1938, память 17 января)
Мч. Борис Заварин, псаломщик (+ 1938, память 25 января)
Сщмч. Андрей Добрынин, прот. (+ 1938, память 8 февраля)
Сщмч. Михаил Горбунов, иерей (+ 1938, память 22 февраля)
Сщмч. Иоанн Дунаев, иерей (+ 1938, память 26 февраля)
Сщмч. Иоанн Миротворцев, иерей (+ 1938, память 5 марта)
Прмч. Мардарий (Исаев), иером. (+ 1938, память 5 марта)
Сщмч. Иоанн Плеханов, иерей (+ 1938, память 12 марта)
Сщмч. Сергий Заварин, иерей (+ 1938, память 1 апреля)
Сщмч. Флегонт Понгильский, прот. (+ 1938, память 10 апреля)
Сщмч. Василий Аменицкий, прот. (+ 1938, память 7 августа)
Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (+ 1938, память 8 августа)
Сщмч. Петр Богородский, иерей (+ 1938, память 24 октября)
Сщмч. Василий Крылов, иерей (+ 1938, память 6 ноября)
Сщмч. Николай Розов, прот. (+ 1938, память 10 декабря)
Сщмч. Феодор Поройков, прот. (+ 1938, память 22 декабря)
Мц. Анна Шашкина (+ 1939, память 28 апреля)
Сщмч. Владимир Вятский, иерей (+ 1939, память 26 сентября)
Сщмч. Василий Преображенский, иерей (+ 1940, память 1 июня)
Сщмч. Димитрий Смирнов, прот. (+ 1940, память 13 июня)
Сщмч. Александр Поздеевский, иерей (+ 1940, память 12 октября)
Сщисп. Михаил Розов, иерей (+ 1941, память 8 января)
Мч. Иоанн Коротков (+ 1941, память 17 сентября)
Сщисп. Николай Розов, прот. (+ 1941, память 25 сентября)
Прмч. Геннадий (Летюк), иером. (+ 1941, память 5 декабря)
Сщмч. Александр Абиссов, иерей (+ 1942, память 8 февраля)
Сщмч. Михаил Борисов, прот. (+ 1942, память 22 мая)
Сщмч. Николай Понгильский, иерей (+ 1942, память 24 июля)
Сщмч. Сергий Мечев, прот. (+ 1942, память 24 декабря)
Присп. Мария (Корепова), инокиня (+ после 1942)
Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля, 5 октября)
Мц. Мария Данилова (+ 1946, память 30 декабря)
Сщисп. Николай Виноградов, прот. (+ 1948, память 18 ноября)
Прп. Серафим, Вырицкий (+ 1949, память 21 марта)
Исп. Георгий Седов (+ 1960, память 3 декабря)
Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский (+ 1961, память 29 мая)
Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. б. Ковровский (+ 1962, память 15 октября)
Исп. Ираида Тихова (+ 1967, память 25 июля)
Свт. Александр Переяславский (?, память 14 мая)
Блаж. Онуфрий Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый (?, память 12 июня)
Прп. Кирилл Борисоглебский, схим. (?)
Преподобный Паисий Галичский
Преподобный Паисий Галичский, игумен, а потом архимандрит в обители Успения Богоматери, располагавшейся на берегу озера, недалеко от города Галича. Неизвестно, где родился он, от каких родителей и где принял иноческий образ, ибо сего не обретается в писаниях. Неизвестно кем и когда построен Галичский монастырь. Обретается лишь в древних летописях Галичских, что при княжении Димитрия Донского († 1389), некто боярин Иоанн, прозванием Овин, жил близ города Галича, и подле его дома был монастырь с церковью ветхою во имя святителя Николая. Когда храм святителя и чудотворца Николая обветшал, вместо него при благоверном московском князе Димитрии Донском был выстроен новый. Пожертвования на строительство были переданы боярином Иоанном (Овином), получившим от некого незнакомца образ Пресвятой Богородицы с условием, что он построит церковь в честь Ее славного Успения. Таким образом после сооружения нового храма Никольский монастырь стал именоваться Успенским.
В 1433 году, пострадав от междоусобных распрей между великим князем московским Василием Васильевичем Темным и его родным дядей Георгием Димитриевичем Галичским, Успенский монастырь лишился и своей главной святыни — образа Божией Матери, ради которого строилась церковь Успения. Великий князь московский решил взять его с собой в Москву. Однако чудесным образом икона Пресвятой Девы вновь оказалась на прежнем месте. Это событие еще более прославило икону, к которой стали приходить на поклонение многочисленные паломники.
Преподобный Паисий, игумен Успенского монастыря, по просьбе галичского князя Димитрия Красного, сына князя Георгия Димитриевича, заказал список чудотворного образа и отправился с ним в Москву просить у великого князя покровительства для своей обители. Святого игумена торжественно, при колокольном звоне встретили великий князь, митрополит Московский Иона († 1461; память 15/28 июня) и многочисленные богомольцы. Преподобный Паисий оставил в Москве принесенный им список чудотворной иконы Божией Матери. В знак благодарности великий князь выдал преподобному Паисию охранную грамоту, предписывавшую наместникам защищать Успенский монастырь от всяких нападений и заботится о его духовном процветании. На обратном пути в монастырь преподобного Паисия сопровождали два московских архимандрита.
Преподобный Паисий подвизался в Успенском монастыре более 70 лет. Он много трудился над благоустройством обители, восстановил ее после разрушения во время княжеских междоусобиц. За строгую подвижническую жизнь и многие иноческие добродетели святитель Иона возвел преподобного Паисия в сан архимандрита.
По прошествии многих лет было извещение преподобному Паисию о скором его исходе. Начал он приготовлять себя к сему великому дню, и не только себя, но и братию, в непрестанных поучениях представляя перед очами ее неизбежный час смертный, и мытарства воздушные и Страшный суд Божий, на котором отделяются овцы от козлищ, но не разумели братия почему он так часто говорит о смерти и суде. Когда же приблизился день кончины, почувствовал преподобный малую болезнь и стал приготовляться всенощным бдением к Божественной литургии, чтобы сделаться причастником Христовых Таин в напутствии живота вечного. После причащения лицо его просветилось небесным светом, и все с изумлением на него взирали, ожидая, что будет. «Помните ли слова мои, — сказал умирающий старец, — как я всегда говорил вам, что близок день Господень великий; день жития нашего уже приклонился к вечеру: вот ныне постиг меня сей день. Молю вас, и после моего отшествия терпите здесь ради Бога, как обещались в обители Пресвятой Богородицы, соблюдая веру до конца нашего подвига, да сподобитесь неосужденно достигнути горнего Сиона и поклониться воскресшему Христу». Плакали братия, разлучаясь с добрым наставником, который, утешая их, обещал за них молиться и говорил, что будет соблюдать обитель, если братия будут соблюдать заповеди Божии.
При самом исходе простерся старец Паисий на убогом одре своем и осенил себя крестным знамением, творя предсмертную молитву: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Блаженная кончина преподобного Паисия последовала в глубокой старости 23 мая 1460 года. Келлия и вся обитель исполнилась благоухания в час его кончины, и со многими слезами погребли его братия в созданной им церкви Успения Богоматери, где находится и чудотворная Овиновская икона Божией Матери. Успенская обитель после кончины святого была названа его именем.
К лику святых преподобный Паисий был причислен, вероятно, в XVII веке, когда ему была составлена служба. В «Иконописном подлиннике» о святом Паисии сказано: «Преподобный отец наш Паисий, игумен, Галичский чудотворец, подобием сед, брада аки Макария Желтоводского, на конец раздвоилась, курчевата; ризы монашеские».
Святой преподобномученик Михаил черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия) от родителей христиан и был ревностным учеником святого Феодора Эдесского (память 9 июля). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться святым местам. Иерусалим же в то время был захвачен мусульманами. Святой Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух мусульманской царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия были красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице. Молодой инок понравился царице, которая пыталась вовлечь его в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага магометанства. Расспросив инока, царь стал убеждать его принять магометанскую веру, но святой Михаил отвечал: «Прошу тебя – или отпусти меня в обитель к моему наставнику, или крестись в нашу христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую, святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову. Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители святого Саввы перенесли тело святого в свою Лавру и погребли в ней с почестями. В начале XII века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по святым местам.