9 января. Апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобнаго Феодора Начертаного.

27 декабря по старому стилю / 9 января по новому стилю
Суббота по Рождестве Христовом.

Ап. первомч. и архидиа́кона Стефана (34). Прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840).
Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686).
Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919); мц. Антонины Брянских (1937).


Субботы по Рождестве Христовом: 1 Тим., 288 зач., VI, 11–16. Мф., 46 зач. (от полу́), XII, 15–21. Ряд. (под зачало): 1 Сол., 273 зач., V, 14–23. Лк., 81 зач., XVI, 10–15. Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8–15; VII, 1–5, 47–60. Мф., 87 зач., XXI, 33–42.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана, глас 4:
По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ первому́чениче Христо́в, и апо́столе, и архидиа́коне Стефа́не,/ и мучи́телей обличи́л еси́ нече́стие,/ ка́мением бо побие́н от рук беззако́нных,/ вене́ц от Я́же свы́ше Десни́цы прия́л еси́/ и к Бо́гу взыва́л еси́, вопия́:// Го́споди, не поста́ви им греха́ сего́.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана, глас 3:
Влады́ка вчера́ нам пло́тию прихожда́ше,/ и раб днесь от пло́ти исхожда́ше,/ вчера́ Ца́рствуяй пло́тию роди́ся,/ днесь раб ка́мением побива́ется,/ того́ ра́ди и скончава́ется,// первому́ченик и боже́ственный Стефа́н.

Тропарь преподобнаго Феодора, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Фео́доре прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие». Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», – и затем радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейской учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли святое Крещение.


Прп. Феодор Начертанный. Фреска XVI века в монастыре Дионисиат, Афон

Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные родились в Иерусалиме в семье преподобного пресвитера Ионы. Старшим был Феодор. Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы. Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.

Когда император-иконоборец Лев V Армянин (813 - 820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811 - 813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.

При следующих императорах, Михаиле II (820 - 829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829 - 842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи - 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о "сосудах суеверного заблуждения". Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, - за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: "Это всё равно, как бы вы сказали: "Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь". После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался около 840 года.

Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.


Святитель Феодор I Константинопольский, архиепископ

Святитель Феодор, архиепископ Константинопольский, уроженец Константинополя, вел благочестивую жизнь, был возведен в сан пресвитера и служил в соборе Святой Софии, где был также сосудохранителем. В 676 году он был избран Патриархом Константинопольским, но через два года по клевете был низложен. Однако истина восторжествовала, и святой Феодор в 683 году был вновь возведен на Патриарший престол и до самой своей кончины управлял Константинопольской Церковью. Скончался ок. 686 года

Священномученик Тихон (Никаноров), Воронежский, архиепископ

Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (в ми­ру Ва­си­лий Ни­ка­но­ров) ро­дил­ся 30 ян­ва­ря 1855 го­да в се­мье Вар­со­но­фия Ни­ка­но­ро­ва в се­ле Ки­рю­га Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Уже в дет­стве про­яви­лась его склон­ность к со­зер­ца­тель­ной, уеди­нен­ной, мо­лит­вен­ной жиз­ни. Пер­во­на­чаль­ное ре­ли­ги­оз­ное и свет­ское об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил до­ма, за­тем по­сту­пил в Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по­сле ее окон­ча­ния в 1877 го­ду — в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. 1 ав­гу­ста 1881 го­да Ва­си­лий Вар­со­но­фье­вич был на­зна­чен по­мощ­ни­ком смот­ри­те­ля Бе­ло­зер­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. На этом по­при­ще про­яви­лись его несо­мнен­ные ду­хов­ные да­ро­ва­ния, ор­га­ни­за­тор­ский та­лант и глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ное от­но­ше­ние к де­лу и лю­дям. По­это­му в 1884 го­ду его утвер­ди­ли ин­спек­то­ром Нов­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии.

15 июня 1884 го­да Ва­си­лий, ре­шив окон­ча­тель­но по­свя­тить свою жизнь Бо­гу, при­нял мо­на­ше­ство. По­стри­жен он был в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре с на­ре­че­ни­ем име­ни Ти­хон. 10 июля 1884 го­да его ру­ко­по­ло­жи­ли во иеро­мо­на­ха. Его мо­на­ше­ские по­дви­ги, а так­же са­мо­от­вер­жен­ные тру­ды на сте­зе ду­хов­но­го про­све­ще­ния Гос­подь не оста­вил со­кры­ты­ми. 6 де­каб­ря 1888 го­да ему бы­ло по­жа­ло­ва­но игу­мен­ство, а с 25 де­каб­ря 1890 го­да игу­мен Ти­хон (Ни­ка­но­ров) ста­но­вит­ся рек­то­ром Нов­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та и по­ру­че­ни­ем на­сто­я­тель­ства.

2 фев­ра­ля 1892 го­да ар­хи­манд­рит Ти­хон Вы­со­чай­шим ука­зом хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Мо­жай­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии. 20 ав­гу­ста 1899 го­да вла­ды­ка Ти­хон был на­зна­чен епи­ско­пом По­лоц­ким и Ви­теб­ским, 4 июня 1902 го­да — Пен­зен­ским и Са­ран­ским. В Пен­зе в го­ды его прав­ле­ния от­кры­ты бы­ли Об­ще­ство вспо­мо­ще­ство­ва­ния уча­щим и уча­щим­ся в цер­ков­ных шко­лах епар­хии (1902), Цер­ков­но-пев­че­ское об­ще­ство (1902), пен­зен­ский Ко­ми­тет пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства (1904).

Но вот в Рос­сии на­сту­пи­ли го­ды ис­пы­та­ний, по­пущен­ные за охла­жде­ние в ве­ре и оску­де­ние Пра­во­сла­вия. Бо­го­бор­че­ство про­ник­ло и в ду­хов­ную сре­ду. В 1906 го­ду вла­ды­ка Ти­хон был необос­но­ван­но об­ви­нен ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти пен­зен­ско­го гу­бер­на­то­ра в «укры­ва­тель­стве ре­во­лю­ци­о­не­ров» за то, что за­сту­пил­ся за свою паст­ву и не сме­стил свя­щен­но­слу­жи­те­лей, ко­то­рых оши­боч­но, как вы­яс­ни­лось впо­след­ствии, при­зна­ва­ли небла­го­на­деж­ны­ми. Ко­гда во вре­мя бес­по­ряд­ков в Пен­зен­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии был убит рек­тор, вла­сти за­кры­ли се­ми­на­рию. 25 июля 1907 го­да епи­скоп Ти­хон уво­лил­ся на по­кой. Но не мо­жет че­ло­век сам сой­ти с то­го бла­го­сло­вен­но­го кре­ста, с ко­то­ро­го Гос­подь дол­жен воз­не­сти его ду­шу, по неиз­ре­чен­ной ми­ло­сти, пря­мо в Небе­са. Уже 31 июля 1907 го­да вла­ды­ка Ти­хон (Ни­ка­но­ров) стал управ­ля­ю­щим Мос­ков­ско­го Вос­кре­сен­ско­го Но­во-Иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря. По­стро­ен­ный как ду­хов­ный па­мят­ник свя­тым ме­стам, свя­зан­ным с зем­ной жиз­нью Спа­си­те­ля, Его вос­хож­де­ни­ем на Гол­го­фу и все­слав­ным Вос­кре­се­ни­ем, этот мо­на­стырь на­стра­и­вал ду­ши на­сель­ни­ков на по­сто­ян­ную па­мять и о спа­си­тель­ных Стра­стях Гос­под­них, и о жи­во­нос­но­сти Кре­ста, без ко­то­ро­го невоз­мож­но вой­ти в Цар­ствие Небес­ное. Та­ки­ми бла­го­дат­ны­ми по­мыс­ла­ми на­пи­ты­ва­лась и чут­кая ду­ша бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка.

23 июня 1912 го­да вла­ды­ка Ти­хон был на­зна­чен епи­ско­пом Ка­луж­ским и Бо­ров­ским. Ка­луж­скую епар­хию он воз­глав­лял ме­нее го­да. 13 мая 1913 го­да по­сле­до­вал его пе­ре­вод в Во­ро­неж с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­епи­ско­па.
Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) при­был в Во­ро­неж 4 июня 1913 го­да. О его пре­бы­ва­нии на во­ро­неж­ской ка­фед­ре со­хра­ни­лись вос­по­ми­на­ния ке­лей­ни­ка, про­то­и­е­рея Иоан­на Жи­тя­е­ва. По его сви­де­тель­ству, вла­ды­ка Ти­хон «был ти­хим, крот­ким, сми­рен­ным ар­хи­пас­ты­рем, от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной доб­ро­той и был боль­шим мо­лит­вен­ни­ком. Его ча­сто мож­но бы­ло ви­деть в со­бо­ре на утрен­нем пра­ви­ле, ко­то­рое на­чи­на­лось в че­ты­ре ча­са утра. Вла­ды­ка лю­бил устав­ную служ­бу, ча­сто чи­тал и пел на кли­ро­се. При нем в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту 1918 го­да в Во­ро­не­же был освя­щен храм свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, по­стро­ен­ный в честь 900-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, и в том же го­ду был от­крыт Свя­то-Се­ра­фи­мов­ский храм. За семь лет сво­е­го ар­хи­пас­тыр­ства ар­хи­епи­скоп Ти­хон яв­лял­ся от­цом сво­ей паст­вы: к нему мог­ли прий­ти лю­ди со сво­и­ми нуж­да­ми и ду­шев­ной скор­бью от­кры­то и без­бо­яз­нен­но. Про­сто­та, лас­ко­вость и ду­шев­ность в об­ра­ще­нии бы­ли от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми его ду­хов­но­го об­ли­ка. Ни­кто ни­ко­гда не ви­дел Вла­ды­ку раз­дра­жен­ным или раз­гне­ван­ным, мно­гим бы­ло яс­но, что су­гу­бая бла­го­дать Бо­жия по­чи­ва­ет на Во­ро­неж­ском ар­хи­пас­ты­ре».

Прео­свя­щен­но­му Ти­хо­ну вы­па­ло в по­след­ний раз в ис­то­рии Рос­сии встре­чать при­быв­ше­го в Во­ро­неж 6 де­каб­ря 1914 го­да им­пе­ра­то­ра. Бу­ду­щие цар­ствен­ные му­че­ни­ки — Го­су­дарь им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II, его су­пру­га им­пе­ра­три­ца Алек­сандра Фе­о­до­ров­на, ве­ли­кие княж­ны Оль­га и Та­ти­а­на — по­се­ти­ли Мит­ро­фа­нов мо­на­стырь, где с бла­го­го­ве­ни­ем мо­ли­лись Во­ро­неж­ско­му свя­ти­те­лю, объ­е­ха­ли гос­пи­та­ли для ра­не­ных во­и­нов, уте­шая сол­дат по­дар­ка­ми и ми­лу­ю­щим сло­вом. Вла­ды­ка Ти­хон был удо­сто­ен вни­ма­ния и пре­по­доб­но­му­че­ни­цы ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны.
Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) на­чал под­го­тов­ку к про­слав­ле­нию свя­ти­те­ля Ан­то­ния (Смир­ниц­ко­го). Он бла­го­сло­вил ар­хи­манд­ри­та Мит­ро­фа­но­ва мо­на­сты­ря Алек­сандра (Кре­ме­нец­ко­го) со­би­рать све­де­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли у гроб­ни­цы это­го ду­хо­нос­но­го Во­ро­неж­ско­го иерар­ха. В 1914 го­ду в при­сут­ствии ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на был вскрыт склеп, и Вла­ды­ка сви­де­тель­ство­вал о чу­дес­ном нетле­нии мо­щей свя­ти­те­ля Ан­то­ния. В 1915 го­ду свя­ти­тель Ти­хон го­во­рил ве­ли­кой кня­гине Ели­са­ве­те Фе­о­до­ровне, что свя­ти­тель Ан­то­ний уже на­ка­нуне сво­е­го про­слав­ле­ния. Пе­ред ре­во­лю­ци­ей ар­хи­епи­скоп Ти­хон по­слал в Си­нод хо­да­тай­ство об этом про­слав­ле­нии, но по­сле­ду­ю­щие тра­ги­че­ские со­бы­тия в ис­то­рии на­шей стра­ны не поз­во­ли­ли со­вер­шить­ся ка­но­ни­за­ции в то вре­мя.

Свя­щен­но­му­че­ни­ку Ти­хо­ну (Ни­ка­но­ро­ву) при­шлось од­но­му из пер­вых столк­нуть­ся с го­не­ни­я­ми но­вой вла­сти на Цер­ковь. Так, 8 июня 1917 го­да пра­вед­ный ар­хи­пас­тырь за непод­чи­не­ние вла­сти был аре­сто­ван и в со­про­вож­де­нии сол­дат от­прав­лен в Пет­ро­град. Ар­хи­епи­скоп Ти­хон по­жа­ло­вал­ся в Си­нод, что вла­сти вме­ши­ва­ют­ся «в де­ла епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния и в гру­бой фор­ме пред­пи­сы­ва­ли» ему уволь­нять с при­хо­да од­них свя­щен­ни­ков и на­зна­чать дру­гих, без вся­ких на то ос­но­ва­ний. Си­нод 14 июня за­явил, что в дей­стви­ях ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на нет ни­че­го про­ти­во­за­кон­но­го, «пред­ше­ству­ю­щая де­я­тель­ность прео­свя­щен­но­го сви­де­тель­ству­ет о его без­уко­риз­нен­ной за­ко­но­мер­но­сти в де­лах епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния». Ар­хи­епи­скоп Ти­хон, за­ступ­ник за паст­ву, вер­нул­ся в Во­ро­неж и вновь всту­пил в управ­ле­ние епар­хи­ей. Несмот­ря на но­вые про­те­сты вла­стей, пре­дан­ный цер­ков­ным ка­но­нам ис­по­вед­ник оста­вал­ся на сво­ем по­сту.

В 1917-1918 го­дах ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) участ­во­вал в ра­бо­те По­мест­но­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и из­бра­нии свя­то­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. 12 ап­ре­ля 1918 го­да он был на­граж­ден пра­вом но­ше­ния кре­ста на кло­бу­ке.

3 фев­ра­ля 1919 го­да бо­го­бор­цы за­ста­ви­ли ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на при­сут­ство­вать при ко­щун­ствен­ном вскры­тии мо­щей свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на. Хри­стов ис­по­вед­ник дал до­стой­ные от­ве­ты на все во­про­сы свя­то­тат­цев.

В ок­тяб­ре 1919 го­да, ко­гда Во­ро­неж был за­нят бе­лой ар­ми­ей, ар­хи­епи­скоп Ти­хон слу­жил мно­го­чис­лен­ные па­ни­хи­ды по жерт­вам боль­ше­вист­ско­го тер­ро­ра. Воз­мож­но­стью по­ки­нуть Во­ро­неж вме­сте с ар­ми­ей Шкур­ко и уй­ти на юг, а за­тем за гра­ни­цу бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник не вос­поль­зо­вал­ся. Он остал­ся в Мит­ро­фа­но­вом мо­на­сты­ре, чтобы раз­де­лить участь сво­ей паст­вы, уже сто­я­щей у под­но­жия гол­гоф­ско­го кре­ста.
…Со­глас­но устой­чи­во­му пре­да­нию, на тре­тий день Рож­де­ства Хри­сто­ва, 9 ян­ва­ря 1920 го­да (27 де­каб­ря 1919 го­да по ста­ро­му сти­лю), во вре­мя со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) был по­ве­шен на Цар­ских вра­тах Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра. (Дру­гие ис­точ­ни­ки да­той его кон­чи­ны ука­зы­ва­ют 27 фев­ра­ля 1920 го­да.) По све­де­ни­ям епи­ско­па Сер­гия (Пет­ро­ва), от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние вы­со­ко­чти­мо­го иерар­ха бы­ло со­вер­ше­но епи­ско­пом Остро­гож­ским Вла­ди­ми­ром (Шим­ко­ви­чем) в со­слу­же­нии с епи­ско­пом Но­во­хопер­ским Мо­де­стом (Ни­ки­ти­ным) 2 мар­та 1920 го­да. Вер­ный во­ин Хри­стов по­гре­бен был в скле­пе Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра.

В ав­гу­сте 1956 го­да, по­сле вар­вар­ско­го раз­ру­ше­ния ком­му­ни­ста­ми со­бо­ра и Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, свя­тые мо­щи ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на бы­ли пе­ре­за­хо­ро­не­ны на го­род­ском Ко­мин­тер­нов­ском клад­би­ще, а в 1993 го­ду пе­ре­не­се­ны во вновь со­здан­ный некро­поль Алек­се­ев­ско­го Ака­то­ва мо­на­сты­ря.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU