12 января. Святителя Макария, митрополита Московского. Мученицы Анисии Солунской.

30 декабря по старому стилю / 12 января по новому стилю
четверг

Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии (285–305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV).
Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Цареградской (940).
Мц. Марии Даниловой (1946).


Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9*. Лит. – Евр., 326 зач., X, 35 – XI, 7. Мк., 52 зач., XI, 27–33. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Тропарь святителя Макария, глас 4:
Я́ко вели́ким па́стырем единонра́вна/ и учи́телем вселе́нныя единомы́сленна,/ Бо́жия Прему́дрости служи́теля изря́дна,/ и́же блаже́нству тезоимени́та,/ днесь, ве́рнии, вси воспои́м:/ Христа́ Бо́га моли́, святи́телю Мака́рие,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак святителя Макария, глас 3:
Богому́дрым уче́нием и кни́жным списа́нием/ потща́лся еси́, святи́телю Мака́рие,/ лю́ди росси́йския просвети́ти/ и святы́х земли́ на́шея просла́вити./ Сего́ ра́ди чу́ден пронарече́ся,/ прее́мниче первопресто́льников росси́йских,// моли́ сохрани́тися нам в ве́ре и благоче́стии невреди́мо.

***
Массовая информация – характерная и яркая черта современной цивилизации. Это сложный и противоречивый по своей природе феномен, который, с одной стороны, может объединить людей из разных уголков планеты, с другой же – разъединить и разобщить даже тех, кто находится друг от друга на расстоянии вытянутой руки. И это свойство средств массовой информации обусловливает большую ответственность специалистов, трудящихся в медийном пространстве, поскольку их навыки и опыт могут быть использованы в чьих-то корыстных интересах как инструмент формирования мнения людей на основе ложных и опасных идей. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед журналистом, – всей своей профессиональной деятельностью утверждать истину и традиционные духовно-нравственные ценности, препятствуя манипуляции общественным сознанием.
_______________

* Чтения свт. Макария (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Макарий, митрополит Московский
Рус­ская зем­ля со вре­ме­ни сво­е­го Кре­ще­ния про­из­рас­ти­ла мно­же­ство ду­хов­ных пло­дов – свя­тых по­движ­ни­ков, уго­див­ших Бо­гу сво­и­ми по­дви­га­ми и бла­го­че­сти­вой жиз­нью. Рус­ская Цер­ковь про­слав­ля­ет стра­сто­терп­цев, бла­го­вер­ных го­су­да­рей, див­ных свя­ти­те­лей, ве­ли­ких чу­до­твор­цев, пре­по­доб­ных и рав­но­ан­гель­ных пост­ни­ков, свя­тых жен, всех угод­ни­ков Бо­жи­их, про­си­яв­ших доб­ро­де­те­ля­ми, неусып­ны­ми тру­да­ми и мо­лит­ва­ми. При сво­ей жиз­ни они яви­лись «со­лью» (Мф.5:13) зем­ли Рус­ской, по­дви­га­ми ко­то­рых она «осе­ля­лась» и укреп­ля­лась. По­сле сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны они, пред­стоя Пре­сто­лу Бо­жию, мо­лит­вен­но хо­да­тай­ству­ют о сво­ем Оте­че­стве. Это све­тиль­ни­ки зем­ли Рус­ской, воз­жег­ши­е­ся на цер­ков­ном небо­сво­де. «Свя­тые суть те, кто по­дви­гом сво­ей дей­ствен­ной ве­ры и де­я­тель­ной люб­ви осу­ще­ствил в се­бе бо­го­по­до­бие и тем яви­ли всем Бо­жий об­раз, чем и при­влек­ли к се­бе изобиль­ную бла­го­дать Бо­жию». Взи­ра­ни­ем на них еще при жиз­ни, а по­сле их бла­жен­ной кон­чи­ны пред их ико­на­ми и свя­ты­ми мо­ща­ми воз­гре­ва­лась и укреп­ля­лась пра­во­слав­ная ве­ра на­ших со­оте­че­ствен­ни­ков. В чте­нии их жи­тий со­вер­ша­лось их ду­хов­ное вос­пи­та­ние и воз­рас­та­ние рус­ско­го на­ро­да. «От­кры­вая нам глу­би­ны че­ло­ве­че­ско­го серд­ца, жи­тия свя­тых так­же яс­но от­кры­ва­ют пред на­ми и пол­но­ту Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, ко­то­рая при­хо­дит на по­мощь за­блуд­ше­му, отыс­ки­ва­ет по­те­рян­но­го». В год празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си на По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви был про­слав­лен це­лый сонм свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков, де­я­тель­ность ко­то­рых охва­ты­ва­ет око­ло ше­сти ве­ков цер­ков­ной ис­то­рии. И сре­ди них – гла­ва Рус­ской Церк­ви XVI в., свя­ти­тель Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Ру­си.

Святая мученица Анисия Солунская
Святая мученица Анисия жила в г. Солуни (Фессалоники) в царствование императора Максимиана (284–305). По смерти родителей, воспитавших ее в духе христианского благочестия, святая Анисия раздала имущество нищим и стала проводить строгую жизнь в бдении, посте и молитве.
Во время гонения на христиан Максимиан издал эдикт, по которому всякий имел право безнаказанно убить христианина. Однажды, когда Анисия шла в храм на молитву, ее остановил воин-язычник и потребовал, чтобы она пошла на языческий праздник солнца. Святая Анисия кротко отказалась. Когда же воин дерзко схватил ее и пытался сорвать с головы покрывало, оттолкнула его, плюнула в лицо и сказала: «Да запретит тебе Господь мой Иисус Христос!» Воин в ярости извлек меч и пронзил святую мученицу. Собравшиеся над ее телом плакали и громко роптали на жестокого императора, издавшего столь бесчеловечный указ. Христиане похоронили мученицу близ городских ворот, а над ее могилой был воздвигнут молитвенный дом.

]Священномученик Зотик, сиропитатель
Священномученик Зотик, сиропитатель, знатный и богатый римлянин, находился на службе у святого Константина Великого (306–337). Когда царь перенес столицу из Рима в Константинополь, туда же переселился и Зотик. Вскоре, однако, отвергшись мирских почестей, он принял священный сан, стал призирать в своем доме и кормить нищих и странников. Потом, получив деньги от святого Константина, устроил больницу, странноприимный дом, где принимал прокаженных, выкупая их у воинов, которым было приказано топить больных в море.
Когда на престол вступил сын святого царя Константина, Констанций (337–361), последователь арианской ереси, на святого было донесено, что он получил от покойного императора большие деньги. Допрошенный об этом, святой Зотик показал императору устроенные им больницу и странноприимный дом. Констанций разгневался, так как считал, что на полученные от его отца деньги святой Зотик приобрел драгоценности, и хотел получить их обратно. Он приказал привязать святого Зотика к диким мулам, которые влачили святого по камням. Все тело его было растерзано, и святой мученик предал душу Богу.
На месте его смерти забил источник чистой воды, от которой многие получали исцеление.

Св. ап. Тимон
Святой апостол Тимон принадлежал к числу семидесяти апостолов а также, вместе с другими святыми апостолами от семидесяти Прохором, Никанором и Парменом, а также первомучеником Стефаном, святым Филиппом и Николаем был избран двенадцатью апостолами в Иерусалиме на диаконское служение. О его избрании и поставлении повествует книга Деяний апостолов (Деян. 6, 1-7).

Затем он был избран епископом города Бостры (в Аравии), многих привел к христианству, за проповедь имени Христова много пострадал как от иудеев, так и от язычников, и наконец был брошен в сильно разожженную печь. Некоторые считают что так и совершилась его мученическая смерть, в то время как другое предание говорит что он нисколько не пострадал от огня и вышел из печи невредимым. [2] Традиция Римской Церкви прибавляет, что святой Тимон, выйдя из печи невредимым, был затем предан крестной смерти.

Преподобная Феодора Константинопольская
Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра бы­ла ро­дом гре­чан­ка, име­ла боль­шое бо­гат­ство и жи­ла сна­ча­ла в хри­сти­ан­ском су­пру­же­стве. По смер­ти му­жа она, по за­по­ве­ди Гос­под­ней, «взя­ла крест свой» и при­ня­ла мо­на­ше­ский чин, чтобы сле­до­вать за Хри­стом (Мк.8:34; Мф.16:24). Это бы­ло в цар­ство­ва­ния Ро­ма­на при жиз­ни пре­по­доб­но­го Ва­си­лия Но­во­го, ко­то­рый про­жи­вал в до­ме Фе­о­до­ры, в на­ро­чи­то для него устро­ен­ной мо­лен­ной кел­лии, и под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го она про­во­ди­ла бла­го­че­сти­вую жизнь. До­жив так до ста­ро­сти, она пре­ста­ви­лась ме­ся­ца де­каб­ря в трид­ца­тый день. И ко­гда ду­ша пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры по раз­лу­че­нии от те­ла несе­на бы­ла свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми, то пре­по­доб­ный Ва­си­лий пре­ду­пре­ди­тель­но дал им на по­мощь ее ду­ше как бы некий ка­пи­тал для вы­ку­па, до­став из сво­ей па­зу­хи ков­че­жец.

У то­го Ва­си­лия бы­ло уче­ник, по име­ни Гри­го­рий, ко­то­рый мо­лит­вен­но спра­ши­вал Ва­си­лия:

– Где пре­бы­ва­ет Фе­о­до­ра?

И вот од­на­жды, ко­гда Гри­го­рий спал, к нему явил­ся свет­ло­го ви­да юно­ша и ска­зал:

– Иди ско­рее, те­бя зо­вет пре­по­доб­ный Ва­си­лий, чтобы по­ка­зать те­бе Фе­о­до­ру.

Гри­го­рий тот­час вос­хи­щен был к вра­там рая, по­том вве­ден был в ме­ста свя­тые и там уви­дел он пре­по­доб­но­го Ва­си­лия и Фе­о­до­ру, и все они вме­сте воз­ра­до­ва­лись. И спро­сил Гри­го­рий:

– Гос­по­жа Фе­о­до­ра! – как ты пре­тер­пе­ла страш­ный час смер­ти и как из­ба­ви­лась от лу­ка­вых ду­хов?

Она же рас­ска­за­ла по по­ряд­ку:

– Ко­гда я ду­шою сво­ею раз­лу­чи­лась от те­ла, то уви­де­ла страш­ных ефи­о­пов, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ли мне сви­ток с на­чер­та­ни­ем всех мо­их пер­вых дел и взвиз­ги­ва­ли как сви­ньи, скре­же­ща на ме­ня зу­ба­ми. По­том взя­ли ме­ня Ан­ге­лы и по­нес­ли по мы­тар­ствам. Пер­вое мы­тар­ство бы­ло – лжи­вость; вто­рое – кле­ве­та; тре­тье – за­висть; чет­вер­тое – лож­ная обид­чи­вость по са­мо­лю­бию; пя­тое – гнев с яро­стью; ше­стое – гор­дость; седь­мое – брань и сра­мо­сло­вие; вось­мое – ли­хо­им­ство и лесть; де­вя­тое – тще­сла­вие; де­ся­тое – среб­ро­лю­бие, один­на­дца­тое – пьян­ство; две­на­дца­тое – зло­па­мя­то­ва­ние; три­на­дца­тое – ча­ро­дей­ство; че­тыр­на­дца­тое – волх­во­ва­ния и упо­треб­ле­ния та­лис­ма­нов; пят­на­дца­тое – чре­во­уго­дия и идо­ло­слу­же­ние; шест­на­дца­тое – пре­лю­бо­де­я­ние; сем­на­дца­тое – убий­ство; во­сем­на­дца­тое – во­ров­ство; де­вят­на­дца­тое – блу­до­де­я­ние; два­дца­тое – неми­ло­сер­дие. И ес­ли в ка­ком-ли­бо мы­тар­стве для мо­е­го оправ­да­ния по­ка­за­ния толь­ко мо­их доб­рых дел бы­ло недо­ста­точ­но, то Ан­ге­лы при­бав­ля­ли к мо­им доб­рым де­лам от да­ра доб­рых дел пре­по­доб­но­го Ва­си­лия. Так я и про­шла бес­пре­пят­ствен­но все мы­тар­ства и бы­ла вве­де­на в это бла­жен­ное ме­сто. Ес­ли же ду­ша бу­дет греш­на, то пре­да­ет­ся тем ефи­о­пам, а они, тер­зая, све­дут ее в му­ки.

И тот­час Гри­го­рий проснул­ся и рас­ска­зал нам, что он ви­дел и что слы­шал в со­сто­я­нии сво­е­го сон­но­го вос­хи­ще­ния. Мы же, слы­шав то, удив­ля­лись и бла­го­да­ри­ли ве­ли­ко­го Бо­га и Спа­са на­ше­го, спо­до­бив­ше­го Фе­о­до­ру Сво­е­го до­сто­я­ния в небес­ных оби­те­лях.

Святой мученик Филетер дважды претерпел мучения за Христа: при Диоклетиане (284 - 305) и при Максимиане (305 - 311). Когда Диоклетиан прибыл в Никомидию, на суд привели святого Филетера, который был высокого роста с красивым лицом. Увидав его, император сравнил святого Филетера с языческим богом. На вопрос о звании и происхождении мученик сказал: "Я сын епарха, по вере - христианин и живу с христианами". Император склонял его ласками к отречению и хулил Господа Иисуса Христа, но святой сказал: "Да заградятся уста всякого, будь он царь или кто иной, кто дерзает хулить Христа моего". После этих слов мученик был брошен в раскаленную печь, но вышел оттуда невредим. Тогда Диоклетиан, под влиянием виденного чуда и, принимая во внимание знатность и красоту святого, отпустил его на свободу.

Императору Максимиану также донесли, что Филетер христианин. Представ на суд императора, святой мученик опять исповедал веру во Христа. За это его подвергли пыткам. Затем он был брошен на растерзание зверям, но остался невредимым. Тогда его приговорили к усечению мечом, но двое слуг, которым была поручена казнь, так и не смогли его умертвить: как только они заносили меч над головой мученика, руки сразу переставали действовать. Убедившись в том, что Господь незримо охраняет святого мученика, оба палача уверовали во Христа и сами пострадали за веру через усекновение мечом.

Святой мученик Филетер был приговорен к ссылке на Проконнис, один из островов Мраморного моря. По дороге в ссылку он совершил много чудес и сокрушил капища идолов. Сопровождавшие святого в ссылку шесть воинов вместе с начальником уверовали во Христа.

На пути к ним вышел святой Еввиот, тоже перенесший много страданий за Христа. Святые с радостью встретились, и в келлии Еввиота в горах Сигрианы прожили 7 дней вместе с воинами и их начальником. Там же святой Филетер скончался и был погребен Еввиотом. Было это в 311 году. Через 11 дней скончались воины и их начальник и были погребены около святого мученика Филетера.

Преподобная Феодора Кесарийская, жившая в VIII в., была дочерью патриция Феофила и жены его Феодоры. Родители ее долго не имели детей, о чем скорбели. Они много молились и дали обет, если у них будет дитя, посвятить его Богу. Когда родившаяся у них дочь подросла, мать привела ее в обитель святой Анны, где девочка поступила под руководство игумении. Там она научилась Слову Божию.

Император Лев Исавр (716–741), иконоборец, задумал выдать замуж девицу Феодору за одного из своих приближенных. Ее против воли взяли из монастыря и привезли в Константинополь, где все было уже приготовлено для бракосочетания.

Но во время брачного пира произошло нападение скифов на столицу, и жених святой Феодоры, посланный отразить врагов, погиб в первой же схватке.

Воспользовавшись общим смятением, святая Феодора незаметно скрылась, села на корабль и достигла своей обители. Когда за ней явился царский чиновник, он увидел ее уже принявшей постриг – монахиней, одетой в рубище. Святую не принуждали больше к уходу из монастыря, и она в суровых подвигах бдения, поста и молитвы провела дальнейшие годы жизни. На теле она носила тяжелые железные вериги, не снимая их до смерти.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites