Практики непоминовения сегодня: что дозволяется правилами Церкви

Практики непоминовения сегодня: что дозволяется правилами Церкви

В январе – феврале 2016 года в Церкви происходили известные события: обнародование повестки грядущего Всеправославного Собора; Архиерейский Собор РПЦ, принявший итоговые документы Собора; встреча Патриарха с папой Римским в Гаване на Кубе. Эти события продолжают будоражить православную общественность, большинство верующих людей. Как крайняя форма неприятия документов, принятых во время перечисленных событий возникло явление непоминовения, появились непоминающие Патриарха. С этим явлением приходится сталкиваться в разных уголках страны, в разных епархиях Церкви и принимает оно различные формы:

1. Возносится прошение о Патриархе без упоминания его имени.

2. Вместо поминания Патриарха, возносится прошение «о всяком епископстве Православных» (на ектениях, на Великом Входе).

3. Не поминается Патриарх, но поминается епархиальный архиерей, который, в свою очередь, поминает Патриарха.

4. Не поминается ни Патриарх, ни епархиальный архиерей.

5. Поминается бывший епископ Сербской Православной Церкви Артемий.

6. Поминается бывший Патриарх Иерусалимский Ириней.

По этому поводу следует отметить следующее. Нет Церкви без епископа. Согласно Святоотеческому Преданию, епископ и несколько мирян — это уже Церковь. 39-е Апостольское правило говорит: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». Священник является представителем архиерея, доверенным лицом архиерея и служит вместо него. И только епископ является преемником апостолов. Священник совершает службу от имени архиерея. В чинопоследовании Божественной литургии установлено поминовение предстоятеля Церкви и епархиального архиерея. Кроме того, поминая Патриарха и архиерея, мы обозначаем принадлежность храма, прихода к определенной Поместной Православной Церкви, к определенной епархии. Если зайти в какой-либо храм на территории России, или на территории другой страны, то, услышав, кого поминает священник за богослужением, с легкостью можно определить, к какой Поместной Православной Церкви относится данный храм и к какой епархии этой Церкви.

Рассмотрим внимательно перечисленные ныне существующие практики непоминовения. Если не поминается ни один из патриархов пятнадцати Православных Поместных Церквей и ни один из архиереев, значит это не православный храм (приход), он находится вне Церкви, вне Вселенского Православия и вне спасительной благодати. Значит священники и люди из такого прихода – раскольники или сектанты. Это относится и к случаю, когда поминается Патриарх без упоминания его имени.

Если вместо поминания Патриарха, возносится прошение «о всяком епископстве Православных», то нетрудно догадаться, что церкви с таким предстоятелем или архиереем не существует. Следовательно, произносящие такие ектении также находятся вне Церкви.

Те, кто поминают за богослужением бывшего Патриарха Иерусалимского Иринея, поминают фактически предстоятеля несуществующей церкви, ибо в Иерусалимской Церкви сейчас другой Патриарх, Феофил, и он признан всеми Поместными Православными Церквями. И это, в данном случае, не зависит от того, законно или незаконно был низложен Патриарх Ириней. То же относится и к бывшему епископу Сербской Церкви Артемию. Не существует Православной Церкви с таким Патриархом. Кроме того, он официально и законно лишен сана Синодом Сербской Церкви и на данный момент является монахом Артемием, хотя самочинно продолжает служить. Обе эти практики – раскол, с печальной и трагической судьбой участвующих в нем.

Если настанет время, когда Восьмой Вселенский Собор, в соответствии с пророчествами святых, примет решения, не совместимые с Православием, примет документы с еретическими формулировками и, к примеру, установит поминовение папы римского, как это произошло на Ферраро-Флорентийском соборе в ХV веке, тогда нельзя будет ходить в храмы, исполняющие такие решения Собора. Но тогда, по пророчествам, появятся архиереи, которые открыто и громко заявят о том, что они остаются на ортодоксальных позициях и не принимают принятых ересей. Тогда так же, как при свт. Марке Эфесском, верные Православию пойдут под омофор к этим архиереям, с которыми они и будут составлять Церковь, глава которой – Господь Иисус Христос, и врата адова не одолеют этой Церкви. Но и служить священникам с такими архиереями можно будет, только получив от них соответствующее благословение, а не просто поминать их, когда они и не догадываются о существовании таких поминающих.

Церковное установление гласит: «…аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити ИМЯ его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести» (13-е правило Двукратного Собора). Мы обязаны безусловно руководствоваться этим правилом (а также 14-м правилом и первой частью 15-го), так как речь сегодня идет о канонических, а не догматических отступлениях. А эти вышеперечисленные практики непоминовения также являются нововведением, как и всякое обновленчество. Новшества чужды духу Православия. И не важно, что изобрели их кто-то из афонитов. Даже, если это был бы и Ангел с Неба, принимать их нельзя.

Непоминающие утверждают, что они остаются в Православной Церкви, не присоединяются к другой юрисдикции и не создают свой параллельный синод, а ожидают Православного Собора, на котором будет решен вопрос о Патриархе или епископе, впавшем в ересь. И многие поминающие ожидают Православный Собор, который предаст еретиков анафеме. Потому что только Собор епископов имеет от Господа благодать вершить суд над епископами и патриархами. «…Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера…» (13-е правило Двукратного Собора).

Потому мы возносим на Литургии имя Патриарха по послушанию Матери-Церкви, самовольно не осуждая его, но и не принимая экуменическую ересь. Можно не посещать те храмы, где открыто проповедуется ересь экуменизма, а стараться ходить к тем священникам, которые против этого заблуждения.Благословение

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Дмитрий Л.А. »» | 10.04.2016 22:40
  
1
Синезия пишет - "...И только епископ является преемником апостолов. Священник совершает службу от имени архиерея..." - откуда это взято? А как же тогда 3-е и 6-е правила 3-о Вселенского Собора? Правило 3 Третьего Вселенского Собора, Ефесского :
"... Аще же некоторым из принадлежащих к клиру в каждом граде, или селе ... повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим или отступающим от православия епископам..."
Правило 6 Третьего Вселенского Собора, Ефесского :
"...Подобно же, аще некие восхотели бы, каким либо образом, поколебати то, что о каждом из них учинено святым собором во Ефесе, святый собор определил, чтобы таковые, аще суть епископы, или принадлежащие к клиру, совершенно свержены были с своего степени: аще же миряне, отлучены были от общения церковного...". То есть, согласно Синезии, члены клира всегда должны подчиняться епископам ( патриарх, между прочим, такой же епископ как остальные ) , а вот Святые Отцы на 3-м Соборе решили, что не всегда.Отступившим или отступающим от православия епископам подчиняться никоим образом не должны. А епископы, решившиеся поколебать учения Святых Соборов, должны быть свержены, а миряне идущие за ними - отлучены. Мало того, 15-м правилом (второй частью) Двукратного Собора устанавливается - "...Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений...". Гаванская декларация, содержашая более чем в половине пунктов экуменические ( то есть - еретические) подходы, была возвещена всенародно и затем одобрялась открыто в Церкви. Значит ограждать себя от еретиков не только можно, но и достойно чести, не дожидаясь Соборного решения ибо тем самым сохраняешь Церковь от раскола и разделений. Кстати, в правилах Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора, сказано, что миряне, под страхом отлучения, не смеют обсуждать Писания и учить людей в пределах Храмов, но за его стенами могут и должны. Синезия приводит 39-е Апостольское правило. Ну так если почитать все 85 правил, то суждение о священстве и о его руководстве будет вообще не очень лестным. Так например - "...6. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.. ". Недавние выступления патриарха по поводу ЖКХ, КПРФ - это не мирские попечения ? "...45. Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Если же позволит им совершать что-либо, как служителям церкви, да будет извержен..." - сколько уже в сети видеопримеров совместных молитв и кто отлучен ? Отлучаются как раз те, кто против подобных мероприятий. И много других сплошь и рядом нарушаемых правил - и где реакция? Вообщем никого не берусь судить. Просто высказываю свою точку зрения. И, по моему, не наполнится благодатью Божьего Духа чаша в руках у того, кто не противостоит ереси и на Божественной Литургии поминает еретика. И дай Бог, чтобы подобное причащение не вменилось во грех.
#2 | Синезия »» | 10.04.2016 22:43
  
1
Опасность «правды»
без духовного рассуждения

На сегодняшний день в Русской Православной Церкви в связи с фактически принудительным и обманным навязыванием духовенству и мирянам документов, принятых на Совещании Предстоятелей Поместных Церквей в Женеве 19–21 февраля с. г., возникла крайне опасная ситуация. Дело в том, что эти документы, например, об «Отношении Православной Церкви с остальным христианским миром», – имея официальный статус догматических, по своему содержанию антиправославны. Кроме того, напряжение церковных чад сугубо возросло после встречи Патриарха Кирилла с папой Франциском на Кубе...
Некоторые из обсуждающих эту тему, несмотря даже на академическое образование, пытаются акцентировать внимание исключительно на положительных моментах встречи, проявляя тем самым духовную близорукость. Мы же убеждены, что данное событие не является нейтральным и безобидным, а тем более – исторически выдающимся и значимым в положительном смысле слова. Также и подписанную двумя религиозными лидерами Декларацию недопустимо считать «равной Апостольским Посланиям», как опрометчиво заявил председатель Синодальной комиссии по катехизации и религиозному образованию митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в эфире телеканала «Россия 24». Поразительно, что иерарх Русской Православной Церкви с подобными суждениями возглавляет названный отдел! Где же, как и чему Его Высокопреосвященство учился? И неужели такая безрассудная легкость суждений отныне будет признана нормой в области духовного образования? По нашему мнению, за посеянный среди всероссийской паствы соблазн он должен быть призван Священным Синодом на церковный суд.
Разумеется, с секулярной точки зрения встреча в Гаване есть событие необычное, поскольку подобные религиозно-синкретические мероприятия случаются, конечно, не каждый день. С позиций духовных – как для Православной Церкви, так и для всего мира – она тоже не рядовая и вполне знаковая, но – с каким именно знаком? С плюсом или с минусом? Чтобы ответить на этот вопрос, следует не просто принять к сведению наставления Святых Отцов и великих подвижников благочестия Православной Церкви о папизме и фигуре римского понтифика, но и руководствоваться ими в жизни. Эти взгляды и оценки, хотя и произнесены благочестивыми устами разных людей, но проникнуты единым смыслом; они лишь дополняют друг друга в раскрытии сути римо-католицизма и роли римского папы. Резюмировать отеческие изречения можно так: папа – ересиарх, прообраз антихриста, символ отступления. И любая встреча с ним, а в особенности обращение к нему за поддержкой в политических и религиозных вопросах свидетельствует по сути о признании его авторитета. Даже соблюдение протокольных норм официальной встречи как бы подтверждает законность папского положения, его пребывания «на своем месте»; это тоже своего рода форма поклонения понтифику. Разумеется, что кто-то не согласится со сказанным, но таковое суждение, повторимся, не наше личное, а святоотеческое. Таким образом, гаванская встреча носит апостасийный и апокалипсический характер, она – знак грядущих бед.
Важно знать и то, что римский папа сегодня – не просто предстоятель католической «церкви». Он – координатор международного движения по построению единой мировой религии на тех началах, которые были выражены известным современным католическим «богословом» профессором Хансом Кюнгом. В основу его кодекса положены «социальная справедливость, экуменизм, плюрализм, толерантность, феминизм и соблюдение прав человека». При этом в доктрине все религии признаются равнозначными, но сохраняют «свои представления об истине» и обряды. Иными словами, кодекс провозглашает абсолютную толерантность и общую веру в то, что все религии так или иначе ведут к одному Богу и имеют Божественное происхождение. Примечательно и то, что межрелигиозные мероприятия, инициируемые римским понтификом, финансируются банкирами мирового масштаба, мировой закулисой.
Потому встреча папы и Патриарха вполне закономерно по чутью верующего сердца вызвала отрицательную реакцию у большинства клириков и мирян Русской Православной Церкви. Такой отклик, нашедший выражение в различных протестах, нельзя считать чем-то из области религиозного экстремизма, фанатизма или ревности не по разуму. Напротив, это доказательство здравой веры и адекватного религиозного безпокойства, свидетельство существования живой православной соборности. Безусловно, отдельные проявления недовольства носили неоднозначный характер. Но наша задача не в том, чтобы дифференцировать формы несогласия и давать им психологическую и каноническую оценки. Мы только констатируем факт самого неодобрения встречи папы и Патриарха в православной среде и считаем его вполне естественным и оправданным.
Тем не менее, уже известны случаи прекращения поминовения Патриарха Кирилла на богослужениях и отделения от епископата якобы на основании 15-го правила Двукратного Собора. Скажем сразу, что мы считаем такие действия духовенства преждевременными и неоправданными. Они противны букве, но еще более – духу соборного правила, которым допускается и даже похваляется разрыв епископата с Патриархом и, соответственно, духовенства с епископом только в случае «некия ереси, осужденныя Святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит о ней открыто в Церкви». Этот канон ценен тем, что, по замечанию составителя «Афинской синтагмы» иеромонаха Матфея Властаря, ограничивает власть епископа и не позволяет ему творить в Церкви произвол.
Ясно, что встреча Патриарха Кирилла и папы Франциска будет иметь продолжение в виде тех или иных событий, и вектор происходящего направлен именно на «восстановление утраченного единства христиан» (в понимании экуменического движения) посредством участия в т. н. «диалоге любви». Такая форма взаимодействия активно утверждалась Константинопольским Патриархом Афинагором в 60-е годы прошлого столетия. «Диалог» был призван развивать тесное сотрудничество во всех областях социальной и религиозной жизни на основе «общих воззрений и мнений» и «закрытия догматов в сундук», как говорил сам Патриарх.
С другой стороны, есть информация и о почислении за штат и запрещении в священнослужении некоторых клириков за их критические оценки и высказывания о встрече на Кубе, прозвучавшие на радио, в печати или электронных СМИ. Соборность составляет один из важнейших принципов полноценной церковной жизни, и выражение отношения к происходящему, в том числе и критика в адрес епископов, поступающих вопреки церковной совести, вере и священным канонам, должна иметь место.
Напомним замечательные слова мужественного исповедника Православия преподобного Феодора Студита: «Это заповедь Господа – не молчать, когда вера находится в опасности из-за еретиков». Но, конечно, в критике неуместны личные выпады и оскорбления в адрес высших иерархов. Хотя, как показывает история Церкви периода Вселенских Соборов, искусственно вписать данный процесс в какие-либо стандарты и рамки практически невозможно. Тем не менее, клирик, делающий в формате живого слова критические замечания в СМИ по поводу действий представителей высшей иерархии, должен ответственно относиться к содержанию своего выступления. Священник обязан сознавать, что слушающая его аудитория в основном либо совсем не воцерковлена, либо просвещена не в должной мере, а СМИ чаще всего, явно или скрытно, враждебны к Церкви. Поэтому аргументация в оценках необходима всесторонняя и взвешенная, а не абстрактная и эмоциональная, с учетом факторов и реалий современной действительности. Должно следовать правилу: не навредить Церкви. Это «не навредить» следует поставить главным условием всех звучащих из наших уст в СМИ оценок и основным принципом любого интервью; впрочем, сказанное касается любых слов клирика или епископа.
Епископат – и высший, и низший – должен относиться к критическим выступлениям с глубоким вниманием и не в коем случае не стремиться подавлять «всех и вся». Важно помнить, что Церковь – это не предприятие, не светская организация, а живое Тело Христово, в котором каждый православный христианин – чадо Божие. Паства – это не собственность епископа, а Божественное достояние (ср.: Божественной Литургии, молитва 2-я тайная после 2-го антифона: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое…»).
Возвращаясь к вопросу о наложении прещений на клириков, мы хотели бы указать на некоторые важные принципы православного канонического права.
1. Наказания, выносимые церковным судом для согрешившего и преступившего Божественное право, носят характер врачевания.
2. Налагаемые наказания – это средства для исправления, предупреждения от дальнейших преступлений «для сохранения блага всей Церкви».
3. Наказания для клириков могут быть четырех видов: замечание, отлучение, извержение и анафема.
4. Все виды наказания делятся на два типа по своей цели: наказания для исправления и наказания в строгом смысле слова.
Накладываются они при тщательном исследовании состава преступления и его причин, дабы церковный суд не погрешил против Божественной справедливости, правды Божией и его решения не стали источником серьезного соблазна.
Для этого церковный суд любой инстанции должен четко выявить обстоятельства совершенного преступления и мотивы, побудившие ко греху. Православная Церковь наиболее суровые наказания налагала за еретические учения, высказываемые иерархами и клириками, а также за учинение любого вида раскола и за блудные грехи. Разбрасываясь запретами и не желая с полной степенью ответственности разрешать возникающие трения с духовенством, правящие архиереи еще в большей степени способствуют расколу, его углублению. И если налагаемые наказания не соответствуют букве и духу канонического права, что бывает достаточно часто, то по сути они недействительны.
Священные каноны, напоминаем, есть орудие и средство не наказания человека, клирика, но – уврачевания страсти, немощи, разрешения спорных вопросов. К великому сожалению, наша иерархия не всегда это понимает. В ее решениях жесткость, а порой и жестокость нередко преобладают над правдой и милостью Божией. Но Господь наш Иисус Христос изрек: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13).
Поэтому случаи произвола епископов, порой не держащихся даже буквы священных канонов, в особенности когда дело касается вполне объективной критики отступлений и ошибок в вероучительных вопросах, – свидетельствуют о нарушении принципа соборности в нашей Поместной Церкви.
Но, проявляя духовное рассуждение и мудрость, безпокоясь о ее судьбе, очень важно любыми способами избегать преждевременных и необдуманных шагов, которые ведут к расколу, тем самым ослабляя Церковь и делая ее еще более уязвимой для врагов. Всем нам необходимы усиленная молитва, покаяние и смиренномудрие. Дар духовного видения подается только с очищением сердца и лишь людям, ведущим не внешнюю церковную жизнь, а внутреннюю духовную. И если человек не обладает этим даром, то по действию страсти он будет принимать неверные решения, вредить пастве и Церкви Христовой, полагая, однако, что поступает право. Святоотеческая мудрость говорит нам, что диавол часто маскируется под личиной справедливости и истины. Поэтому любая «правда» без духовного рассуждения противна воле Божией и по сути своей уже не правда, а ложь.

Редакция интернет-портала
«Православный апологет»

Печатается в сокращении
и с литературной правкой
редакции «ПК»

Полная версия статьи:
http://apologet.spb.ru
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites