Пять разделений, пять сфер бытия

Христианское учение о человеке


1. Пять разделений, пять сфер бытия

Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог - не только Творец и Промыслитель: конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием [1]. Божественное откровение о "начале, середине и конце" существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.

Прп. Максим Исповедник, основываясь на некоем древнем трактате, говорит о том, что весь сотворенный мир основан на пяти разделениях и состоит из пяти "концентрических сфер бытия". Первым разделением весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари: "Он - Бог, а она - не Бог, Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством" [2].

Эти слова сказаны прп. Макарием о человеческой душе, однако без ограничения их можно распространить на все сотворенное Богом. Разница между Богом и тварным миром столь категорична, что нет родового понятия, выражающего одновременно и бытие божественное и бытие тварное, так что если под словом "сущность" или "бытие" понимать сущность и бытие Бога, тогда это слово, строго говоря, неприложимо к твари, и наоборот: "Если Бог - природа, то все остальное - не природа: если же то, что не Бог, является природой, то Бог - не природа. И даже Он не есть, если другие существа суть" [3].

Тварная природа делится на мир невидимый, "умопостигаемый", и мир материальный, "чувственный" - т.е. постигаемый посредством внешних чувств (υοητά κάι αισθετά) - это второе разделение. В контексте этого разделения Символ веры говорит о Боге как Творце "видимого и невидимого" и фактически утверждает наличие в сотворенном мире двух видов субстанций: вещественных и невещественных. Вещественные сложны (т.е. состоят из элементов), не имеют сознания, разума и свободы. Они образуют "видимый", т.е. вещественный, материальный, мир. Естества же невещественные - просты, одарены сознанием, разумом и свободой, это - ангелы [4]. Они образуют мир невидимый, открывающийся лишь одному уму без посредства телесных чувств. Различение двух этих видов творений основано во многом на понятии простоты. Совершенная простота предполагает: отсутствие элементарного состава, т.е. каких бы то ни было частей, на которые можно разделить простую сущность; невозможность даже мысленного деления (как, например, деление геометрической фигуры); отсутствие пространственной протяженности, объема и формы (поскольку любую протяженную вещь можно, хотя бы мысленно, разделить); независимость от условий пространства; отсутствие в простой сущности противоположных сторон, тенденций и т.п., так как это тоже вносит сложность; отсутствие, вследствие этого, каких-либо перемен и изменений, т.е. независимость от условий времени. Иначе говоря, простота - это совершенная внутренняя целостность и единство. Следует, однако, помнить, что невидимый мир не является абсолютно простым, а лишь занимает промежуточное положение между совершенной Божественной простотой и сложностью вещественного творения.

Третьим разделением видимый мир поделен на небо и землю (όυρανόξ κάι γή). Сила земного притяжения сковывает, ограничивает человека и всю земную тварь. Все на земле было "добро зело", но Господь выделяет еще на земле рай - блаженное жилище человека, прекрасный сад. Это - четвертое разделение (παράδεισοζ κάι οικουμένη). Человек был поставлен возделывать и хранить рай, он был также владыкой всех существ, находящихся на земле. Но в его естестве было, наконец, последнее - пятое - разделение: разделение на мужеский и женский пол. Последние разделение заслуживает особого внимания. Человек сотворен по образу Бога, но разделение на два пола - "не по образу". Это со всей определенностью подчеркивает свт. Григорий Нисский в своем трактате "Об устроении человека". Мужское и женское "разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужеский пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием... Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и животной. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного - словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного - телесное устроение и расположение, расчлененное на женское и мужское" [5].

Это различие не носит "тотального" характера и не проявляется на всех уровнях человеческой жизни. "Словесное и разумевательное", т.е. дух и мыслительная сила души, в одинаковой степени присущи всем людям, независимо от пола [6]. Надо полагать, что особенности проявляются в эмоционально-волевой сфере, но святитель подчеркивает в данном случае только анатомические различия - "телесное устроение и расположение". И все же Адам и Ева были совсем разными. Адам, сотворенный первым, нуждался в помощнике (Быт. 2, 18), но Господь не творит второго Адама, а приводит в бытие женщину, которая хоть и единосущна Адаму ("из его ребра"), но все же - иное существо.

Д.В. Новиков

http://www.pagez.ru/olb/093_1.php#01

Комментарии (127)

Всего: 127 комментариев
#121 | Георгий Петров Христианин »» | 13.07.2011 00:12 | ответ на: #120 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
Богу мы нужны как объект Любви, ибо, будучи нереализованной во вне, Любовь становится эгоизмом.
Бывшая до этого лишь объектом самосознания Бога, Словом Божиим, Истина = Бог есть Любовь, явлена нам Воплощением, Крестом и Воскресением, дана нам Заповедью Новой.
Истина - ОДНА.
Других не будет.
Вера наша, христианская, и есть вера в Истину.
И насколько эта Истина = Слово Божие будет ЖИТЬ в нас, настолько мы и христиане.

Так что спасаются не музыканты и сербы, а христиане.
  
#122 | Андрей Рыбак »» | 13.07.2011 15:14 | ответ на: #121 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Вот текст, тоже не примешь?

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_1305/
#123 | Леонид Луценко »» | 25.01.2012 13:13 | ответ на: #17 ( Георгий Петров ) »»
  
0
["кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".]Условие необходимое, но недостаточное. "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф.19,17).
#124 | Леонид Луценко »» | 25.01.2012 13:56 | ответ на: #52 ( Георгий Петров ) »»
  
0
> Бог МОЖЕТ иметь ЛЮБОЕ тело (плоть), но НЕ привязан к нему.
Это высказывание не согласуется с Воскресением Христовым. Зачем Иисусу Христу было воскресать Телом, если Он не привязан к Нему. ("Тело Христово примите, Источника бессмертнаго вкусите!")
#125 | Георгий Петров Христианин »» | 25.01.2012 14:23 | ответ на: #124 ( Леонид Луценко ) »»
  
0
Бог может? или НЕ может иметь ЛЮБОЕ тело?
Бог "привязан" ко плоти?
#126 | Леонид Луценко »» | 25.01.2012 15:09 | ответ на: #125 ( Георгий Петров ) »»
  
0
> Бог может? или НЕ может иметь ЛЮБОЕ тело?
Вопрос не в том. Иисус Христос воскрес в Своем теле, об этом сказано в Евангелии. Для чего?
#127 | Георгий Петров Христианин »» | 25.01.2012 15:15 | ответ на: #126 ( Леонид Луценко ) »»
  
0
Воскрес в теле ПРЕОБРАЖЁННОМ, а не в "своём", чтобы НАМ показать, какие тела у нас будут по Воскресении ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites