29 ноября. Апостола и евангелиста Матфея. Праведного Фулвиана, кн. Ефиопского.

16 ноября по старому стилю / 29 ноября по новому стилю
вторник

Апостола и евангелиста Матфея (60).
Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Сщмч. Филумена Святогробца (1979).
Сщмч. Феодора Колерова пресвитера и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова пресвитеров, прмч. Пантелеимона Аржаных (1937); мч. Димитрия Спиридонова (1938).


Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 1 Сол., 268 зач., III, 9–13. Лк., 77 зач., XIV, 25–35. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 30 зач., IX, 9–13.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас 3:
Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чтим честну́ю па́мять твою́, Матфе́е богоглаго́ливе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея, глас 4:
Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час Су́дный.

Святой Апостол и Евангелист Матфей
Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря – такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним – осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира – Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.
В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.

Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос – подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (Мф. 11, 3). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (гл. 5–7), Царя над миром видимым и невидимым (гл. 8–25) и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (гл. 26–27). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (гл. 5–7), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10–11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и простоте наследников Царства (18, 1–35; 19, 13–30; 20, 1–16; 25–27; 23, 1–28), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24–25). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности (16, 18–19; 28, 18–20)

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Преподобномученик Филумен Святогробец (Хасапис), архимандрит
Преподобномученик Филумен Святогробец (Хасапис), архимандрит. В ми­ру Со­фок­лис Ха­са­пис, ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря 1913 го­да в сто­ли­це Ки­п­ра Ни­ко­сии.
В 1927 го­ду по­сту­пил в чис­ло на­сель­ни­ков мо­на­сты­ря Став­ро­ву­ни вме­сте со сво­им бра­том Алек­сан­дром.
В 1934 го­ду бра­тья при­е­ха­ли в Иеру­са­лим и по­сту­пи­ли в гим­на­зию Иеру­са­лим­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.
В 1937 го­ду они при­ня­ли там же мо­на­ше­ский по­стриг с име­на­ми Филу­мен и Ел­пи­дий. 5 сен­тяб­ря 1937 го­да мо­нах Филу­мен был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. Иеро­мо­нах Ел­пи­дий впо­след­ствии был при­гла­шен в Алек­сан­дрий­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.
По­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии в 1939 го­ду свя­той Филу­мен нес раз­лич­ные по­слу­ша­ния в пат­ри­ар­хии, несколь­ко лет под­ви­зал­ся в Лав­ре свя­то­го Сав­вы.
1 но­яб­ря 1944 го­да был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха.
Был на­сто­я­те­лем раз­лич­ных гре­че­ских хра­мов и мо­на­сты­рей во Свя­той Зем­ле – в Иеру­са­ли­ме, Яф­фе, Рам­ал­ле.
8 мая 1979 го­да был на­зна­чен игу­ме­ном мо­на­сты­ря у Ко­лод­ца Иа­ко­ва в Са­ма­рии.
29 но­яб­ря 1979 го­да был убит ре­ли­ги­оз­ны­ми фа­на­ти­ка­ми.

Неза­дол­го до убий­ства от­ца Филу­ме­на груп­па лю­дей яви­лась в мо­на­стырь и по­тре­бо­ва­ла убрать кре­сты и ико­ны от Ко­лод­ца Иа­ко­ва под тем пред­ло­гом, что сим­во­лы хри­сти­ан­ства ме­ша­ют им мо­лить­ся в этом свя­щен­ном для них ме­сте. На­сто­я­тель мо­на­сты­ря от­ка­зал­ся это сде­лать, на­пом­нив, что Ко­ло­дец Иа­ко­ва был и оста­ет­ся пра­во­слав­ной свя­ты­ней мно­гие сот­ни лет. В от­вет бы­ла вы­ска­за­на угро­за, что ес­ли он не уй­дет от­ту­да, то дол­жен го­то­вить­ся к худ­ше­му. Вы­кри­ки­вая бо­го­хуль­ства, непри­стой­но­сти и угро­зы хри­сти­а­нам, фа­на­ти­ки ушли.

В день па­мя­ти свя­то­го апо­сто­ла Мат­фея убий­цы во­рва­лись в мо­на­стырь. Они на­нес­ли от­цу Филу­ме­ну то­по­ром в ли­цо две кре­сто­об­раз­ные ра­ны, вы­ко­ло­ли ему гла­за и от­ру­би­ли по ча­стям паль­цы пра­вой ру­ки. Од­на­ко убий­ства крот­ко­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля им бы­ло недо­ста­точ­но, они осквер­ни­ли еще и са­му цер­ковь: раз­ру­би­ли рас­пя­тие, раз­бро­са­ли и осквер­ни­ли свя­щен­ные со­су­ды и со­вер­ши­ли дру­гие ко­щун­ствен­ные дей­ствия.

30 но­яб­ря 1983 го­да бла­жен­ней­ший пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Ди­о­дор в со­про­вож­де­нии гре­че­ских епи­ско­пов, ар­хи­манд­ри­тов, свя­щен­ни­ков и мо­на­хов со­вер­шил от­кры­тие мо­щей ар­хи­манд­ри­та Филу­ме­на. Гроб его был с предо­сто­рож­но­стя­ми из­вле­чен из мо­ги­лы на клад­би­ще Брат­ства Гро­ба Гос­под­ня на го­ре Си­он. Остан­ки от­ца Филу­ме­на бы­ли по­чти пол­но­стью нетлен­ны­ми. Они бы­ли об­мы­ты, обер­ну­ты но­вым по­кро­вом и по­ло­же­ны в Тро­иц­ком хра­ме гре­че­ской се­ми­на­рии на Си­оне, где пре­бы­ва­ли несколь­ко ме­ся­цев, а за­тем бы­ли пе­ре­за­хо­ро­не­ны в но­вом гро­бе на си­он­ском клад­би­ще. 8 ян­ва­ря 1985 го­да мо­щи свя­то­го Филу­ме­на бы­ли вновь из­вле­че­ны из гро­ба и по­ло­же­ны в ра­ке в Тро­иц­ком хра­ме на Си­оне.

29 ав­гу­ста 2008 го­да, на­ка­нуне дня освя­ще­ния до­стро­ен­но­го хра­ма свя­той Фо­ти­нии Са­ма­рян­ки гре­че­ско­го мо­на­сты­ря над Ко­лод­цем Иа­ко­ва в Са­ма­рии, мо­щи тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны в Си­хем.

29 но­яб­ря 2009 го­да пат­ри­арх Фе­о­фил III при огром­ном сте­че­нии па­лом­ни­ков со­вер­шил в хра­ме свя­той Фо­ти­нии Са­ма­рян­ки в Си­хе­ме Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, по окон­ча­нии ко­то­рой был со­вер­шен крест­ный ход в пред­не­се­нии ков­че­га с кап­ля­ми кро­ви свя­то­го. Пе­ред на­ча­лом мо­лит­вен­ной про­цес­сии пат­ри­арх Фе­о­фил за­чи­тал ре­ше­ние Свя­щен­но­го Си­но­да Иеру­са­лим­ской Церк­ви о про­слав­ле­нии в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ка Филу­ме­на. В сво­ем сло­ве пат­ри­арх от­ме­тил, что бра­тия Свя­то­го Гро­ба Гос­под­ня сра­зу же по на­зна­че­нии от­ца Филу­ме­на в Си­хем на­зы­ва­ла его но­во­му­че­ни­ком, тем са­мым пред­ска­зав его стра­даль­че­скую кон­чи­ну.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites