14 июля. Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. Мученика Потита.

1 июля по старому стилю / 14 июля по новому стилю
четверг

Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284).
Мч. Потита (II). Прп. Петра патрикия (854). Прав. Ангелины, деспотисы Сербской (XVI).
Сщмч. Аркадия Гаряева пресвитера (1918); сщмч. Алексия Дроздова диакона (1942).


Рим., 106 зач., XI, 13–24. Мф., 43 зач., XI, 27–30. Бессребреников: 1 Кор., 153 зач., XII, 27 – XIII, 8. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1, 5–8.

Тропарь бессребреников, глас 8:
Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Космо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Кондак бессребреников, глас 2:
Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве,/ чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.


Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан – родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283–284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». За бескорыстное лечение недугующих святых братьев называли «безмездными врачами».

Действенное служение ближнему, духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. Услышав об этом, христиане просили святых Косму и Дамиана укрыться на время ради тех, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда святые Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели в судилище. Святые братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа Бога, пришедшего на землю спасти человечество и искупить грех мира, и решительно отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8)».

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, исполненных благодатной силой, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!» Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться к Истинному Богу Христу Спасителю. Святые исцелили его. После этого святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но чего не могли сделать ненависть язычников и жестокость римских властей, совершила черная зависть, одна из сильнейших страстей греховной природы человека. Старый врач-наставник, у которого в свое время святые братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Доведенный до исступления этой коварной, все иссушающей страстью, он призвал святых братьев, когда-то любимых своих учеников, будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Так мученически окончили свой земной путь безмездные целители – святые братья Косма и Дамиан, всю свою жизнь посвятившие христианскому служению ближним, избежавшие римского меча и темницы, но предательски убитые учителем.

Господь прославил Своих угодников. И ныне по молитвам святых бессребреников получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.


Святой мученик Потит пострадал при императоре Антонине (138–161). Отец его был язычником, но юноша, еще с 13 лет познакомившись с христианским учением, уверовал в Истинного Бога и принял святое Крещение. Узнав об этом, отец сильно огорчился и старался сначала лаской, а затем и угрозами отвратить сына от веры во Христа Спасителя. Однако его усилия были тщетны. Пораженный твердой верой юноши, отец также уверовал в Сына Божия и стал христианином.

Святой Потит прошел с проповедью о Христе многие страны и силой Божией творил дивные чудеса.

В области, называемой Эпир, жила знатная женщина Кириакия, супруга сенатора, болевшая проказой. Услышав о святом Потите, она призвала его и просила исцеления. Святой сказал, что если она поверит Христу, то будет здравой. Женщина приняла святое Крещение и тотчас исцелилась. Видя такое чудо, муж ее и все домашние уверовали и также крестились.

После того святой поселился на горе Гаргара и жил в уединении, в окружении птиц и зверей. Там его нашли слуги императора Антонина, дочь которого была одержима беснованием. Бес устами девицы сказал, что выйдет из нее только с приходом Потита. Святого юношу доставили к императору, и молитвами святого Потита больная получила исцеление. Однако вместо благодарности император поступил со святым с бесчеловечной жестокостью. За твердое исповедание веры во Христа Спасителя и отказ принести жертву языческим богам, которым Антонин приписывал исцеление своей дочери, святому Потиту вырвали язык и ослепили. После долгих истязаний святой мученик был обезглавлен.


Преподобный Петр родился в конце VIII столетия в Константинополе в семье патриция. В царствование византийского императора Никифора (802–811) Петр был назначен военачальником и участвовал в походах греческих войск против Болгарии. В одной из битв греки потерпели поражение. Император был смертельно ранен, а Петр среди многих других воинов попал в плен.

Однажды ночью, во время усердной молитвы, ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и освободил из плена. Вернувшись в Константинополь, святой Петр оставил мир, удалился в монастырь на гору Олимп (Малая Азия) и стал иноком. Там он провел в постоянных подвигах 34 года под руководством преподобного Иоанникия Великого (память 4 ноября). Все время своей монашеской жизни преподобный Петр держал строгий пост и постоянное бдение, носил колючую власяницу и ходил без обуви. Последние 8 лет он жил в Константинополе, где создал храм и обитель во имя святого Евандра.

Преподобный Петр скончался на семидесятом году жизни († 854 г.) и был погребен в своем монастыре.



Дочь кня­зя Ге­ор­гия Ал­бан­ско­го и су­пру­га Сте­фа­на, ко­ро­ля Сер­бии, свя­тая Ан­ге­ли­на пре­тер­пе­ла из­гна­ние вме­сте со сво­им му­жем и раз­де­ли­ла все труд­но­сти жиз­ни в Ал­ба­нии и Ита­лии. Двух сы­но­вей сво­их, свя­тых Мак­си­ма и Иоан­на, вос­пи­та­ла в ду­хе ис­тин­но хри­сти­ан­ском. По смер­ти су­пру­га, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг, свя­тая Ан­ге­ли­на по­свя­ти­ла се­бя мо­лит­ве, бла­го­тво­ри­тель­но­сти и хра­мо­стро­и­тель­ству. Вер­ная же­на, доб­рая мать и со­вер­шен­ная хри­сти­ан­ка, она во­ис­ти­ну за­слу­жи­ла имя «ма­те­ри Ан­ге­ли­ны», ко­то­рым ее на­гра­дил на­род. Ее чу­до­твор­ные мо­щи со­хра­ня­ют­ся вме­сте с мо­ща­ми ее пра­вед­но­го су­пру­га – свя­то­го Сте­фа­на и их бла­го­че­сти­вых де­тей Мак­си­ма и Иоан­на в мо­на­сты­ре Кру­ше­дол. Свя­тая Ан­ге­ли­на об­ре­ла по­кой и веч­ную жизнь в на­ча­ле шест­на­дца­то­го сто­ле­тия.


Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ар­ка­дий Ни­ко­ла­е­вич Боровский (Га­ря­ев) ро­дил­ся в 1877 го­ду в мадь­яр­ской (вен­гер­ской) се­мье. С 1910 го­да он слу­жил в Ни­коль­ской церк­ви се­ла Бо­ров­ское Перм­ской гу­бер­нии, пре­по­да­вал в зем­ской шко­ле. Так­же он был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в по­ход­ную Ка­зан­ско­го-Бо­го­ро­диц­кую цер­ковь, чтобы ве­сти мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность сре­ди мест­но­го на­се­ле­ния – во­гу­лов. 1 июля 1918 го­да отец Ар­ка­дий Га­ря­ев со­вер­шал вен­ча­ние в сво­ем хра­ме. В это вре­мя пря­мо в цер­ковь во­рва­лась бан­да без­бож­ни­ков-крас­но­ар­мей­цев из мадь­яр. Они вы­ве­ли свя­щен­ни­ка из хра­ма пря­мо в бо­го­слу­жеб­ном об­ла­че­нии, по­ве­ли в лес к ско­то­мо­гиль­ни­ку и там уби­ли, а те­ло сбро­си­ли в овраг. Через 11 дней те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ло най­де­но, его пе­ре­нес­ли в Ни­коль­скую цер­ковь, где он слу­жил, от­пе­ли и по­хо­ро­ни­ли в цер­ков­ной огра­де.

Про­то­ди­а­кон Алек­сий Дроз­дов ро­дил­ся в 1883 го­ду, а му­че­ни­че­ская кон­чи­на его при­хо­дит­ся на 14 июля 1942 го­да. Отец Алек­сий был про­слав­лен в ли­ке свя­тых му­че­ни­ков опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 11 ап­ре­ля 2006 го­да.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites