17 мая. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Мученицы Пелагии, девы Тарсийской

4 мая по старому стилю / 17 мая по новому стилю
среда

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы.
Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290). Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV–XV).
Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303). Сщмч. Альвиана, еп. Анейского, и учеников его (304). Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311).
Сщмч. Иоанна Васильева пресвитера (1942); сщмч. Николая Тохтуева диакона (1943).
Старорусской иконы Божией Матери (1570).


Деян., 32 зач., XIII, 13–24. Ин., 18 зач., VI, 5–14.

Тропарь и кондак Преполовения
Тропарь Преполовения, глас 8:

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак Преполовения, глас 4:
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение cиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей. Иными словами, евангельское учение заключает в себе такие ценности, усваивая которые, человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества.

Святая дева Пелагия
Святая дева Пелагия жила в III веке в городе Тарсе Киликийской области Малой Азии. Она была дочерью знатных язычников и когда услышала от знакомых ей христиан проповедь об Иисусе Христе Сыне Божием, уверовала в Него и пожелала хранить целомудрие, посвятив Господу всю свою жизнь. Наследник императора Диоклитиана (усыновленный им юноша), увидев девицу Пелагию, пленился ее красотой и пожелал взять ее в супруги. Но святая дева сказала юноше, что она обручена Бессмертному Жениху – Сыну Божию и отказывается от земного супружества. Такой ответ Пелагии привел в великий гнев царственного юношу, однако он решил на некоторое время оставить ее в покое, надеясь, что она переменит свой образ мыслей. Тем временем Пелагия упросила свою мать отпустить ее к своей кормилице, воспитывавшей ее в детстве, втайне надеясь отыскать епископа Тарсийского Клинона, удалившегося в горы во время гонения на христиан, и принять от него святое Крещение. В сонном видении Пелагии явился образ епископа Клинона, глубоко запечатлевшийся в ее памяти. Святая Пелагия отправилась к кормилице на колеснице, в богатых одеждах и в сопровождении целой свиты слуг, как пожелала того ее мать. Навстречу святой Пелагии по особому указанию Божию вышел епископ Клинон. Пелагия сразу узнала епископа, образ которого явился ей во сне. Она упала к его ногам, прося крещения. По молитве епископа из земли истек источник воды. Епископ Клинон крестил святую Пелагию, во время таинства явились Ангелы и покрыли избранницу Божию светлым покрывалом. Причастив благочестивую деву Святых Таин, епископ Клинон вознес вместе с ней молитвенное благодарение ко Господу и отпустил ее в дальнейший путь. Возвратившись к ожидавшим ее слугам, святая Пелагия проповедала им о Христе, и многие из них обратились и уверовали. Она пыталась обратить к вере во Христа свою мать, но ожесточившаяся мать послала сказать царскому сыну, что Пелагия христианка и не желает быть его супругой. Юноша понял, что Пелагия для него потеряна, и, не желая предавать ее на мучения, сам пронзил себя мечом. Тогда мать Пелагии испугалась гнева императора, связала дочь и отвела ее на суд к Диоклитиапу как христианку и мнимую виновницу смерти наследника престола. Император пленился необыкновенной красотой девушки и пытался отвратить ее от веры во Христа, суля ей всяческие земные блага и обещая сделать ее своей первой женой. Но святая дева с презрением отвергла предложения царя и сказала: «Ты безумствуешь, царь, говоря мне такие речи. Знай же, что я не исполню твоего желанья, ибо я гнушаюсь твоим мерзким браком, так как у меня есть Жених – Христос, Царь Небесный. Не желаю я твоего царского, суетного и маловременного венца, ибо у Господа моего в Небесном Царстве мне уготованы три нетленных венца. Первый за веру, так как я уверовала всем сердцем моим в Бога Истинного; второй за чистоту, потому что я вручила Ему мое девство; третий за мученичество, ибо я хочу принять за Него всякую муку и положить душу мою ради моей любви к Нему». Тогда Диоклитиан приговорил Пелагию к сожжению в раскаленном отлитом медном воле. Не дозволив палачам дотронуться до своего тела, святая мученица сама, осенив себя крестным знамением, с молитвой вошла в раскаленную печь, в которой тело ее расплавилось, как миро, наполнив весь город благоуханием; кости же святой Пелагии остались в огне неповрежденными и были выброшены язычниками за город. Тогда из пустыни пришли четыре льва и сели около костей, не допуская к ним ни птиц, ни зверей. Львы охраняли останки святой до тех пор, пока не пришел на то место епископ Клинон. Он собрал их и с почестью похоронил. Мучения и смерть святой Пелагии произошли в 290 году. В царствование императора Константина (306–337), когда прекратились гонения на христиан, на месте погребения святой Пелагии была построена церковь.

Свв. Климент, Кирилл, Никита, Никифор, Иссакий Сокольницкие (Алфановы).
Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в ХIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи, «на Сокольей горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша» в 1389 году. Праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой, и праведники подверглись бедам по родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В «Сказании» о святых братьях описаны чудеса, происходившие от мощей после их кончины. Празднование их памяти положено 4 мая и 17 июня. В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года.

Свя­той Еразм с юных лет усерд­но слу­жил Гос­по­ду. В зре­лые го­ды он был воз­ве­ден в сан епи­ско­па го­ро­да Фор­мии (Ита­лия). Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305) свя­той Еразм оста­вил свою епар­хию и уда­лил­ся в Ли­ван­ские го­ры, где скры­вал­ся семь лет. Од­на­жды явил­ся ему Ан­гел и ска­зал: «Еразм! ни­кто не по­бе­дит вра­гов, ес­ли бу­дет спать. Иди же в го­род свой, му­же­ствен­но под­ви­зай­ся и по­бе­дишь вра­гов». Вни­мая го­ло­су Ан­ге­ла, свя­той Еразм вы­шел из сво­е­го уеди­не­ния. Пер­вы­ми, кто спро­сил его о ве­ре, бы­ли во­и­ны, шед­шие ему на­встре­чу. Свя­той Еразм ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. Его при­ве­ли на суд в Ан­тио­хию к им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну, пе­ред ко­то­рым свя­той бес­страш­но ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста и дерз­но­вен­но об­ли­чил им­пе­ра­то­ра в его нече­стии. Свя­той Еразм был под­верг­нут же­сто­ким пыт­кам, но остал­ся непо­ко­ле­би­мым. По­сле ис­тя­за­ний свя­той был око­ван же­лез­ны­ми це­пя­ми и бро­шен в тем­ни­цу, от­ку­да его чу­дес­ным об­ра­зом вы­вел Ан­гел, ска­зав: «Иди за мною, я от­ве­ду те­бя в Ита­лию. Мно­го лю­дей и там ты при­ве­дешь ко спа­се­нию». В го­ро­де Ли­кии свя­той Еразм сме­ло про­по­ве­до­вал на­ро­ду о Хри­сте и вос­кре­сил сы­на од­но­го знат­но­го че­ло­ве­ка. По­сле это­го чу­да в Ли­кии кре­сти­лось 10 000 че­ло­век. Им­пе­ра­тор За­пад­ной по­ло­ви­ны Рим­ской им­пе­рии Мак­си­ми­ан Гер­кул при­ка­зал схва­тить свя­то­го и при­ве­сти его на суд. Пе­ред этим им­пе­ра­то­ром свя­той Еразм так­же сме­ло ис­по­ве­дал свою ве­ру. Его би­ли и угро­жа­ли рас­пя­ти­ем, ес­ли он не от­ре­чет­ся от Хри­ста. По­том за­ста­ви­ли ид­ти в идоль­ское ка­пи­ще, но при вхо­де свя­то­го все на­хо­див­ши­е­ся там идо­лы упа­ли и раз­би­лись, а из ка­пи­ща вы­шел огонь и по­па­лил мно­гих языч­ни­ков. Остав­шись на сво­бо­де, свя­той Еразм кре­стил мно­же­ство на­ро­да, а за­тем ушел в го­род Сир­мий, где был сно­ва схва­чен и под­верг­нут му­че­ни­ям. Свя­то­го по­са­ди­ли в рас­ка­лен­ную печь, но он остал­ся жи­вым и невре­ди­мым. Это чу­до столь по­тряс­ло при­сут­ство­вав­ших, что им­пе­ра­тор, бо­ясь на­род­но­го воз­му­ще­ния, уда­лил­ся в свой дво­рец. Ан­гел осво­бо­дил свя­то­го Ераз­ма от оков и при­вел его в го­род Фор­мию, т. е. в его епи­ско­пию, где свя­той кре­стил мно­же­ство на­ро­да. Там свя­той и скон­чал­ся в 303 го­ду. Хри­сти­ане с че­стью по­греб­ли остан­ки свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка.

Святой Альвиан, епископ Анейский
Святой Альвиан был епископом города Анеи, Асийской области, пострадал за Христа около 304 года в гонение на христиан императоров Диоклитиана и соправителя его – Максимиана. Святому Альвиану было приказано принести жертву идолам под страхом смерти, но святой с твердостью исповедал свою веру во Христа и отказался служить идолам. Его пытали раскаленным железом, нещадно били, но он остался непоколебимым. Вместе с ним мучили и его ученика, который тоже остался верен Господу Иисусу Христу. Оба святых мученика были приговорены к смерти и брошены в раскаленную печь, в которой и скончались, восприняв мученические венцы.

Священномученик Сильван, епископ Газский
Святой Сильван происходил из окрестностей города Газы.
В миру Сильван был воином. Желая служить Царю Небесному, он принял священство, а потом был рукоположен во епископа Газского. Святой Сильван многих язычников обратил к вере во Христа.

Во время гонения на христиан императора Диоклитиана он был приведен на суд в город Кесарию, подвергнут пытке, мужественно перенес ее и был приговорен к тяжелым работам в медных рудниках. На этой работе святой епископ дошел до крайнего изнеможения, но, всегда бодрый духом, неустанно проповедовал Христа всем окружающим. Это вызвало ненависть язычников, которые отрубили ему голову. Такую же смерть приняли с ним и еще 40 святых мучеников, которые по слову епископа уверовали во Христа. Смерть их последовала в 311 году.


Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси.
Старорусская икона Божией Матери
В Старой Руссе икона находилась до ХVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в ХVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites