Иисус Христос Пантократор

VI-VII века. 84X45,5 см

Реставрация 1962 года выявила первоначальный облик древней иконы, которая сохранилась практически полностью за исключением небольшой утраты в правой от нас части нимба. Поздневизан-тийские записи закрывали наиболее необычную деталь ранней иконографии – древний фон с пространственной нишей и золотыми звездами, Была введена и отсутствовавшая первоначально надпись «Иисус Христос Человеколюбец», отразившая позднесредневековое восприятие этого образа Христа, в котором видели милосердие и надежду на спасение.

Предполагают, что источником избранного типа Христа, показанного красивым и величественным мужчиной в пору расцвета, с недлинной окладистой бородой и ниспадающими на плечи волосами, мог послужить облик Зевса Олимпийского, широко известный во всем греко-римском мире по многократно копировавшейся скульптуре работы Фидия. Известность, редкое сходство, свидетельства современников не позволяют усомниться в том, что обращение было сознательным и, по-видимому, образ Христа Пантократора («Вседержителя») должен был вытеснить в представлениях недавних язычников облик царя богов. При этом не исключено, что «аутентичность» изображения могла находить подтверждение в образах древнейших нерукотворных икон, которые, по мнению византийцев, были созданы не волей человека, но промыслом Божьим и соответственно обладали особой подлинностью. В 574 году такой нерукотворный образ Христа из Камулианы был торжественно перенесен в Константинополь, где стал палладиумом империи. В конце VII века образ Христа, восходящий к одной из таких чудотворных икон, впервые появился на золотых монетах Юстиниана П. Примечательно, что этот главный образ империи, приобретший статус государственного символа, принадлежал к тому же иконографическому типу, что и Христос Пантократор на синайской иконе.

В образе Христа иконографически подчеркнуты идеи царства и священства. Он показан в темно-сиреневых (пурпурных) хитоне и гиматии, цвет которых в Византии однозначно ассоциировался с императорской властью. Полуфигура Христа явлена на фоне неба с золотыми звездами – прозрачный символ вечности и космоса. В нижней части фона показана богато украшенная архитектурная ниша с окнами. На наш взгляд, это необычное сооружение, напоминающее одновременно дворец, портал и церковную апсиду, создавало образ Горнего Иерусалима – небесного царства, в котором правит изображенный Христос Пантократор. В левой руке он держит огромную книгу в драгоценном окладе, украшенном изображением большого креста. Книга воплощает образ Учения, Священного Писания, «Слова Божьего», и через крест напоминает об Искупительной жертве. Кроме того, она представляет не просто кодекс, но богослужебное евангелие, вносимое в храм на Малом входе, и устанавливаемое на алтаре. Знаменательно, что уже ранневизантийские авторы истолковывали это носимое в процессии евангелие как образ Христа, являющегося в мир в величии небесной славы.

Христос с богослужебным евангелием, прижатым лицевой стороной к груди, ассоциировался с первосвященником – архиереем, благословляющим верующих во время службы. Выразителен и жест двуперстного благословения. В эпоху, когда существовали самые разные формы и встречались изображения благословения даже одним указательным перстом, жест синайского Пантократора воспринимается как обретенная на века формула, обладающая глубоким догматическим содержанием. Как мы знаем из средневековых толкований, три соединенных пальца символизировали Св. Троицу, два поднятых и переплетенных пальца, расположенных один под другим, говорили о мистическом соединении во Христе божественной и человеческой природ. Жесты рук Христа воплощали важнейшие идеи учения о

Богочеловеке, воплотившемся на земле Втором лице Святой Троицы. Сложнейшая задача создания образа, одновременно земного и небесного, решена в синайской иконе при помощи целого ряда художественных приемов. Один из них – сочетание разнонаправленных движений, так называемый контрапост, хорошо разработанный в древнегреческой скульптуре: тело немного повернуто в одну сторону, а голова – в другую. Возникает внутренняя динамика, снимающая впечатление иератичной застылости фронтальной позы и придающая всей пластике фигуры активность и жизненную убедительность.

Другим приемом является сознательно асимметричная трактовка лика Христа, который состоит из двух разнохарактерных половинок. Левая – спокойная, строгая, отрешенная, с естественным абрисом широко раскрытого глаза и ровной дугой бровей. Картина совершенно меняется в правой части лица – бровь приподнята и драматически изогнута, ей вторит гораздо более экспрессивный рисунок глаза, как бы напряженно вглядывающегося. Иконописец стремится создать образ Богочеловека, в котором единовременно и непротиворечиво уживались бы мысли о всемогущем космократоре, строгом судне и человеколюбивом, сострадающем Спасителе. Интересно, что такая асимметричная трактовка лика станет отличительной особенностью изображений Пантократора в куполах византийских храмов.

http://www.adama-art.com/ru/mediabiblio/31

Комментарии (12)

Всего: 12 комментариев
#1 | Георгий О. »» | 13.07.2011 20:42
  
2
Эта икона точно повторяет абрис плащаницы, непросто написана, великолепно сохранилась. Возможно списана с подлинно нерукотворного образца, своего рода изобразительная Евангелия.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 13.07.2011 23:07 | ответ на: #1 ( Георгий О. ) »»
  
1
Спасибо, буду знать.
#3 | Ольга Д.Д. »» | 17.07.2011 17:16
  
1
Это моя любимая икона. При лампаде я вижу как Христос иногда улыбается или скорбит или серьезен. И не только я это вижу. Икону приобрела на Святой земле.
#4 | Ольга Д.Д. »» | 17.07.2011 17:19
  
2
Евангелие закрыто только на этой иконе. Если есть батюшки, пусть объяснят. Я слышала, но боюсь точно не озвучу.
  
#5 | Лена »» | 18.07.2011 12:56
  
3
Я не батюшка но попробую помочь. Закрытое Евангелие означает,что даже подходя вплотную к вратам Веры, мы только приближаемся к той тайне,которая откроется во всей полноте в последний день Страшного Суда,когда "все тайное станет явным", и с Книги Жизни будут сняты печати и Слово будет судить мир. С уважением м. Елена.
#6 | Георгий О. »» | 18.07.2011 16:58 | ответ на: #4 ( Ольга Д.Д. ) »»
  
1
В иконописи это известный прием, - обратите внимание, - Христос-Пантократор - икона VI века. Того же периода Христос и св. Мина, епископ Авраам и другие.Часто закрыто Евангелие в руках святых.
Новый Завет даю вам...
#7 | Ольга Д.Д. »» | 21.07.2011 19:28
  
0
Благодарю вас, Лена и Георгий
#8 | Мария »» | 19.02.2012 23:57 | ответ на: #4 ( Ольга Д.Д. ) »»
  
2
Мне кажется, что в 6-м веке вера христиан была настолько целостной, что достаточно было показать в руках Христа Книгу Евангелие - и смотрящему все становилось ясным: вот Он - Путь, и Истина, и Жизнь. Это уже гораздо позже стали делать акцент на конкретном месте Писания - и именно на нем бывает Евангелие раскрыто: кто умеет читать по-церковнославянски, может это легко проследить по соответствующим иконописным изображениям разного времени.
#9 | Панов Владимир »» | 06.01.2014 16:10
  
1
Я учусь в иконописной школе, и могу ответить точно:
закрытое Евангелие имеет эсхатологический смысл, т. е. это говорит о предстоящем Страшном Суде, и когда распечатаются печати на Книге, то будут открыты истина и ложь в каждом человеке;
свиток, или открытое Евангелие говорят нам о Слове Божием, или ещё можно сказать - о Христе, т. к. Иисус Христос есть и будет Слово боговоплощенное.
#10 | Валентин »» | 28.06.2014 13:48
  
0
Как может быть. что Христос изображен с Евангелием о себе?
#11 | елена »» | 02.09.2014 23:33
  
-2
Есть гипотеза, что у Христа были близнецы и все апостолы - его братья...Симон - первый из близнецов, второй Фома Дидим. Может это они и изображены на этой иконе.

Здесь два разных человека:

http://www.gazeta.lv/photos/6/jesus_christ_007%282%29.jpg

http://www.gazeta.lv/photos/6/jesus_christ_008%281%29.jpg
#12 | Ирина »» | 07.01.2015 13:56
  
-1
А что за икона где левая рука Спасителя на голубом шаре ? Расскажите пожалуйста , если кто то знает .
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites