29 декабря. Святого пророка Аггея. Преподобной Софии Суздальской.

16 декабря по старому стилю / 29 декабря по новому стилю
вторник

Прор. Аггея (500 г. до Р. Х.).
Прп. Софии Суздальской (1542). Мч. Мари́на (III). Блж. царицы Феофании (893–894).
Сщмч. Владимира Алексеева пресвитера (1918); сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева пресвитеров, прмч. Макария Смирнова (1937).


Евр., 333 зач., XII, 25–26; XIII, 22–25. Мк., 34 зач., VIII, 22–26.

Тропарь пророка Аггея, глас 2:
Проро́ка Твоего́ Агге́я... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак пророка Аггея, глас 4:
Просвети́вшееся Ду́хом... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Пророк Аггей. Икона первой четверти XVIII в., из пророческого ряда Кижского Преображенского храма

Святой пророк Аггей - десятый из 12 малых пророков. Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до Р. Х.). По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит «Слову Безначальному в последних временах явитися».


Святая София (Соломония) Суздальская

Прп. София, в миру вел. княгиня московская Соломония Юрьевна, происходила из старинного знатного боярского рода Сабуровых и была первой супругой вел. князя Василия III Иоанновича. Он первый из вел. князей московских вступил в брак со своей подданной, почему ему и было так легко развестись с ней в 1529 г. и жениться во второй раз. У нее не было детей, и это и послужило поводом к этому, также первому в русской истории, нечестивому разводу. Женился вел. князь на приехавшей в Россию литовской княжне Елене Глинской. Поступок вел. князя осудили все Вселенские Патриархи, а Патриарх Иерусалимский Марк даже предсказал, что от второго брака его родится «чадо жестокое», которое наполнит всю Россию кровью и ужасами, — это был родившийся в 1530 г. Иоанн Грозный. Второй сын Василия Иоанновича, Юрий, был слабоумным. Все лучшие русские люди того времени вступились за невинную и несчастную вел. княгиню, например митрополит Варлаам, прп. Максим Грек и другие. Но тщетно: вел. князь поступил «по своей доброй воле». Митрополит Варлаам был сведен с митрополичьего престола — тоже впервые в русской истории — и заточен в монастырь; прп. Максим был запрещен к служению и заключен в темницу. Пострадали и другие. Князь Курбский называет вел. княгиню Соломонию «невинной и святой».
По распоряжению вел. князя она была насильно пострижена с именем София в московском Рождественском монастыре, а потом переведена в суздальский Покровский. Смиренная и благочестивая от юности, оставшаяся такой же в своем высоком положении, избегавшая придворной пышности и роскоши, молитвенница, всегда более любившая благочестивые беседы с инокинями и странницами и их рассказы, — невольная монахиня София со смирением приняла свой крест и отдалась строгой подвижнической жизни. Она стяжала любовь и уважение всего монастыря.
Скончалась прп. София 16 декабря 1542 г. На могиле ее совершались многие чудеса.
______________________________________________________________________
• В рукописных святцах преподобная именуется как «святая праведная княгиня София инокиня». При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Иоанна IV Грозного, ее чтили как святую, в XVII в. над гробницей совершались молебны и панихиды, в XIX в. была составлена служба.



Блаженная царица Феофания происходила из царского рода. Родители ее были знатны и богаты и при этом благочестивы. Долгое время не имея детей, они много молились Божией Матери, и по вере их Матерь Божия даровала им святое дитя, девочку, которую назвали Феофанией.

Феофания с детства преуспевала в учении, а главное — в добродетелях, и поэтому император Василий Македонянин выбрал ее в супруги своему сыну и наследнику Льву, прозванному впоследствии Мудрым.

Но вскоре по совершении брака злодеи оклеветали царевича перед его отцом, будто Лев покушается убить отца и злодейски захватить царство. Простодушный Василий поверил клеветникам и тотчас заключил сына и супругу его в темницу, где они безвинно страдали больше трех лет. Но по всеблагому Божию промыслу Лев и Феофания не отчаялись, а все дни свои посвятили посту и непрестанной молитве. Когда же прошел гнев царя и он смог рассудить справедливо, то вывел царевича Льва и жену его Феофанию из темницы, и со временем, по кончине императора Василия, они стали греческими царями.

Однако блаженная Феофания не соблазнилась властью и славой и по-прежнему отвращалась душой от радостей и суеты мира. Днем и ночью она непрестанно молилась, ела только хлеб и сушеную зелень, под богатой царской одеждой носила колючую власяницу и спала не на мягкой постели, а на грубой рогоже, под которую еще насыпала острые кости и зубы животных. Все принадлежавшие ей богатства и драгоценности святая царица раздавала сиротам и вдовам и вообще беднякам. Со слугами Феофания обращалась как с возлюбленными братьями и сестрами во Христе, никогда никого не обидела и не унизила. Наконец после тяжкой болезни она мирно отошла к жизни вечной и, оставив царство земное, обрела Царство Небесное.

Император Лев Мудрый, супруг Феофании, видя еще при жизни ее великую святость, почитал ее не просто как жену и царицу, но как свою госпожу и заступницу перед Богом. Он даже задумал построить церковь в честь Феофании, но святая узнала об этом и строго запретила освящать ее в свою честь. Тогда уже построенный храм посвятили памяти всех святых и установили им праздник в первое воскресенье после Троицы.
Император Лев говорил:

─ Если Феофания святая, то пусть и ее память празднуется со всеми святыми, во славу от всех святых славимого Бога!

Да будет Ему и от нас честь и слава вовеки. Аминь.


Мученик Марин пострадал в Риме около 283 г. (по другим данным в 217–218 г.). Отказавшись принести жертву идолам, святой Марин был после жестоких мучений обезглавлен.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Лилия Никул »» | 28.12.2018 09:45
  
1
Молитва
О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася, преподобная Софие, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты. / Его же моли спастися граду Суздалю / от вражиих нахождений и междоусобныя брани // и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4
Нощи страстныя избегши, богомудрая Софие преподобная, / к Незаходимому же Солнцу Христу пришедши, / умертвила еси плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами, / показася равна Ангелом. / На земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси, / и различная исцеления подаваеши, от многих бед и зол избавляеши, / Софие преподобная, // моли спастися душам нашим.

Величание
Ублажаем тя, / преподобная мати наша Софие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU