Начала символьного богословия - 2

Господня земля и всё, что на ней, вселенная и все народы ее… Пс.23:1 (пер. С.С. Аверинцева)

Начала символьного богословия
или единый Источник Мiра и юный Шестоднев
(академический срез)

Продолжение. Начало см. здесь.

О Познавательной деятельности.

На Человека в Эдене был возложен труд познавания и называния, – это был сугубо бытийно-творческий процесс, преобразующий самые глубинные пласты Мiра и Человека (подробно о данном процессе мы будем говорить дальше). После Грехопадения, после Вавилонского смешения познавательная деятельность человека претерпела сущностную деградацию. В подвиге Богочеловека и через Его Церковь эта деятельность была восстановлена в своем генетическом ядре в состоянии первоначальной определенности.
Кратко обрисуем, что представляет собой на данный момент познавательная деятельность человека, в главных и общих ее моментах, – как модель мышления, так сказать, в первом его приближении.

Мы мыслим образами и понятиями, да и в практической предметной области деятельности мы также – мыслим. Зачастую, наше мышление может сводиться к простым операциям с образами, понятиями и предметами, к их сочетанию или перестановке.
Но само мышление не есть сочетание образов и понятий только: по крайней мере, оно еще и рождает их.

В этой связи, процесс мышление имеет четыре иерархических уровня, отчасти, и этапа – четыре формы:
1) движение по формам внешних предметов и формам разрозненных для мышления образов и понятий;
2) обобщение такого движения, его систематизация, проникновение в содержательную сферу внешних предметов и образов действий с ними и, соответственно, – образов и понятий, а затем – связывание всех выявленных содержательных моментов и обобщений в системное единство;
3) образование новых образов и понятий и новых действий с прежними или новыми образами и понятиями, а за ними – и создание новых предметов и новых образов действия с прежними или новыми предметами;
4) образование нового смысла, в котором, при его развертывании, образуется новое единое целое, посредством преобразования образов и понятий и присвоения им (всем образам и понятиям, предметам) соответствующих новых собственных мер (Наименование их).

(Здесь следует кратко уточнить, что понимается под "образами, понятиями и предметами":
– предметы – это все разнообразие внешних по отношению к телу человека всевозможных образований, то – что во вне его;
– образы и понятия – это то, что без самого человека (отдельного и, прежде всего, социальной организации людей) по существу своему жить не может, но и ему не принадлежит окончательно, это, для примера, – и исторические представления (логики истории, ее целей, механизмов и проч.), и то, что предстает, для первого взгляда, как незыблемая парадигма, будь то социального устройства, церковного устроения, научного восприятия и освоения окружающей реальности и проч. под.)

Наряду с характеристиками четырех форм, мышление имеет четыре взаимообусловленные атрибутивные содержания, в каждом из которых всегда и везде, так или иначе, взаимообусловлено присутствует каждое:
1) практическое (чувственное, "телесное") мышление – деятельность с предметами внешнего мира, отчасти формирующими мышление под себя;
2) логически-системное (ментальное) мышление – деятельность с образами и понятиями, также отчасти формирующими мышление под себя;
3) целостное мышление – связывание образов и понятий, предметов и деятельности с ними в одно целое;
4) источник мышления, с двояко-единой определенностью: обращение Молчаще-Говорящего и о-граничивающая деятельность Вопрошающе-Воспринимающего, – рождение новых смыслов, как источников новых целостностей.
(О Молчаще-Говорящем и Вопрошающе-Воспринимающем будем говорить дальше. Здесь же, для начала и для краткости можно сказать следующее: Молчаще-Говорящий – это Бог или Его Вестник, Вопрошающе-Воспринимающий – это Искра Бога в человеке, это – самая его глубина.)

Гармоничное резонансное сочетание всех четырех атрибутивных содержаний мышления и есть символьное мышление.

Таким образом, представленная модель мышления состоит из двух групп собственных, отчасти пересекающихся, характеристик мышления ("4" + "4"):

– первая группа отображает глубину мышления и, отчасти, как было сказано, этапы становления мышления:
1) здесь мышление формируется, играет ведомую роль,
2) здесь мышление активно, оно выполняет исследовательскую функцию, но в заранее заданных рамках,
3) это – сфера творческого мышления, но также в заранее заданных смысловых рамках, это – "техническое" (в широком смысле этого слова) творческое мышление,
4) здесь имеет место рождения принципиально нового смысла, кардинально выходящего за рамки прежде существующего, это – сфера духовного мышления;
(строго говоря, последовательность прохождения этапов не всегда совпадает с предложенной здесь их нумерацией)

– вторая группа отображает, так сказать, закольцованный (с параллельно-последовательным пробеганием с 4-го по 1-й и с 1-го по 4-й) скелет мышления, его необходимые и достаточные моменты:
1) предметное мышление во многом локально, но не возможно без общих, обобщающих моментов, обусловленных 2-м "позвонком",
2) это – место нелокальных (потенциально бесконечных), общих и понятийных становящихся характеристик и моментов осмысливаемой реальности, не возможных без их целостного сцепления,
3) здесь имеет место смысловое целое, как единое (как актуальная бесконечность), концентрированно присутствующее здесь-и-теперь, которое, однако, само собой "с луны не сваливается",
4) здесь имеет место двоякий источник-движитель всего мыслительного процесса (условимся – в первом приближении рассматриваемой модели), как "задание вопроса – получение ответа" (грубо: как питающая батарейка и как задающий генератор работы всей электрической схемы).

Данная модель мышления, своими общими характеристиками, охватывает все виды и сферы мышления, какие мы на данный момент знаем (религиозный, философский, естественнонаучный и проч.): это позволяет нам рассматривать их в едином ключе, как моменты целостного мышления.

Смысл, представленный как Символ – Смысл-Символ, перво-наперво, образует саму возможность или область, место деятельности человека. А затем образует, в определенных рамках, и организует данную деятельность в самом себе, как, в первую очередь, бытийный ее детерминант.

Комментарии (29)

Всего: 29 комментариев
     
-1
Форма изложения тяжеловестна. Поскольку - и предмет, в целом, непростой, и набросок это.
Надеюсь, в дальнейшем изложение улучшится.
  
#2 | Слава Русин »» | 23.10.2015 17:13
  
3
ваше мнение:
почему "возвращение к Отцу" (Символ Звездица) не отражено в "Символе Веры"?
разве не проще было таким путём утвердить догмат?
  
#3 | Илья Тырданов 333+3 »» | 23.10.2015 18:28 | ответ на: #2 ( Слава Русин ) »»
  
-13
Потому что тогда общество было традиционным и люди мыслили целостными монархическо-самодержавными категориями. Такой ереси не могло возникнуть, т.к. подобные измышления являются признаком отсутствия ума. Сейчас подобные измышлизмы вполне допустимы, потому что мир ходит на голове уже сто лет. Ересь может быть какой угодно, кроме "бога-творца, который по своей природе постоянно распадается". Это же бред, интеллектуальная несостоятельность.
Да и в Символе Сын возвращается к Отцу, правда вместе с Творением. Поэтому по человечеству -- одесную. А по божественной природе -- в недро Отчее.
  
#4 | Сергей Попов »» | 23.10.2015 18:35 | ответ на: #1 ( Костюченко Сергей ) »»
  
-1
Вы все правильно излагаете, но не каждому будет понятен слог заумный такой.
Сергей я бы Вам, посоветовал если примите совет мой, говорить простыми, доступными простому человеческому пониманию словами, просто и откровенно.
С Богом
  
#5 | Сергей Попов »» | 23.10.2015 18:48 | ответ на: #2 ( Слава Русин ) »»
  
-1
Звездица (Звезда) - все возможные стороны света Земли, показана на одиянии Святых, и на Марии так же!
Следовательно присутствует и в Символе Веры! - Бог Един, Все Дети Его, Все Братья, Мир для Всех в Боге Едином
С Богом
  
#6 | Сергей Попов »» | 23.10.2015 18:51 | ответ на: #3 ( Илья Тырданов ) »»
  
-3
очень просто и доступно
Бог в помощь
С Богом.
  
#7 | Костюченко Сергей »» | 23.10.2015 21:05 | ответ на: #2 ( Слава Русин ) »»
  
-4
Слав, я планирую обстоятельно ответить, в том числе и на этот вопрос, в следующей части, Первосимвол.
Немного терпения.
  
#8 | Костюченко Сергей »» | 23.10.2015 21:23 | ответ на: #4 ( Сергей Попов ) »»
  
-3
Я пытаюсь втиснуть бесконечные смыслы, какие вижу, какие живут во мне, в наиболее адекватные и краткие слова (~ формулы), - это трудная работа.
Стремлюсь прислушиваться ко всем нюансикам... это, вероятно, можно сравнить с тонкостью различения помыслов в аскетическом делании, где-то близко к уровню прилогов, может быть...
Но сразу взобраться на вершину (на доступное, простое и, главное, правильное и адекватное изложение) не представляется возможным: нужны промежуточные площадки.
Вот одна из них тут и представлена. А предела совершенствования, как известно, нет. Вместе с тем, это - все же академический срез Богословия.
Будем дерзать.
Планируемые следующие части должны быть более наглядными, а сквозь них и эта абстрактная часть, надеюсь, лучше поймется.
Спасибо.
     
-3
Сергей, прошу прощения, выскажу свое мнение.
У меня есть такая же проблема, если я, к примеру, создавала какой-то отчет, добавляла разные формулы столбики и прочее, пыталась довести расчеты в отчете до максимально возможного автоматизма, то мой отчет становился непонятен простым пользователям (не знающим тонкостей). Но пользоваться отчетом приходилось многим людям, и поэтому я писала инструкции с детальными описаниями и картинками. В процессе написания инструкции, я сама находила недочеты, или даже более лаконичное решение проблемы. Т.е. я хочу сказать, что может вам попробовать иллюстрировать ваш труд картинками, пусть изначально схематичными, как это делает Илья. Вот, например, посмотрев ролик Ильи "догмат о Пресвятой Троице на пальцах". Мне было понятен смысл, но после этого сразу же возникло множество вопросов (терминология, детализация и прочее), я нашла в темах Ильи его текстовое описание догмата, со всеми схемами. Я прошлась по этим схемам от начала и до конца, что-то записала, и картинка сложилась. Потом читала Иоанна Дамаскина "Точное изложение Православной веры", для меня язык оказался сложным, НО я поняла его смысл благодаря ролику и тексту Ильи. Иоанн Дамаскин в своей книге очень подробно описывает догмат о Пресвятой Троице, описание ведется в разных главах, порой между этими главами вставлены другие темы. Не подготовленный человек с первого раза не в силах из этой книги простыми словами рассказать смысл догмата. И я хочу сказать огромное спасибо Илье за его труд, за изложение этого догмата действительно на пальцах!
Мне кажется, что если и вы попробуете разложить тему на схемы, или описать ее для детей, то 100% дело сдвинется в хорошем направлении!!!
Простите, если что не так сказала.
     
-3
Спасибо, Александра.
Все, что Вы пишите, - это правильно, это как раз то, что и будет темой последующих частей. А это - необходимая вводная, по крайней мере - на данный момент.
Соответствующие главы и страницы "Точного изложения" я в начале 90-х с карандашом за несколько лет зачитал до дыр.
Следующим этапом было изложение резюме усвоенного на полстраницы.
Ну, а далее - начался творческий диалог с этим образом и Тем и чем, Кто и что за ним стоит...
     
-3
Дай Бог вам чистого и прямого пути!
     
-3

Приятно читать ваши комметы.
  
#13 | Слава Русин »» | 25.10.2015 20:23 | ответ на: #3 ( Илья Тырданов ) »»
  
1
- не ответ
в действительности Символ Веры составлялся по мере борьбы с ересями - ваше утверждение, что такой не возникло --- нелепо, ибо ныне на основании этого вы выводите что вся Церковь находится в вами противопоставляемой ереси
- мало того - этим также вы пытаетесь обвинить Бога - что если он Всеведущий --- почему непредвидел - или что не менее глупо --- ограничить временем
- и что печально о самом важном догмате Церкви
а это весьма ... заявление
- ибо или вся Церковь ошибочна - или только вы:
"который по своей природе постоянно распадается"
- это только пока ваша теория - и не более, всё на чём построено ваше как уже выразились ваши защитницы-мироносицы в постах "Новое Учение Иисуса Христа" (для чего постоянно замусоривая ненужными отвлечёнными постами (хотя можно и создать отдельно тему - поговорить) от выставляемых тем, чтобы не возникло никакого диалога, или обсуждения конкретно выставляемых вами тезисов, оставляя всё на обещания в будущем - всё открыть --- правда открытия совсем не касаются вопросов, так и теряясь во времени)
- и кстати вы этими философствованиями, пищей для ума падшего, весьма немало погрешаете
ибо основываясь на ложном тезисе "Бог есть движение" вошли в полное противоречие не то что с Творцом, но и даже с обычными логическими философствованиями ваши предшественников
- именно отчего вас никто не воспринимает всерьёз
в вашей же теории "движения" Лиц Троицы не то чтобы изъян - а полное противоположное к тому же от падшей ограниченной твари пытающейся сопоставить тварное с Непостижимым --- да, даже в никаких символах
..............
Бог Есть Абсолютный Покой и Абсолютная Тишина
ибо любое движение - неважно какого свойства --- уже автоматически подразумевает ограничение - что несвойственно вобще ни одному из Лиц Пресвятой Троицы
"Перводвижущее есть недвижимое, каков и есть Бог. Если бы же Он был движим, то как не был бы ограничен местом? Поэтому один только Бог недвижим и своею неподвижностью движет все... Ибо Он не есть что-либо из числа вещей существующих, не потому, чтобы вовсе не существовал, но потому, что превыше всего существующего, превыше даже самого бытия. Ибо если познание имеет предметом своим вещи существующие, то уже то, что выше познания, конечно, выше и бытия, и снова: то, что превышает бытие, то выше и познания..." (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры)
"...из совершенных ипостасей не может произойти сложение... ибо сложение - начало раздора... три ипостаси находятся одна в другой взаимно... ибо Они соединяются, как мы говорили, не сливаясь, но совокупно друг с другом пребывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один вне другого или не разделяются в сущности... Божество нераздельно в разделенном, подобно тому, как в трех солнцах тесно друг к другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, одно и смешение света, и слияние... " (Иоанн Дамаскин. О Святой Троице)
     
-1
Несколько доработанный текст двух частей опубликован здесь.
  
#15 | Слава Русин »» | 26.10.2015 01:24 | ответ на: #14 ( Костюченко Сергей ) »»
  
1
благодарю
- и то что ранее писали, сразу прочёл (нечего ответить - тем более на "ответ")
- слишком напутано - да и не очень соответствует "Святоотеческому Преданию"
- нет никакого желания вобще вступать в дискусии на уровне философии - давно ушёл от этого безобразия
- да лучше отказаться от публикаций на том сайте - чем избежать полемик и противостояний (хотя хоть кто-то должен писать - а то останутся там одни противники)
- ибо "от спора раждается раздражение, гнев и вражда"
- намного труднее научиться выражаться народной речью, доступной смысловой нагрузке восприятию (Христос не философствовал)
- всё-равно каждый будет пытаться отстаивать свою точку представления
- до конца потом вместо ответов на вполне понятные вопросы "пошлёт подальше" - особенно если не хватит ума ответить или надоест хитростью или молчанием увиливать от ответов, как сделал ваш подзащитный (нисколько даже не утруждая себя тем что даже в любой книге первая страница всегда актуальна не мене 95 - и никогда не может быть "уехавшей" в прошлое пока эта книга раскрыта - ибо в уме держится одновременно всё её содержимое)
- да - вот такие мы обскуранты --- ничего не поделать - традиционные
- и к тому же очень больно реагируем даже на малейшую ложь - а всё что хоть чуть-чуть противоречит Св. Писанию и Преданию - уже ложь, даже если и завуалированная
- видимо и правда - хватит этой отравленной пищи ума
Мир Вам!
  
#16 | Костюченко Сергей »» | 26.10.2015 09:48 | ответ на: #15 ( Слава Русин ) »»
  
-1
Спасибо, Слав.
Обрисованные проблемы мне известны.
Но мне также известно, что, как правило, "Святооеческое Предание и Писание" примеривается как свой личный кафтан. И, собственно, получается, что мы его не знаем, каково оно есть на самом деле, но зато кричим в громкоговоритель: не соответствует! Да трясем за грудки тех, кто позволил себе (!) чуть расшить наш кафтан.
Но это не страшно: не возможное человекам, возможно Богу.

PS А у истоков Академии Тринитаризма стоял и я. Главред же этого электронного издательства - мой институтский друг, с которым мы работаем вместе и по сей час.
  
#17 | Илья Тырданов 333+3 »» | 26.10.2015 14:48 | ответ на: #13 ( Слава Русин ) »»
  
-13
Коли не дано, так надо учиться у тех, кто понимает, ума у Бога просить, а не распространять свое невежество на бедную вселенную. Бог не только абсолютная тишина, но и абсолютное движение. И движется Он в Самом Себе. Почитай у свт. Григория Богослова о вечном движении любви. Если в Боге нет движения, то и Сын не может родиться, и Святой Дух не изойдет.
Все эти вещи -- перед носом, а ты их в упор не видишь. Потому что не знаешь Бога, нет Его у тебя в сердце. Для тебя Пресвятая Троица -- это просто статья в энциклопедии. Вот что бывает, когда думаешь не своей головой через Духа Свята, а посредством компиляции чужих цитат, букв мертвящих. Вот и получает вместо Бога Живаго, каменная глыба, застывшая в вечности... )))
  
#18 | Илья Тырданов 333+3 »» | 26.10.2015 14:54
  
-13
Ощущение дежавю. Все эти лукавые выкрутасы, когда одна догматическая формулировка противопоставляется другой, мы проходили еще зимой...
  
#19 | Костюченко Сергей »» | 26.10.2015 15:14 | ответ на: #18 ( Илья Тырданов ) »»
  
-1
Прости, ты это кому и о чем?
  
#20 | Илья Тырданов 333+3 »» | 26.10.2015 15:17 | ответ на: #19 ( Костюченко Сергей ) »»
  
-13
Слава пустился во все тяжкие. Новый член "Клуба ненавистников Тырданова" ))
Я о его противопоставлении покоя и движения в Троице. Перетерли об этом уже 200 раз.
  
#21 | Костюченко Сергей »» | 26.10.2015 15:34 | ответ на: #20 ( Илья Тырданов ) »»
  
-1
Ты забудь про "Тырданова", - сразу легко будет.
А о "покое и движении", - мне представляется, здесь очень тонкий момент, и не один, и их надо скрупулезно прописать. А главным "виновником" тут является наше понимание роли Святого Духа в Троице: как бы ответ в традиции почти есть, его нужно просто поставить в нужное место и в нужный момент.
Тогда абсолютный внутренний цикл Пресвятой Троицы станет очевидным.
  
#22 | Илья Тырданов 333+3 »» | 26.10.2015 15:43 | ответ на: #21 ( Костюченко Сергей ) »»
  
-13
Не помнишь, какая у меня фамилия, что-то совсем память отшибло? Зато, так легко!... :о)
  
#23 | Костюченко Сергей »» | 26.10.2015 15:50 | ответ на: #22 ( Илья Тырданов ) »»
  
-1
Я и про "Костюченко" иногда пытаюсь забыть: надеюсь в Гросбухе другая песня с другими словами.
     
-3
Захотелось поделиться мыслью:
Работая над темой Первосимвола/Первосмысла, подробно вернулся еще раз к Тетраграмматону. Попалась целая книга, и именно с таким названием. В интересующих меня моментах мысли схожи: это может служить подтверждением правильности, когда независимо приходят к одному и тому же выводу.
Но хочется сказать об ином: автор упомянутой книги пишет, что Тетраграмматон (священное Имя Бога, как бы - Его личное Имя: Иегова или Адонай) упоминается в Библии порядка 7 000 раз, больше любого другого имени. Хотя более поздняя иудейская традиция ввела в правило запретить произносить это имя практически вообще, только первосвященнику позволялось раз в год во время каждения в Святая Святых.. И автор данной книги приводит мнения многих исследователей и сам к нему склоняется, что этот запрет возник из-за склонности евреев к язычеству, от которого их все время пытался отгородить Бог Господь (Элоким Гашем).
Ну так вот, пришла мне на ум аналогия и из нашего любимого православия: именно в этом (зараженности язычеством) главная причина введения, так называемых, тайных молитв Евхаристического канона. Как же искажается восприятие происходящего в Евхаристии из-за этих "тайн"!!!
#26 | Леонид »» | 09.01.2016 23:22 | ответ на: #1 ( Костюченко Сергей ) »»
  
0
Сергей, существует догматическое богословие, а ,,символьное "не существует и никогда не существовало!
Вопрос: Какую словесную форму принимают догматы, выявленные и утвержденные отцами Церкви на Вселенских Соборах?

Ответ: Форму утверждения. Догмат в Церкви означает закон, утверждение и повеление. Предположение, допущение, образ, метафора, сравнение, символ не могут служить языковыми средствами для выражения догматов. Образ не может выражать догмат: из этого аморфного материала не выковывается сталь догмата, так как образ обобщает, а догмат открывает; догмат обращен не к воображению человека и не его эмоциональным переживаниям, а тому духовному гносису, где земные образы перестают выражать реалии духовного мира.

Символ также не может стать догматом, так как символ еще более многогранен, чем образ, и заключает в себе разнообразный, часто противоречивый семантический смысл, даже широкий, чем образ, и способен легче подвергнуться различным интерпретациям. Поэтому догматы даны в форме четких тезисов, заключающих в себе идеи. Эти идеи лежат за пределами сенсорных чувств и не доступны логическому анализу и исследованию. Они не подлежат дедукции или индукции; их воспринимает человек непосредственно через веру, как бы включаясь в новое бытие.- архимандрит Рафаил (Карелин)
  
#27 | Костюченко Сергей »» | 10.01.2016 13:38 | ответ на: #26 ( Леонид ) »»
  
0
Совет: прежде, чем куда-то встревать, надо провести, по-возможности, максимальную самостоятельную работу по освоению материала.

У архимандрита Рафаила неправильное понимание Символа.
#28 | Леонид »» | 10.01.2016 17:08 | ответ на: #27 ( Костюченко Сергей ) »»
  
0
У архимандрита Рафаила Карелина в его книге ,,Церковь и мир на пороге Апокалипсиса "есть целая глава -,,Символ и христианская символика".Ни у одного современного богослова более подробно о Символе Вы не прочтете!
  
#29 | Костюченко Сергей »» | 11.01.2016 10:59 | ответ на: #28 ( Леонид ) »»
  
0
Даже и не помню, когда позволял себе высказываться, все тщательно не проверив.
Вот с архим. Рафаилом позволил ... и не скажу, что промахнулся, но выразился, можно сказать, превратно.
Он говорит все правильно. Но, однако, принадлежа своему времени и его менталитету (как, впрочем, и все мы): чего только стоит его выражение "особое духовно-энергетическое поле".
Его учение/поучение о Символе неполное и незавершенное, с т.зр адекватного его понимания имеет ущерб. Поэтому у него нет и четкой законченной формулировки/определения Символ, - все в распределенном виде, не имеющем полноты, которая все преображает новым качеством.
Природа Символа содержится в Символе Пресвятой Троицы, в правильном понимании догмата о Ней.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU