Монахи Святой горы Афон – Константинопольскому Патриарху: «Воздержитесь от экуменизма!»

Протат, Священный Кинот Святой Горы Афон

Открытое письмо Священного Кинота Святой горы Афон Константинопольскому Патриарху Варфоломею

Священный Кинот (центральный орган управления Святой горы Афон) на прошедшем 25 мая экстренном собрании, названным «сугубым» (поскольку в нем участвовали настоятели и представители всех 20 афонских монастырей), составил открытое письмо в адрес Константинопольского Патриарха Варфоломея в преддверии Всеправославного собора. Письмо содержит ряд критических замечаний, касающихся экуменических положений соборных документов, а также некоторых действий самого Патриарха Варфоломея. +Царьград+ публикует эксклюзивный перевод этого письма и призывает православных христиан к его всестороннему обсуждению.



Священный Кинот

Святой Горы

Афон

Карея, 12/25 мая 2016

Номер протокола Ф.2/7/1085

Его Божественнейшему Всесвятейшеству

Всечестному Отцу нашему и Владыке

Варфоломею в Фанар



Всесвятейший Отче и Владыко,

С глубоким сыновним почтением во Христе Воскресшем радостно обращаем к Вашему Божественнейшему Всесвятейшеству мировожделенные слова «Христос Воскресе».

Согласно установлениям нашего Святого Места мы сошлись на Внеочередное Сугубое Собрание Представителей и Настоятелей, благочестивейше приняв во внимание следующее:

а) Ваше Честное Патриаршее Письмо от 11 марта 2016 года, которым наш Священный Кинот был уведомлен о готовящемся созыве Святого и Великого Собора и к которому прилагались в порядке ознакомления шесть подготовленных для обращения к Святому и Великому Собору документов.

б) Ваше Патриаршее и Синодальное Окружное Послание от 20 марта текущего года, в котором ставится первейшей и главнейшей целью Всеправославного Собора «показать, что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, обретающая единство в Таинствах, прежде всего в Божественной Евхаристии и Православной вере, а также в соборности», и объявляется, что «согласованные на общеправославном уровне и выносимые на Святой и Великий Собор документы публикуются и предоставляются в распоряжение всех благожелательно настроенных верующих в целях их оповещения и уведомления, в том числе, чтобы они могли выразить свое мнение и свои ожидания от Святого и Великого Собора».

Откликнувшись на отеческое побуждение Вашего Божественнейшего Всесвятейшества, мы прилежно молимся со всеми боголюбиво подвизающимися на Святой Горе отцами единому Истинному Богу нашему Воскресшему Господу Иисусу Христу, чтобы Он благословил и направил в нужное русло важнейшую работу Святого и Великого Собора во благо Церкви Своей и на деле явил единство нашей Святой Православной Церкви как все той же Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Изучив в этой связи с приличествующим вниманием и тщанием выносимые на Собор тексты, мы намереваемся с благоговением представить Вашему вниманию следующие соображения:

Мы чтим и надлежащим образом почитаем Мать Великую Церковь Христову и Вас – Вселенского Патриарха и Отца нашего. Непрестанно молимся за мученическую Первопрестольную Церковь и поддерживаем Вселенский Патриархат в Его непреходящем несении тяжкого креста. Всякий же раз когда появляются вопросы, отягощающие [соборное] сознание Святой Православной Церкви, мы, с сыновним почтением и любовью, как поступали и предшествующие нам отцы, с благоговением выражаем свое мнение и предложения.

Мы констатируем напряженные и заслуживающие всяческого одобрения усилия Представителей Святейших Православных Церквей, в рамках совещаний по подготовке Всеправославного Собора, направленные на выработку проектов выносимых на Собор текстов, которые были опубликованы по решению Честных Предстоятелей (21-28 января 2016).

Вместе с тем мы полагаем, что некоторые пункты выносимых на Собор текстов требуют уточнения с тем, чтобы в них яснее проявлялась непреходящая традиция Святых Отцов и соборное наследие Церкви. По этим пунктам мы смиренно приводим свое мнение и выносим свои предложения на суд и оценку Церкви.

Первый пункт касается экклесиологии. Формулировка «Православная Церковь, будучи Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью», совершенно справедливо вынесена как титул в начало документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» в знак понимания того, что это выражает Ее исключительность. При этом Святой и Великий Собор, будучи более высоким соборным органом по сравнению с предваряющими его совещаниями, должен будет дополнить формулировку соответствующего текста и избегать употребления определения «Церковь» применительно к инославным, а вместо него использовать термин «христианские учения и конфессии». Таким образом, инославные будут ясно представлять, что мы, православные, думаем о них как их искренние собеседники. В этом отношении было бы более правильно ввести во второй абзац шестого параграфа этого текста формулировку «Православная Церковь констатирует (вместо “признает”)[1] существование в истории других христианских конфессий...»

Далее, понятие единства Церкви также требует разъяснения. Мы верим, что в это Ее единство входят только члены Православной Церкви, образуя Тело Христово, сопричастные «славе» (боготворящей Благодати Святого Духа), о которой молился Великий Архиерей Господь наш Иисус Христос. Только о них говорится «да будут едино, как Мы едино», по толкованию богоносных Отцов (Афанасия Великого, св. Иоанна Богослова и свт. Кирилла Александрийского). Это будет всем во благо и пойдет на пользу как самосознанию Православной паствы, так и самим инославным, если мы будем говорить о возвращении отделившихся в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь или, по-нашему, в Святую Православную Церковь, которая крепко хранит «нерасторжимую связь между правой верой и общением в таинствах»[2], как это было выражено святыми Вселенских Соборов.

Имея в виду именно этот смысл своего единства, Церковь «всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними» и именно в этих рамках может быть выражена Ее апостольская природа «в новых исторических условиях»[3] с явной целью облегчить их возвращение в Ее свято-духовное единство. Конкретнее, мы предлагаем, чтобы последняя фраза статьи 5 об «утраченном единстве христиан» звучала бы в формулировке «возвращение к истине отпавших от Нее христиан».

Второй пункт, в который следовало бы внести изменения с целью отражения непреходящего самосознания Церкви, связан с тем, что сообщается о двусторонних и многосторонних межхристианских диалогах. Способ проведения и сам ход богословских дискуссий не внушает успокоения всей полноте Церкви, причем наш Священный Кинот в разное время и в связи с разными обстоятельствами выражал свое мнение в официальных документах против богословских договоренностей с инославными, протестуя против совместных молитв и других богослужебных действий (в частности, лобзания на литургии), в результате чего создается ложное впечатление единения с ними, как указывается в документе нашего собрания настоятелей (ΕΔΙΣ) от 9/22 апреля 1980. Конкретнее, в статье 18 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» после слов «Православная Церковь не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс» должно быть добавлено «или как участие в совместных молитвах и других богослужебных действиях», которые вызывают смущение в самосознании полноты Православной Церкви. Кроме того, мы не можем не выразить свою резкую озабоченность и справедливые возражения по поводу продолжения участия Православных во «Всемирном Совете Церквей» (ВСЦ)».

В-третьих, что касается «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви» мы понимаем все сложности, поэтому и не даем выражения своей общей озабоченности, которую вызывает у нас способ организации и равноправное участие епископов. Тем не менее, статья 22 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», где упоминается «высший критерий Церкви в вопросах веры»,[4] могла бы стать яснее, если бы было дополнительно разъяснено, что церковная традиция признает в качестве высшего критерия в вопросах веры [соборное] сознание полноты Церкви, которое в некоторых случаях выражается отдельными лицами или собраниями иерархов или верующими и которое затем утверждается посредством соборных решений».

Также мы считаем, что в решения Святого и Великого Собора должно быть включено упоминание Великих Соборов Православной Церкви, последовавших после Святого Седьмого Вселенского Собора (при Фотии Великом 879 г., при св. Григории Паламе 1341-1351 гг. и тех, которые провозгласили ничтожными результаты Лионского и Флорентийского лжесоборов униатов), в отношении отмеченных этими соборами догматических и экклесиологических отличий от инославных (filioque, тварная Благодать, папский примат и т. д.), чтобы они были совершенно прояснены.

Четвертый и последний из отмеченных нами пунктов связан с духом документа «Миссия Православной Церкви в современном мире». Данный текст отличается духовной тонкостью, хотя мы, святогорцы, будучи наследниками подвижнической традиции священнобезмолвия, полагаем, что это могло бы быть весьма удачно дополнено (предпочтительно в параграфе 6 13) более развернутым изложением православной антропологии и космологии в том ее виде, в каком она была сформулирована, прежде всего, святителем Григорием Паламой. Конкретнее, это могло бы быть дополнено следующим образом:

«Бог может открыться человеку и вступить с ним в непосредственное общение, когда последний подвизается по Христу, постоянно взыскуя Его посредством умной молитвы. Целью этой строгой и тайноводственной духовности является обожение, то есть личное переживание молящимся Божественного Света и Преображения. Непременным условием этого служит то, чтобы эта личностная завершенность, выраженная в общении с Богом и Его откровении, происходила только в лоне Церкви. Вся эта подвижнеческая брань совершается только с Божией Благодатью и ни в коем случае не отдельно от нее (тем более, не с применением различных приемов, встречающихся в некоторых древних и современных оккультных течениях или путем автономного развития человеческого разума и знания).

В этих рамках центральное место занимает рассуждение о сущности и нетварных энергиях Бога. Бог вовсе не пребывает недоступным для человека, но вступает в непосредственную связь и личное общение с ним посредством Своих нетварных энергий. Таким образом, человек становится причастным божественной жизни и становится богом по благодати. Энергия Бога не является некой неопределенной силой или сверхсилой, она есть живой троичный в лицах Бог, являющийся доступным для человека, который может Его причаститься, она входит в его историю и жизнь, чтобы он «стал причастником божественной природы», несущим в себе “по образу” и стремящимся быть “по подобию”» посредством подвига, добродетельной жизни и избавления от страстей».

Посредством изложенного выше боготворящего пути в сердце человека входит мир по Христу, «вышний мир», который должен противопоставлятья понятию внутримирского мира, достигаемого путем межрелигиозных инициатив и мероприятий.

Всесвятейший Отче и Владыко,

Глубоко ценя старания потрудившихся на Совещаниях по подготовке Всеправославного Собора, мы можем сказать в заключение, что подготовленные для вынесения на Собор документы требуют некоторых улучшений, необходимых для того, чтобы лучше выразить соборное сознание нашей Святой Православной Церкви. Подаем сыновье прошение, чтобы, среди прочих, были приняты во внимание и изложенные здесь предложения, выработанные нами обдуманно, внимательно и молитвенно с тем, чтобы Святой и Великий Собор «стал истинным выражением канонической традиции и непрерывного церковного делания посредством работы соборной системы»[5] Церкви. Тогда великая радость настанет на небе и на земле и будут преодолены возможные распри и расколы, а вся полнота Церкви “едиными усты и единым сердцем” восславит Пресвятого Троичного Бога как надежду на спасение всего этого мира.

На этом завершаем, вознося от всего сердца горячие молитвы к Воскресшему Господу за Ваше Божественнейшее Всесвятейшество и за благоприятный исход намеченного к созыву Святого и Великого Собора, пребывая в глубочайшем почтении и сыновьей преданности

Все участвовавшие во Внеочередном Сугубом Собрании Представителей и Настоятелей двадцати Святых и Благостных Обителей Святой Горы Афон



С уведомлением:

Автокефальных Православных Церквей

Двадцати Монастырей Святой Горы Афон



[1] В русскоязычной версии документа как раз и используется слово «констатирует», которое соответствовало бы греческому слово διαπιστώνει. Однако в греческой версии использовано слово «αναγνωρίζει» (признает), так что налицо расхождения между русским и греческим текстами. Священный Кинот, как явствует из письма, предлагает вариант «Православной Церкви известно о наличии в истории...» (примечание переводчика).
[2] Документ 5-го Всеправославного совещания «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», параграф 3

[3] Там же, параграф 4

[4] Там же

[5] Ваше Патриаршее Письмо от 11/3/2016

Подробнее: Монахи Святой горы Афон – Константинопольскому Патриарху: «Воздержитесь от экуменизма!» http://tsargrad.tv/article/2016/06/01/monahi-svjatoj-gory-afon-konstantinopolskomu-patriarhu-vozderzhites-ot-jekumenizma

Комментарии (7)

Всего: 7 комментариев
#1 | Синезия »» | 02.06.2016 09:56
  
2
Болгарская Церковь настаивает на отложении Всеправославного Собора (если не будут учтены ее предложения).

В связи с Всеправославным собором Св. Синод решил предложить его отложение, а также не участвовать в Соборе, если болгарские предложения о тематических и организационных изменениях не будут учтены и уважены.

Решение Св. Синода Болгарской Православной Церкви
от 1 июня 2016 года
в связи с Всеправославным Собором
(16–26 июня 2016 года, остров Крит)

Официальный сайт Болгарской Патриархии сообщает:

На сегодняшнем заседании Св. Синода БПЦ Болгарской Патриархии в полном составе, протокол № 12 / 1.06.2016 г., провел обстоятельные изыскания по вопросам, связанным с созывом Великого и Святого Собора Православной Церкви 16–26 июня 2016 года на острове Крит.

В связи с Всеправославным собором Св. Синод решил предложить его отложение, а также не участвовать в Соборе, если болгарские предложения о тематических и организационных изменениях не будут учтены и уважены.

Прежде чем занять данную позицию, Св. Синод принял во внимание следующие существенные причины и обстоятельства:

1) отсутствие в повестке дня Всеправославного собора особенно важных для Святого Православия тем, имеющих актуальное значение и требующих своевременного всеправославного соборного решения;

2) возникшие и официально заявленные Поместными Православными Церквами несогласия по некоторым уже одобренным текстам Собора;

3) невозможность, по уже принятому регламенту проведения Великого и Святого Собора Православной Церкви, редактировать тексты в ходе работы Собора;

4) предложенное расположение Предстоятелей Поместных Православных Церквей в зале, предусмотренном для проведения заседаний Собора, каковое расположение нарушает принцип равнопоставленности Предстоятелей автокефальных Православных Церквей;

5) неподходящее месторасположение наблюдателей и гостей Собора;

6) необходимость совершения больших и необоснованных финансовых расходов в случае участия БПЦ-БП в Соборе.

В результате голосования Св. Синод единодушно

Р Е Ш И Л:

I. Св. Синод настаивает на том, чтобы Великий и Святой Собор Православной Церкви от 16–26 июня с. г. был отложен с тем, чтобы подготовка к его проведению была продолжена;

II. В противном случае Св. Синод БПЦ-БП категорически заявляет свое решение о неучастии в работе намеченного на 16–26 июня с. г. Великого и Святого Собора Православной Церкви.

http://bg-patriarshia.bg/news.php?id=205494
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 03.06.2016 00:06
  
2
О возможном отказе от участия в мероприятии заявила Болгарская Православная Церковь


Священный Синод Болгарской Православной Церкви потребовал отложить Всеправославный Собор, который, как запланировано, должен состояться с 16 по 26 июня. В Болгарии считают, что такое мероприятие требует более тщательной подготовки. В противном случае болгарские иерархи откажутся от участия в этом Соборе.

В заявлении перечислены причины, которые, по мнению Священного Синода, препятствуют проведению Всеправославного Собора. Среди них - "отсутствие в программе важных и актуальных для современного Православия вопросов, требующих незамедлительного решения", "возникшие и официально заявленные Поместными Церквями несогласия по некоторым уже одобренным текстам Собора", "невозможность редактирования текстов по ходу работы Собора" и "необоснованные финансовые расходы". Однако истинный повод возможного отказа в другом.

"Решение Синода Болгарской Православной Церкви, безусловно, не является демаршем по той причине, что оно последовательно. Так, Болгарская Церковь еще в XIX веке критиковала позицию Константинопольского Патриарха, Константинопольского патриархата. За его, по сути, папистскую позицию. Эта позиция в значительной мере была обусловлена тем, что Константинопольский Патриархат был ангажирован Османской Империей в XIX веке, а сегодня она, очевидно, ангажирована западными спецслужбами и в первую очередь Америкой," – поясняет заместитель главного редактора сайта +ЦАРЬГРАД+ Михаил Тюренков.

Великий Собор на острове Крит должен стать первым со времен Вселенских Соборов первого тысячелетия. Однако необходимость его проведения ставится под сомнение многими консервативно настроенными христианами. Дело в том, что главный инициатор этого мероприятия – Вселенский Патриарх Варфоломей, политика которого вызывает немало вопросов. Он учился у иезуитов и сейчас публично обменивается "поцелуями мира" с Папой Римским. Также он продвигает включение в соборные документы положений, которые могут быть восприняты как экуменические. Например те, в которых трактуется само понятие "единство Церкви" и отношение к инославным конфессиям. Так, на заседании Синода Элладской Архиепископии 25-26 мая митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) обратил внимание, что в документе "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром написано, что "единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено", но при этом, - что диалог с инославными конфессиями "преследует объективную цель – подготовить путь к единству". Немало претензий высказывается и к другим соборным документам, которые Патриарх Варфоломей намерен обсудить с главами Поместных Православных Церквей.

Поместная Болгарская Православная Церковь – не единственная, кто осуждает проведение Всеправославного Собора. Ранее в нем отказались участвовать целый ряд митрополитов Элладской Православной Церкви. Причиной стала новая система учета голосов, в которой представители Поместных Церквей лишились своих прав: "Смиренно выражаю свое несогласие с тем фактом, что отменяется практика всех святых Соборов, как Поместных, так и Вселенских, где каждый епископ имеет свой собственный голос. Никогда не было такой схемы, где одна Поместная Церковь – один голос, тогда как члены Святого и Великого Собора, за исключением Предстоятелей Поместных Церквей, являются бесполезными элементами с отнятым у них правом голоса" – обратился митрополит Новой Смирны к Священному Синоду Кипрской Церкви.

Против ряда положений документов Всеправославного Собора выступила Лимассольская митрополия Кипрской Православной Церкви. Митрополит Афанасий написал обращение к организаторам мероприятия "В тексте совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведет к единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви". Критиковал документы Всеправославного Собора и Священный Синод Грузинской Православной Церкви, и Антиохийский Патриархат. Действия Константинопольского Патриархата вызывают уже столь массовое недовольство в Поместных Церквах, что некоторые уже заговорили о легитимности Всеправославного Собора, который в силу разногласий уже не может считаться Святым и Великим.

Афонские монахи выпустили документ, адресованный Патриарху Константинопольскому Варфоломею. Святогорцы призвали Владыку воздержаться от экуменизма и участия в совместных молитвах с католиками. А некоторые старцы Святой горы выражаются еще категоричнее: "Было семь соборов. Не больше, не меньше. Восьмому не бывать. Если они хотят созвать собор – ну, пускай созывают. Отцы и православные люди признают семь соборов", - подчеркивает знаменитый афонский старец Иоанн (Папаянис).

В беседе с +Царьградом+ представитель Болгарской патриотической партии "Атака" Георги Сенгалевич высказал мнение, что, несмотря на то, что недовольство в различных Поместных Церквах растет, вряд ли Константинопольский Патриархат обратит на него внимание. По его мнению, процесс может контролироваться извне, а значит, проведения Всеправославного Собора будут добиваться любой ценой, независимо от того, легитимен он или нет и сколько еще голосов протеста прозвучит из разных православных стран. "Константинополь вряд ли прислушается к нам, но и наш Священный Синод не поддастся влиянию и давлению. Решение Болгарской Православной Церкви принято и озвучено". Однако, по мнению Сенгалевича, если бы ставить условия и открыто высказывать несогласие с экуменическими положениями Собора начала Русская Православная Церковь, ко мнению несогласных сразу бы прислушались. "Вместе с Русской Православной Церковью нам бы возможно удалось повлиять на Константинопольский Патриархат", – уверен Георги Сенгалевич.

Подробнее: Критский "Всеправославный Собор" вызывает все большее недовольство http://tsargrad.tv/article/2016/06/02/kritskij-vsepravoslavnyj-sobor-vyzyvaet-vse-bolshee-nedovolstvo
  
#3 | Андрей Рыбак »» | 03.06.2016 00:16
  
1
Собор под вопросом [Русский ответ]

Болгарская церковь требует отложить проведение Всеправославного собора

В синодальном решении выражена озабоченность тем, что в программе предстоящего Собора отсутствуют наиболее важные и актуальные для современного Православия вопросы, которые могли бы требовать незамедлительного решения на всеправославном уровне. "Великий и Святой Собор Православной Церкви, запланированный на 16-26 июня 2016 года, следует отложить для более тщательной подготовки. Если мнение Синода Болгарской Православной Церкви не будет учтено, делегация БПЦ не примет участие в работе Собора".

Гость: Михаил Тюренков - Политический и религиозный публицист. Историк русской консервативной мысли.

Подробнее: Собор под вопросом [Русский ответ] http://tsargrad.tv/opinion/2016/06/02/sobor-pod-voprosom-russkij-otvet

  
#4 | Андрей Рыбак »» | 03.06.2016 10:12
  
0
Ранее сомнения озвучила и Болгарская Православная Церковь


Вслед за Болгарской Православной Церковью сомнения в целесообразности проведения Всеправославного Собора заявил и Антиохийский Патриархат. Есть мнение, что противоречия не позволят провести запланированное на июнь этого года событие на Крите.

В официальном уведомлении Антиохийская Православная Церковь подчеркивает, что разочарована решением Синода Константинопольского Патриархата о рассмотрении вопроса церковной юрисдикции Катара на период после Всеправославного Собора. Антиохийская Православная Церковь считает, что в данном случае нет "единства Православия" - а значит, демонстрация единения путем созыва Святого и Великого Собора Православной Церкви невозможна. Добавим, в течение последних трех лет Антиохийский Патриархат находится в остром споре с Иерусалимским Патриархатом.

Миру следует явить подлинное, а не показное единство, резюмирует в своем уведомлении Антиохийский Патриархат.

Подробнее: Антиохийский Патриархат усомнился в целесообразности Всеправославного Собора http://tsargrad.tv/news/2016/06/03/antiohijskij-patriarhat-usomnilsja-v-celesoobraznosti-vsepravoslavnogo-sobora
  
#5 | Андрей Рыбак »» | 03.06.2016 14:42
  
0
Церковный "стоп-кран" сорван
К решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви относительно переноса Всеправославного Собора

автор Яннис Пападопулос

Это случилось. Нервы не выдержали. Ружье выстрелило. Так можно охарактеризовать ультимативное решение Священного Синода Болгарской Православной Церкви о переносе Всеправославного Собора. Все, что говорилось, писалось, заявлялось до сих пор, в том числе Болгарской Церковью, носило характер конструктивной критики при общем понимании необходимости и неотвратимости проведения Собора в указанное время в указанном месте.

Теперь, находясь на финишной прямой, перед самым Собором, открытие которого было намечено на Пятидесятницу 19 июня, равноправные участники всеправославного процесса - Поместные Православные Церкви - решили применить экстренное торможение, и Болгарская Православная Церковь дернула рычаг первой. За ней с подобными заявлениями уже выступили антиохийцы, несогласные с допущением смешанных браков и с регламентом работы Собора, хотя главным препятствием для их участия остается нерешенность катарского вопроса и связанный с этим разрыв евхаристического общения с Иерусалимом. Готовы спрыгнуть с поезда и грузины, также не согласившиеся на смешанные браки и сперва подписавшие, но затем отозвавшие свою подпись из-под проекта документа об отношениях Православной Церкви с остальным христианским миром.

Но если уже как минимум три Поместные Церкви могут не доехать до Собора, то в чем смысл участия в нем всех остальных? Такой недособор явно не потянет на звание Всеправославного и Великого, а по греческой классификации будет иметь достоинство и авторитет лишь Большого Собора (Μειζων Συνοδος), никак не больше. Не будет большим сюрпризом, если уже в ближайшие дни заявят о выходе из предсоборной гонки и другие ее участники, включая Русскую Православную Церковь, до конца придерживавшуюся лояльности по отношению к Собору, но твердо защищавшую свои принципы: строгий консенсус, равночестность Предстоятелей и так далее.

Почему же все-таки болгары первыми решились на такой отчаянный шаг? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит внимательно вчитаться в текст судьбоносного решения. Прежде всего, обращает на себя внимание противоречие внутри него: во вводке к решению говорится о том, что Священный Синод решил предложить перенести Собор на другое время и даже отказаться от участия в нем при условии, если не будут учтены предложения Болгарской Церкви по тематическим и организационным изменениям. Само же решение Синода носит уже безусловный характер, приобретая черты настоящего ультиматума: Собор должен быть перенесен, а подготовка продолжена; в противном случае Синод категорически заявляет о решении не участвовать в Соборе 16-26 июня. Исчезновение условного наклонения из решения показательно: общая тональность перечисленных шести причин весьма пессимистична, и к концу документа никакой надежды на то, что предложения Болгарской Церкви будут услышаны, уже не остается.

На первое место среди причин к перенесению Собора вынесено отсутствие в повестке дня актуальных тем, требующих всеправославного решения. И здесь нельзя не согласиться с тем, что предсоборный процесс сам себя загнал в угол, предписав не принимать к рассмотрению никаких тем вне списка 10[1]. Но не будем забывать, что об этом уже раньше было весьма глубокое и конструктивное обращение Архиерейского Собора Сербской Церкви, на которое последовала весьма резкая отповедь со стороны Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, предложившего наполнить актуальностью последующие Соборы, а этот провести как есть.

Вторая и третья из указанных причин должны рассматриваться вместе: хотя проекты соборных решений были опубликованы и вызвали вполне естественную и конструктивную критику, но из-за того, что регламент Собора не был единогласно одобрен на Синаксисе (его отказалась подписать Антиохийская делегация), создалась ситуация, при которой непонятно, будет ли возможность на самом Соборе внести изменения в документы, то есть некий процедурный вакуум, который может быть использован в свою пользу противниками внесения изменений.

Четвертая и пятая причины приоткрывают завесу кулуарных подготовительных процессов, в которых роль Поместных Церквей, к величайшему сожалению, была снова сведена к нулю, а за них все решала группа представителей Константинопольского Патриархата. Речь идет прежде всего о том, что вместо того чтобы устроить стандартный президиум, в котором бы все Предстоятели сидели в один ряд, греки задумали повторить обычную для подготовительных встреч "троллейбусную" рассадку, в которой в роли кондуктора выступал бы Константинопольский Патриарх, а прочие Предстоятели сидели бы, как пассажиры, друг против друга. Главное, не придерешься к словам: даже в таком "троллейбусе" Предстоятели будут находиться справа и слева от председателя Собора, как это предписано соответствующим решением Синаксиса. Это стало темой отдельного письма Патриарха Московского своему Константинопольскому собрату, на которое ссылается греческая и болгарская пресса.

Шестая причина, касающаяся неоправданных финансовых затрат, могла бы показаться самой серьезной для Болгарской Церкви, по всей видимости, не располагающей достаточными средствами, но и без того находящейся под пристальным вниманием общества. Но истинной последней и самой важной причиной, не указанной в документе, представляется все же не материальная сторона дела, а реальная угроза нового раскола в Болгарской Церкви на почве антиэкуменизма. Слишком свежи воспоминания о том, как раскол 1992-1998 годов при пособничестве государственной власти чуть не уничтожил каноническую Болгарскую Церковь. Но если от Болгарской Церкви отвернутся клир и паства, преодолеть это будет куда сложнее. Эти же опасения вполне актуальны и для других Поместных Церквей.

_________________

[1] Единственным исключением стало рассмотрение вопроса о рукоположении рясофоров, поданного все той же Болгарской Церковью, закончившееся следующим решением: каждой Церкви оставаться при своем обычае как не противоречащем истории и богословию без вынесения на утверждение Собора.

Подробнее: Церковный "стоп-кран" сорван http://tsargrad.tv/article/2016/06/03/cerkovnyj-stop-kran-sorvan
  
#6 | Андрей Рыбак »» | 03.06.2016 17:36
  
0
Болгарская Церковь лишила Критский Собор статуса "Всеправославного"
Синод Болгарской Православной Церкви принял окончательное решение не участвовать во Всеправославном Соборе


3 июня Канцелярия Синода Болгарской Православной Церкви выступила с разъяснением выработанной накануне синодальной позиции относительно Всеправославного собора. Данный документ, перевод которого +Царьград+ публикует полностью, по сути, лишает запланированный Критский Собор статуса "Всеправославного".

"В связи с распространением в интернете неверных, вводящих в заблуждение утверждений относительного последнего решения Св. Синода о Великом и Святом Соборе Православной церкви, 16 - 26 июня 2016 г. на о. Крит (прот. № 12 / 1.06.2016 г.),

Канцелярия при Св. Синоде уточняет следующее:

Указанное синодальное решение было принято единогласно, его официально подписали Болгарский патриарх и высокопреосвященные митрополиты – члены Св. Синода БПЦ-БП.
Решение Св. Синода категорично: БПЦ-БП не примет участия во Всеправославном соборе ввиду ранее указанных серьезных причин.
Решение разослано всем предстоятелям Поместных православных церквей.
Отменен полет правительственного самолета, который должен был доставить на Крит делегацию БПЦ-БП.
Выполненные болгарской делегацией резервирования отменены, в настоящее время ведутся переговоры об их благоприятном окончании.

Пусть члены БПЦ-ПЦ проявят высокую церковную сознательность, доверятся своему священноначалию и вместе с болгарской общественность не поддаются излишним и недостойным манипуляциям.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!"

Подробнее: Болгарская Церковь лишила Критский Собор статуса "Всеправославного" http://tsargrad.tv/news/2016/06/03/bolgarskaja-cerkov-okonchatelno-lishila-kritskij-sobor-statusa-vsepravoslavnogo
  
#7 | Андрей Рыбак »» | 03.06.2016 19:34
  
0
Всеправославный собор лишился своего статуса

Синод Болгарской Православной Церкви окончательно отказался от участия в Великом и Святом Соборе Православной Церкви 16 июня. Сейчас, как сообщила сегодня канцелярия Синода, уже отменен полет правительственного самолета, который должен был доставить на Крит болгарскую делегацию, и все иные сопутствующие бронирования. Таким образом, это мероприятие уже не может называться Всеправославным собором по определению.

Накануне +Царьград+ взял интервью у архиерея Болгарской Православной Церкви, митрополита Ловчанского Гавриила.

- В решении Болгарского Синода есть пункт – отсутствие на Соборе особенно важных тем. Что имелось в виду?

- Подготовка в созыву Великого и Святого Собора Православной Церкви началась более сотни лет тому назад. Тогда на повестке дня намечалось более 100 тем. Постепенно их количество все сокращалось и сокращалось пока, на сегодняшний день, не оставили только шесть тем. Этого совершенно недостаточно. Есть очень важные нерешенные вопросы, и если уж такой собор созывается, надо, чтобы они тоже вошли в программу рассмотрения. Это нужно Православию. Именно поэтому мы считаем, что подготовка к собору должна продолжаться, в повестку вошли важные для Православия темы.

- Какие еще опасения вызывает предстоящее на Крите мероприятие?

- Мы 22 апреля приняли решение по одному из документов Собора, который считаем самым спорным – "Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру". У нас есть к этому документу очень серьезные замечания, и мы не можем принять его в существующем виде. Тем более, что если он будет принят на Соборе, то его нужно будет исполнять в обязательном порядке. А в нем есть очень неправославные положения. Подобным же образом мыслят некоторые другие Поместные Церкви: Грузинская, Элладская, Кинот Святой горы Афон. Множество архиереев, священников, монахов и просто православных христиан возражают по очень многим пунктам этого документа. С другой стороны, регламент, который выработан и принят для собора, запрещает вносить какие-либо правки в документы, поскольку необходим полный консенсус, а его никогда не может случиться. Если одна сторона попросит внести коррективы, никогда нельзя рассчитывать, что все остальные Поместные Церкви согласятся.

Поэтому мы решили, что не готовы еще к Собору, сперва эти вопросы должны решиться, принцип консенсуса должен быть изменен.

Архиерей Болгарской Православной Церкви, митрополит Ловчанский Гавриил.

- Могут ли такую же позицию занять другие Поместные Церкви?

- Очень возможно, хотя я не могу точно утверждать. Мы все время общаемся и будем общаться и с теми кто принимает, и с теми, кто не принимает документы собора.

- Имеют ли события, происходящие сейчас вокруг Собора, эсхатологическое значение?

- Если мы будем хранить православную веру и защищать, Господь сохранит и Вселенную. Если мы ту веру, которую наши святые отцы своими кровью и жизнью оберегали, оставим, допустим, чтобы изменялись ее догматы, то чего ждать от Господа? Господь держит мир из-за того, что есть еще люди спасающиеся. А чтобы люди спасались, надо, чтобы осталась истинная Православная вера – спасительная.

Некоторые нас осуждают. Но ведь если не будет спасающихся, придет конец миру. Это очень важно - сохранить православную веру.

- Может ли Всеправославный собор быть перенесен или отменен?

- Надо сказать, что Вселенского собора уже быть не может, их было семь, как и сказал афонский старец Иоанн (Папаяннис). Но сама по себе Православная Церковь – Соборная. У нас нет "заместителя Христа" на земле. Поэтому и высший управляющий орган Церкви на Земле – это Собор. Но он не может менять догматы, поскольку они окончательно выработаны. Но он может решать другие вопросы, которые касаются всей Церкви и всего Православия. Если он созван по правилам святых отцов, как были созваны другие соборы, признанные Церковью, то и его решения нужно выполнять. Господь сказал "Где двое или трое соберутся во Имя Мое, там я посреди них". И мы считаем Господа вдохновителем решений, принимаемых на Соборах, созванных по правилам святых отцов.

- Недавно Афон посетили президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Каков духовный смысл этого события?

- Православные едины, и политика нас не разъединит. Церковные православные люди – это одна душа. Это было видно во время визита российского президента и Патриарха Московского и всея Руси на Афон. Мы все люди одной души, потому что когда Христос живет в православном человеке, это очень его сближает с другими. Если на Афон едут монахи различных наций, то все они становятся едины в православии, без тех разногласий, которые присущи разным народам в миру.

Мы должны любить друг друга и всех других людей. Православные должны быть едины.



Беседовал АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВ

Подробнее: Всеправославный собор лишился своего статуса http://tsargrad.tv/article/2016/06/03/vsepravoslavnyj-sobor-lishilsja-svoego-statusa
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites