8 декабря. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномученика Климента, папы Римского.

25 ноября по старому стилю / 8 декабря по новому стилю
вторник

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311).
Прп. Петра молчальника (ок. 429).
Прмц. Магдалины Забелиной (1931); сщмчч. Серафима, архиеп. Смоленского, Григория Воинова, Иоанна Владимирского, Василия Парийского, Космы Коротких, Иоанна Тарасова, Симеона Афонькина, Илариона Соловьева, Ярослава Савицкого, Александра Вершинского, Иоанна Янушева, Виктора Смирнова, Андрея Шершнева, Варлаама Попова пресвитеров и мч. Павла Кузовкова (1937); мч. Николая Копнинского (1938).

2 Тим., 297 зач., III, 16 – IV, 4. Лк., 87 зач., XVII, 26–37. Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. Сщмчч.: Флп., 246 зач., III, 20 – IV, 3. Мф., 11 зач., V, 14–19.

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника. Поется великое славословие.

Тропарь священномучеников Климента и Петра, глас 4:
Бо́же оте́ц на́ших... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак священномучеников Климента и Петра, глас 4:
Це́ркве недви́жимии и боже́ственнии пи́ргове,/ благоче́стия боже́ственнии столпи́/ вои́стинну кре́пцыи,/ Кли́менте с Петро́м всехва́льнии,// ва́шими моли́твами соблюди́те вся.

Отдание праздника праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Отдание праздника – последний из дней попразднства двунадесятых и великих праздников, отличающийся большей торжественностью, в богослужениях которого содержится значительная часть молитвословий и песней, петых в самый праздник.
Первоначально отдание праздников появилось в 4 в. для некоторых праздников, например, для Пасхи, Пятидесятницы, Рождества Христова, а позже принято Церковью для всех вообще великих праздников.



Священномученик Климент, папа Римский,
родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67–79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79–91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98–117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802–811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855–867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром († 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)



Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Петр, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, ро­дил­ся и вы­рос в Алек­сан­дрии. Был вы­со­ко­об­ра­зо­ван, за­ни­мал долж­ность на­чаль­ни­ка Алек­сан­дрий­ской шко­лы. В 300 го­ду он всту­пил в управ­ле­ние Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью, став пре­ем­ни­ком сво­е­го учи­те­ля и ду­хов­но­го на­став­ни­ка, бла­жен­но­го епи­ско­па Фе­о­ны.

Из­гнан­ный из го­ро­да во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан при им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане, свя­той Петр, по­бы­вав во мно­гих об­ла­стях им­пе­рии, вновь вер­нул­ся в свой род­ной го­род, чтобы в это опас­ное вре­мя сно­ва лич­но воз­гла­вить Алек­сан­дрий­скую Цер­ковь. Свя­ти­тель тай­но по­се­щал за­клю­чен­ных в тем­ни­це хри­сти­ан, под­дер­жи­вая в них твер­дость в ве­ре, по­мо­гал вдо­вам и си­ро­там, про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие, непре­стан­но мо­лил­ся и со­вер­шал Бо­го­слу­же­ния. И Гос­подь хра­нил его от рук го­ни­те­лей.

В это смут­ное вре­мя на Цер­ковь Хри­сто­ву вос­стал учи­тель зло­че­стия Арий, от­ри­цав­ший Бо­же­ство Иису­са Хри­ста. Свя­той Петр вы­сту­пил про­тив него, про­клял ере­ти­ка и от­лу­чил его от Церк­ви. И да­же то­гда, ко­гда Арий через уче­ни­ков свя­ти­те­ля упра­ши­вал вла­ды­ку Пет­ра снять с него от­лу­че­ние, утвер­ждая, что он рас­ка­и­ва­ет­ся и от­ка­зы­ва­ет­ся от сво­е­го лже­уче­ния, свя­ти­тель, ру­ко­во­ди­мый Ду­хом Свя­тым, про­ви­дел лжи­вость и ко­вар­ство ари­е­ва от­ре­че­ния и за­ве­щал сво­ей пастве не ве­рить Арию и не при­ни­мать его в цер­ков­ное об­ще­ние.

Под муд­рым окорм­ле­ни­ем свя­то­го Пет­ра Алек­сан­дрий­ская Цер­ковь, несмот­ря на го­не­ния, креп­ла и умно­жа­лась. Но вот по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (305–311) свя­ти­тель был схва­чен и осуж­ден на смерт­ную казнь. Мно­же­ство лю­дей со­бра­лось у вхо­да в тем­ни­цу, вы­ра­жая свое него­до­ва­ние. Же­лая из­бе­жать на­род­но­го мя­те­жа и кро­во­про­ли­тия, свя­ти­тель на­пра­вил вла­стям пись­мо, в ко­то­ром пред­ла­гал разо­брать зад­нюю сте­ну тем­ни­цы с тем, чтобы его смог­ли тай­но от на­ро­да вы­ве­сти на казнь. Тем­ной но­чью свя­той Петр cам вы­шел на­встре­чу па­ла­чам, ко­то­рые вы­ве­ли его за го­род­ские сте­ны и обез­гла­ви­ли на том же са­мом ме­сте, где неко­гда был каз­нен свя­той апо­стол Марк, а го­лос с неба, ко­то­рый слы­ша­ла од­на свя­тая де­ва в эту ночь, воз­ве­стил: «Петр – на­ча­ло апо­сто­лов, Петр – ко­нец алек­сан­дрий­ских му­че­ни­ков». Это про­изо­шло в 311 го­ду.

Утром, узнав о кон­чине сво­е­го епи­ско­па, тол­пы лю­дей на­пра­ви­лись к ме­сту каз­ни, взя­ли те­ло и го­ло­ву му­че­ни­ка, при­нес­ли в цер­ковь и, об­ла­чив в епи­скоп­ские одеж­ды, по­са­ди­ли на вре­мя от­пе­ва­ния на гор­нем ме­сте. При жиз­ни свя­той Петр са­дил­ся лишь на под­но­жие его, по­то­му что, по сло­вам свя­ти­те­ля, ви­дел Бо­же­ствен­ный свет, окру­жа­ю­щий гор­нее ме­сто, и не дер­зал по сми­ре­нию всхо­дить на него. Свя­той Петр, ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия, из­ве­стен и как глу­бо­кий бо­го­слов. Вы­держ­ки из его кни­ги «О Бо­же­стве» за­чи­ты­ва­лись на Ефес­ском и Хал­ки­дон­ском Со­бо­рах. Из его со­чи­не­ний наи­бо­лее из­вест­ны и вы­со­ко це­ни­мы Цер­ко­вью «Пра­ви­ла».

Преподобный Петр молчальник, Галатийский

Преподобный Петр молчальник, Галатийский. О преподобном Петре Галатийском известно, что девяти лет от роду, стремясь к духовной жизни, он покинул родительский кров, отправился сначала в Иерусалим, а затем в Антиохию. Там он затворился в пещере, предавшись молитве и подвигам строгого воздержания, принимая лишь через день хлеб и воду. В этих подвигах он стяжал от Бога дар чудотворений, исцеляя недуги и прогоняя бесов. Скончался преподобный около 429 года в возрасте девяноста девяти лет, из которых девяносто лет служил непрестанно Богу.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites