2 мая. Преподобного Иоанна Ветхопещерника. Блаженной Матроны Московской.

19 апреля по старому стилю / 2 мая по новому стилю
вторник

Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII).
Блж. Матроны Московской (1952).
Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813–820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена.
Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934).


Утр. – Мф., 104 зач., XXV, 1–13.*
Лит. – Деян., 18 зач., VIII, 5–17. Ин., 20 зач., VI, 27–33.
Блж.: Гал., 208 зач., III, 23–29. Лк., 33 зач., VII, 36–50.
*Чтения блж. Матроны (на утрене и литургии) читаются, если ей совершается служба.

Тропарь блаженной Матроны, глас 2:
Бо́гом умудре́нную блаже́нную ста́рицу Матро́ну,/ земли́ Ту́льския процвете́ние/ и гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние,/ восхва́лим днесь, ве́рнии./ Сия́ бо, све́та дневна́го не позна́вши,/ све́том Христо́вым просвети́ся/ и да́ром прозре́ния и исцеле́ния обогати́ся./ Пресе́льница же и стра́нница на земли́ бы́вши,/ ны́не в черто́зех Небе́сных Престо́лу Бо́жию предстои́т// и мо́лится о душа́х на́ших.

Кондак блаженной Матроны, глас 7:
К служе́нию Христо́ву/ от чре́ва ма́терня предызбра́нная,/ пра́ведная Матро́но,/ стезе́ю скорбе́й и печа́лей ше́ствующи,/ тве́рдую ве́ру и благоче́стие яви́вши,/ Бо́гу угоди́ла еси́./ те́мже, почита́юще па́мять твою́, мо́лим тя:/ помози́ и нам в любви́ Бо́жии пребыва́ти,// ста́рице блаже́нная.
******
Святая Матрона Московская является не только святой, обладающей особой силой предстательства пред Господом о всех нас. Она является примером того, как мы должны встречать трудности, которые появляются на нашем жизненном пути, которые попускает нам Господь. Разве можно сравнить страдания всех нас, даже тех, кто со скорбью приходит к гробнице святой праведной Матроны, с ее страданиями? Но мы плачем, мы ропщем на Бога, мы нередко возмущаемся, сравнивая себя с более здоровыми, с более благополучными, с более счастливыми. А Матрона никогда и ни с кем себя не сравнивала – она жила пред лицом Божиим, она чувствовала Его благодать и этой благодатью становилась сильной настолько, что творила чудеса. Ее пример должен каждого из нас вдохновить на преодоление любых трудностей в нашей жизни.

Преподобный Иоанн Ветхопещерник
Преподобный Иоанн назывался Ветхопещерником потому, что подвизался в лавре святого Харитона, неподалеку от Вифлеема, которая называлась ветхой, как древнейшая из палестинских обителей. Из любви к Богу преподобный в молодых летах оставил мир и поселился в лавре, где в сане пресвитера достиг высокой степени святости. Жил он в VIII веке.

Житие преподобного Иоанна, из любви к Богу оставившего мир, невольно наводит на размышление о том, в чем проявляется истинная любовь к Богу.

Любовь к Богу, также как и любовь к человеку, скрыться не может. Она непременно должна иметь свои проявления, внешние признаки. К числу таковых, прежде всего, относится молитва, которую можно творить на всяком месте. Пророк Давид очень любил Господа: “Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле” (Пс. 72, 25). И в чем же обнаруживалась эта любовь? В молитве. Он сам свидетельствует, что и днем и ночью молитва к Богу была любимым его занятием (Пс. 118, 62). Так душа, любящая Бога, вся и всегда в молитве. Как рыба живет в воде и водой, так и душа, любящая Бога, живет в молитве и молитвой. Это происходит от того, что она непрестанно стремится, жаждет беседовать с возлюбленным Создателем. У любящих Бога людей вместе с молитвой бывает и искренне усердие к частому посещению храмов, приобщению святых Христовых Таин. Святая Анна пророчица, любившая Бога, “не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2, 37). А первенствующие христиане, любившие Бога, еженедельно приобщались Тела и Крови Христовых.

Любовь к Богу обнаруживается еще охотой к чтению или слышанию слова Божия. Любящему Бога приятно слышать, что Тот говорит ему, приятно знать, чего желает Создатель от людей. Поэтому и пророк Давид, любивший Бога, любил и слово Божие: “Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим” (Пс. 118, 103). И это неудивительно, ведь любящий Бога, читая и слушая Священное Писание, находит в нем то, что непрестанно напоминает ему о Владыке, то, что развивает, усиливает, воспламеняет душеспасительную любовь к Богу.

Любовь к Богу проявляется также и в добродетельной христианской жизни, или, другими словами, в исполнении воли Божией. И это вполне естественно. Ведь любящий человек всегда исполняет волю любимого, также бывает и в делах любви к Богу. Любящий Бога охотно, с ревностью исполняет Его волю. Об этом говорит Христос: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня” (Ин. 14, 21). И святой Иоанн Богослов учит, что исполнение воли Божией есть там, где есть несомненная любовь к Богу: “Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его” (1 Ин. 5, 3).
Но не нужно думать, что любящие Бога в настоящей жизни не чувствуют вовсе склонности ко злу и никогда не согрешают. И они подвержены немощам греховным, но из любви к Богу, из желания угодить Ему, противятся злым своим наклонностям, а если погрешают, то скоро приходят в себя, раскаиваются и обращаются к Богу, испрашивая прощения. Такие люди очень сильно чувствуют тягость допущенного греха, сильно скорбят о том, что прогневали Бога и с особенным усилием стараются возобновить благодатный мир с Господом, нарушенный грехами.
Да дарует нам Господь обнаруживать свою любовь к Нему всеми силами своей души: и мыслью, и словом, и делом.

Блаженная Матрона Московская
Блаженная Матрона Московская (в миру Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в Тульской губернии в богобоязненной, благочестивой крестьянской семье. Будучи слепой от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. Благодать, почившая на ней, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, ведения, прозорливости. К отроковице Матроне стали обращаться за советом сначала ее односельчане, а затем и приезжие из других краев.

В 1925 году Матрона уехала в Москву, ставшую местом ее подвижнического служения и праведной кончины. Преследуемая безбожниками, Матрона была вынуждена постоянно менять место своего жительства, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к Матронушке люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. По ее молитвам совершались исцеления немощных, расслабленных, страждущих от болезней душевных и телесных. Ее пророчества и предсказания многим людям помогли избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях.

После праведной кончины, последовавшей в 1952 году, к могиле праведной Матроны на Даниловском кладбище приходило множество людей, которые молились, призывали ее в помощь и получали утешение, исцеление и поддержку на своем жизненном пути. Почитание почившей росло, совершались многочисленные чудеса и исцеления.

8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, на Даниловском кладбище г. Москвы были обретены честные останки блаженной Матроны. После заупокойной литии, совершенной в храме в честь сошествия Святого Духа, гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника. 30 апреля 1998 года было совершено перенесение честных останков в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов, а 1 мая – в Свято-Покровский женский монастырь. С этого момента началось паломничество в обитель тысяч верующих людей, чтущих святую память праведной старицы Матроны – Матронушки, как ласково называли ее в народе. Сюда приходили и приходят сотни писем с просьбой помолиться блаженной, некоторые из них адресованы ей самой. Сестрами обители была заведена особая книга, куда тщательно заносились случаи чудесного заступления, оказанного верующим по молитвам блаженной Матроны. Его свидетельницами не раз становились насельницы Покровского монастыря, твердо верящие, что именно блаженная Матронушка помогает им в восстановлении обители.

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Дмитриевны Никоновой, не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. Прославление было торжественно совершено 2 мая 1999 года, в годовщину ее кончины.

Нескончаемой чередой идут верующие в Покровскую обитель поклониться блаженной Матроне Московской, веря в силу ее благодатного заступничества, помня ее слова: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте как живой о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать и помогать вам». Непрестанно возносится у святых мощей дивной старицы молитва: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!».

мч. Феона, Христофор и Антонин.
Свя­тые му­че­ни­ки Хри­сто­фор, Фео­на и Ан­то­нин бы­ли во­и­на­ми-ко­пье­нос­ца­ми им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Они при­сут­ство­ва­ли при стра­да­ни­ях свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия (па­мять 23 ап­ре­ля) и ви­де­ли чу­де­са, со­вер­ша­е­мые си­лой Бо­жи­ей, ве­ру и непо­ко­ле­би­мое му­же­ство свя­то­го Ге­ор­гия. Во­и­ны уве­ро­ва­ли в Спа­си­те­ля, сбро­си­ли зо­ло­тые во­ин­ские по­я­са и пред им­пе­ра­то­ром объ­яви­ли се­бя хри­сти­а­на­ми. Их тут же бро­си­ли в тем­ни­цу. На дру­гой день им­пе­ра­тор стал уго­ва­ри­вать быв­ших во­и­нов от­речь­ся от Хри­ста, но они твер­до ис­по­ве­до­ва­ли свою ве­ру и про­слав­ля­ли Спа­си­те­ля как Ис­тин­но­го Бо­га. Им­пе­ра­тор при­ка­зал бить му­че­ни­ков же­лез­ны­ми пру­тья­ми и стро­гать те­ла крю­чья­ми. Свя­тые му­же­ствен­но тер­пе­ли все ис­тя­за­ния и оста­ва­лись непре­клон­ны­ми. То­гда Дио­кли­ти­ан при­ка­зал их сжечь. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­тых Хри­сто­фо­ра, Фе­о­ны и Ан­то­ни­на со­вер­ши­лась в 303 го­ду.

Святитель Трифон, патриарх Константинопольский
Святитель Трифон, Патриарх Константинопольский, с юношеских лет был иноком и отличался кротостью, незлобием, полной покорностью воле Божией, твердой верой и любовью к Церкви. В то время в Византии правил император Роман (919–944), который хотел возвести на патриарший престол своего младшего сына Феофилакта. Когда скончался Патриарх Стефан (925–928), Феофилакту было всего лишь 16 лет. Император предложил преподобному иноку Трифону стать местоблюстителем патриаршего престола до возмужания Феофилакта.

Преподобный Трифон кротко принял на себя тяготы патриаршего служения и в течение трех лет мудро управлял Церковью. Когда Феофилакту исполнилось двадцать лет (931), император предложил преподобному Трифону отказаться от патриаршего престола. Преподобный Трифон не считал возможным передать престол неопытному юноше и отказался исполнить это. Император не находил предлога к устранению преподобного Трифона, так как жизнь его была безупречна. Тогда Роман воспользовался коварным советом епископа Кесарийского Феофила.

Этот епископ отправился к преподобному Трифону и лицемерно стал уговаривать его не соглашаться с императором и не уходить с патриаршего престола. Он стал советовать преподобному Трифону заранее принять меры предосторожности и опровергнуть мнение императора о его неграмотности. Для этого епископ Феофил коварно предложил преподобному Трифону написать на чистом листе свой полный титул и передать императору. Не подозревая обмана, бесхитростный святитель на Соборе епископов взял чистый лист и поставил на нем свою подпись «Трифон, милостью Божию архиепископ Константинополя, Нового Рима Вселенский Патриарх». Когда эту бумагу передали императору, он приказал выше подписи святителя написать: «Я уступаю патриаршее место не по другой какой-либо причине, а лишь потому, что считаю себя недостойным этого сана». Когда этот подлог был прочитан в присутствии императорских сановников, слуги вывели святителя Трифона из патриаршего дворца. Преподобный Трифон терпеливо перенес совершенный над ним обман и вернулся в свой монастырь. Он прожил в нем скромным иноком два с лишним года до самой кончины († 933). Тело его было перенесено в Константинополь и погребено в гробнице Патриархов.

Священномученик Пафнутий Иерусалимский был епископом. Он претерпел много страданий от язычников и был мучен огнем, зверями, а затем усечен мечом.

Предполагают, что священномученик Пафнутий был египетским епископом и пострадал вместе со многими египтянами, сосланными в палестинские рудники в гонение Диоклитиана (284–305).

Мироточивые мощи священномученика прославились чудесами. Канон ему написан во времена иконоборчества (до 842 г.). В последней песне канона содержится просьба о содействии священномученика к прекращению ересей, смущавших Церковь.

Святитель Георгий Антиохийский
Святитель Георгий Исповедник, епископ Антиохии Писидийской, жил во времена иконоборчества. В молодые годы он принял иночество, прославился святостью жизни и был поставлен епископом Антиохии Писидийской.

Во время гонения на святые иконы при императоре Льве Армянине (813–820) святитель Георгий прибыл в Константинополь и на Соборе епископов обличал иконоборческую ересь, убеждая императора отказаться от нее. Когда святой Георгий отказался удалить из храма иконы по приказу императора, он был сослан в заточение († ок. 813–820).

Святой Преподобный Никифор Катавадский (?). Фреска Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине
Преподобный Никифор родился в Константинополе в богатой и знатной семье. Его родители, Андрей и Феодора, воспитали сына в христианской вере. После их смерти юный Никифор раздал все свое имение нищим и отправился в Халкидон. Строгая жизнь иноков обители святого Андрея полюбилась преподобному Никифору, и он остался в числе братии монастыря.

С самого начала инок проявлял необыкновенное усердие в молитве и в труде. Он показал такую силу терпения в подвижничестве, что вскоре игумен направил святого на Финикийский остров проповедником веры Христовой и поставил игуменом монастыря в честь Пресвятой Богородицы.

Преподобный Никифор пробыл на острове тридцать три года и привел ко Христу многих язычников. Вместо языческих капищ на острове были построены храмы Божии.

Почувствовав приближение смерти, преподобный игумен велел отнести его на корабль и сказал корабельщику: «Будьте спокойны, так как я отхожу ко Господу, а тело мое отвезите в Халкидон, в обитель святого Андрея». С этими словами он скончался. Корабль благополучно приплыл в Халкидон, и братия обители святого Андрея с честью погребли тело святого подвижника.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites