Исторические и духовные аспекты крестного хода


«Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную».

Одна из особенностей совершения этих торжественных шествий – то, что они совершаются вокруг храма, монастыря или города. Почему? На этот вопрос блаж. Симеон Солунский отвечает следующим образом: «Надобно знать, что все литании совершаются вне, либо в притворе, либо вокруг обителей или городов, бывают в воспоминание нашего отпадения, что мы, отпавшие, находясь как бы вне Эдема, должны смиряться и помышлять, что не достойны святых мест – рая и неба, и подражать мытарю, по глубокому смирению своей греховности стоявшему вдали, и Адаму, изгнанному из рая».

Святое Евангелие вместе со святыми иконами несут в крестном ходу для предзнаменования того, что оно «есть светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105) всюду, куда бы она ни была направлена, и что лучшим проводником своих молений к Господу Церковь Христова почитает святых угодников Божиих. Тот же святитель заповедует: «На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, – то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак, Кого представляют божественные иконы и образы святых Его».

Освящение всех стихий природы - одна из главных задач крестных ходов. Прежде всего в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живем, освящается как бы стопами Самого Спасителя, Божией Матери и святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем в связи с богослужением, которым сопровождается и для которого совершается крестный ход, освящаются все главные стихии – воздух, огонь, вода, без которых мы не можем обходиться в земной своей жизни. Освящаются они окроплением святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход.
Огненная стихия получает освящение от огня, носимого впереди всего крестного хода, – от огня, горящего перед святыми иконами. Водная стихия освящается в реках, источниках или колодцах погружением в нее креста. А когда все эти стихии в высшей степени обрушивают свой гнев на людей за их грехопадения, по Божию повелению и попущению, тогда Церковь совершает крестные ходы, для того чтобы упокоить разбушевавшуюся стихию.

В России крестные ходы были заимствованы от греков и существовали на всем протяжении истории нашей Церкви. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время – начиная от великих князей русских Ярослава I, Изяслава I, Владимира Мономаха, торжественно переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам по обычаю Церкви Константинопольской. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много специальных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. С особой торжественностью и особым благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей.

Уже в XII веке мы видим благочестивую традицию совершать крестные ходы при перенесении мощей святых. 2 мая 1115 года, в правление Владимира Мономаха, состоялось перенесение мощей святых Бориса и Глеба из старой церкви в новый каменный вышегородский храм. Собрались воеводы, бояре, духовенство и бесчисленное множество народа, которые при пении псалмов со свечами сопровождали мощи святых.

Во время общественных бедствий, когда люди не знали, что им делать, они прибегали к помощи Божией и для этого совершали крестные ходы. В 1352 году моровая язва начала опустошать Россию, прежде всего город Псков. Архиепископ Новгородский Василий облекся в священные ризы и, сопровождаемый духовенством, всеми гражданами, даже младенцами, обошел вокруг города с крестом и святыми мощами при громогласном пении и усердных всеобщих взываниях: «Господи, помилуй!»

2 сентября 1724 года по указу императора Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург. Перенесением мощей в новую столицу государь увековечил победу России в Северной войне, которая была закреплена Ништадтским миром 12 сентября 1721 года. При императрице Екатерине I этот день стал всероссийским праздником и отмечался повсеместно вплоть до Октябрьской революции.

В правление Елизаветы Петровны был учреждён ежегодный крестный ход из центра нашего города на Пороховые, в ознаменование необычного события, произошедшего в 1730 г. В тот год случилась страшная засуха, вокруг Петербурга горели леса, над почти полностью деревянным городом возникла угроза большого пожара. Казалось, трагедия была неминуема и спасения ждать было неоткуда. Вот тогда был совершён крестный ход из центра города к Ильинскому храму с совершением молебна, после которого, по преданию, начались дожди, спасшие город. Традиция совершения этого крестного хода просуществовала около сорока лет.

Начало XX в. стало периодом бурного расцвета традиции совершения крестных ходов. Огромное организующее и воспитательное воздействие оказывали на народ крестные ходы по перенесению мощей святых, ставшие чрезвычайными событиями в народной жизни. Великим примером для подражания явился крестный ход высшего духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением в 1903 г. мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Подобное большое значение имел и крестный ход с мощами свт. Иоасафа, епископа Белгородского, в 1911 г. (Удивительно, что именно мощи этих двух святых были обретены в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга в недавнем прошлом!)

По данным справочника «Православные русские обители» за 1910 год, в России в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Из этого числа не менее 19 включали в себя длительные многонедельные и даже многомесячные обхождения окрестных сел и городов с чудо¬творными иконами. Это были и благодарственные крестные ходы в память о чудесном избавлении от холеры или чумы (например, под Архангельском, Псковом, Новгородом, Ярославлем). Крестные ходы всегда собирали огромное количество народа.

В 1917 – 1918 годах политическая обстановка в России изменилась. Крестные ходы были запрещены, но паломники, следуя древней традиции, продолжали ходить на место явления чудотворных икон, памятных мест. В настоящее время мы видим возрождение этой замечательной православной традиции, ярчайшим примером стал недавно проведенный крестный ход от Казанского кафедрального собора до Александро-Невской лавры в праздник перенесения мощей св. благоверного князя Александра Невского 12 сентября, в годовщину 300-летия со дня основания монастыря. Будем надеяться и молиться, чтобы эта традиция стала ежегодной, а общегородской крестный ход явился объединяющим для петербуржцев и укрепил наши духовные и телесные силы.

Иерей Георгий Христич

http://www.myrophores.ru/istoriya-krestnyh-hodov-na-rusi

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites