Как не странно самое простое, как правило, сложнее поддается определению. Некоторые скажут, может и не стоит этим заниматься. Однако, обсуждаемый здесь вопрос о Сущности Бога является центральным в богомыслии, и вокруг него разгорались нешуточные споры в том числе на Соборах. Один из которых был между сторонниками свт Афанасия, память которого ныне вспоминаем, и арианами. Благодаря, можно сказать чуду, произошедшему на этом соборе, в Символ Веры было добавлено слово единосущный Отцу, что, как мы понимаем, закрепило за Христом Иисусом Его Божество. А это означает то, что у Иисуса Христа при Жизни было две природы: божественная и человеческая. Вместить сложно, но это так, о чем и скажем ниже.
Не понимая этого, а этого не вмещают никакие религиозные течения в мире, можно очень долго и безрезультатно фантазировать о Боге и спасении, так ничего при этом здравого и не поимев. Мы знаем, что Истина у Христа, и в этом основа нашего понимания сути Бытия, и, самое главное, сути или сущности Самого Бога.
Попробуем разобраться с этим самым простым по своей сути вопросом, ибо Сам Бог абсолютно прост и неизменен по своей природе.
Простота природы Бога догматизирована святыми отцами, как безусловная истина, ибо все что имеет составную структуру, способно к разделению, но Богу это не свойственно. Не может быть двух, трех и сколько угодно Богов, как мы это с вами понимает. Бог один и это просто для понимания.
Далее. Иисус Христос показал нам, что Бог является Троицей Единосущной. В Троице три Лица: Отец, Сын, Дух Святой. Все эти Лица Суть одного триединого и нераздельного Бога, являющими Себя в трех качествах: Отец Промыслитель и нерожден, Сын рождается от Отца и являет Себя Создателем мира, Дух Святой исходит от Отца, в том числе по просьбе Сына и Животворит Бытие Своими нетварными энергиями. Лица Троицы всегда Едины и действуют согласовано в силу объединяющей их Любви.
Исходя из этих безусловных истин можно заключить, что природа или другими словами сущность Троицы одна и едина.
Как нельзя определить Бога, ибо то что определено теряет свою сакральную изначальность, так, наверное, будет сложно определить и природу Создателя, Творца и Вседержителя.
Тем не менее наш Бог являет Себя нам Любящим Отцом, и Он ничего не скрывает от своих чад, коими нас и считает, подарив нам Свой Образ, который есть троица в каждом из нас: ум, слово и дух. И показав нам путь в Его Обители через Сына Своего Единородного Иисуса Христа, посредством жизни по Любви. Возрастая в Любви, мы преображаем нашу тварную человеческую природу в природу Божественную, нетварную. Другими словами мы становимся личностями подобными Богу, каждый со своим набором индивидуальных качеств, в едином Теле Христовой Церкви Небесного Царства. Все это грандиозно, ибо мы по великой милости Божией способны теперь изменять вектор своей жизни, от временного блуждания по земле, к единению с Богом в Небесных Обителях вечности. Собственно в этом наше призвание, цель и смысл жизни.
Что происходит с нашей природой во время восхождения на Небо? Изначально по своему нынешнему рождению мы были перстными, взятыми от земли, а по причине ошибочного выбора проотца Адама еще и смертными, ибо грех вкрался в нашу природу. И, вдруг, Отец через Сына Своего возлюбленного, даровал нам Небесное достоинство. За что и почему, скажите вы? По неизреченной Своей Любви, просто так, ответит наш разум. А что происходит и произойдет с нашей природой при этом, можно увидеть через Сына Божия Иисуса Христа.
Он был рожден от Духа Свята и Марии Девы непорочно. Жил среди людей, ничем от них не отличался по своей природе человеческой, но при этом носил в Себе еще одновременно и Божественную природу. Он мог сочетать в Себе это, ибо был безгрешен во всякое время, и жил кроткой и смиренной жизнью, а это означает, что всегда был под благодатью Святого Духа. Другими словами Его Человеческий Образ - троица: ум, слово и дух, имели земную природу, а проживающая в Его сердце Троица, Сам Бог: Ум, Слово и Дух Святой имели Небесную природу. Понять как это происходит выше нашего ума, да это и не суть важно, ибо просто на самом деле.
Объединение двух природ происходило: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, как учат святые отцы.
Что мы можем сказать о Христе Иисусе, глядя на Его Жизненный Путь. Он прошел предначертанный Ему Промыслом Отца Путь Жертвенной Любви на Земле. Завершил Его на Кресте, умер Человеческим телом, сошел в адскую бездну, разрушил узы страдающих там душ, вывел их на волю, Воскрес, Вознесся и Воссел одесную Отца в Небесном Отечестве.
При этом после Воскресения, Его Человеческая природа, претерпела метаморфозу, Она стала божественной, и во всем единой с природой Троицы. Можно предположить, что Иисус Христос и Троица в это время жили абсолютно согласовано и нераздельно. Христа Иисуса животворил нетварный Свет Божественной Любви. Тот Свет, который видели духовными очами апостолы на Фаворе во время Его Преображения. Суть или другими словами сущность Бога при этом была нам явлена Иисусом Христом через Его Любовь. Бог Есть Любовь, как говорит нам апостол Иоанн, и пребывающий в Любви пребывает в Боге и Бог в нем. Эти слова настолько сильны по своему духовному смыслу, что не всякий ветхий ум способен их принять. А на поверку в них сокрыта вся суть Благой вести. Мы становимся чадами Божиими по благодати, а в перспективе всеобщего воскресения, живи по примеру Любви Иисуса Христа, также, как и Он, получаем нетварные одежды в вечности, а, значит, и божественную природу, о которой и ведем речь в этой теме.
Дар невероятный, и возможен единственно лишь только одному Любящему Богу.
Суть Бога Троицы в Любви. Любовь невозможно определить, невозможно разрушить, разорвать на части. Она едина и неделима, Она никогда не перестает и все животворит, Она неизреченный Свет и Дух. Она основа и причина Бытия и суть Троицы. Она Сама Троица.
Много можно было бы еще сказать, но будем кратки, ибо ум должен сам всего допытываться у Отца, и искать с Ним неразрывного общения.
Аминь и Слава Богу! Троице Единосущной в Любви, Господу Иисусу Христу Богу Истинному, Любящему Сыну Любящего Отца с Любящим Духом, Матушке Богородице, кроткой Любящей Отроковице и Деве Марии, и всем святым в Любви просиявшим.
"Не может Солнце не светить",-
Сказал в себе. Ларец открылся.
В миг разум смыслом озарился:
Любовь не может не любить!
...
Так просто всё на белом свете,
Но видно нам "невмоготу"
Понять и прИнять мысли эти,
Поверить в Божью Красоту.
Откуда спесь, откуда хамство,
Откуда злоба у людей?
От зависти, от самозванства,
От пагубы своих страстей!
Мир Бога рАспял - вот в чём дело!
Соблазн вошёл во все сердца:
Нет Духа в Людях - только тело;
Нет Милости - одна вражда!
Вожди, продажные, слепые,
Народы в бездну бед влекут.
И лишь одни Христа Святые
На Крест за Истину идут.
... Любовь не может не любить,
И сколько б силам тьмы не биться,
Дух Правды в Жизни воцарится;
Ведь Свет не может не светить!