118 лет, а выглядит на 60. Староверы знают секреты долгожительства!
Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утёрли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием.
В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди - все приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы.
Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры - очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже.
Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил. Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода.
Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!
Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать...., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами.
Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.
Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика.
Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!
Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс - это хорошо, но с другой... Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем.
........................................................................................................................................................................... По материалам сайта: http://silver2013.livejournal.com/42000.html
Размышляю над проблемой, что, чему предпочесть:
Перестать мне блудить и вернуться в тему « Война – наша мать», и продолжить решать непосредственную мою задачу или задержаться здесь и попытаться написать пост о том, как подвижники древлего благочестия – христиане старообрядцы, силой Господа нашего Исуса Христа, умеют управляться с временем – связывают титана Кроноса (Хронос- Время).
Уточняю – не «побеждают время», иначе бы они победили смерть, что пока, естественно, ни кому не под силу, но именно, умеют связывать титана, в отличии от других землян, таким образом, что тот дает им дополнительное время к уже имеющимся 24 часам. (Мистика)
…Но тогда мне может не хватить времени на себя…
Можно на какое-то время погрузиться в титаническую борьбу и необходимое время добыть, но для этого мне придется оставить форум, что противоречит первой задаче.
Искушение...
Видимо, нужно последовать учению церкви – искушение необходимо преодолевать. ))
«Удивительны старообрядцы: глубоко впечатлительны и серьезны ко всему, что им предстояло принять или отвергнуть, не были они рабами, которые по первому свисту кнута готовы принять все, что им прикажут.
Они никогда и нигде не боролись против пароходов и железных дорог, ни против электричества и газа, ни против химических изобретений и открытий, в чем их иногда укоряли. Наоборот, они раньше других использовали эти блага. Когда же от них потребовали снять русскую одежду, сбрить бороду, закурить трубки с табачным зельем, вынести из домов древние дедовские иконы, – тут они запротестовали и пошли на казнь и смерть, но глупым требованиям не подчинились.
Они разумно рассуждали: зачем нам рядиться в какую-то шутовскую одежду испанцев, нам и русская одежда хороша. Она прилична и красива, в ней свободнее и удобнее, и борода нам ничуть не мешает...»
В. Н. Алексеев, В. С. Лизунов. «Моя Малая Родина»
По материалам сайта: https://vk.com/duginag
На фото мы видим, что староверы руки держат скрещеными на груди, по образу херувимов, в знак готовности исполнить любую волю Бога.
У двух отцов в руках лестовка, у других наверняка лестовка находится в карманах кафтана, потому что личное оружие христианин (и мужского и женского рода) обязан держать при себе.
Так было и так есть в христианском мире.
........................................................................
Ниже, я демонстрирую мнение современного, т. н. цивилизованного автора.
Скрещенные на груди руки означают рабскую покорность
Голливудские киногерои, качки-спортсмены и прочие индивиды, желающие всем показать, что они на самом деле «крутые парни», очень любят стоять в позе со скрещенными на груди руками, демонстрируя свою обильно бугрящуюся мускулатуру, и вызывая припадки зависти у не сумевших так накачаться хлюпиков.
Однако в действительности скрещенные на груди руки означают вовсе не «крутизну», не мужественность и самоуверенность, а нечто вполне противоположное. По крайней мере, в эпоху античности скрещивание рук на груди приравнивалось … к признанию себя рабом!
Очень характерный пример приводит древнегреческий историк Плутарх в своей книге «Сравнительные жизнеописания», рассказывая в главе «Лукулл» про армянского царя Тиграна (тогдашняя Великая Армения, кстати, была одним из крупнейших государств древности, покорившим множество различных царств):
При нем находилось много царей на положении слуг ... когда он ехал на коне, они бежали рядом в коротеньких хитонах, а когда сидел и занимался делами – становились по бокам, скрестив руки на груди. Считалось, что эта поза наилучшим образом выражает полное признание своей рабской зависимости: принимавшие ее как бы отдавали в распоряжение господина вместе со своим телом и свою свободу и выражали готовность все снести, стерпеть без возражений.
Как видим, никакой «крутизной» здесь даже не пахнет. Почему же тогда спустя две тысячи лет скрещивание рук на груди превратилось из демонстрации своей рабской зависимости в демонстрацию самоуверенности - большая историческая загадка.
Кстати, весьма интересный взгляд на эту позу высказывает австралийский психолог Аллан Пиз (Allan Pease) - в своей книге «Язык телодвижений» он утверждает, что скрещенные на груди руки обозначают оборонное или негативное состояние человека, выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. То есть, опять же, такое поведение вроде бы не характерно для смелых и решительных «крутых парней».
Так что режиссёрам голливудских боевиков, прежде чем заставлять «героических» актёров стоять в рабской и трусливой позе, было бы неплохо поизучать историю и психологию.
Что такое лестовка? Как молиться, выбрать или сделать самому
Что такое старообрядческая лестовка, зачем нужно христианину это приспособление для молитвы? Как выбрать, самостоятельно изготовить и где купить настоящую каноничную «вервицу»?
И еще: как, а главное – зачем нужно молиться Исусову молитву, если сегодня нам доступны в большом количестве другие богослужебные книги и тексты?
01. Важность церковного Предания
02. Лестовка – оружие молящегося
03. Как устроена лестовка
Лапостки лестовки
Молитвенный круг лестовки
04. Многообразие и назначение лестовок
_ Традиционные виды лестовок
Богородичная лестовка
05. Как молиться по лестовке?
06. О молитве Исусовой по лестовке
07. Как правильно креститься, произнося Исусову молитву
08. Устав домашней молитвы по лестовке
09. Как заменить лестовкой суточный богослужебный круг?
_ Как заменить лестовкой чтение Псалтыри?
Правило молитвы по лестовке без поклонов
О молитве по лестовке с поклонами
О молитве по лестовке в Великий пост
Облегченное молитвенное правило по лестовке
10. Как готовиться к причастию по лестовке?
Как лестовкой заменить чтение правильных канонов?
Правило подготовки к исповеди по лестовке для мирян
11. Как изготовить лестовку?
Описание процесса от инокини Ливии
Инструкция от казаков Рогожской станицы
12. О четках и прочем «молитвенном суррогате»
13. Какая лестовка правильная и каноничная?
ПРИЛОЖЕНИЯ
14. Поучение о тринадцати добродетелях
15. Спутница жизни. Подвиги благочестия
16. Поучения из книги священноинока Дорофея
17. Сугубое поучение о молитве Исусовой
18. Поучение о ночной молитве
19. Сказание о лестовке и о молитве Исусовой
...................................................................................................................................
Примеры иноческого и царского облачения дораскольных времён
«Агафья Лыкова так по тайге ходит.
У лестовки, много применений и в быту. Бабы иногда, при работе на голову как "ободок" одевали, пользовались, как счетами».
История старообрядчества трагична и беспросветна за исключением нескольких коротких эпизодов связанных с императрицей Екатериной II и императором Павлом, одним из величайших в истории монархов.
Вопрос об императоре Павле, вопрос о том, кем был Император Павел, откуда он родом, что это за монарх, почему вдруг неожиданно в романовском роду появляется столь великая могущественная фигура мирового значения, остаётся открытым...
О том, что Павел был императором мирового значения свидетельствует, например, то, что он готов был полностью воссоединить под своим правлением Великий Континент. Ради этого он помирился с Наполеоном, отверг всякие отношения с Англией, планировал вхождение русских казаков-старообрядцев в Индию... Всё это было воплощено в императоре Павле. Это – первая линия его правления.
Вторая линия правления Императора Павла связана с планом освобождением крестьян. Его указ о трёхдневной барщине, согласно которому крестьянин должен был работать на помещика только три дня в неделю, и при этом крестьянам было дано разрешение торговать в городах, фактически почти освобождал крестьян. Был задуман и второй шаг – полное освобождение крестьян через несколько лет, но этому проекту не было суждено осуществиться тогда.
Интересен и другой проект. Когда революционная Франция начала преследовать Папу Римского, Павел предложил Папе убежище в Полоцке. Речь здесь, разумеется, не шла ни о каком экуменическом соединении, это было просто предложение убежища. Суть же в том, что Павел готов был своей имперской властью встать выше всех конфессиональных разделений.
Интересно, что на день коронации императора Павла старообрядцы прислали ему икону Архангела Михаила, а это, как вы знаете, Архангел Конца Времён. Одновременно - это покровитель русских царей и русского воинства. Архангел Михаил – непосредственный исполнитель воли Божией.
Когда Императору Павлу старообрядцы дарят икону Архангела Михаила. Это свидетельство высшей сакральной легитимности. Много спорят о легитимности Романовых, но что касается легитимности Императора Павла – здесь вопросов нет, если сами старообрядцы признают его легитимным Государем и дарят ему икону Архангела Михаила.
Впоследствии Павел построит Михайловский замок в Петербурге, где и примет трагическую насильственную смерть… Кстати, у стен Михайловского замка с давних времён и поныне совершаются чудотворения – исцеления, чудеса и т.д.
К Императору Павлу обращается с письмом депутация старообрядцев. В этом письме они просят, чтобы он своей монаршей властью повелел Синоду даровать старообрядцам священство от господствующей церкви. При этом ставился целый ряд условий: прекращение каких-либо гонений, служение поставленных для старообрядцев священников строго по старому обряду в старообрядческих храмах, признание Греко-Российской церковью всех старообрядческих таинств действительными, право старообрядцев не допускать в храмы тех, кто крестится троеперстно, не носит бороды, курит табак и т.д. И, наконец, – дарование старообрядцам от Синода епископов, чтобы в дальнейшем епископы могли поставлять старообрядческих священников. Самое же главное, о чём просили старообрядцы – это снятие всех клятв, которые были наложены на Старый Обряд разбойничьим Собором 1666-67 гг.
Когда Павел получил это послание, он написал: «Быть по сему», и направил это всё московскому митрополиту Платону, но труд этот, увы, не принес ощутимого результата, поскольку митрополит Платон "императорское "Быть по сему!" превратил в епископское "Не допущу!".
Т.е. фактически митрополит Платон и Синод уничтожили замыслы Императора Павла, который вскоре погиб в результате заговора и цареубийства. Думаю, что причины заговора и цареубийства здесь для подавляющего большинства понятны… Это, конечно, как континентальная политика Императора Павла, так и его крестьянская политика и разумеется его церковная политика тоже. Нет никаких сомнений, что если бы монарх остался бы в живых, то дело воссоединения церкви было бы продолжено.
Слова Христа Воскресшего - Вечного Нетленного Царя И Бога Истинного: Кто не последует Святому Евангелию, тот не будет участником вечной жизни: мерзок тот и возненавиден будет Отцем Моим и Мною, кто неправо верует и отделяется от основанной Святой Церкви, тот хотя бы совершил сверхчеловеческие подвиги и посты, милостыни, изнурение плоти, и не входит дверями Моей Святой Церкви - тот вор и разбойник.
И добавил Господь наш: Сие сказал Я вам, что небо и земля прейдут, но Слова Мои не прейдут. Истину Сказал вам Непреложную, - и Окончил Господь наш Беседу ко мне, недостойному. (Из Откровения О Суде Божием)
Мат.12:25 —Но Исус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
"Умники" пусть фантазируют, но мы знаем связь между 17м веком и 17м годом.
Не человек, но Сам Господь пусть будет судья правителям светским и церковным 17го века.
...Те кто отпали...
....................................
Уверен – Господь знает, кто отпал.
А Вы, Рувим, знаете?
Я так думаю, что Церковь – это то, благодаря чему и кому, жива страна – Россия. Можно сказать по-другому: Россия – это все то, что составляет ее содержание, что составляет ее Логос.
Уверен, Рувим, что если бы я предложил Вам в следующем посте назвать конкретно, кто есть кто, кто отпал, а кто нет, то есть отделить «овец от козлищ», то Вы не решитесь произвести суд.
Решитесь или не решитесь?
Если решитесь то – „Безумству храбрых поем мы песню!..“»
Если же Вы благоразумно воздержитесь – то тогда к чему нам сообщать, что трава зеленая, а халва сладкая?
Ценя Вашу бдительность, просил бы больше конкретики на языке, доступном моему пониманию.
Я люблю поговорить. Но кажется диалога не получиться )
................................................................................................
Раз так! То буду смотреть на красоту ненаглядную. )
Спецназовцы поучатся у сибирских староверов выживанию в тайге.
Снайперские пары подразделения спецназа отрабатывают длительные засады в условиях морозной и снежной погоды в Западной Сибири
Об этом сообщили сегодня в пресс-службе Центрального военного округа (ЦВО). В мае подразделения спецназа начнут занятия со староверами по навыкам выживания в горной тайге. «Приемы контрснайперской борьбы отрабатывают на учениях в Западной Сибири подразделения мотострелков и спецназа ЦВО, на вооружении которых - винтовки СВД, ВСС и «Винторез». В ходе занятий снайперские пары отрабатывают длительные засады в условиях морозной и снежной погоды, навыки скрытого передвижения и маскировки, учатся применять современные приборы разведки и наблюдения, метеостанции, навигационные комплексы и средства защищенной связи», - сказали в пресс-службе, на которую ссылается ТАСС.
На занятия привлечены более 200 снайперов соединений и воинских частей ЦВО, дислоцированных в Алтайском крае, Новосибирской и Кемеровской областях. Как сообщил ранее командующий ЦВО генерал-полковник Владимир Зарудницкий, ориентировочно в мае две семьи староверов, которые живут в тайге в Красноярском крае, будут проводить курсы по выживанию в горно- таежной местности для подразделений спецназа.
Подробнее: http://vpk-news.ru/news/29297
Простите, что я не могу Вам ответить коротко и конкретно, так как сам я, ни как не отношусь к семейским староверам. (разве что по духу))))
Сам я принадлежу по факту синодальной церкви – РПЦ.
Этот вопрос, увы, Вам придется изучить самостоятельно.
От себя выскажу мнение такое. Судя по всему, в отношении постов «семейские» отличаются не многим от других староверческих согласий – все они, (согласия) последователи древлего благочестия. (Правильно – древлего)
Вот, читаю про них на сайте:
«В этническом многообразии Забайкалья среди русского населения выделяется этнокультурная группа, которую принято называть «семейские». Семейские проживают в основном в юго-западной части Забайкалья. Это потомки старообрядцев (староверов), поселенных здесь в XVIII в. Старообрядцы были насильственно выселены из бывших владений Польши. Сюда они бежали из различных районов России, протестуя против введения новой Православной обрядности. В Забайкалье старообрядцев ссылали семьями, и, скорее всего, поэтому они получили название «семейские».
Последовательная приверженность традиционному Православию, бытовому укладу и культурным традициям в целом, сохранение диалектических особенностей языка, крепкие семейнородственные связи, условия обособленного проживания в местах высылки и специфика занятий - все это способствовало созданию своеобразных этнокультурных черт данной группы забайкальского населения. Постепенное осознание взаимосвязи указанных компонентов культуры подготовило условия для формирования на территории Забайкалья особой этноконфессиональной общности семейские.
Семейские Забайкалья, имея богатейшее культурное наследие допетровской Руси, а также белорусской, украинской и польской культур, испытали и влияние бурят, в частности, заимствовали некоторые приемы хозяйствования. Семейские имеют южнорусский говор с некоторыми заимствованиями из украинского, белорусского и бурятского языков».
Или посмотреть фильм здесь: https://www.youtube.com/watch?v=EKsOn63fRBs (опыт общинного выживания)
https://www.youtube.com/watch?v=fkfb1VY08Ew
…………………………………………………………………………………………………………………………………
Видимо, в отношении я (Архип) и староверие, что бы у братьев и сестер не сложилось обо мне не адекватного представления, мне придется перепостить свой же комментарий, с другой темы.
Вот здесь: Тема: Догмат о Богочеловеческом Царстве Пресвятой Троицы. Пост№150;155.
Спасибо за ссылки. Я училась в Улан-Удэ и знаю, кто такие семейские. Мой вопрос больше относится к теме о секрете долгожительства. Понимаю, что сначала исправить мысли или своё неправильное понятие о чём-либо. Но дальше-то они голодают. А как это делать правильно именно с точки зрения староверов, где об этом можно узнать? И скажут ли? Про тот же массаж живота...Это как с лечением травами, правильные рецепты знают единицы, передаются по-наследству.
Я училась в Улан-Удэ и знаю, кто такие семейские.
...............................................................................................
ЗдОрово! Ежели что, то у меня есть к кому обратиться? ))
Эх!... повторить бы жизнь. )
Я бы дурака не валял. Традиция — это половина спасения.
...............................................................................................
У Вас все получится, я слышал, будто бы смелость города берет!
Кто будет смертью застигнут врасплох? Только лох,
Что в переводе с еврейского значит свинья,
Или какой-нибудь там рыжий пёс, бандерлог ...
Будьте здоровы и слушайте песнь соловья.
Сто восемнадцать, а выглядит на шестьдесят.
Знает секрет долгожительства дед старовер.
Осень настанет, тогда и считайте цыплят.
Он молодой ещё парень, берите пример!
Мат.12:25 — Но Исус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
"Умники" пусть фантазируют, но мы знаем связь между 17м веком и 17м годом.
Не человек, но Сам Господь пусть будет судья правителям светским и церковным 17го века.
................................................................................................................................................................................
А.И.Солженицын: раскаявшись, объединиться…
В своем послании Третьему собору Зарубежной Русской Церкви (1974 г.) А.И. Солженицын сказал следующее: «...Я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на другом – дальнем, трехсотлетнем грехе нашей Русской Церкви, я осмеливаюсь полнозвучно повторить это слово – грехе, еще чтоб избегнуть употребить более тяжкое, – грехе, в котором Церковь наша – и весь православный народ! – никогда не раскаялись, а значит грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию нашей веры, могущим быть причиною кары Божьей над нами, неизбытой причиною постигших нас бед.
Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину – их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древле-православных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами. За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась вся наша Церковь семь столетий, – мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, – и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием! И сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, – но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение – самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости – продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) – и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам? За эти столетия иные императоры склонны были прекратить гонения верных подданных – но высшие иерархи православной Церкви нашептывали и настаивали: гонения продолжать! 250 лет было отпущено нам для раскаяния, – а мы только и нашли в своем сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их. Но и это был год, напомню, 1905-й – его цифры без объяснения сами горят, как валтасарова надпись на стене...»
Солженицын А. И. Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви // Публицистика. Т. 1. Ярославль, 1995. С. 199
другие почему - то склонны более доверять человеческим мнениям.
Как ни покажется странным, но объяснение этому простое:
Не многие слышат отчетливо таинственные слова Бога.
Но большинство же из нас слышат едва-едва неразличимый шепот, способный, разве что волновать сердце. ))
В конце 20-х годов прошлого века один из местных членов Англиканской церкви, задавшись вопросом о разделении христиан на католиков, протестантов и так далее, обратил внимание в словаре на выражение orthodoxy, то есть православие. Начал интересоваться, что это такое, и узнал, что это Церковь, сохраняющая чистоту христианской религии. Этот человек и еще трое также интересовавшихся истинной верой угандийца обратились с письмом в Александрийский патриархат, но жили они далеко, и никто им тогда не ответил. Так что в итоге они просто ушли из Англиканской церкви и создали новую, привлекая в нее своих знакомых. Однако православие они, изучая самостоятельно, понимали по-своему и, по сути, были близки к греко-католикам.
А в 1950-е годы произошел такой случай: в Уганде находился греческий бизнесмен, у которого родился сын, и он, узнав, что там есть православные храмы, обратился туда для крещения ребенка. Но в ходе обряда он отметил: «Ребята, крестите-то вы как-то не так!» По возвращении домой он обратился в Александрийский патриархат, и те прислали в Уганду своего архимандрита, который прожил в стране несколько лет, приводя жизнь местных православных к ортодоксии. Он достиг весьма достойных результатов, судя по тому, что в наши дни количество православных в Уганде оценивается цифрой от 1 до 2 миллионов, у них есть митрополит и около 30–40 священников, все из местных.
Община угандийцев обрела в 1950-е годы и священников из числа местных верующих, которые прошли обучение в греческих монастырях и были рукоположены архиепископом Александрийского патриархата, присланным для окормления африканских неофитов. Местные священники затем перевели православное богослужение и церковные книги с греческого на язык луганда, на котором в основном и говорят те угандийцы, которые составили православную общину.
Однако некоторых верующих не устраивали новостильный календарь и экуменическое общение с другими Церквами, принятые в Александрийском патриархате. Молитвенные действия с католиками и англиканами, которые совершали приезжавшие в Уганду греки, привели верующих к необходимости поиска большей чистоты православия. Лидером этой группы был протопресвитер Иоаким Кийимба, сын священника и внук местного епископа. Поскольку отец Иоаким в 1970-е годы учился в медицинском институте в Ленинграде, он был наслышан об экуменической деятельности митрополита Никодима (Ротова), так что к РПЦ они решили не обращаться. Он и его прихожане искали с начала 1990-х годов Церковь, следующую старому стилю и не участвующую в экуменическом движении, в различных старостильных греческих синодах, сменив несколько деноминаций, но поняли, что и там везде не все гладко, и в 2012 году обратились к митрополиту Корнилию (митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), предстоятель РПСЦ. – «НГР») с письмом, прося о помощи. Завязалась переписка, и в 2013 году они перешли под окормление Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви. В мае 2013 года прибывший в Москву протопресвитер Иоаким Кийимба был принят в нашу Церковь «в сущем сане», а затем в Уганду были направлены делегации старообрядческого духовенства и мирян, которые являются специалистами в различных областях (врач, строитель), с целью помочь в организации жизни местных единоверцев, обучали их двоеперстному крещению, земным поклонам и так далее...
Отличия «древлеправославной» службы от «новообрядческой»:
• Использование двуперстного крестного знамения
• не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.
• богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».
• нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.
• не используются акафисты (за исключением «Акафист о Пресвятей Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.
• не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.
• сохраняются начальные и исходные поклоны.
• поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.
• Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.
• Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке)
• в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.
• более широко используются погласицы в церковном чтении.
• сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (псалтырь, Иеросалим, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)
Символ веры
В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.
Старообрядцы считают, что греческие слова в тексте — то Кирион — означают Господственный и Истинный (то есть Господа Истиннаго), и что по самому смыслу Символа веры требуется в нём исповедовать Духа Святого истинным, как исповедают в том же Символе веры Бога Отца и Бога Сына Истинными (во 2 члене: «Света от Света, Бога Истинна от Бога истинна»).
Имя Исус
В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Ісус было заменено на новогреческое Іисус. Старообрядцы продолжают придерживаться традиционного написания. Они указывают на то, что и у других славян (сербы, черногорцы) в богослужебных книгах встречается написание «Исус».
Трисоставный восьмиконечный крест
Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, четырёхконечный крест, как заимствование из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.
Двуперстие
В ходе реформ патриарха Никона подверглось изменению сложение пальцев (перстосложение) при совершении крестного знамения: мирянину при крестообразном осенении себя или кого-либо предписывалось складывать три пальца «щепотью», в иерейском же благословляющем жесте используется т. н. «именословное перстосложение», в котором пальцы знаменуют собой буквы имени Христа — ІС ХС. Само крестное знамение как часть предания восходит к первым векам христианства. Многими авторами — например, Василием Великим оно относится напрямую к апостольскому преданию, однако письменных источников о начальной форме перстосложения, вероятно, не существует.
В поддержку нововведённого по греческим образцам того времени жеста приводились ссылки на сочинения об именословном перстосложении Навплийского протопопа Николая Малаксы (XVI в.). По его имени подобное перстосложение в старообрядческой среде презрительно именуется «малаксой».
Во многих послераскольных источниках, близких Русской Православной церкви, приводится теория, по которой первичной формой перстосложения было одноперстие, которое впоследствии заменилось двуперстием и, наконец, окончательно утвердившимся троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия. В качестве доказательства древности двуперстного жеста приводится множество древних памятников иконографии, в том числе и относимые преданием к апостольским временам. При рассмотрении истинности жеста раскрывают его символический смысл: два перста означают два естества Сына Божия, при этом чуть согнутый средний палец означает «умаление» (кеносис) Божественной природы при вочеловечивании Спасителя. Три другие перста соединены как знак соединения и несмешения лиц Святой Троицы в едином Боге. Крестообразное осенение в память о кресте Распятия совершается двумя перстами, символизирующими Христа. При троеперстном крестном знамении символ Христа заменяется символом Троицы, что позволяет старообрядцам упрекать «никониан», что они таким образом «распинают Троицу».
Агнец
Агнец (слав. ягненок) — литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства Евхаристии. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Телом и Кровью причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX — Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Исуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесённым в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.
Сугубая аллилуия
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению греко-россиян (новообрядцев), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа[9].
По мнению старообрядцев, древняя церковь говорила «аллилуия» дважды, поэтому и русская дораскольная церковь знала только двойную аллилуию. Исследования показали, что в греческой церкви тройная аллилуия изначально практиковалась редко, и стала там возобладать только в XVII веке. Двойная аллилуия не было нововведением, появившимся в России лишь в XV веке, как утверждают сторонники реформ, и тем более не погрешность или опечатка в старых богослужебных книгах. Старообрядцы указывают на то, что тройная аллилуия была осуждена древней русской церковью и самими греками, например, преподобным Максимом Греком и на Стоглавом соборе.
Поклоны
Не допускается замена земных поклонов на поясные.
Поклоны бывают четырёх видов:
1. «обычный» — поклон до персей или до пупа;
2. «средний» — в пояс;
3. малый земной поклон — «метание»;
4. великий земной поклон (проскинеза).
У новообрядцев и для священнослужителей, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны лишь двух видов: поясные и земные (метания).
«Обычный» поклон сопровождает каждение, вжигание свечей и лампад; прочие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.
При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). По совершении крестного знамения, простертые ладони обеих рук кладутся на подручник, обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике: колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их.
Метания выполняются быстро, одно за другим, что снимает требование о преклонении головы до самого подручника.
Богослужебное пение
После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое староверами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения). В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.
Иконопись
Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев. В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований. В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы».
В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона. Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.
Быт, культура, фольклор
У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи. Некоторые беспоповские согласы (поморцы, федосеевцы и др.) используют хомовое пение, вышедшее из употребления в XVII веке.
Иногда я читаю на форуме посты о желании воспитать деток в целомудрии.
Целомудрие – это целостность человека.
Слова пишутся правильные, но по всему видно, что пишут их вчерашние комсомольцы, коих "комсомол" не отпускает до сих пор, и потому в словах их нет ни «духа», ни разумения.
Целомудрие прививается не только словом, но и соответствующим действием. В частности ни когда не вырастет юноша ( и девица) целомудренным, не будучи правильно одетым.
Вот эти мальчики на фото – одеты правильно (я не про китайские тапочки).
Пояски вокруг талии подростков сдерживают витальные энергии – энергии жизни, преграждая им путь к не окрепшему в вере сердцу.
У этих мальчиков – все нормально. И поэтому из них получатся три богатыря. А по необходимости – и тридцать три сибирские дивизии. )