Икона - покровительница казачества

1 сентября в московском Донском монастыре празднуют день Донской иконы Божией Матери. По традиции, установившейся в последние годы, в эти дни в монастырь привозят чудотворную икону XIV века, которая обычно находится в постоянной экспозиции зала древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи (ГТГ).
Донская икона по своей композиции принадлежит к типу Умиление, написана она предположительно Феофаном Греком. По преданию, икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы, а ранее она хранилась в городе Сиротине, куда приплыла по реке.

Иконе суждено было стать боевым знаменем русских воинов на Куликовом поле - она была укреплена на древке как хоругвь и пронесена перед войском, выстроившимся в боевой порядок перед сражением. В разгар битвы святыня находилась среди воинов, вдохновляя их на победу. И 8 сентября 1380 года несметные полчища Мамая были разбиты.

После сражения князь Дмитрий торжественно внес икону в Москву и поместил ее в Кремле. С тех пор святыня стала именоваться Донскою и не раз присутствовала в битвах.

Царь Феодор Иванович распорядился перенести Донскую икону из Кремля в место расположения оборонительного отряда. Со святыней совершили крестный ход вокруг городских стен. И Богородица явила чудо: полки неприятеля дрогнули, устрашенные какой-то невидимой силой. Враг бежал с поля битвы, оставляя убитых и раненых, бросая оружие. После одержанной победы крымские татары больше никогда не дерзали воевать с Москвой. В благодарность за победу был воздвигнут храм во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы, вокруг которого вскоре обосновался монастырь.

В наши дни первообраз Донской иконы хранится в Третьяковской галерее Москвы, а в московском Донском монастыре находится чудотворный список с этой иконы конца XVI века. По многолетней традиции к 1 сентября первообраз Донской иконы доставляют в монастырь, где совершается Божественная литургия.

31 августа днем икону торжественно встретили в Донском монастыре. Сегодня вечером перед нею состоится торжественное вечернее богослужение, после которого продолжатся молебны. В полночь состоится первая литургия. Молебны будут продолжаться всю ночь, а в восемь утра собор епископов совершит праздничное богослужение, а затем икона вернется в Третьяковскую галерею.

По благословению патриарха Кирилла день Донской иконы Божией Матери также объявлен главным праздником православного казачества.

Комментарии (9)

Всего: 9 комментариев
#1 | Георгий О. »» | 01.09.2011 11:43
  
-1
Мир вам, православные! Грустно, что Донская Богородица и на сей день не на своем месте, как и множество других православных святынь. Музей, на мой взгляд, не место для православных реликвий, тем более чудотворных. Это своего рода заточение, а, впрочем, все это больше смахивает на непотребство... И мы молчим! Нужно создать музей православный, где и помолиться не грешно, где каждый зал и закуток дышит духом веры...

Поклон и благодарение духовнику Донского монастыря о.Валентину от казака Георгия. Прошу, отче, ваших молитв и благословения...
#2 | Валерий »» | 05.09.2011 00:29
  
0
/ …. икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы, /

Как известно из истории Куликовской битвы, в разведку к верховьям Дона Дмитрием Ивановичем был отправлен сторожевой отряд во главе с воеводой Семеном Меликом. 5 сентября разведка вернулась и привела языка – знатного ордынца. Пленный рассказал, что Мамай с бесчисленными ордами стоит на «Кузьмине гати», поджидает союзников и ничего не знает о приближение русского войска. А вот о донских казаках история почему-то умалчивает…

Предлагаю вспомнить историю русских смут. Начало 15 века – Шемякинская смута. Начало 17 века - Смута самозванщины,
Причина смут одна и та же - борьба за московское наследство. Если в смуту самозванщины казаки приняли самое активное участие, то об участии казаков в Шемякинскую смуту история умалчивает. Это и понятно. Первое упоминание о русских (рязанских) казаках относится к 1444 г.
#3 | Георгий О. »» | 05.09.2011 19:08 | ответ на: #2 ( Валерий ) »»
  
0
Мир тебе! История - больше напоминает фантазии победителей, чем нечто точно определенное... Например ордынца взяли, но какого... Хан Золотой Орды сражался против Мамая, я о хане Тохтамыше... Да и каждый народ одно и то же событие по разному легендит... А донские казаки появились куда позже, рязанских разбойников тоже можно записать в казаки, но таких в казачьих реестрах нет...
Здесь об потрясающей иконе - Донской Богородице! Она подлинная!
Всмотритесь... Чудо... Слова же, как сухие листья...
#4 | Валерий »» | 06.09.2011 01:45 | ответ на: #3 ( Георгий О. ) »»
  
0
Мир Тебе, Георгий! Я не ставлю под сомнение существование иконы. Я только сомневаюсь в том, что эта икона могла быть «поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы».
Как известно, далеко не все русские князья поддержали московского князя Дмитрия Ивановича, принявшего вызов хана Мамая.
Да, историю, в какой-то мере искажают фантазии победителей, но еще больше её искажают те, кто желает пополнить ряды победителей. И если на поле Куликовом, как утверждают некоторые исследователи, с татарами сражались украинские и белорусские дружинники, то тогда, конечно, икона могла быть "поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы".
#5 | Георгий О. »» | 06.09.2011 18:14 | ответ на: #4 ( Валерий ) »»
  
0
Мир тебе, Валерий!Ты совершенно прав, что донского казачества в те времена попросту не было, как и запорожского и других. Другой вопрос, - можно ли говорить о том, что Русь сражалась с Татарами? На мой взгляд здесь все не так просто. Русь в те времена была разорвана и Русью не именовалась... Каждая земля носила свое историческое имя, по княжествам: Москва, Рязань, Тверь, Новгород, Волынь, Галичина... Кроме того сформировалось два блока Восточная Русь и Западная, т. н. Литва. Рекомендую внимательно всмотреться в миниатюры в летописях - правое войско и левое войско идентично... Попросту одно и то же, - другого подобного тождества нет! Кроме прочего, Мамай был злейшим врагом Золотой Орды, а иго то тамошнее... Повторяю, Золота Орда сражалась на стороне Дмитрия... Задачка! Св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия на битву по Божьему велению, иначе не дал бы схимников- монахов для участия в деле... Как все происходило из многих современных битве источников более-менее понятно - кое что подтерли, кое что приписали, но картинка складывается... Эта битва - Гиганский разлом, и значение ее куда глубиннее, чем принято считать...
Икона же... От нее тепло и свет... Одно слово - СВЯТЫНЯ!
#6 | Валерий »» | 06.09.2011 19:01 | ответ на: #5 ( Георгий О. ) »»
  
0
Мир Тебе, Георгий! Наш разговор переходит в другую плоскость. На Куликовом поле Русь действительно сражалась с татарами, только с теми татарами, которые подчинились крымскому темнику Мамаю. Мамай не был злейшим врагом Золотой Орды. Он пытался взять власть в Золотой Орде. Только, не будучи потомком Чингисхана, он мог править Ордой только при наличие на троне слабовольного хана. Это и было в определенный период. Потом Мамай вынужден был удалиться в свои крымские владения, но желание захватить власть в Орде осталось. Предпринимая свой поход на Москву, он собирался захватить Московское княжество и продолжить борьбу за трон Золотой Орды. Куликовская битва имело огромное моральное значение. Она показала, что именно Москва способна собрать русские земли. Практическое значение Куликовской битвы было ничтожным. Уже через два года хан Тохтамыш нападет на Москву. Зачем он это сделал, можно только догадываться. Возможно, решил напомнить о себе Дмитрию Донскому, а может, что на Дмитрия Донского просто «настучали». Племя стукачей никогда не переводилось.
#7 | Георгий О. »» | 06.09.2011 21:17 | ответ на: #6 ( Валерий ) »»
  
0
Битва эта - великая веха истории, хранящая много загадок... Но это действительно иная плоскость и иная тема...
#8 | Валерий »» | 07.09.2011 13:16 | ответ на: #7 ( Георгий О. ) »»
  
0
Георгий! Вспоминая события тех лет, нельзя не вспомнить о том, эти годы стали годами серьезного конфликта мирской власти с властью церковной.
Одержав победу на Куликовом поле, Дмитрий Донской хотел править самовластно, не считаясь мнением митрополита и Дмитрий Донской достаточно круто обошелся с митрополитом Киприаном… .
В дальнейшем доля и характер злоупотреблений мирской власти постоянно увеличивались. Свой вклад внесли Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I и Екатерина II. Самодержавный абсолютизм расцветал, не зная удержу. И, если в смуту самозванщины у Церкви еще нашлись силы, чтобы спасти страну, то в годы смуты революции и гражданской войны она оказалась бессильной возглавить антибольшевистское движение.
Бесспорно, государственность важна, но государство-идол, которое подчиняет себе церковь – страшное зло.
Герои Куликовской битвы крестились двуперстием. Царь Алексей Михайлович в приказном порядке ввел трехперстие. Возможно, что он руководствовался добрыми пожеланиями. Но, как известно, дорога в ад выложена плитами самых добрых пожеланий….
#9 | Елена Левкина »» | 12.09.2011 13:31
  
0
По благословению патриарха Кирилла день Донской иконы Божией Матери также объявлен главным праздником православного казачества.====

истории Церкви известны образы Божией Матери, покровительницы казачества. " Ахтырская икона " Богородицы Самарская. Все списки с Ахтырской иконы пришли в центр, в Москву с южно-русских земель.
С уважением
Е.С,
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites