Пять разделений, пять сфер бытия

Христианское учение о человеке


1. Пять разделений, пять сфер бытия

Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог - не только Творец и Промыслитель: конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием [1]. Божественное откровение о "начале, середине и конце" существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.

Прп. Максим Исповедник, основываясь на некоем древнем трактате, говорит о том, что весь сотворенный мир основан на пяти разделениях и состоит из пяти "концентрических сфер бытия". Первым разделением весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари: "Он - Бог, а она - не Бог, Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством" [2].

Эти слова сказаны прп. Макарием о человеческой душе, однако без ограничения их можно распространить на все сотворенное Богом. Разница между Богом и тварным миром столь категорична, что нет родового понятия, выражающего одновременно и бытие божественное и бытие тварное, так что если под словом "сущность" или "бытие" понимать сущность и бытие Бога, тогда это слово, строго говоря, неприложимо к твари, и наоборот: "Если Бог - природа, то все остальное - не природа: если же то, что не Бог, является природой, то Бог - не природа. И даже Он не есть, если другие существа суть" [3].

Тварная природа делится на мир невидимый, "умопостигаемый", и мир материальный, "чувственный" - т.е. постигаемый посредством внешних чувств (υοητά κάι αισθετά) - это второе разделение. В контексте этого разделения Символ веры говорит о Боге как Творце "видимого и невидимого" и фактически утверждает наличие в сотворенном мире двух видов субстанций: вещественных и невещественных. Вещественные сложны (т.е. состоят из элементов), не имеют сознания, разума и свободы. Они образуют "видимый", т.е. вещественный, материальный, мир. Естества же невещественные - просты, одарены сознанием, разумом и свободой, это - ангелы [4]. Они образуют мир невидимый, открывающийся лишь одному уму без посредства телесных чувств. Различение двух этих видов творений основано во многом на понятии простоты. Совершенная простота предполагает: отсутствие элементарного состава, т.е. каких бы то ни было частей, на которые можно разделить простую сущность; невозможность даже мысленного деления (как, например, деление геометрической фигуры); отсутствие пространственной протяженности, объема и формы (поскольку любую протяженную вещь можно, хотя бы мысленно, разделить); независимость от условий пространства; отсутствие в простой сущности противоположных сторон, тенденций и т.п., так как это тоже вносит сложность; отсутствие, вследствие этого, каких-либо перемен и изменений, т.е. независимость от условий времени. Иначе говоря, простота - это совершенная внутренняя целостность и единство. Следует, однако, помнить, что невидимый мир не является абсолютно простым, а лишь занимает промежуточное положение между совершенной Божественной простотой и сложностью вещественного творения.

Третьим разделением видимый мир поделен на небо и землю (όυρανόξ κάι γή). Сила земного притяжения сковывает, ограничивает человека и всю земную тварь. Все на земле было "добро зело", но Господь выделяет еще на земле рай - блаженное жилище человека, прекрасный сад. Это - четвертое разделение (παράδεισοζ κάι οικουμένη). Человек был поставлен возделывать и хранить рай, он был также владыкой всех существ, находящихся на земле. Но в его естестве было, наконец, последнее - пятое - разделение: разделение на мужеский и женский пол. Последние разделение заслуживает особого внимания. Человек сотворен по образу Бога, но разделение на два пола - "не по образу". Это со всей определенностью подчеркивает свт. Григорий Нисский в своем трактате "Об устроении человека". Мужское и женское "разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужеский пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием... Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и животной. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного - словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного - телесное устроение и расположение, расчлененное на женское и мужское" [5].

Это различие не носит "тотального" характера и не проявляется на всех уровнях человеческой жизни. "Словесное и разумевательное", т.е. дух и мыслительная сила души, в одинаковой степени присущи всем людям, независимо от пола [6]. Надо полагать, что особенности проявляются в эмоционально-волевой сфере, но святитель подчеркивает в данном случае только анатомические различия - "телесное устроение и расположение". И все же Адам и Ева были совсем разными. Адам, сотворенный первым, нуждался в помощнике (Быт. 2, 18), но Господь не творит второго Адама, а приводит в бытие женщину, которая хоть и единосущна Адаму ("из его ребра"), но все же - иное существо.

Д.В. Новиков

http://www.pagez.ru/olb/093_1.php#01

Комментарии (127)

Всего: 127 комментариев
#91 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 22:52 | ответ на: #90 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Я "смотрю" на Бога - Христа Иисуса.
Других Источников Истины я просто не знаю.
  
#92 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 22:54 | ответ на: #91 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Не смотришь ты на Христа, ты смотришь в сторону. Он Воскрес из мертвых. Впрочем, как знаешь.
#93 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:10 | ответ на: #92 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Он НЕ умирал ... кто в ад-то сходил, не помнишь?
Плоть умерла, но Бог и НЕ есть плоть.
  
#94 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:20 | ответ на: #93 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Возникал вопрос: если греческая философия не может дать нам видения Бога, то что же может дать его? Палама ссылался на опыт исихастов, опыт постоянной молитвы, ведущий монахов к созерцанию божественного света, - опыт Церкви во Христе и во Святом Духе, конечно, недоступный естественному падшему разуму. В интерпретации Варлаама монахи были попросту невеждами, предававшимися бессмысленному созерцанию собственных пупов, которое они выдавали за опыт бо-гообщения. Ничего большего Варлаам в них не увидел. Выступая на стороне афонских монахов, Палама защищал не просто один из способов молитвы, но целое мировоззрение. Для него защита исихастов была в то же время утверждением возможности богопознания, возможности еще в этой жизни видеть нерукотворный свет Преображения, о котором писал преподобный Симеон Новый Богослов.

Начиналось это утверждение с антропологии. Для святителя Григория Паламы, как и для святителя Ири-нея Лионского, и, можно сказать, для всей святоотеческой традиции, человек представляет собой единство тела, души и духа. При этом дух человека неотделим от жизни самого Бога - от Духа Святого. Если человек отказывается от этого природного, естественного родства с Творцом, он сам подвергает себя смерти, теряет свою человечность. В этом родстве человека с Богом через дух состоит смысл и содержание "образа Божия" в человеке. Однако образ Божий не ограничивается лишь одним духом. Христос явился нам во плоти, почтив тем самым и человеческое тело, чтобы - по риторическому выражению Паламы - пристыдить ангелов, которые в противном случае слишком бы возгордились. Ангелы - всего лишь вестники, тогда как человек - венец и царь творения именно потому, что в нем сосредоточено все творение, включая духовный и материальный мир. Душа человеческая не живет, как утверждали платоники, в ожидании освобождения от рабства телу; напротив, душа любит тело и пребывает с ним в неразрывном единстве. Помимо греха в человеческой жизни нет ничего дурного. С приходом Христа даже смерть превратилась в блаженный покой, перестав быть ужасным и бессмысленным концом.

Такой взгляд на человека как на единое целое, как на союз души и тела, объясняет, почему согласно исихастам в молитве должно участвовать и тело, - душа не может молиться одна. Мы в церкви также всегда имеем дело с материей и с нашим телом: мы падаем ниц, преклоняем колени, осеняем себя крестным знамением, целуем иконы и почитаем мощи святых угодников. Более того, в качестве питания мы получаем Тело и Кровь Спасителя. Связь молитвы с дыханием - лишь выражение общего положительного отношения к телу, постоянно подчеркиваемого Паламой в его писаниях. Тело следует подавлять и ограничивать лишь тогда, когда оно восстает против духа и стремится к независимости от него.
  
#95 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:21 | ответ на: #93 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Если не умирал, то и не Воскресал. В кого веруешь то?
#96 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:27 | ответ на: #95 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Верю в Бога - Христа Иисуса.
Других Богов не ведаю.

Верю, что Бог Воплотился Словом Своим, Истиной = Бог есть Любовь.
Верую, что Бог есть Дух бессмертный ...

Если у тебя Бог способен умереть, то мне просто жаль и Бога твоего и тебя.

Если же Иисус Христос для тебя НЕ бессмертный Бог, то за кого ты Его держишь?
  
#97 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:32 | ответ на: #96 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Не вмещаешь ты всего замысла Творца. Жаль, что боишься посмотреть глубже. Впрочем не я тебе говорю, а те святые на кого ты ссылаешься. Пусть они тебя отрезвляют.
  
#98 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:32 | ответ на: #96 ( Георгий Петров ) »»
  
0
В Своей несравненной любви к людям Сын Божий не просто соединил Свою божественную Ипостась с нашей природой, облекшись живым телом и разумной душой, дабы появиться на земле и жить с людьми (Вар. 3, 38), - о, несравненное и прекрасное чудо! - Он также соединяется с человеческими ипостасями, сливаясь с каждым верующим через причащение Его святому Телу. Ибо Он составляет с нами одно тело, σύσσωμα (сиссомос, "со-телесен", - Еф. 3, 6), превращая нас в храм целокупного Божества, - так как в Теле Христа "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9). В таком случае невозможно Ему не просветить тех, кто достойным образом участвует в божественном сиянии Его Тела внутри· нас, проливая сияние на их души, как некогда на тела апостолов на Фаворе. Ибо, поскольку это Тело, источник благодатного света, в то время еще не соединилось с нашим телом, оно сияло внешним образом на тех, кто был достоин приблизиться, передавая свет их душам через очи разума. Но сегодня, соединившись с нами и обитая внутри нас, оно освещает нашу душу изнутри.

("Триады", 1, 3, 38)
#99 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:33 | ответ на: #95 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Тело умирает вместе с душой?
Или душа бессмертная отделяется от тела?, что и понимается как смерть тела?
#100 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:35 | ответ на: #97 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Замысел Бога вполне понятен, если исходить из Истины = Бог есть Любовь.
Человек сотворён как объект Любви Божией.
#101 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:37 | ответ на: #98 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Человек соединяется со Словом Божиим, если в душе его от Духа Святого Рождается Истина = Бог есть Любовь.
  
#102 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:41 | ответ на: #100 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Богу ничего не надо. Он самодостаточен.

+++

Такой подход очень трудно совместить с иерархиями псевдо-Дионисия: после прихода Христа нам не нужны ни посредники, ни промежуточные инстанции для истинного общения с Богом. Палама разрешает эту трудность следующим образом: иерархические триады отражают действительность, существовавшую до Христа. Воплощение упразднило необходимость посредников. Архангел Гавриил, принадлежащий к одному из низших ангельских чинов, был послан к Деве Марии с благой Вестью именно в знак отмены всех ветхозаветных рангов и структур. Точно так же и при Вознесении Христос привел в изумление всех ангелов - привыкшие к определенному порядку, они вдруг увидели Человека, возносящегося превыше них во славу Отца.

http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/s_o_bogoslovie/meiendorf_vvedenie_v_bogoslovie_34-all.shtml
  
#103 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:43 | ответ на: #101 ( Георгий Петров ) »»
  
0
> Человек соединяется со Словом Божиим

Каким образом и зачем?
#104 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:46 | ответ на: #103 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Душа человеческая стала жить Словом Божиим - Истиной и обрела Царство Божие.
  
#105 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:47 | ответ на: #99 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Это надо у отцов толкование почитать. Ты более простые вещи не принимаешь, примешь ли то что они говорят. Христос по челловечеству, как человек должен был умереть, чтобы нас вывести из смерти. В этом замысел. Сатана подавился безгрешным и не смог Его оставить в аду. Ад разрешен. Смерть побеждена.
#106 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:48 | ответ на: #102 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Иисус Христос БОГ, принявший полноту человека, "облёкшийся" в него.
Считать Христа человеком - не вИдеть Его Богом.
  
#107 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:49 | ответ на: #104 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Человек имеет ещ кроме души и тело. Он неразделен, как человек. Ангелы духи, но мы не ангелы.
  
#108 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:50 | ответ на: #106 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Православие Христа считает Истинным Богом и Человеком одновременно. Ты что этого не знаешь?
#109 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:51 | ответ на: #105 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Христос по человечеству, как человек должен был умереть, чтобы нас вывести из смерти. ===

ПЛОТЬ (ризы кожаные) смертна, человек же есть душа живая и бессмертная... а Бог - Иисус Христос - НЕ умирал.
Есть даже икона такая - сошествие во ад ...
#110 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:52 | ответ на: #107 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Человек имеет ещё кроме души и тело. Он неразделен, как человек. Ангелы духи, но мы не ангелы. ===

Плоть умирает, что с душой делается?
  
#111 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:53 | ответ на: #109 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Георгий, читай отцов. Я тебе не могу всю догматику от начала в трех словах объяснять. Они ей жизни посвящали. Ты не вмещаешь основ и поэтому уплыл далеко от буйков. Смотри как бы тебя духи не обработали.
#112 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:54 | ответ на: #108 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Православие Христа считает Истинным Богом и Человеком одновременно. Ты что этого не знаешь? ===

Для Бога нет ничего невозможного.
Когда Ему угодно было - он вочеловечился в пространстве и времени.
Но это вовсе не означает, что в вечности Своей Он перестал быть Духом ...
  
#113 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:56 | ответ на: #104 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Преподобный Максим Исповедник учил, что во Христе присутствуют два естества и две энергии. В Нем человеческая и божественная природы соединились ипостасно, но сохранили каждая свои свойства (энергию и волю). Поэтому, соединяясь со Христом (то есть с Его единосущным нам человечеством), мы причащаемся Его божественной энергии (но не Его божественной природе), пронизывающей Его человеческую природу.

В таком же духе рассуждал и Григорий Палама. Поскольку Спаситель обладает нетварной божественной природой, Он является также источником нетвар-ных энергий, а потому и свет Фаворский, который есть не что иное, как энергии Бога, также нетварен. Именно этот свет пронизывает Его тварную человеческую природу и делается доступным нам потому, что "божественность", то есть нетварность, есть "качество", способное передаваться от одной природы к другой. В этом смысл традиционного понятия обожения: тварь, причащаясь Богу, обретает "божественность", становится "нетварной", приобщается вечной жизни.
#114 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:57 | ответ на: #111 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Я тебе не могу всю догматику от начала в трех словах объяснять. ===

Мне про догматику и не надо ничего объяснять ...
Бог есть Любовь (три слова), отсюда я и "пляшу". Отвечать за свою веру я буду перед Богом, а не перед теми, кто догматику придумал.
#115 | Георгий Петров Христианин »» | 12.07.2011 23:59 | ответ на: #113 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Поэтому, соединяясь со Христом (то есть с Его единосущным нам человечеством), ===

Соединяясь со Христом - Словом Божиим, мы соединяемся с Истиной.
Душа человеческая начинает ЖИТЬ ей, обретая жизнь в Боге и с Богом.
  
#116 | Андрей Рыбак »» | 12.07.2011 23:59 | ответ на: #112 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Отсюда Палама переходит к вопросу о божественной благодати. Благодать не есть нечто внешнее по отношению к Богу, она есть Сам Бог. В Воплощении Христа вследствие ипостасного единства человеческая природа обрела божественность и нетварность - сущую природу Бога. Пребывая во Христе, мы тоже обретаем нетварную природу по благодати.
#117 | Георгий Петров Христианин »» | 13.07.2011 00:02 | ответ на: #116 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Бог природы НЕ имеет.
Сущность Бога - Любовь.
Соединяясь с Богом в Слове Его, человек обретает благодать - способность понимать Бога и любить Его.
БЛАГО - жизнь вечная с Богом в общении духа человеческого с Духом Божиим...
  
#118 | Андрей Рыбак »» | 13.07.2011 00:04 | ответ на: #114 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Здесь ты тем не менее стоишь на позиции томизма.

+++

Западная мысль, в частности томизм, категорически возражает против концепции нетварной благодати. Согласно томистским взглядам, наша природа всецело тварна, и ничего нетварного нам принадлежать не может по определению. Мы не можем участвовать в божественной жизни, мистический опыт нам недоступен, а Христос принес в наш мир лишь прощение грехов, "оправдание" или своего рода амнистию. Святитель Григорий же, напротив, утверждает, что во Христе нам открылась возможность божественной жизни.

Противники учения Паламы часто неправильно приписывают ему утверждение о существовании как бы двух божеств, высшего и низшего, познаваемого и непознаваемого. В действительности Палама говорил нечто совсем другое, а именно, что

поскольку общение с Богом возможно и поскольку в Своей сверхсущностной сущности Бог абсолютно выше всякого общения, то между сущностью, в которой участвовать нельзя, и теми, кто участвует, существует нечто, делающее участие в Боге возможным.

("Триады", 3, 2, 24)
#119 | Георгий Петров Христианин »» | 13.07.2011 00:09 | ответ на: #118 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Здесь ты тем не менее стоишь на позиции томизма.

+++

Западная мысль, в частности томизм, категорически возражает против концепции нетварной благодати. Согласно томистским взглядам, наша природа всецело тварна, и ничего нетварного нам принадлежать не может по определению. ===

Я говорю, что душа человека создана разумной и СПОСОБНОЙ принять Слово Божие - Истину = Бог есть Любовь в Свете натварном, опыте Богообщения.
Так что тебе показалось ... что я - томист.
  
#120 | Андрей Рыбак »» | 13.07.2011 00:11 | ответ на: #117 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Христианское понимание спасения как события личного привело к десакрализации природы, разрушив восточный и античный мифы о божественной природе элементов тварного бытия. Отныне все они устремлены к человеку, который, осуществляя свое личное спасение, увлекает за собой все свои взаимоотношения, все жизненные атрибуты, все, что связано с ним, - друзей, родственников, таланты, творения своих рук и тому подобное. К примеру, можно думать, что Моцарт будет спасен вместе со своею музыкой. С другой стороны, поскольку святой Савва был сербом, он и спасется как серб, но это не значит, что благодаря ему спасется вся сербская нация как целое.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites