- Без Божественного посещения, даже если человек долго практикует молитвенную жизнь, его познание еще остается обычным? Мне еще не вполне ясно это, отец Григорий...
- Без тайного, то есть скрытого от наших глаз, или явного и видимого озарения нетварным светом, человек не познает должным образом своего греха и ограниченности ума. Не следовать священному созерцанию, но отвергать его, как недостижимое или невыполнимое в наше время, - это уничтожение Православия и опасное заблуждение. Видеть свой грех и безпорядочные движения греховных помышлений составляет начало созерцания. Середина созерцания - приход благодати в очистившееся сердце и соединение с ним умиротворенного ума. Завершение созерцания - полнота просвещения нетварным светом и Божественное Откровение.
Такая практика возможна повсюду и во всякое время, при любых внешних условиях. Ни бегство в пустыню, ни удаление в пещеру, ни уход от людей, ни научное богословие или рациональный подход к Евангелию через рассудочные умозаключения, - ничто, подобное перечисленному, само по себе не составляет сущности Божественного созерцания. Ничто не должно мешать нашему пребыванию в высшем состоянии Богообщения. Даже время исчезает в этом благоговейном видении Бога. Бог незрим и непостижим, таким же должно быть и созерцание. Христос, как истина, есть высшая форма постижения. Это постижение неподдельно и не смешано с помыслами. Истинное Божественное созерцание - это не то, что мы создаем своими усилиями, оно всегда приходит как дар свыше.
Конечно, и уход в пустыню или в молитвенный затвор, а также иные пути к уединению, как, например, твоя пещера, отец Симон, - все это есть драгоценная привилегия Божия Промысла, поскольку создает благоприятные условия для глубокого покаяния. Без покаяния всякое наше действие и всякий род аскетической жизни превращается в чисто человеческое предприятие, по существу мало полезное для нашего спасения.
Такого понимания держался и наш старец. Чем больше покаяние, тем больше действует в нас Бог, приобщающий Самого Себя человеческому духу. Самый свет истины своим пришествием свидетельствует, что мы не свободны от тьмы грехов и страстей. В состоянии пришедшей благодати человек всем существом своим вступает в подлинное созерцание Божественного мира. И если ложное смирение станет называть это неумеренной дерзостью и даже безумием, то вспомни святого апостола Павла, который с одной стороны, пресекал малодушие, а с другой - нелепую гордость плотского ума, когда говорил, что Бог благоволил спасти верующих безумством проповеди, отвергнув разум разумных и превратив в безумие мудрость мира сего.
- Геронда, но чтобы решиться на такую высоту цели, всякая душа человека поневоле испытывает страх, не так ли?
- Памяь о том, что в нашей жизни должно повториться, по подобию. все то, что совершилось в жизни Сына Человеческого, освободит нас от всякого страха и малодушия. Это общий для всех путь и притом - единственный. Тогда Божественный свет наполняет всего человека так, что и сам человек становится подобным свету. И то, что видит он при этом, нельзя назвать иначе чем свет, хотя этот свет по природе своей совсем иной, чем свет видимого солнца...
+ схимонах Григорий, Святая Гора Афон.
Из книги монаха Симеона Афонского "Птицы небесные или через молитву к священному безмолвию".
Познание Воли Божьей и получение ЗНАНИЯ от Него,Истинного знания - дело не человеков от человеков.Святой сказал,что ему было Видение. Верить ему или нет? Ему было Видение и он может верить в правоту этого видения,в то,что ЭТО от Бога. А для другого есть выбор:верить или нет? Однозначно ничего сказать нельзя. Есть книга о узнавании Воли Бога,называется "Подсолнух".Я долго и скал её и купил.Советую и всем православным приобрести её или просто прочитать.По другому она называется" Илиотропион",что то же самое. С тех пор я определяю Волю Бога только жребием.Для меня это - морской счёт.В училище мы всегда им пользовались,как самым справедливым и правильным решением.Но тогда я ещё небыл крещён и мы не знали ,что жили и поступали по Воле Божьей.