Казачество. Православие. Сибирь.
... за отечество, за веру, во славу Атамана Ермака
По Томи пройдёт «Атаман Ермак – князь сибирский». Православная экспедиция под таким названием прибыла в Томскую область. Настоящий боевой корабль (Струг), построенный по старинным чертежам, путешествует по рекам Сибири
На его борту — десять казаков из Оренбургского и Сибирского казачьих войск. Они отправились в путь 22 мая из города Бийска и до конца года планируют добраться до Ледовитого океана. Несмотря на то, что судно — самодельное, с нелёгкой задачей оно справится, уверены участники экспедиции. Корабль построен из прочных пород сосны и кедра. На днище имеется специальное ледовое усиление, а для преодоления течения есть два мощных мотора.
Однако главной изюминкой экспедиции является не сам корабль, а Иверская икона Божьей Матери с частичками мощей Святых Апостолов, которую везут с собой казаки. Православные верят, молитвы перед этой иконой исцеляют болезни и помогают в житейских делах. В Томск корабль со святыней прибудет уже в эту пятницу, 31 июля в четыре часа дня. Ориентировочно местом встречи определена набережная Томи в районе Белого дома. О проекте
Цель Сибирско-Арктической экспедиции "Атаман-Ермак - Князь Сибирский" - духовное возрождение Сибири, возвращение к истокам православия в Сибири.
Православие - душа русского человека, вера - основа нашей силы и силы нашего отечества. Без веры на Руси не свершался ни один подвиг, ни одна победа. Современное общество растеряло веру, забыло, насколько сильна связь человека и Бога, насколько важна роль православия в жизни русского народа.
1. Одна из задач проекта "Атаман - Ермак" - пробудить интерес к истории зарождения православия на территории Сибири и на Алтае, возродить интерес к церкви, подчеркнуть ее роль в освоении и становлении Сибири. Для этого необходимо активизировать научно-исследовательскую, поисковую, а также просветительскую деятельность и паломничество к святым местам.
2. Освещение роли казачества в деле покорения и освоения Сибири. Культурно-историческая ценность похода Ермака, роль его фигуры в распространении православия. Осознание феномена атамана Ермака как символа длительной, изнурительной, тяжелейшей борьбы русского народа с наследием ордынского ига за Уралом.
3. Вовлечение Сибирского казачьего войска в дело духовно-нравственного возрождения Сибири. Возрождение казачьего движения в Сибири. Патриотическое воспитание молодежи в традициях казачества.
Вместе с постройкой корабля ведется строительства храма «Иконы Божьей матери «Умиление», православной воскресной школы и острога, который станет эколого-туристической базой и игровым комплексом для молодёжи, имеющий задачей экологическое образование и сохранения истории Алтая, традиции малых народностей.
Моделирование, строительство и плавание будут способствовать сохранению не только исторического наследия морской культуры России, реконструкции опыта отечественного мореплавания на Северных реках, но и поднятию духа православия среди населения сибирских городов, а также экологического образования и воспитания молодёжи.
Казачий струг
Струг (происходит от слова «строгать») - русское плоскодонное парусно-гребное судно XI-XVIII веков. Служило как для перевозки людей, так и грузов.
Струги издревле широко использовались на реках и озёрах. Они были оборудованы съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре. Длина струга, как правило, составляла от 20 до 45 метров, ширина - от 4 до 10 метров.
В XVI-XVII веках струги защищали речные торговые пути от разбойников, поэтому зачастую оборудовались парой небольших пушек.
Вольные казаки довольно хорошо владели ремеслом плотников и потому быстро строили свои суда. Первым делом они присматривали большое дерево неподалеку от воды, чаще всего это была липа. Дерево валили, обтесывали, ствол долбили. Затем из него изготавливали колоду, которая называлась «стругова труба». К ней с каждого бока прибивали по нескольку длинных досок. Обычный струг имел длину в 10-12 метров и ширину в 2-3 метра. Его осадка не превышала одного метра, а борта судна возвышались над водой не более чем на 70 сантиметров. Казацкая ладья не имела палубы. Корма и нос делались острыми, на них часто устанавливались по рулевому веслу, что позволяло им довольно быстро и ловко разворачивать свои длинные суда. Посреди струга укреплялись мачты. При попутном ветре казаки поднимали парус. Хотя нужно признать, что парусу казаки всегда предпочитали весла. Челн имел с каждой стороны от 10 до 15 весел. Флотилия вольных казаков включала и тяжелые суда. Но преобладали в ней все же легкие струги, поднимавшие 20 человек с полным вооружением, боеприпасами и продовольствием. По самому примерному подсчету такие струги имели водоизмещение не выше 6-8 тонн.
Наибольшее количество стругов было построено при подготовке второго азовского похода зимой 1696 в Воронеже и Преображенском. в то время там было развёрнуто масштабное кораблестроение. Построенные в Преображенском галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, где собирались и спускались на воду. В Воронеже и Воронежском уезде было подготовлено к спуску 522 струга, 42 мореходных лодки, 134 плота.
Сибирско-Арктическая православная экспедиция «Атаман Ермак – Князь Сибирский» прибыла в Томск.
31 июля 2015 в Томск казаками сводного отряда Оренбургского и Алтайского казачьего войска была принесена Иверская икона Божией Матери и ковчег с мощами святых угодников Божиих.
При поддержке и курировании Синодального отдела по взаимодействию с казачеством в начале мая этого года начался уникальный крестный казачий крестный ход по сибирским рекам. Совершается он на построенном одним из алтайских казаков 18-метровом струге (плоскодонном парусном судне) «Атаман Ермак – князь Сибирский». На нем в течение трех лет казаки планируют проплыть по сибирским рекам, достигнув Ямала.
Иверская икона Божией Матери, привезенная уральскими казаками, была написана специально по их заказу в московском Даниловском монастыре. Ее свозили на Афон, где в Иверском монастыре монахами она была приложена к самому чудотворному образу. По полям иконы находятся частицы мощей некоторых апостолов.
Кроме иконы, казакам благословлено возить в крестном ходе ковчег с частицами мощей известных святых: святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Димитрия Солунского, святителя Луки Крымского, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Игнатия (Брянчанинова) и других.
Святыни побывали уже в епархиях Алтайского края, Новосибирской области, населенных пунктах Томской области. В Томске по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава они пребудут до 7 августа в Воскресенской церкви г. Томска, так она с давних времен является казачьей церковью.
На встрече святынь собрались многочисленные прихожане и казаки Томского отдельского казачьего войска. После богослужения состоялось дружеское неформальное общение казаков.
Помолиться перед святынями и приложиться к ним в Воскресенской церкви можно будет каждый день с 7.30 до 19.00.
4, 5 и 6 августа святыни будут принесены в томские колонии для духовной поддержки заключенных.