Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. (Лк. 1, 26-38).
Это священное событие, совершилось по церковному преданию 25 марта/7 апреля в шестой Месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. "Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста..." воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения.

Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева - Преблагословенная Отроковица Мария, - достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.
Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы.

По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.
Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).

Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: "Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами".

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям... Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел" (Лк. 1, 28-38).

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой (сравнение, взятое из Акафиста Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев.

Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей.

Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.

В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или коленопреклоненный) перед Святой Девой; в левой руке Архангела - райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила - трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14).

Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца в черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для над рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.

7 апреля 2002 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил совершение Божественной литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля. Богослужение в этом соборе совершается единожды в году, на Благовещенье. После окончания торжественной службы, во исполнение старинного русского обычая, возрожденного в 1995 году, в этот праздничный день на Соборной площади Кремля на волю выпускается стая птиц.

7 апреля 2002 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил совершение Божественной литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Сегодня - светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы! Поздравляем! Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выпускает в небо белых голубей.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция "символизирует дух христианской свободы, устремленность человеческой души к освобождению от пут греха и соединению с небом".

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Гимнография

Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь сТобою

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, рабы Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Задостойник, глас 4

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу.
Яко одушевленному Божию Кивоту, да никаноже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с рабостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/blagov/index.htm

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
#1 | Анна. »» | 06.04.2016 22:26
  
3
«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу».

Благовещение

Архангел падший, приняв образ змея, разговаривает с девой, обручённой мужу, и обманывает её. Это — грехопадение.

У жены в Раю ещё нет имени. Лишь после изгнания из Рая Адам даст ей имя Хава, или Ева, что значит «жизнь». Первое звено греха в человеческом роде, а вместе с ним и косвенная причина смерти — женщина — называется «жизнью», но не в насмешку, а ради пророчества.

Жизнью должна стать Евина Дочка, к Которой тоже придёт Архангел, только не падший, а славный. Он придёт и скажет: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою». Слов таких никогда не говорили ангелы людям. Ни Моисею, ни Илии, как бы ни были велики эти оба, ни кому-то ещё.

Моисей, проживший 40 лет во дворце фараона, ещё 40 — в горах среди овец и, наконец, ещё 40 — в пустыне, предводительствуя евреям, описал в кратких словах историю грехопадения.

Лука, «врач возлюбленный», спутник Павла и один из 70 апостолов, описал Благовещение.

Эти рассказы зафиксированы не только в разные времена, но и на разных языках. Моисей — на иврите, Лука — на греческом. Но приложенные друг к дружке, эти рассказы образуют подобие зеркального отражения. Все главные черты в них тождественны друг другу, и только знак «минус» моисеевого рассказа меняется на знак «плюс» в Евангелии.

Если Господу было угодно родиться от Жены, то почему Он не родился сразу от Евы? Зачем нужна была эта длинная, кровавая и запутанная трагедия, называемая «историей»? Неужели наш мир для Него — подобие театра? Конечно, нет.

Дело в том, что нельзя, невозможно родиться Богу от любой жены. Любой куст может стать Неопалимой купиной, если Бог того захочет. Но не всякий человек может быть вместилищем наивысшей благодати. В большинстве случаев куст сгорит в пламени Божества, а, говоря евангельски, и «мехи прорвутся, и вино прольётся».

Во всех женщинах — одна природа и органы пола приспособлены к вынашиванию и рождению. Но не во всех женщинах одни мысли, одна чистота, одна молитва, одно желание служить только Единому и больше никому. Господь воплотился и стал человеком, как только нашёл Ту, от Которой стало возможно Боговоплощение.

Вся история мира до Рождества, говорит Иоанн Дамаскин, двигалась в сторону рождения человечеством лучшего цветка — Богородицы. И в слове «Богородица», говорит Дамаскин, помещается весь Промысл Божий о ветхозаветном мире.

Ради этого — избрание одного человека — Авраама. Ради этого — дарование Аврааму потомства и превращение этого потомства в многочисленный народ. Ради этого — дарование народу Закона. (Нужно было отделить и оградить этот народ от всех прочих, чтобы в недрах его вырастить Деву, достойную стать Матерью Мессии).

И вот Она родилась.

Уже прошли, незаметные для посторонних глаз, годы жизни при Храме — годы, овеянные тайной, пронизанные благодатью; годы, прожитые под недремлющим взором Всевидящего Ока.

Уже девочка стала девушкой, и в Храме больше оставаться было нельзя. Уже обручили Её вдовцу из Её же колена, который должен был хранить и оберегать вручённое ему сокровище.

Она никогда не была праздной. За годы жизни в Храме Она привыкла чередовать молитву с работой, а работу с чтением и богомыслием. И тогда Она тоже была занята делом, когда, не раскрывая дверей, в Её доме появился Архангел.

Есть иконы, на которых Дева прядёт. Это, скорее, символ, чем факт, поскольку в Её чреве и от Её кровей для Бесплотного соткалась Плоть. Прядение указывает на это. И есть иконы, где Она читает. Читает, конечно же, Писание и, быть может, те самые слова, где говорится: «Се Дева во чреве примет и родит Сына».

Так или иначе, Книга подходит больше. Её многочисленные буквы, точки и крючочки так похожи на обилие ветвей и листвы на дереве. Дева Мария ведь исправила Евину ошибку, загладила прежнее непослушание. В листве райского дерева тогда спрятался змей, а в буквах этой Книги таится небесный смысл. Там, у дерева, праматерь была в высшей степени нерассудительна, доверчива, поспешна в решениях. Здесь Мария проявляет сдержанность и мудрость. Она проявляет наличие у Нее духовного опыта, редкого, почти невозможного для Её отроческих лет.

Совсем недавно тот же Архангел, «Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1:19), явился в Храме священнику Захарии и возвестил о будущем зачатии Предтечи. Тогда старый священник «смутился, и страх напал на него» (Лк. 1:12).

Когда же Дева Мария увидела небесного гостя, Она «смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1:29).

Разница очевидна: священник боится, Дева размышляет. Она смотрит на гостя молча, так, словно Она привычна к посещениям сверху. Она молчит и рассуждает в себе. Это проявление дисциплины ума высшей пробы; это аскетическая зрелость высшего порядка.

Никакой мистический экстаз не овладевает Ею, помимо Её воли. Она предельно собранна. Она вслушивается в слова Гавриила, а тот объясняет Деве, что пророчества исполняются. На языке понятий, доступных только уму и сердцу истинных израильтян, чающих утехи Израилевой, Гавриил говорит о рождении Сына, Которому будет дан престол Давида, Который воцарится над домом Иакова и Царству Которого не будет конца.

Дева слушает.

Надо думать, что Она не просто слушает, но слушает и молится, силясь почувствовать, обман ли это, подобный шёпоту змея в Раю, или правда Божия. Один раз Она позволяет Себе вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»

В ответ Гавриил говорит о Духе Святом и о Силе Всевышнего, Которые имеют найти на Нее и осенить Её. Дух Святой — это Утешитель, а Сила Всевышнего — это Слово Божие и Сын. Он здесь, Он смотрит на Ту, Которая будет Его земной Матерью. Он ждёт Её согласия.

Ведь ещё не произошло зачатие. Ещё только идёт диалог Ангела и Девушки. Вся история мира истончилась до слабости нити. Испугайся Дева, скажи: «Я боюсь! Отойди от Меня», — и Ангел отойдёт, а история продолжится. Продолжится поиск земной Матери для Безлетного Сына.

Мария не должна отказываться ни из чувства недостоинства, ни из чувства страха. Она должна быть выше Моисея, который, слыша повеление идти в Египет и уводить народ, то ссылается на дефект речи, то спрашивает, что именно ему говорить израильтянам.

Дева отвечает: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Всё!

Двери души Марии раскрыты воле Божией и замыслу о Ней, а через Нее — о всех нас. Человечество в Её лице сказало Богу: «Да!» Человечество сказало: «Приходи! Приходи тем чудным и неожиданным способом, которым Ты решил прийти».

Бог, уважающий свободу человека, получает человеческое разрешение не то чтобы творить в тайне от праздных взглядов Свои великие дела, открытые и понятные одним только смиренным душам. Об этом скоро Сама Мария пропоёт, встретившись с матерью будущего Предтечи.

«Низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных;

Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1:52—53).

* * *
Наши молитвы в большой части своей повторяют однажды сказанные ангелами слова. Мы поем, вслед за серафимами, на литургии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».

Мы читаем и поем Трисвятое.

Мы начинаем утреню ангельскими словами: «Слава в вышних Богу, и на земле — мир, в человецех благоволение».

К Божией Матери мы тоже обращаемся ангельскими словами.

«Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою», — говорим мы Ей вслед за Гавриилом. Эти слова повторяются часто, далеко выходя за рамки праздника Благовещения. Вплотную к ним примыкают длинные похвалы великолепного Акафиста Благовещению, каждая строчка которого слаще рахат-лукума.

Радуйся, Лествице, Ею же сниде Бог!

Радуйся, мосте, приводяй сущих от земли на Небо!

Радуйся, столпе огненный, наставляй сущия во тьме!

Радуйся, покрове миру, ширший облака...


Все эти похвалы рождены архангеловым голосом и радостью об исполнившихся пророчествах.

А что же сам Гавриил?

Исполнив то, что было велено ему, и услыхав слова согласия от Девы, он видел, как зачинается в Её чреве и принимает плотский образ Господь, и с благоговейным страхом покинул скромный Назаретский дом.

«И отошёл от Нее Ангел» (Лк. 1:38).

Протоиерей Андрей Ткачёв

Благовещение. Китайская икона, XVIII век
#2 | Анна. »» | 06.04.2016 23:03
  
2
«Гавриилу, вещавшу Тебе Дево, радуйся…» Дивна Любоевич


Богородичен:

«Гавриилу вещавшу Тебе, Дево, радуйся, / со гласом воплощашеся всех Владыка, / в Тебе, святем кивоте, / якоже рече праведный Давид; / явилася еси ширшая Небес, / поносивши Зиждителя Твоего. / Слава Всельшемуся в Тя, / слава Прошедшему из Тебе, / слава Свободившему нас Рождеством Твоим.»

* Догматик в исполнении хора братии Валаама
#3 | Анна. »» | 06.04.2016 23:39
  
4
Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранной в Предвечном Совете Богоотроковице Марии, послужити велию таинству Боговоплощения,
сияющей девственной чистотою паче высшия небесныя чистоты, благоговейныя пения принесем Тебе,
Богородице, о всерадостном от Архангела Благовещении Твоем.

Ты же, яко обрадованная и радость падшим людем подати могущая,
избави нас от всяких бед и греховныя печали, и возведи нас к небесней радости,
да с Гавриилом вопием Тебе:
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Икос 1

Архангел Гавриил предстояй Престолу Божию выну зрит неприступную Божественную Славу,
егда же прииде время избавления человеков, прия повеление Господне:

Буди служитель страшному чудеси и таинству сокровенному:
милосердием Моим подвигся ко взысканию заблудшаго Адама, снити тщуся.
Гряди убо во град Назарет, в немже отроковица Мария обитает,
да прелюбезную красоту девства узриши.
Гряди к сему одушевленному Божию Кивоту, ко второму Небеси на земли сущему.
Иди к Сей Обители Воплощения Моего и возвести нетленное Мое от Нея пришествие.
Блюди же, да не смутиши и да не устрашиши душу Девы,
да в радости будет, а не в печали благовестие твое.

Сего ради приступи к Ней кротко и первый глас твой радость Ей да принесет, и да возопиеши Ей сице:
Радуйся, Благодатная, Еюже радость возсияет.
Радуйся, Обрадованная, Еюже клятва исчезнет.
Радуйся, Благословенная, Еюже вся тварь обновляется.
Радуйся, Препрославленная, Еюже весь мир спасается.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, падшаго Адама воззвание.
Радуйся, Пренепорочная Лево, слез Евиных избавление.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 2

Видев Архангел Гавриил, яко Человеколюбец Господь умилосердися, гиблемый зря род человеч,
удивися зело, како Бог, Егоже небеса вместити не могут, в девичестей хощет вместитися утробе,
како не опалит ю огнь Божества, како Бог, на Негоже Херувими и Серафими возрети не смеют,
хощет во образе раба явитися на земле, да с человеки поживет.
Сему неизреченному таинству чудящеся со страхом возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразумеваемый страшнаго таинства открывая, рече Владыка Ангелов ко Архистратигу:
что смущаешися, Гаврииле, о новости вещи?
Аще не опали огнь купину в пустыне горевшую и не сгоравшую,
не опалит всячески утробу Девичу Огнь Божества Моего,
но паче оросит ю и освятит благодать Моя.
Идеже бо хощет Бог, побеждаются естества уставы.
Гавриил же, сия слышав, радости исполнися Божественныя, и отыде в Назарет,
исполняя повеление Господне, помышляюще в себе, како внидет к Отроковице и како возвестит Ей
таинство чудесное, во еже не смутити Ея девический помысл, и рече к себе:
возвещу убо Ей первее радость, и целуя воспою глас таковый:
Радуйся, Радосте всему миру, Тебе бо Единой подобает радоватися.
Радуйся, Сладосте Ангелов, от Тебе Единей благоволи Господь воплотитися.
Радуйся, Неувядаемый Цвете чистоты, Ты бо небесное благоухание всему миру явила еси.
Радуйся, белоснежный крине девства, Ты бо райское девство на земли насадила еси.
Радуйся, Сокровище паче всего дражайшее, Твоея бо доброты возжела Царь Небесный.
Радуйся, Утро всему миру светлейшее, Твоим бо светом разгонится мрак греховный.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 3

Силою Божественною укрепляемый слете с небесных высот великий Архангел и в Назарет град прииде,
и обрете Святую Деву во внутреннем чертоге Своем не о житейских пекущуюся,
но в молитве и чтении книжнем Пребывающую.
Та бо разгнув книгу Исаии пророка, читаше словеса его:
«Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил».
И распаляшеся серафимскою любовию не точию к Имущему скоро приити Христу,
но и к Девице оной, Яже имать родити Того, и размышляше коль неизреченно есть таинство сие
и коль велико есть достоинство Девицы Тоя, и моляшеся, о еже увидети Ю, и аще возможио,
последнейшею Ей быти рабынею Тоя, да с радостию воспоем Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще страх велий и благоговение к Богоотроковице, Юже Бог избра быти Владычицею неба и земли,
великий Архангел приближися ко внутренним дверем чертога Тоя,
и се абие внезапу предста Преблагословенней с кротостию великою,
предста Пренепорочней небесный Вестник, да радость всему миру благовестит,
предста безплотный Чистой Деве, да безчестие женское в честь преложит,
и между Создателем и созданием уневещение да сотворит,
и светлым гласом абие глагола Неискусобрачней:
Радуйся, Благодатная, ликуй ныне и веселися, яко Господь с Тобою.
Радуйся, Благословенная, слыши ныне и приклони ухо Твое, яко возжела Царь доброты Твоея.
Радуйся, Обрадованная, яко благословенна Ты в женах.
Радуйся, Препрославленная, яко велия слава Твоя на небесах.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице, яко спасется Тобою от прелести весь род человеческий.
Радуйся, преизящная Девице, яко возвеселится о Тебе весь превысочайший собор Ангельский.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 4

Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, смятеся Пресвятая Дева,
таковое небесное благовестие услышавше, помысливше же в себе, каково будет целование сие,
рече ко Архангелу:
Ева, праматерь Моя, приемши разум змиин, лишися пищи Божественныя и изгнана бысть из рая,
темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящеся поползновения.
Сего ради отступи от дверей Моих, и не вещай глаголов, их же сбытия никакоже можеши показати,
да не обольщена буду, что ум мой и душу смущаеши...
Аз же в тишине духа Моего воспевати буду: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Архангел смиренных глагол Пресвятыя Девы высоту, рече к Ней:

Что мене боишися, Всенепорочная, паче Тебе боящагося?
Что мене благоговееши, Владычице, Тебе честно благоговеющему?
Не удивляйся странному моему зраку, не ужасайся, Архангел бо есмь.
Змий прельсти Еву иногда, аз же Божий предстатель послан есмь Божественный Совет Предвечный поведати Тебе.
Не бойся, Мириам, обрела бо еси благодать у Бога
безмерный ради девственныя чистоты Твоея.

Сего ради зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши Имя Ему Иисус.
Сей будет Велий и Сын Вышняго наречется.
И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его и воцарится в дому Иаковли во веки
и Царствию Его не будет конца.
Благовествующе же сие велие благочестия таинство, со страхом вопию Тебе сицевая:
Радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир Великое Солнце Христа.
Радуйся, заре присносияющая, являющая человеком всего мира Творца.
Радуйся, паче утра светлейшая, всем во тьме греха сидящим свет благодати облистающая.
Радуйся, паче злата дражайшая, всем неведущим Бога сокровище веры показующая.
Радуйся, Лествице Небесная, Еюже Бог нисходит с небес.
Радуйся, мосте к небесем приводяй, Имже мир исполняется чудес.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 5

Богодухновенныя глаголы Архангеловы слышавше, Пресвятая Дева смутися паче бывшаго,
зане тии Рождество Ей возвещаху.
Сего ради рече ко Архистатигу:
Глаголи Мне явственнейше, како зачну, Дева сущи отроковица браку Непричастная.
Како будет сие, идеже мужа не знаю?
Како убо глаголеши, яко рожду, боюся еда лесть глаголеши?
Сия рече не неверия ради, но яко не веде, како может родити, естества законы превосшедши.
Сего ради рече ко Ангелу: скажи Ми образ рождения, во еже не повредитися девству Моему,
и тогда обрящеши сердце Мое к Божию изволению готовое, да с радостию воспою Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев Архангел величие веры Пречистыя, рече к Ней:
Глаголы, яже мне вещаеши, обычая есть рождества человеков смертных,
законам же естества не работает Иисус, Содетель естества, Отроковице.
Ты ищеши увидети от мене образ зачатия Твоего, но той несказанен есть:
Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя,
темже и Рождаемое Свято наречется Сын Божий.
От Того во чреве приимеши и Той совершит в Тебе недоведомое зачатие, о Пресвятая Дево.
Сего ради прославляю Тя сице:
Радуйся, Духа Пресвятаго Невесто Богоизбранная и преднареченная.
Радуйся, Бога Отца Дщерь прелюбимая и превожделенная.
Радуйся, свитче Божественный, в немже перстом Отчим написуется в Тебе Божие Слово.
Радуйся, златый светильниче, Имже Огнь Божества возсияет всему миру.
Радуйся, глубино неисчерпаемая, неудобозримая и Ангельскима очима.
Радуйся, высото неизглаголанная, неудобовосходимая человеческими помыслы.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 6

Проповедника Божественнаго и Вестника небесного тя верую быти, рече Пресвятая Дева ко Ангелу:
вижду бо тя ангельскою облистаема светлостию, обаче стыждуся скоро веровати словесем Твоим,
не уведевше первее со всякою известностью.
Слышах бо Священную некую Деву Еммануила рождающую, пророком древле предреченную.
Сего ради хощу разумети, како естество человеческое претерпит Божества растворение,
да познаю таинства силу и с верою воспою Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявает ныне, Пречистая, Тобою всему миру велие Таинство воплощения Божия, —
рече Архангел к Богородице, — Ты бо еси Оная Святая Дева, о Нейже предрече Исайя.
Ты еси Дверь Божества, чистотою запечатленная и девством хранимая, Юже Иезекииль предвиде.
Господь пройдет Тобою, якоже солнечная луча стекло или кристал проходит,
просвещающи и освящающи Тя Божественною Славою, во еже быти Тебе истинною Материю Божией,
рождающей Совершеннаго Бога и Совершеннаго человека, и Девою Нетленною,
якоже прежде Рождества, такожде в Рождестве и по Рождестве Твоем, родиши бо Сына,
Соблюдающа Твое девство неврежденно.

Сего ради, прославляюще величие тайны Твоея, вопию Тебе сице:

Радуйся, Купино Неопалимая, Юже не опалит огнь Божества, Моисеем Предзримая.
Радуйся, двере затворенная, Еюже пройдет Бог, Иезекиилем предреченная.
Радуйся, Скиние предивная, Яже Невместимаго Бога не тесно вместит, Авраамом прообразованная.
Радуйся, руно орошенное, на Негоже Владыка яко капля дождевная тихо снидет, Гедеоном предвещанное.
Радуйся, земле ненасеянная, Слово Небесное, яко пшеницу плодоносную, чисто прозябающая.
Радуйся, ниво неоранная, Сына Божия, яко клас Божественный, яве произрастающая.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 7

Хотящи веровати страшней тайне Архангелом возвещенной, Пресвятая Дева обаче смутися промышляющи высоты сия величество, и вся стыдящися, глаголаше:
Рцы Ми, Гаврииле, истиннейшая, како нетленней бывши чистоте Моей, рожду с плотию Безплотнаго?
чудеса всегда быша множицею Божественною силою чудодействуема,
дева же неискусомужне никогдаже роди.
Сего ради како может всеми невместимый и всеми невидимый во чрево девичие вселитися, еже Сам созда?
Рцы Ми сия, да с верою воспою Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Нова и страшна и чудна Твоя таинства, рече Ангел Богородице,
и новую тварь показа Тобою всех Творец Господь,
Ты бо Едина Царя Воплощаема приимеши во утробе,
да Ты Едина Мати Сына Божия пронаречешися, Чистая.

Сего ради не дивися чудеси и да не сумнишися: «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин»,
вся бо возможна суть Всемогущему.

И якоже от ребр Адамовых создана бысть Ева без матери древним Богозданием,
тако и ныне от Твоего девства воплощается без отца всех Господь.
И да уверит Тя жезл Ааронов невлажно прозябший и руно Гедеоново, зане, яко росу,
зачатие приимеши, Нетленная Дева сущи.
Такожде и купина во огне неопально пребывшая да возвестит Ти, яко приимеши огнь, Божества,
Приснодева, и по Рождестве пребудеши Чистая.

Сего ради приими целование мое, да вси племена земная с радостию воспоют Тебе:
Радуйся, жезле Ааронов, нетление всему миру прозябший.
Радуйся, финикс Давидов, безсмертие падшим людем процветший.
Радуйся, Скиние Небесная, от Херувимов осеняемая и ублажаемая.
Радуйся, Святая Святых Большая, от Серафимов почитаемая и приснославимая.
Радуйся, Чаше Безсмертнаго Царя, в Нейже растворяется от Святаго Духа всемирная радость.
Радуйся, Стамно Божественныя манны, от Неяже верным уготовляется неизреченная сладость.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 8

Страннаго Рождества сего величество смущает Мя, — рече Пресвятая Дева ко Ангелу, — понеже
Всеблагой благоволи паче ума вселитися в Мя, да храм чист душею и плотию соблюден буду Ему,
глас радования глагол твоих приемши, веселия Божественнаго исполняются,
да упразднится ныне Мною древнее Евино осуждение и да воздается Мною днесь долг человеков,
да вси Светлому Благовещению сему радующеся, благодарственно воспоют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся тварь ныне о Тебе радуется, Благодатная,
Ангельский Собор и человеческий род, — рече Архангел, — яко дадеся Тебе радость Божественная
и яко всякое обетование Божие Тобою ныне приемлет конец:
Тобою днесь благословися Авраам о семени своем.
Тобою ныне свободися Ева от древния печали.
Тобою ликует Адам, яко днесь исполняется первое благовестие падшим людем:
семя Жены сотрет главу змия.
Тобою вся тварь ныне начинает свобождатися от рабства тлению в свободу славы чад Божиих.
Тобою ныне подадеся всему роду человеческому всякая радость и веселие вечное,
да вси во веки восхвалят Тя сице:
Радуйся, Обрадованная Дево, от древних патриархов прообразованная.
Радуйся, Святая Богоневесто, всеми пророки древле предвозвещенная.
Радуйся, Вертограде заключенный, в Негоже Царь Небесный возжела внити.
Радуйся, Кладезю запечатленный, от Негоже никтоже возможет испити.
Радуйся, Саде Божественный, в Немже от всех цветов Святаго Духа райское благоухание во весь мир изнесеся.
Радуйся, Раю новонасажденный, в Немже Божественное древо жизни посреде Тебе к прозябению уготовися.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися ныне о Тебе, Пречистая,
слышаще дивное Твое со Архангелом Гавриилом собеседование и наипаче моление Твое сие:
«Душу очисти, Тело освяти, Церковь сотвори Мя вместительну Божию и Скинию Богоукрашенну,
да наитием Пресвятаго Духа сотворюся храм одушевлен и Матерь Чистая Жизни».
Егда же по молитве сей изрекла еси из смиреннаго сердца Твоего:
«Се Раба Господня, буди Ми по глаголу твоему, да вселится Бог в Мя»,
вся Небесныя Силы прославиша Бога, видяще, яко готово сердце Твое к приятию Божественному,
и со страхом и с радостию воспеша Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития Божественный Святый Архангел Гавриил бысть в страсе и в молчании глубоцем
и прекрати глаголы своя, егда, Пресвятая Дево, Ты изрекла еси смиренное слово Свое:
«Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему».
В начале мирскаго бытия творческим словом сим: «да будет», Творцем изреченным,
создана быша всяческая видимая и невидимая.
Ныне же слово сие, Девою изреченное, низведе Творца твари в мир сей и тако открывается
днесь еже от века таинство великое: Сын Божий Сын Девы бывает, да бога Адама соделает.
Соприсносущное Слово Отчее, не разлучився от горних, сниде на землю и бысть Плоть и вселися в ны,
неизреченно истощается и во Утробу Девичу вселяется.

Да радуется убо небо и земля и со Архангелом да поет Пречистей Деве сице:
Радуйся, Небо земное, до горних высот смиренным духом возшедшее.
Радуйся, Селение Небесное, Слово Божие неизреченно вместившее.
Радуйся, Благословенная, зачатие Превечнаго Бога нетленно приемшая.
Радуйся, Благодатная, Чертог Девства Твоего в зачатии Едина сохраньшая.
Радуйся, Чистая Дево, естества уставы в Боговоплощении преславно победившая.
Радуйся, Богоневесто, естество Ангельское в Благовещении Твоем предивно возвеселившая.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 10

Спасти хотяй мир, Человеколюбец Господь сниде, яко дождь на руно в Пречистую утробу Твою,
о Богомати, и абие неизреченным наитием Святаго Духа содеяся недоведомое зачатие
и Превечное Слово Божие Плоть бысть и вселися в Тя, восприяв Ю от Пречистых кровей Твоих
без услаждения плотскаго, но не без услаждения духовнаго:
тогда бо Девическое сердце Твое божественным исполнися желанием и дух Твой горяще
пламенем Серафимския любви, ум же весь, аки вне Себе быв, в Бозе углубляшеся.
И тако услаждаяся неизреченнаго Боголюбия сего и умнаго Боговидения,
Ты поклонилася еси Воплощаемому от Тебе Господу Твоему и радостно воспела еси Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, ибо девственно от Духа Свята зачала еси Предвечнаго Бога
и Дева пребыла еси и тако Еву от древния печали свободила еси.
Днесь — радость Благовещения, девственное торжество и таинство велико, начало нашего спасения.
Днесь веселится небо и радуется земля.

Сего ради великий Гавриил первый от всея твари,разумев духом великое Боговоплощения таинство,
поклонися со страхом велиим воплощьшемуся в Девичей утробе Спасу мира
и воплощшую Пречистую Деву почти подобающим поклонением,
яко Царицу неба и земли, и с благовением велиим воспе Ей таковая:

Радуйся, Высокого таинства Воплощения Божия пречудное совершение.
Радуйся, неизреченнаго составления Плоти Христовой преславное явление.
Радуйся, Чертоже безсеменнаго уневещения, в Немже Творец всего мира днесь вместися.
Радуйся, Ковчеже Божественнаго Воплощения, Имже радость велия всей вселенней ныне даровася.
Радуйся, Девице, Боготканную порфиру от Пречистыя Плоти Твоея Слову Божию исткавшая.
Радуйся, Отроковице, нетленную багряницу от девственных кровей Твоих Агнцу Божию взаимодавшая.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 11

Пение всеумиленное принесла еси, Пречистая,
егда по отшествии Архангелове посетила еси праведную Елисавету южику Твою
и возвестила ей радость Благовещения, в веселии духа, глаголюще:
«Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди».
Сие посещение Твое возвесели праведную Елисавету и взыграся от радости младенец Иоанн
во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавета, и рече:
«Откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне».
Да взыграется ныне и наш дух, ощущающи в день Благовещения Твоего радость посещения Твоего.
Сего ради с Елисаветою возопием Тебе:
«Благословена Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего»,
Ему же выну да поем вси: Аллилуиа.

Икос 11

Свет велий и Божественный возсия в души Твоей, Пречистая,
егда по гласу Архангела Дух Святый сниде на Тя и Сила Вышняго осени Тя и егда абие зачала еси
в Богоблагодатней девственней утробе Своей Творца светов,
Егоже свет во тьме светит и тьма его не объят.

Той просвети Тя, яко солнце, светом Божества Своего, Всю прослави и обожи,
сего ради «сияет доброта Твоя, блистает чистоты Твоея светлость,
якоже предрече о Тебе в Песнех Дух Святый: «Вся добра еси, ближняя Моя, и порока несть в Тебе».
Вся Избранна, Вся Преукрашенна явилася еси, Юже Бог возлюби,
Вся Чистая и Божественный Славы исполненна.

Сим Божественным Твоим Светом просвещаемии, да воспоим Тя и мы в песнех,
яко Матерь Света сице:
Радуйся, Свеще Божественнаго Света, Свет Невечерний в утробе Твоей понесшая.
Радуйся, Луче Умнаго Солнца, весь мир светом Лица Божия просветившая.
Радуйся, Небесный Светильниче, на свещнице земном всей вселенной возженный.
Радуйся, Живоносный Источниче, благодатию Духа Святаго преизобильно орошенный.
Радуйся, Светоносная Дево, Еяже ради свет Боговедения днесь нам всем возсия.
Радуйся, Избранная Богоневесто, Еюже ныне радость неизреченная весь мир облиста.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 12

Благодать Божественная и радость велия процвете днесь всему миру, Пречистая,
в светоносный день Благовещения Твоего, яко Тебе ради в день он древняя печаль преста
и начало спасения человеков положися: Сын Божий, Сын Девы явися и земля Евы ради
проклята бывшая, Тобою, Дево, днесь паки благословися.
Херувим от древа жизни отступает и врата райския верным днесь паки отверзаются,
мир же весь исполнися радости, отнележе великий Гавриил еже радуйся Тебе, Дево, свыше возгласи.
Сего ради небеса убо достойно днесь да веселятся, земля же да радуется,
всякое же дыхание и тварь да поют о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще всерадостное от Архангела Благовещение Твое, Богородице, восхваляем вси страшное,
преславное и велие таинство чистаго и девственнаго от Духа Святаго зачатия Твоего,
поклоняемся нетленно зачатому от Тебе Сыну Твоему Христу Богу нашему
и от всего сердца веруем и исповедуем,
яко и в Божественном зачатии и по Рождестве Твоем Ты пребыла еси Приснодева.

Сего ради с Гавриилом принесем Тебе сицевый Архангельский глас:
Радуйся, Благодатная, облеченная в Солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней.
Радуйся, Благословенная, от восток солнца до запад препетая и превозносимая по всей поднебесней.
Радуйся, Ангельское великое удивление, Гавриила красотою девства Своего удивившая.
Радуйся, всему миру благое веселие, падшия люди радостию Благовещения Твоего возвеселившая.
Радуйся, смиренная Раба Господня, высотою смирения Своего Бога на землю низведшая.
Радуйся, Милосердная Мати Бога Вышняго, Матерним заступлением Своим многие грешники ко Христу приведшая.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак 13

О, Всепетая Параклита Невесто, Чистая брака не познавшая Дево!
Архангела красотою Девства удивившая и Богу Слову Плоть нетленно днесь взаимодавшая,
нынешняя наша приемши приношения о всерадостном от Гавриила Благовещении Твоем,
Христу Богу обрученныя в девстве сохрани, всех же в чистоте укрепи и от бед избави,
да свободшеся Тобою от вечных мук.
Тобою рай да обрящем, идеже вси да воспоем о Тебе Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
#4 | Анна. »» | 10.04.2016 00:48
  
0
Опубликовано: 7 апр. 2016 г.
«Благовещение» / док. фильм

В день Благовещения Православная Церковь вспоминает о том, как Архангел Гавриил передал Пресвятой Деве Марии благую весть о скором рождении Спасителя. Почему это событие называют «началом нашего спасения»? И как следуют отмечать праздник, который приходится на период Великого поста?

Рассказ митрополита Илариона состоит не только из исторического повествования о библейских событиях, которые легли в основу праздника, но и о том, что человек видит, попадая в храм. Параллельно с рассказом о смысле праздника владыка касается многих других важнейших тем, относящихся к сфере нравственности и духовной жизни, раскрывает учение Церкви по широкому спектру насущных вопросов.

Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион
Студия "НЕОФИТ"по заказу благотворительного фонда имени Григория Богослова
Телеканал «Спас» http://www.spastv.ru/
Россия, 2016

Свет Православия +: http://j.mp/LightofOrthodoxy_
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites