Воображение – это то, что заполняет собой все пространство перед лицом смерти, что баррикадирует чистую стихию смерти всем, что мы видим, чувствуем, слышим, говорим, делаем, строим, ломаем, ощущаем, желаем, о чем грезим, на что надеемся. И тем самым имажинэр заполняет время, делает его антропологическим временем – временем повествования, мифа, траекта. Ж.Дюран
Учебный фильм о двух режимах и трех группах архетипов бессознательного, согласно топике Жильбера Дюрана:
1. В ходе многолетней работы междисциплинарного семинара «Эранос», были разработаны предпосылки для создания полноценной социологии воображения. Участники кружка «Эранос» подготовили теоретическую базу для того, чтобы рассмотреть основные моменты западноевропейской культуры не со стороны логоса, как это обычно делалось, но со стороны мифоса – со стороны бессознательного, воображения, mundus imaginalis.
2. Участник семинара «Эранос» и продолжатель данной научной традиции Жильбер Дюран выстроил на основании трудов крупнейших европейских интеллектуалов и гуманистов ХХ столетия сводную социологическую теорию. В центре этой теории лежит идея антропологических структур воображения.
3. В основании теории Дюрана находится концепция о первичности имажинэра (имажинэр – это одновременно воображение, воображаемое и сам воображающий). Имажинэр, который считался в рациональной традиции промежуточным и несамодостаточным явлением, расположенным между внешней реальностью и познающим субъектом, в этой модели берется за точку отсчета и рассматривается как базовая инстанция, конституирующая и внешний мир и познающего субъекта в ходе различных траекторий своего развертывания. Имажинэр – синоним коллективного бессознательного и области мифоса.
4. Дюран вводит концепцию антропологического траекта, под которым понимается инстанция имажинэра как реальности, предшествующей появлению объекта и субъекта. Траект есть все содержание бытия, по ту сторону траекта находится только смерть и пустое время, которое приближает траект к смерти. В диалоге со смертью имажинэр заполняет время содержанием. Это и есть жизнь, культура, мир, общество.
5. Имажинэр, по Дюрану, состоит из двух режимов и трех групп мифов. Два режима – диурн (дневной режим) и ноктюрн (ночной режим). Три группы мифов – героические, мистические и драматические.
6. Героический миф жестко противоставляет имажинэр (самого себя) смерти и времени и ведет с ним яростную борьбу. Это приводит к фиксации в цепочке особых операций, сюжетов и символов, связаных с разделением (диайрезис) и войной. Среди доминантных рефлексов младенца героический режим диурна соответствует рефлексу вставания (постуральный рефлекс). Героический режим диурна воплощается в архетипе воина и царя и отражает структуры мужского начала (мускулиноид).
7. Мифы мистического ноктюрна основаны на эвфемизме и трактуют смерть как несмерть (жизнь), а время -- как благо и покой. Они связаны с дигестивным рефлексом и памятью о внутриутробном состоянии. Мистический ноктюрн затушевывает остроту оппозиций между имажинэром и его антитезой (смертью), смягчает острые углы, соединяет вещи и явления внешнего мира в склейке «мистического единства». Это феминоидный режим. Обобщающей фигурой и символом мистического ноктюрна является образ Великой Матери.
8. Мифы драматического ноктюрна эвфемизируют оппозиции не столь радикально, как в ноктюрне мистическом, включая их в цепочку переменных циклических и ритмических фаз, где попеременно то смерть переходит в жизнь, то жизнь в смерть. Этому соответствует копулятивный рефлекс. Данная группа мифов сязана с циклом, движением, вращением и олицетворяется женскими божествами любви и лунных фаз.
9. Теория имажинэра Дюрана и выделение в нем трех групп мифов и двух режимов дает нам методологический научный аппарат для интерпретации логоса (в том числе социального логоса) через мифос. Так, сам логос в такой картине обнаруживается как продукт развертывания диайретического мифа диурна. На основании данной методологии мы получаем возможность фундаментальной реинтерпретации социологической науки с позиции социологии воображения.
10. Фигуры риторики отражают основные свойства режимов воображения и могут быть взяты в качестве языка мифоса, что позволяет еще более точно структурировать научный аппарат интепретации логоса через мифос и закладывает основы мифокритики и мифоанализа как нового научного метода социологии.
Анализ концепции Дюрана позволяет сделать несколько выводов:
1. В любом рациональном можно выделить структурообразую щие элементы, которые составляют «матрицу» этого рационального.
2. Такими элементами, по Дюрану, являются мифы (символы, ар хетипы).
2. Приобретая автономное существование, греза (миф, архетип, символ) постепенно становится логосом.
3. Таким образом, истоки логоса иррациональны.
Социология воображения. Лекция 1 Программа ACADEMIA
Социология воображения. Лекция 2. Программа ACADEMIA
Тезисы доклада профессора А.Г. Дугин «Мифоанализ как метод»:
Notre vie est un voyage
Dans l'hiver et dans la nuit
Nous cherchons notre passage
Dans le ciel ou rien ne luit
1. Что такое мифоанализ как научный метод?
Мы изучаем мифы все более и более научными способами. Леви-Стросс предложил целую математическую систему анализа мифов: выделение дуальных оппозиций, поиск мифем, чтение каденций – принцип нотного стана (периоды мифа).
Существует развернутая структуралистская топика расшифровки мифов. Пропп и Греймас предлагают свою тщательно разработанную морфологию сказок/мифов. Систематизацией мифологических сюжетов, как правильно заметил А.В. Муравьев на прошлом семинаре, занята группа российских исследователей – Березкин и его мифологический словарь на сайте Старостина (Вавилонская башня).
Но Дюран предлагает нечто совершенно иное: он предлагает расшифровку рассудочной деятельности с точки зрения мифа. То есть он обосновывает метод интерпретации рационального через иррациональное. Он вводит герменевтику хаоса, вскрывает структуры бессмысленного и через них проясняет системы смыслов.
2. Гипотеза траекта: основа философии воображения
Дюран вводит концепт траекта для решения своих структуралистских задач. Но значение его бесконечно. Это концепт открывает возможность другой философии. Философия, построенная на траекте, могла бы быть чем-то близким Новому началу Хайдеггера и нашей с вами философии хаоса.
Траект есть матрица и субъекта и объекта. Она есть отношение (relation) и установка (attitude). Отношение и установка первичны по отношению к тому, между чем эти отношения, чья и к чему эта установка.
Траект конституирует космоантропа. Он его праформа. В траекте живет первоструктура хаоса. Хаос имеет свой порядок. Он отличен от того порядка, который есть порядок как не-хаос.
Траект есть имажинэр или имажиналь (Корбена).
Траект структурирован из двух режимов и трех групп мифов и символов. Диурн и ноктюрн (мистический и драматический).
3. Первый шаг: решение основной проблемы феноменологии через мифоанализ Дюрана.
Вопрос о происхождении рационального логического мышления из интенциональности и ноэзиса главная проблема феноменологии. Дюран решает ее так: один из двух режимов воображаемого – диурн – массивно преобладая, конституирует себя в рациональность. Иными словами определенная сторона «жизненного мира», - диайретическая линия, – автономизируясь, порождает логос.
Это важнейший момент мифоанализа. Мы получаем инструмент для сведения рассудка к его иррациональному истоку. Диурн еще иррационален, но он несет в себе рациональность. Будучи освобожденным от оков, он выпрастывает себя, противопоставляет ноктюрну и превращается в логос.
Значит: рациональность может быть объяснена через иррациональность. Логос есть выражение одного из аспектов дологического.
Эта операция строго параллельна онтологической деструкции Хайдеггера, сведению онтологии к онтике.
Мифос разъяснил тайну логоса. Хаос радуется.
4. Далее важный ход: поиск в речи приоритетного выражения мифоса.
Дюран идентифицирует мифос в риторике. Риторика и ее фигуры суть кодированный язык мифоса. Логический анализ речи (грамматика) выявляет планы рассудка. Мифоанализ в таком случае будет тождественен риторическому анализу. То есть выявление в рациональном дискурсе структуры тропов.
Любой дискурс становится ироническим дискурсом. «Ирония» по-гречески притворство. Это ключ к мифоанализу текста. Риторика есть притворство мифоса, который притворяется логосом. Выявление структуры этого притворства, сложной систематики насмешки (см. Бергсона «О смехе» или Бахтина), становится делом тонкого герменевтического мастерства.
Что такое прочтение текста с риторической точки зрения? Это означает выявление в нем скрытого психоаналитического послания, которое отражает работу траекта. Любое рациональное высказывание есть отдаленный продукт диурна. То есть любое рациональное высказывание есть насилие, разрез, репрессия, угнетение, неравенство. Но глубже лежит возможность его риторического (ироничного) прочтения. И тогда оно возвращается в лоно еще неразделенного имажинера. Оно имеет в виду то, что проговаривает и не имеет этого в виду, имея в виду одновременно нечто иное и даже нечто противоположное. Любой текст может быть прочитан как иронический текст. Хаос тоже умеет читать.
5. Объекты применения мифоанализа
Их можно разделить на две группы: очевидные и неочевидные.
Очевидные относятся к культуре в широком смысле, к религии, литературе, живописи, поэзии, музыке. Паттерны имажинера являются декодирующей таблицей для сюжетов и позволяют свести ткань религиозного или культурного факта (традиционного или современного) к четко выделенной системе мифов, символов или мифем. В случае религии это в целом очевидно. В случае современной культуры чрезвычайно остроумно и может рассматриваться как чрезвычайно оригинальная и возвышенная версия психоанализа.
Вторая группа: вся совокупность логических текстов и рациональных структур – от философского дискурса (интерпретируемого риторически!) до социальных структур, процессов, институтов, статусов и ролей. Совершено неисследованным является мифоанализ политики или мифоанализ права.
Примеры: прочтение Маркса как развернутого мифа о Прометее. Конец марксизма как изношенность (usure) этого мифа.
Государство есть фиксация диурна и его мифов. Либеральный пафос по минимализации государства – работа ноктюрна и мифа о Дионисе.
Автономизация права от структуры власти (разделение властей и независимость суда) есть также признак ноктюрна. Пиком ноктюрна в праве будет суд присяжных. Областью ноктюрнической является и зона этнометодологии Гарфинкеля.
6. Предложение: пора создавать полноценную мифоаналитическую школу.
Социология воображения первично представлена мной в виде учебного пособия («Социология воображения»), а ее упрощенный конспект изложен мной же в «Логосе и Мифосе». Собраны определенные материалы по тесту АТ.9. Чтобы эта тема не растворилась, надо подумать о создании лаборатории Исследования Воображения. Она могла бы быть межфакультетской. Она предполагает работу социологов, культурологов, философов и психологов.
Мифоанализ на сегодня это сумма непереведенных на русский текстов и исследований, результатов соцопросов и анкет. Огромный массив статей и научных публикаций на европейских языках. Это несколько десятков лабораторий во Франции, Италии, Бразилии, Испании. Дюран переведен на сербский, польский и чешский. Мы на этом фоне выглядим как умственно отсталая деревня. А потом удивляемся.
Вся беда России в том, что мы не знаем Жильбера Дюрана. Если у кого-то проблемы, то эти проблемы, в первую очередь, проблемы с воображением. http://www.rossia3.ru/news/2011/03/06/