Слово Писания назвало Христом таинство Христа.


ВОПРОС LX. Христа, как непорочного и чистого Агнца, предуведанного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для нас (1Пет.1:19-20)?. Кем предуведанного?

ОТВЕТ. Слово Писания назвало Христом таинство Христа. И великий Апостол, ясно свидетельствуя о том же, говорит: тайну, сокрытую от родов, ныне же открытую (Кол.1:26), подразумевая таинство Христа, или таинство по Христу. Это таинство, как очевидно, есть неизреченное и непостижимое ипостасное соединение Божества и человечества, всяческим образом приводящее, благодаря [самому] смыслу ипостаси, человечество к тождеству с Божеством и из обоих создающее сложную ипостась, но никоим образом не уменьшающее их сущностное и природное различие. Поэтому, как я сказал, и возникает одна ипостась этих природ, и их природное различие пребывает неповрежденным, вследствие чего и после единения сохраняется неуменьшаемым количество данных природ, даже соединенных. Ведь когда процесс соединения не влечет за собой совсем никакого изменения или перемены соединившихся, тогда остается невредимым сущностный логос каждой из двух соединившихся [природ]. А у тех [существ], логос сущности которых остается невредимым и после соединения, природы также пребывают неповрежденными во всех отношениях, не теряя вследствие единения ничего из того, что принадлежит им.

Ибо Творцу всяческих, и ставшему по Домостроительству в отношении природы тем, чем Он не был, подобает сохранять непреложным как Самого Себя, каким Он был по природе до этого, так и то, что возникло по Домостроительству в отношении природы. Ведь в Боге нельзя заметить никакого изменения, как совершенно невозможно помыслить в Нем какого-либо движения, благодаря которому происходит изменение [тварных существ], приводимых в движение. Это есть великое и сокровенное таинство. Это есть Божественный конец, ради которого и возникло все [тварное бытие]. Это есть Божественная цель, задуманная [Богом] еще до начала сущих, которую мы определяем таким образом: она есть заранее продуманный [Богом] конец, ради которого существуют все [тварные вещи], но который сам существует не ради какой-нибудь одной из них. Имея в виду этот конец, Бог и привел в бытие сущность [всех] сущих. Это есть в подлинном смысле слова предел Промысла, а также тех [тварей], о которых Он промышляет, - тот предел, согласно которому происходит возглавление в Боге [всех существ], созданных Им. Это есть объемлющее все века таинство, открывающее сверхбеспредельный и великий Совет Божий, бесконечно и беспредельно предсуществующий векам, Ангелом которого было Само сущностное Слово Божие, ставшее Человеком. Оно явило, если позволительно так сказать, самое глубинное основание Отеческой Благости и показало в Себе Конец, ради которого, как очевидно, твари и восприняли начало своего бытия. Ибо через Христа, или через таинство по Христу, все века и то, что в этих веках, приняли и начало, и конец своего бытия. Ведь еще до веков было продумано [Богом] соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, Творца и твари, покоя и движения - то соединение, которое было явлено во Христе в конце времен и исполнило собой Предведение Божие, чтобы окрест того, что является по своей сущности неподвижным, постоянно пребывали движущиеся по природе [вещи, однако пребывали], полностью выйдя из движения по отношению к самим себе и друг к другу. [Это произошло также для того, дабы разумные существа] на опыте восприняли деятельное ведение Того, в Ком они удостоились пребывать, - ведение неизменное и тождественное [всегда самому себе], дарующее им [духовное] наслаждение Познаваемым.

Писание знает двоякое ведение Божественного: одно, относительное, как пребывающее в одном только разуме и умозрениях, не обладает деятельным и обретаемым через опыт ощущением познаваемого - этим ведением мы и управляемся в настоящей жизни. Другое же ведение - подлинно истинное, деятельное и [обретаемое] лишь опытным путем помимо разума и умозрений, - дарует, по благодати и причастию, цельное ощущение Познаваемого, благодаря которому в будущем [небесном] уделе мы воспримем сверхъестественное обожение, действующее непрерывно. Ведение относительное, пребывающее в разуме и умозрениях, является, как говорят, движущим началом стремления к ведению по причастию и деятельному. А это ведение, дарующее, посредством опыта и причастия, ощущение познаваемого, устраняет, в свою очередь, ведение, которое пребывает в разуме и умозрениях.

Мудрые [мужи] говорят, что невозможно существовать разумению относительно Бога вместе с опытом Бога, а мышлению относительно Него - с ощущением Его. Разумением относительно Бога я называю соразмерность, [происходящую] из сущих, знающего созерцания Его; ощущением - опыт сверхъестественных благ, зависящий от причастия [им]; мышлением - [происходящее] из сущих простое и единственное ведение относительно Бога. Пожалуй, и в отношении всего другого можно наблюдать то же самое: когда имеется опытное [сознание] определенной вещи, прекращается разумение относительно нее, а когда она ощущается, то бездействует мышление относительно нее. Опытом же я называю действенное ведение, превышающее всякое разумение, а ощущением - само причастие познаваемому, которое превыше всякого мышления. И об этом, как кажется, тайнозрительно научает великий Апостол, говоря: хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13:8), высказываясь о том знании, которое пребывает в разуме и умозрениях.

Это таинство было предуведано прежде всех век Отцом и Сыном и Святым Духом; Отцом - по благоволению, Сыном - по самодействию, а Святым Духом - по содействию. Ибо одно ведение у Отца и Сына и Святого Духа, потому что одна сущность и одна сила. Ведь [нельзя сказать, что] Отец или Святой Дух не ведали о Воплощении Сына, потому что во всем Сыне, через Воплощение самоосуществляющем таинство нашего спасения, сущностным образом [пребывал] весь Отец - не воплощаясь [Сам], но благоволя Воплощению Сына; также и весь Святой Дух присутствовал сущностным образом во всем Сыне - не воплощаясь [Сам], но содействуя Сыну в Его Воплощении ради нас.

Назовут ли это Христом, или таинством Христовым - все равно сущностным предведением этого обладает только одна Святая Троица: Отец и Сын и Святой Дух. И нельзя недоумевать относительно того, каким образом Христос, будучи одним из Святой Троицы, предуведывается Ею, ибо известно, что Он был предуведан не как Бог, но как Человек, то есть было предуведано Воплощение Его по Домостроительству ради [спасения] человека. Ведь Присносущее, [происшедшее] сверхпричинным и сверхразумным образом из Присносущего, никогда не предуведывается. Предведение касается [лишь] того, что имело начало своего бытия вследствие [какой-либо] причины. А Христос был предуведан не в том, чем Он являлся Сам по Себе по природе, но в том, чем Он стал позднее ради нас по Домостроительству.

Ибо необходимо было, чтобы являющийся подлинно по природе Творцом сущности сущих стал и Самодеятелем обожения тварей по благодати, - дабы Податель бытия предстал и как Дарователь присного благобытия. Поскольку ни одно из сущих не обладает ведением сущности самого себя и сущности другого, то, разумеется, ни одно из сущих не обладает по природе и предведением относительно того, что будет [когда-нибудь] приведено в бытие; исключение, конечно, представляет Бог, Который превыше сущих: Он одновременно и познает Самого Себя в Своей сущности, и обладает предведением относительно существования всего сотворенного Им еще до того, как оно приведено в бытие. Кроме того, в будущем Бог почтит сущих ведением по благодати относительно того, что есть по сущности они сами и другие, открыв им также смыслы приведения их в бытие, - смыслы, единообразно предсуществующие в Нем.

Некоторые утверждают, что Христос был еще до сотворения мира предуведан теми, которым Он явился позднее в конце времен, предполагая, что они существовали еще до сотворения мира вместе с предуведанным [ими] Христом. Мы же отвергаем это учение как чуждое Истины, ибо оно представляет сущность разумных [тварей] совечной Богу. Ведь совершенно невозможно [кому-нибудь] быть со Христом так, как Он есть, а потом когда-нибудь полностью разлучиться с Ним, если верно, что в Нем происходит свершение веков и достигается покой движущихся, благодаря которому уже никогда не будет никакого изменения сущих. И слово Писания назвало Христа чистым и непорочным, поскольку Он по природе Своей совершенно чужд душой и телом тления, [возникшего] вследствие греха. Ибо душа Его не имела [никакого] срама порока, а тело - [никакого] пятна греха.

http://www.m-isp.com/?id=57

Комментарии (31)

Всего: 31 комментарий
#1 | Георгий Петров Христианин »» | 13.07.2011 19:06
  
1
Я не отделяю Отца от Сына и не придаю Богу какую-либо природу, поскольку САМ Христос сказал: Я и Отец - одно, а Бог есть Дух (по Апостолу).
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 13.07.2011 19:23 | ответ на: #1 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Не спеши, разбирайся. Все гораздо радостнее твоего представления. Я радуюсь, тому что святые отцы смогли нам раскрыть суть Воскресения и показали путь от заблуждений.
#3 | Георгий Петров Христианин »» | 13.07.2011 19:35 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Для меня вера в Воплощённую Истину стала возможной после принятия Воскресения.
Но спасение человека заключается НЕ в самом факте Воскресения, а в фактическом Рождении от Духа Святого ... о чём и говорит Христос в беседе с Никодимом.
Именно Рождение во Христа, обретение в самом себе Истины делает нас причастными Богу.
#4 | Алексей Т. »» | 14.07.2011 05:18
  
0
Во имя Отца,
и Сына,
и Святаго Духа.
Аминь.
  
#5 | Андрей Рыбак »» | 14.07.2011 11:11 | ответ на: #3 ( Георгий Петров ) »»
  
2
> Для меня вера в Воплощённую Истину стала возможной после принятия Воскресения.

Георгий, ну что ты пишешь то. Сам понимаешь хоть, что это огород из слов, без желания разобраться в том, что святые уже давно сказали. Не бойся отказаться от своих нагромождений. Согласовывай их с отцами, они уже с Христом, ты то куда идешь?
#6 | Игорь Мезенин »» | 14.07.2011 15:10 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Я радуюсь, тому что святые отцы смогли нам раскрыть суть Воскресения и показали путь от заблуждений.###

Но как тяжело продираться в понимании.Только побольше начинаю заглубляться путается в башке.Мне лучше потихоньку.
#7 | Георгий Петров Христианин »» | 14.07.2011 15:24 | ответ на: #5 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Скажи, твоя вера зиждется на Боге - Христе Иисусе - Воплощённой Истине = Бог есть Любовь???

Или на Воскресении плоти?

Ты пойми, я не против того, что ты свою плоть обожить хочешь ...
Просто я считаю, что цель жизни христианина в этом мире - Рождение от Духа Святого, а смысл жизни и сама жизнь - в общении с Богом в Духе Святом.
  
#8 | Андрей Рыбак »» | 14.07.2011 15:27 | ответ на: #6 ( Игорь Мезенин ) »»
  
2
Я читаю постоянно и наконец то вник в их терминологию. Все стройно и весьма подзабыто. Отцы поработали на славу. Трудись.
  
#9 | Андрей Рыбак »» | 14.07.2011 16:01 | ответ на: #7 ( Георгий Петров ) »»
  
2
> Просто я считаю, что цель жизни христианина в этом мире - Рождение от Духа Святого, а смысл жизни и сама жизнь - в общении с Богом в Духе Святом.

Цель жизни христианина пройти Путь Христа. Как Он Воскрес из мертвых, так и нам предстоит умереть, а потом воскреснуть. Путь Успения, как у Богородицы нам не светит. Грешные потому что.

Если ты этого не вмещаешь, то тебе надо свой путь городить, проходить им и вести своих последователей к себе лично. Но думаю, что эта ноша будет неподъемной и приведет в те места где нет Духа Святого.
#10 | Георгий Петров Христианин »» | 14.07.2011 16:42 | ответ на: #9 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Как Он Воскрес из мертвых, так и нам предстоит умереть

=====

Бог не умирал. Плоть же смертна по определению.
Прочти разговор Христа с Никодимом.
Иисус скуазал о Рождении от Духа Святого - вот это и есть цель жизни.
Рождённый от Духа на суд не приходит, но уже перешёл от смерти в жизнь со Христом, исповедуя ЕДИНСТВЕННУЮ Истину = Бог есть Любовь.

Повторю:
ты хочешь плоть, проходящую сквозь стены.
Я же хочу туда, где НЕТ стен, туда, где Бог.

П.С. А вот о том, что я хочу вести людей к себе - это ты зря ... Я только о Слове Бжием и говорю.
#11 | Игорь Мезенин »» | 14.07.2011 17:11 | ответ на: #7 ( Георгий Петров ) »»
  
2
что цель жизни христианина в этом мире - Рождение от Духа Святого###

Красиво сказано.Даже немного пугающе.Георгий Михайлович,много раз у Вас их читал.А есть ли у них реальное наполнение?Буквально что стоит за этими словами? Фактически?
По отдельности каждое слово понятно.Вместе - нет.Думаю не только мне.
#12 | Георгий Петров Христианин »» | 14.07.2011 17:35 | ответ на: #11 ( Игорь Мезенин ) »»
  
1
Красиво сказано. ===

Это не мной сказано ...
1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:1-8).

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Иоан.5:24).

А стоит за этими словами ПОНИМАНИЕ того, что ещё при жизни в теле можно обрести жизнь вечную во Христе.
#13 | Игорь Мезенин »» | 15.07.2011 05:47 | ответ на: #12 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Спасибо.
Но все таки.Как лично Вы понимаете рождение от Духа.Что происходит при этом с человеком? С душой? С плотью?
#14 | Георгий Петров Христианин »» | 15.07.2011 07:49 | ответ на: #13 ( Игорь Мезенин ) »»
  
0
Я могу ответить коротко:
чтобы узнать вкус папайи надосъесть её :).
Но если (всё-таки) попробовать дать развёрнутый ответ, то процитирую себя самого:
Душа человеческая живущая Истиной = Бог есть Любовь соединяется с ней (Истиной) как источником собственного бытия, но НЕ становится САМОЙ Истиной, а лишь ОТРАЖЕНИЕМ Её..
НО!
Будучи ЕЩЁ одетым в "ризы кожаные" человек УЖЕ обретает Царство Божие в себе самом, осознаёт собственное бессмертие как результат ПРЕБЫВАНИЯ (жизни) в Боге (Слове Его - Истине), так и собственной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за "чистоту" души своей.
Приближение к Богу - суть ИЗМЕНЕНИЕ своего собственного ОТНОШЕНИЯ к миру и людям по примеру явленной нам Воплощением, Крестом и Воскресением Любви Бога - Христа Иисуса.
Вот такое асимптотическое приближение и есть САМА ЖИЗНЬ.
  
#15 | Андрей Рыбак »» | 16.07.2011 03:01 | ответ на: #10 ( Георгий Петров ) »»
  
1
"В наше время Слово, облекши плотью Свою Ипостась и Свою природу, которые существовали прежде, чем Его человеческая природа, и которые до создания мира были бесплотны, воипостазировало человеческую природу в Свою собственную Ипостась" (Леонтий Иерусалимский. "Против Нестория", 5, 28).
Таким образом, согласно Леонтию Иерусалимскому, Слово восприняло не человеческую ипостась, а человеческую природу, общую для всех нас. Отличие Иисуса Христа от нас состояло в том, что в нашем случае общая всем людям человеческая природа всегда существует в конкретной и уникальной человеческой ипостаси. У Христа же такой ипостаси нет. Его Ипостась - Божественное Слово, по образу Которого ("по образу Божию") были сотворены все человеческие личности. Поэтому Он есть Новый Адам, представляющий Собой все человечество.
#16 | Георгий Петров Христианин »» | 16.07.2011 06:33 | ответ на: #15 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Таким образом, согласно Леонтию Иерусалимскому, Слово восприняло не человеческую ипостась, а человеческую природу, общую для всех нас. ===

Бог Вочеловечился Словом Своим .... а кто против-то?
  
#17 | Андрей Рыбак »» | 16.07.2011 11:44 | ответ на: #16 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Воскрес в преображенной плоти.
#18 | Георгий Петров Христианин »» | 16.07.2011 11:56 | ответ на: #17 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Воскрес в преображенной плоти. ===

Плоть перестаёт быть материальной? Состоящей из атомов?

Вопрос в том, что ты Бога (Христа Иисуса) делаешь смертным и придаёшь Ему плоть (материю).
  
#19 | Андрей Рыбак »» | 16.07.2011 22:24 | ответ на: #18 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Не я делаю, а Он Сам Себя делает. Таким образом Он уничтожает сатану. Ты этого не вмещаешь, а отцы об этом говорят. В Христе две природы и две воли. Так что вот такие дела.
#20 | Георгий Петров Христианин »» | 16.07.2011 22:33 | ответ на: #19 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Не я делаю, а Он Сам Себя делает. Таким образом Он уничтожает сатану. ===

Он показывает нам, что с Богом СМЕРТИ НЕТ ВООБЩЕ.
Смерть плоти НЕ есть смерть души.
А сатана САМ выбрал бытие без Бога - что и есть смерть. +++

В Христе две природы и две воли. Так что вот такие дела. ===

Бог Воспринял полноту человеческую и волю человека подчинил Воле Бога.
Или ты думаешь, что в Нём ДО СИХ ПОР две природы и две воли?
Бог изменился? Приобрёл что-то в своей вечности?
  
#21 | Андрей Рыбак »» | 16.07.2011 22:36 | ответ на: #20 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Речь не о том что я думаю, а в том, что Христос воскрес из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Мы об этом. А о всем другом в других темах.
#22 | Георгий Петров Христианин »» | 16.07.2011 22:41 | ответ на: #21 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Ещё раз, последний:
Бог НЕ умирал,
но если ты считаешь смерть плоти человеческой - смертью Бога, то меня в это дело не впутывай.
И святых не привлекай.
Перед Богом мы будем стоять в одиночку и на чьё-то мнение ссылаться будет не резон.
  
#23 | Андрей Рыбак »» | 16.07.2011 22:43 | ответ на: #22 ( Георгий Петров ) »»
  
2
Не передергивай только.
Бог не умирал, умирал Иисус Христос по Человечеству. Изучай азы догматического богословия. Не городи свой огород.
#24 | Георгий Петров Христианин »» | 16.07.2011 22:48 | ответ на: #23 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Умерла человеческая плоть.
Самосознание (душа) не умирает вообще.
Бог не есть плоть ... Так понятно?
Или ты отделяешь Христа от Бога и считаешь смерть плоти смертью Иисуса Христа?
  
#25 | Андрей Рыбак »» | 16.07.2011 22:52 | ответ на: #24 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Изучай догматику, там все показано что и как. Тексты я все привел, чтобы ты смог сравнивать. Посторять одно и тоже не вижу смысла. Встраивайся в конструкцию, свое не городи, погибнешь.
#26 | Георгий Петров Христианин »» | 16.07.2011 22:57 | ответ на: #25 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
"Встраиваться" нужно в Слово Божие, а не в "конструкцию", придуманную людьми.
Догматика - она догматика и есть.
В Царстве Божием правит Любовь Бога, а не догматика.
Если сказано, что усыновляемся мы Богу по ВЕРЕ в Слово Его - Истину = Бог есть Любовь, то позволь мне делать именно это.
  
#27 | Андрей Рыбак »» | 16.07.2011 23:00 | ответ на: #26 ( Георгий Петров ) »»
  
2
Надо в конструкцию Церкви Христовой встраиваться. Нет желания - не навязываю.
Жаль, что слышишь только себя. Будь здоров.
#28 | Георгий Петров Христианин »» | 16.07.2011 23:12 | ответ на: #27 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Ты думаешь, что Церковь - это конструкция?
Что Она имеет координаты в пространстве-времени?

И прошу тебя, РАДИ Бога, перестань диктовать, что мне надо.
Я слушаюсь ТОЛЬКО Христа:

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
(Матф.6:25-34).
#29 | Леонид Луценко »» | 25.01.2012 14:15 | ответ на: #12 ( Георгий Петров ) »»
  
0
> ПОНИМАНИЕ того, что ещё при жизни в теле можно обрести жизнь вечную во Христе.
Протестантское понимание, что одной веры достаточно для спасения."Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф.19,17).
#30 | Леонид Луценко »» | 25.01.2012 14:47 | ответ на: #28 ( Георгий Петров ) »»
  
0
> Церковь - это конструкция?
Церковь есть "дом Божий","столп и утверждение истины" (1Тим.3,15), "а Христос- как Сын в доме Его; дом же Его- мы"(Евр.3,6).
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites