Абстракция Реальности – квинтэссенция события, эпизода, важного для небольшого или большого количества людей. Попытка понять мораль, этику происходящего на протяжении длительного периода времени и сконцентрированную в одной вспышке, в одном кадре. Взаимоотношения людей, выраженные через любовь и ненависть, часто диаметрально противоположные, но естественные, без позы и нарочитости. Познание сущности духовной жизни сквозь призму бесконечности времени, проявленное в искусстве прошлого, в религии, в философии целых поколений. Это не просто отклик на бытовую историю, пусть даже и страшную, сконцентрированную в войнах, катастрофах, когда исчезают целые народы.
Абстракция Реальности – попытка пройтись по нити, которая связывает древнего человека с нашим современником. Взаимоотношения Бога и людей, важность духовности, высокой морали, столкновения Света и Тьмы – вопросы вечные и неоспоримо повторяющиеся из века в век. Красота и уродство во взаимном притяжении и отталкивании творят единый мир, такой разнообразный и давно не стремящийся к гармонии. Возрождение духа посредством линий и красок, единовозможной стилистикой для такой задачи. Мир без идеализации, но любимый, не нуждающийся в правках и коррекции. Доминанта любви и сочувствия ошибающимся. Это скорее похоже на музыку романтиков, чем на какофонию современного города. В многоэтажности искусства – коридор, ведущий к Свету, наполненный страстями, свободой, далеко неоднозначной, требующей вдумчивого размышления, сопоставлений и просто беседы, для познания призвания и цели человеческой жизни. Все это невозможно без глубокого знания техник живописи, истории, философии, религий и, что очень важно, психологии. Такая живопись – довольно сложный и опасный инструмент, обращаться с которым нужно предельно осторожно, без самонадеянной уверенности в собственной правоте.
Зима - наиболее сказочное время в году, наиболее таинственное... недаром венчает середину этой сказки неприходящая тайна - Рождество Христово... Может мы радуемся тому, что видим не пугающую смерть природы, а ожидание ею своего Воскресения, как мы, люди, ожидаем Пасху...
Так много прекрасных праздников впереди... Ведь праздник - не шумное застолье, не дорогие подарки и веселые открытки, праздник - это тихая радость в сердце, где-то очень глубоко в тебе, когда ты весь мирен и счастья в тебе так много, что хватило бы на весь мир...соприкосновение с Горним...
В праздник мы заново обретаем друзей... и себя...
Лавра в другую сторону. Захотелось в пещеры. Очень люблю Антониевы - Ближние. Они древние, как православная вера на Руси. Там несказанная благодать и мир тихими струйками стекает в душу...
Под храмом мощи Нестора-летописца, Алипия, Ильи Муромца, Агапита-целителя, храм Антония...
Преподобные отцы Киево Печерские, молите Бога о всякой православной душе. Аминь.
Удивительный храм Рождества Богородицы на печерских горах, за храмом - кладбище, дивно цветущее в теплые месяцы.
Лавра огромна. Мой старый друг после посещения пещер впервые за многие годы причастился... и у детей жизнь стала налаживаться...
У художника всегда свой взгляд на мир, если он, конечно, не стремится угодить "почитателям" и не работает на рынок.
Юрий Нагулко. Лавра I.
Ракурс странный - захватывает, как каруселью, "вселенcкую павру"... осенний круговорот.
Многим все равно - откуда и от кого они произошли. Многие соглашаются - да, от обезьяны. Странно, обезьяна живет рядом с человеком тысячи лет и... остается обезьяной. Неужели животное в нас способно доминировать над разумом и духом? Конечно, душа имеется и у приматов, но по Образу и Подобию только человек. Хотя, и человеку превратиться в животное очень просто - избавься от совести - и ты...обезьяна.
Человек - венец Божьего Творения. Нам неизвестны цели Всевышнего, мы не знаем для чего сотворены, знаем только, что постигнем все после Второго Пришествия, а обезьяна - останется обезьяной...
Юрий Нагулко.
Потерянные во времени. Миф.
Я не помню 1951 год. Он был до моего рождения, но какая-то тайна при вступлении во вторую половину тяжелейшего тысячелетия была. А люди жили, рождали детей, работали, суетились, страдали... с тех пор прошло шестьдесят лет - целая жизнь. Открылись "убитые" тогда храмы, мы свободно исповедуем Христа... Что с нами происходит... так ждали свободу... куда же теперь с этой свободой, нужна ли она нам? Напоминает еврейский исход из Египта... там было мясо, - говорили евреи, - теперь и мы так часто говорим, - и фараона поминаем, тоскуя по "сытой" жизни...
Юрий Нагулко.
Потерянные во времени. 1951.
До Крещения славянский мир утопал в язычестве. Пантеон славянских богов и богинь предлинный. Целый мир. Красиво снаружи - и страшно внутри. Законы того мира ясно описаны у Нестора-летописца в "Повести временнх лет." Но и сегодня многие ищут в том мире то, чего не теряли, то, что у них, на самом деле, внутри - Храм Бога Живаго!
И удивительный художник Альфонс Муха мечтал о славянской "идиллии".
А Бог всегда в правде! Бог есть Любовь!
Альфонс Муха.
А я помню 1951-й год.В этом году я сказал своей будущей жене,что люблю её. И прожили мы потом вместе с ней 40 лет. В этом году я окончил 1-й курс 1-го Балтийского ВВМУ (в дальнейшем с прибавлением к его имени слов: Подводного Плавания). Свободы у меня было полно, как впрочем и до 51г, и после, вплоть до настоящего времени. Отец погиб в 41-м, т.к казаков разказачили и в Армию он пошел совершенно не подготовленным к войне. Мне бы идти воевать, да я не успел тоже выучиться (да и вырости) .Моё поколение называют не успевшим на войну. Ни какой "тайны при вступлении во вторую половину тяжелейшего тысячелетия" не было.Да и вся вторая "половина..." была для меня совсем не тяжелейшей, а более счастливой, чем первая. Кто ждал свободу?
Фарцовщики, дессиденты, евреи, которым перекрывал кислород Сталин, так называемые космополиты. А у нас свободы было - завались! В 1954 г я закончил училище и в партию нас никто не гнал. Я плавал на лодках беспартийным и работал затем в закрытом сильно секретном НИИ ВМФ тоже беспартийным (11 лет). В партию вступил тогда,когда сменил НИИ на завод и тоже совершенно свободно.Так же свободно и вышел из неё, когда понял, что мне с ней не совладать:плетью (хоть и казачьей) обуха не перешибёшь. А мяса не хватало лишь евреям, с Моисеевых времён не представлявшим свою жизнь без мяса. И "фараона" мы поминаем не из за тоски по сытой жизни.Фараоном художник называет Сталина. Не сытую жизнь мы вспоминаем, а безопасную жизнь, которая у нас была при Сталине и которую мы все (и богатые и бедные, и партийные, и беспартийные, и верующие и неверующие, и здоровые и больные) сейчас потеряли. Картина "Потерянные во времени" мне совсем не понравилась, а все остальные...они либо "заказные" духом времени, либо просто от нечего делать. Мне не понравилась ни одна.
Картины Альфонса Мухи так же слабы,как и картины Юрия Нагулко.И смотреть на них мне более неприятно,тем более,что они наводят "тень на плетень" на Византию.Лучше бы он прописал настоящее: как живёт наша(нами любимая)страна,как живёт священство РПЦ и его паства,как живёт наше Правительство,выросшие за 20 лет олигархи.И зачем писать то,чего не знаешь? Один ответ:только по заказу охаять прошлое.112