Евхаристия -- таинство Царства: за жизнь Мiра (текст целиком)


Текст в прилагаемом ниже файлике -- статья в цельном своем виде, для обсуждения (всего 10 страничек).
Этот текст я переслал своим друзьям и приятелям, которые в Церкви давно, которые недавно, которые внешне отошли от нее, которые вернулись в нее, которые еще не были в ней. Также этот текст я передал настоятелю и второму священнику церкви, которой я принадлежу...

Мой институтский друг сказал, что простому человеку это не осилить. А моя старшая дочка написала буквально так: " Папуль, я сегодня утром прочла...
Но сказать пока сложно что так что не так))
Многое понятно, но многое и так для меня понятно было, а на чем то мозг отключался...просто слова читала." , -- я ее попросил не спешить, пусть несколько уляжется, и прислать мне текст с выделенными местами, где мозг отключался.

Так что, уважаемые гости и зарегистрированные этого ресурса: буду благодарен всякому конструктивному слову, -- если захотите, если возникнет желание.
=================

Квинтэссенцию нижеследующего текста можно выразить словами откровения Иоанна, любимого ученика Иисуса из Назарета Галилйского:

"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною." (Откр. 3:20)

Владыка всех стоит у сердца каждого и играет на струнах, пульсирует в такт сердцебиения каждого: и нет того, кто бы был настолько глух и совсем не слышал этой дивной мелодии. Только вот, кто откликается на нее? А откликнувшись, остается верным и преданным оркестром этой мелодии? Кто стремится эту мелодию сделать своей – единственной своей, истинно своей?


Файл №52644

Комментарии (30)

Всего: 30 комментариев
#1 | Феориев Х.Р. »» | 01.04.2017 20:39
  
1
Без глубокого понимания действия Святаго Духа нет и Евхаристии.
Святый Дух – Господь истинный и Животворящий.

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

(Св. Евангелие от Матфея 5:43-6:15)

Теперь соединяем выделенные фрагменты, для наглядности, т.к. первый неразрывно (по смыслу прошеия) связан со вторым, но перевод Кузнецовой заменяем текстом из Остромирова Евангелия:
цитата:
43. Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего.
44. Аз же глю вам: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы…
[...]
и не введи нас в напасть но избави ны от неприязни.

«Да придет царствие Твое». Какое сладостное изречение! Им ясно приносим Богу следующее моление: «да рассыплется сопротивная сила, да уничтожится дружина иноплеменников, да прекратится борьба плоти с духом, да не служит тело прибежищем неприятелю души, да явятся на мне царственное владычество, ангельская рука, тысячи исправляющих, тьма помогающих с правой руки, чтобы с противной стороны пала тьма враждующих. Сопротивник силен; но страшен и непреоборим для лишенных Твоей помощи. пока побораемый им один. А как скоро откроется Твое царствие, «а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10), на место же их входят жизнь и мир, и радование. Или, как яснее истолкована нам та же мысль Лукою, кто просит, чтобы пришло царствие, тот взывает о содействии Святого Духа. Так в Евангелии от Луки, вместо слов: «да придет царствие Твое,» сказано: да придет Святый Дух Твой на нас, и очистит нас.
   Что скажут на это дерзко отверзающие уста свои на Духа Святого? По какому разумению царственное достоинство превращают они в рабское уничижение? Лука называет Духом Святым, что Матфей наименовал царством; почему естество Духа низводят в подчиненную тварь, естество царственное причисляя к естеству, подвластному царской власти? Тварь рабствует, а рабство – не царская власть. Дух же Святый есть царствие. А если царствие, то, без сомнения, царствует, а не под царскою властью: но что не под царскою властью, то не тварь; потому что твари только свойственно быть в рабстве. Посему, если Дух есть царствие, то почему причисляют Его к естеству рабственному не научившиеся еще молиться, незнающие, кто очищает оскверненное, Кому принадлежит держава царства?
   Сказано: да придет Святый Дух Твой, и очистит нас. Посему особая и преимущественная сила и действенность Святого Духа – очищать от греха.
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_molitve/3
Учитывая разъяснение Григория Нисского "о царствии", на выходе мы получаем молитву о духовном преображении, действием Святаго Духа ( и не когда-то, а прямо сейчас и всегда, т.к. без действия Духа Святаго невозможна Евхаристия) и дарования любви ко всем, включая и недоброжелателей от неприязни к которым мы просим нас избавить, хотя и молим Бога оградить нас от напастей, благодаря которым, как правило, и рождается неприязнь.
Что объединяет молитву Господню (Отче наш...) и Символ Веры?

Один из таких объединительных моментов - это прошение и констатация о Царстве:

"Его же Царствию несть конца" - Символ Веры

"Да приидет Царствие Твое" - молитва Господня.

Без очков видно явную несостыковку.

Напомню суть вопроса.

Слово "несть" - одно из отличий старообрядческого Символа Веры от никонианского:
цитата:
Особо следует обратить внимание на 7-й член Символа веры.

Старое прочтение – «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым Егоже Царствию несть конца». В новой редакции «несть» заменили на «не будет» по аналогии с латинским Символом. (Вот когда приидет, тогда и не будет - С.А.)

По-гречески Седьмой член Символа веры звучит так:
«Καί πάλιν έρχόμενоν μετά δоξης κρίναι ξώντας καί νεκρоύς, оν τής βασιλειας оνκ έσται τέλоς».
Буквальный перевод «оύκ έσται τέλоς» – «нет и не будет конца» (специфическая грамматическая форма, аналога которой в современном русском языке нет).

Исследователь XIX века архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанский) в своем исследовании истории переводов Символа веры указывает, что «έαται» в рукописях XI в. всегда переводили как «есть». Соответственно «оνκ έστα» – «несть».
На самом деле церковнославянское «несть конца» объемлет прошедшее, настоящее и будущее, что в точности соответствует формуле «нет и не будет».

Речь идет о Царствии Божием, которое имеет вневременную природу.

Располагать Царствие Божие в будущем времени означает иметь косвенное молитвенное общение с иудеями, чающими в будущем пришествие мессии (машиаха), (т.е. мессианских времен, хотя они давно наступили).

Произносить же Символ веры «по-старому» означает исповедовать как Второе и Славное Пришествие Христово («и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»), так и то, что Царствие Его не от мipa сего, «внутрь вас есть», в соответствии с Его же собственными словами.



Современный же перевод "Отче наш..." прямо указывает на прошение о Царстве в будущем времени. Слово "приидет" не даёт никакого другого временного истолкования.

Насколько это соответствует греческому оригиналу?

Рассмотрим греческое слово "элфЭто", которое в современном тексте переводится, как "приидет" или "пусть приидет":
цитата:
V-2AAM-3S

Глагол
2-й Аорист
Действительный залог
Повелительное наклонение

Что такое аорист?
цитата:
Ао́рист (от др.-греч. ἀόριστος «не имеющий (точных) границ») — временная форма глагола, обозначающее законченное (однократное, мгновенное) действие совершенное в прошлом. В английском языке соответствует форме Past Perfect, а в русском - сливается с совершенным глаголом прошлого времени.

Как отдельная форма глагола свойственна ряду индоевропейских языков (греческому, древнеармянскому, древнеиндийскому, старославянскому, болгарскому, македонскому, сербскому, хорватскому, древнерусскому и др.) грамматическое время или вид.

Для некоторых языков (например, для самодийских) «аористом» называют также видовую форму, просто констатирующую действие и не дающую никаких указаний на протекание его во времени.

В русском языке, в особенности в грамотах уже XII в., формы аориста стали заменяться формами сложного прошедшего времени, поэтому неудивительно, что аорист вышел из употребления, по словам Соболевского, вскоре после XIV в.

Википедия

Вяжется ли Прошедшее совершенное время, или форма глагола не имеющая чётких временных границ с современным "приидет" - однозначно будущего времени? Или с Постоянными возглашаниями " И ныне и присно и во веки веком", или с фразой "есть и будет"?

Почему в Символе веры вопрос о Царстве здесь и сейчас вкупе с будущим чаянием Царствия Божиего был актуален для староверов, а в молитве Господней никаких вопросов по тому же самому поводу ни у кого не возникло?

Возможно ли одновременное существование "несть" и "приидет", для человека, который не просто механически повторяет заученные тексты, а ещё и задумывается о смысле слов, которые он произносит для выражения своей веры?
  
#3 | Костюченко Сергей »» | 01.04.2017 22:36 | ответ на: #1 ( Феориев Х.Р. ) »»
  
0
Если это вопросы мне, попробую ответить так, высказав свой взгляд:

Спаситель принес нам реальное тройственное измерение нашей теперешней жизни: 'предвечное-вечное-временное'.
На Фаворе Царство Бога уже пришло - там, по преимуществу, вечность. Поэтому: "несть конца" и "век вечный" и под.
В долине, сойдя с Фавора, мы погружаемся по преимуществу во временное. Поэтому; "да приидет" и "Ей, гряди, Господи Иисусе".
  
#4 | Костюченко Сергей »» | 01.04.2017 23:26 | ответ на: #1 ( Феориев Х.Р. ) »»
  
0
Вдогонку:
А в "Отче наш,,," и последующем "Яко Твое есть Царство....ныне и присно и век вечный" - присутствует все троичное измерение сразу.
Если же подходить с формальной точки зрения, то - несовместимость еще "приидет" и уже "есть - исполнилось".
Здесь по подобию та же ситуация, что и в случае с двумя природами с одним Лицом Спасителя.
#5 | Феориев Х.Р. »» | 02.04.2017 07:22 | ответ на: #4 ( Костюченко Сергей ) »»
  
0
Царствие Божие, которое имеет вневременную природу. С этим разобрались
Вопрос остаётся - почему ни в греческой, ни в наших списках Евангелий, нет такого прочтения, как у Григория Нисского четвёртого века?
"яснее истолкована нам та же мысль Лукою, кто просит, чтобы пришло царствие, тот взывает о содействии Святого Духа. Так в Евангелии от Луки, вместо слов: «да придет царствие Твое,» сказано: да придет Святый Дух Твой на нас, и очистит нас".
Как будто кем то целеноправленно невелируется Святой Дух, даже в нашем Символе веры от Святаго Духа убрано слово "истинный".
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго.. Церковнославянский
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего.. русский
И в Духа Святаго, Господа истинного, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго.. до раскольный
  
#6 | Костюченко Сергей »» | 02.04.2017 18:19 | ответ на: #5 ( Феориев Х.Р. ) »»
  
1
Мне представляется, что суть в следующем.
Скажем, Господь что-то по отношению к человеку делает, открывает ему что-то, и делает это всегда на вырост. А потом как бы смотрит, что и как человек с этим новым делает, как возрастает в этом. Это подобно тому, как (по книге Бытия) Адам стал называть животных, а Бог смотрел на этот процесс. Как и Иисус сказал своим первым апостолам: еще многое имею вам сказать, но вам ныне не вместить.
Вот Иисус явил троичность Бога. Но заметьте, во всех писаниях Нового Завета Бог - это только Отец. А Иисус - только Его Сын. И Дух - Дух Отца, Отца-Бога. Прошло несколько веков, прежде чем человек сознательно и последовательно равноправно соотнес между собой и Отца, и Сына, и Святого Духа.
Первая Евхаристия перед Распятием совершается в глазах и восприятии учеников Иисуса исключительно Им одним.
Как-то я прочел следующее:
Впрочем, в древнем литургическом чине Александрийской Церкви, надписанном именем святителя Григорий Богослова, все молитвы благодарения обращены ко Христу, и слова преложения звучат несколько иначе: «Сам убо, Владыко, предлежащая претвори, Сам сый таинственныя сея службы исправление... Сам Духа Твоего всесвятого ниспосли, яко да... освятит и претворит предлежащия честныя дары сия в самое Тело и Кровь нашего искупления... и сотворит Хлеб сей яко да будет во святое Тело Твое, Господа же и Бога и Спаса и Всецаря нашего Иисуса Христа.... чашу же сию честную Твою Кровь Новаго Завета Твоего».

Но постепенно понимание Троического Бога проникает в чин Евхаристии - в Литургию. И нельзя на 100% сказать, что это всегда было гармонично и отвечало действительности. Поскольку здесь переплелись множество и множество проблем и вопросов человеческого восприятия и понимания.
Одна из главных, это различение, с одной стороны, свойств внутри-Троичных, так сказать, собственных отношений и, с другой -- проявленных действий Лиц Троицы уже в Мiре...
Думается мне (я могу это определенным образом аргументировать), что в человеческом понимании Троичных отношений еще есть существенные пробелы. И, вероятно, один из главных -- это понимание внутри-Троичной роли Святого Духа.
И, естественно, это напрямую связано с пониманием Евхаристии и, соответственно, полнотой участия в Ней. Получается так, что во многом верные еще спят на горе Фавор, как и три ученика Иисуса.
#7 | Феориев Х.Р. »» | 02.04.2017 19:26 | ответ на: #6 ( Костюченко Сергей ) »»
  
0
Прочитать бы полностью текст от имени Григория Богослова, а то м. Илларион(Алфеев) даёт лишь обрывки.

Азъ eсмь двeрь: мнoю aще ктo внидетъ, спасeтся: и внидетъ и изыдетъ, и пaжить обрящетъ. Ин 10,9
въ тoй дeнь уразумеете вы, яко aзъ во Отце моeмъ, и вы во мне, и aзъ въ вaсъ Ин 14,20
В этом Троица как Св. Евхаристии , так и в жизни, поэтому в Отче наш.. от Луки, по Нисскому призывается Святой Дух - да придет Святый Дух Твой на нас, и очистит нас.
Облечься в Христа лишь следует и духом и помыслами.
  
#8 | Костюченко Сергей »» | 02.04.2017 20:00 | ответ на: #7 ( Феориев Х.Р. ) »»
  
-1
Соглашусь.
Но, но... Этот предлог греческий эн - хитрый.
Во внутри-Троических отношениях Сын не может быть в Отце, как это перекочевало "в недро Отчее". Ибо Отец, кратко говоря, совершенно прост, в Нем не может быть этого "внутри".
  
#9 | Андрей Рыбак »» | 02.04.2017 20:09 | ответ на: #8 ( Костюченко Сергей ) »»
  
0
Вся Троица проста в Своем ТриЕдистве.

Сын в Отце Любовью и наоборот. Впрочем слово и помысел друг в друге тоже пребывают. Помысел можно высказать, а можно и не говорить, но это не означает, что слово на этот помысел отсутствует
  
#10 | Троицкий Рувим »» | 02.04.2017 20:19 | ответ на: #8 ( Костюченко Сергей ) »»
  
0
Если Сын "не может Быть" Во Отце, то, тем более, и помышляющие таковое - не могут Быть В Сыне.
Истины во всех таковых, тем паче, Быть не может...


Царю Небесный! Прииди и Вселися в ны и Настави ны на Всякую Истину Во Веки Веков.
Аминь!
Царю Небесный
Стакан Святой Воды Во Имя Отца И Сына И Святого Духа - Единого Истинного Бога!!!
  
#11 | Костюченко Сергей »» | 02.04.2017 22:49 | ответ на: #9 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Сын Отца - только вочеловечившись - может пребывать в Отце.
Внутри Троицы, как это может быть доступно для человека в нынешней его храмине, только Отец может пребывать в Сыне, ибо другого, та сказать, места у Него нет.
Здесь, примерно так (как образ),:
Отец рождает Сына и изводит Святого Духа, Он - Их источник, наипростейший Источник, Причинитель.
Сын представляет Отца перед Святым Духом и содержит Святого Духа.
Святой Дух возвращает Сына к Отцу и, одномоментно, преобразует внутри-Троичные отношения -- полагает начало проявления Пресвятой Троицы, образуя Логос. (Об этом Ин. 1:1)

Такие внутри-Троичные отношения и есть Любовь, принадлежащая исключительно Пресвятой Троице. Каждое Лицо Пресвятой Троицы, по отношению Друг к Другу, уникально и Они обладают уникальными уточняющими характеристиками: Отец рождает и изводит, Сын представляет и содержит, Дух устремляет и преобразует.
Лица Пресвятой Троицы исключительно взаимно обусловлены, полностью полагают Друг Другу. Тем самым образуя наипростейшую простоту, как ты пишешь, ТриЕдинство.
     
0
...Сын представляет и содержит, Дух устремляет и преобразует...

Сии глагольные формулировки Вам Бог Сообщил, или Вы цитируете кого - либо из Святых, Наученных Господом Богом?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites