Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

Как защищает икона

Молитва перед каждой из чтимых икон Матушки-Богородицы, нашей главной Ходатаицы и Заступницы перед Господом, способна защитить нас от всех бед. Но недаром человечеству явилось разными путями столько Её чудесных образов, истории обретения которых указывают на то, что в разных жизненных обстоятельствах мы можем обращаться к разным ипостасям Владычицы Небесной. Так, молитва перед Владимирской иконой Божией Матери защищала во все времена Русскую землю и русское воинство в битвах с захватчиками-иноплеменниками, от посягательств на православную веру. И сегодня она защитит Россию и ее столицу, которая находится под покровительством Владимирской иконы Божией Матери, от раздоров, смут, укрепляя в наших сердцах веру истинную.

О том, что Божья Матерь особо покровительствует Москве и готова всегда защитить сердце России от смут, известно из многих исторических источников. Есть современные свидетельства очевидцев, что в дни путча и осады Белого дома они видели образ Матушки-Заступницы в небе над городом. Вскоре после этого путч был подавлен, осада прекратилась, и этот краткий, но очень сложный период конца прошлого века для нашего государства окончился, хотя и не безболезненно. Однако это очень важное событие, оно говорит о том, что Богородица по молитвам нашим всегда защитит нас от потрясений, которые могут ослабить Российскую государственность, когда Её прямое вмешательство будет необходимо.

В чем помогает икона

Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери помогает избежать всякой смуты и раскола в стране или умерить их. Перед этим чудесным образом, который по типу своему относится к иконам Елеуса – «Умиление», принято молиться об усмирении всяческой вражды, молитва перед ней же помогает избежать проникновения еретических искажений веры и в избавлении от них.

Также молитва перед иконой помогает в исцелении от многих болезней, особенно кардиологических и глазных, как символ прозрения, не только физического, но и духовного – о том много древних свидетельств (см. раздел «Какие чудеса произошли»).

Также молитва перед Владимирской иконой Божией Матери помогает человеку, который обращается к Владычице в случаях принятия очень важных для себя решений или в ожидании каких-то серьезных перемен, знаменательных событий в жизни, например, можно молиться о счастье в браке. Здесь также не должно быть места смутам и раздорам, только понимание и единство, крепость уз, ибо брак считается маленьким государством, основой большой державы, где муж с женой венчаются царскими венцами перед Богом.


Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 4-й
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8-й
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовет Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак, глас 13-й
О Всепетая Мати, Заступнице Всемилостивая, Дево Богородице, обычным Твоим милосердием малое моление сие наше приемлющи, якоже древле, тако и ныне помилуй землю нашу Русскую и от всяких бед рабы Твоя избави, о Тебе вопиющия: Аллилуиа.

Молитва
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Когда совершается празднование

Празднование Владимирской иконы Божией Матери установлено совершать трижды в год:
26 августа/8 сентября - Сретение Владимирской иконы, установлен в память об избавлении Москвы от полчищ Тамерлана в 1395 году, самое торжественное празднование.
23 июня/6 июля – в память об избавлении Руси от хана Золотой Орды Ахмата в 1480 году.
21 мая/3 июня – в честь спасения Москвы от хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В каких храмах находится икона

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове, который иначе известен как Владимирская церковь, находится на севере Москвы и относится к Троицкому благочинию Московской епархии. В Южном Бутове также есть храм Владимирской иконы Божией Матери.

В Чеховском районе Подмосковья, в селе Дубна, расположен храм Владимирской иконы Божией Матери, первое упоминание о котором относится к XIV веку, когда был возведен первый деревянный храм. Каменный храм был построен в 1810 году.

В Спасском благочинии близ реки Сходни есть храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине, возведенный по проекту Федора Шехтеля.

В селе Быково Раменского района Московской области выстроена церковь Владимирской иконы Божией Матери; архитектурный стиль – русская псевдоготика XVIII века.

В Бердянском районе, селе Нововасильевка, также существует храм Владимирской иконы Божией Матери – строение удивительной красоты.

Об истории и значении иконы

То, Кем стала Божия Матерь для нас, было осознано не сразу. Пречистая Заступница наша, к Сыну Божию Молитвенница, «взявшая в усыновление весь род человеческий», «Спаса рождшая» обрела достойное Ее почитание лишь на IV Вселенском соборе в 431 году, и затем нигде в христианском мире не почиталась так Божия Матерь, как на Руси, когда сюда пришло христианство. Через Нее Сын Божий связан с человеком. Через Нее человек связан с Богом, отчего мы так радостно празднуем Рождество и в этот светлый праздник поем чудесные тропари не только Младенцу, но и Божией Матери. Ее подвиг несравненен. Ведь недаром через Ветхий Завет, через все его колена, звено за звеном создается предпосылка для Рождества Той, кто впоследствии станет Сущею Богородицей, превзойдя и сонм святых, и сил бесплотных – «чистейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

По церковному преданию, икона Елеуса, с которой делались многочисленные почитаемые списки, была написана еще при жизни Богоматери евангелистом Лукой на двух досках неравной ширины от столешницы, за которой совершало трапезу Святое семейство – Мария, Йосиф, дети. Однако Л.А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет, что личное авторство евангелиста Луки лучше понимать как авторство прототипа этих, более поздних списков. Впрочем, предание об этом первоначальном авторстве подтверждается примером из текста литии, в стихире 6-го гласа вечерни в дни празднования некоторых икон этого типа, в том числе и Владимирской, где произносятся слова богослужения: «Первее написавшейся Твоей иконе евангельских таин благовестником, и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасати чествующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинаеши во чреве, песнь воспела еси: се отныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси...»

И на утрене, в первой песне канона: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Далее Л.А. Успенский пишет: «Если второй из этих текстов лишь указывает на самый факт написания иконы Богоматери святым Лукой, то первый текст, кроме того, утверждает, что Сама Богоматерь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу». Так подчеркивается преемственность благодати, которую сообщила этой иконе сама Божия Матерь.

Если следовать версии истории этого образа, изложенной Л.А. Успенским, – а у нас, конечно, есть основания полностью доверять этому замечательному историку, писателю, богослову, то древнейшее историческое свидетельство приписывается византийскому историку Федору Чтецу, который жил в первой половине VI века, чтецу Константинопольского храма Святой Софии. Он говорит об отправке иконы императрицей Евдокией жене императора Феодосия II Младшего, своей сестре святой Пульхерии. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с нее в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому около 1132(?) года.

Далее икону, которая впоследствии получила название Владимирской, тайно от отца, как значится в летописи, вывез из Киева, где она располагалась в Богородичном монастыре в Вышгороде, сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, который решил создать на севере владения, независимые от Киевского княжества. Случилось это, согласно летописи, в 1155 году. Весь путь вез князь икону, вознося ей усердные молитвы. После дороги на Ростов, кони, которые везли икону, встали как вкопанные перед Владимиром-на-Клязьме. Пробовали поменять упряжку, но – бесполезно. Только после очередной долгой и сердечной молитвы князю явилась Богородица и приказала оставить икону во Владимире и выстроить для нее собор. Это стало знамением для князя, знаком, что икона должна остаться во Владимире. Так вышгородский список получил название Владимирской иконы Божией Матери.

Град Владимирский стал Первопрестольным, а для иконы Андрей Боголюбский воздвиг собор Успения Божией Матери, куда была перенесена икона. Для иконы была создана богатая риза из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, но впоследствии она была утрачена. После гибели Андрея Боголюбского князь Ярополк Ростиславович снял оклад с образа, а в результате княжеской междоусобицы он оказался у его союзника Глеба Рязанского вместе с окладом. Когда же князь Михаил Юрьевич, младший брат Андрея Боголюбского, разгромил Ярополка, то Глеб вернул во Владимир и чудотворную икону, и драгоценный оклад. В 1237 году войска хана Батыя взяли Владимир. Город был разграблен, Успенский собор не миновала та же участь, оклад с иконы ордынские мародеры содрали, но сама святыня уцелела, и после восстановления собора Ярославом Всеволодовичем поклонение святыне продолжилось.
Икона Владимирской Божией Матери, иконописец Юрий Кузнецов

Коротко об иконографии образа

Как мы уже говорили выше, иконографически Владимирская икона Божией Матери относится к типу Елеуса – «Умиление», иначе ее еще называют «Гликофилуса» – «Сладколобзающая». Младенец умильно припал щекой к щеке Матери, она склонила голову к Сыну, прозревая всю Его жизнь, все будущие крестные страдания, и в тонко прописанном иконописцем лице Ее сосредоточена вся материнская боль, которая только может быть в нашем мире.

Самые известные чтимые списки – а их было великое множество с прототипа, присланного Юрию Долгорукому византийским патриархом: Владимирская Волоколамская икона, которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне находится в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Владимирская Селигерская, в XVI веке принесенная на Селигер Нилом Столбенским; Владимирская Заоникиевская из Заоникиевского монастыря, список 1588 года; Владимирская Красногорская (Черногорская), список 1603 года; Владимирская Оранская, список 1634 года.

Со временем внешний вид византийского прототипа был сильно изменен более поздними прописями – Владимирская икона прописывалась, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, затем – в начале XV столетия, когда на тыльной стороне иконы было прописано или создано заново – искусствоведы затруднились дать точное определение – древнее изображение эстимасии, престола с орудиями страстей Христа.

Еще раз поновили икону в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, и перед коронацией Николая II в 1895 – 1896 годах, все это – не считая малых починок.

Таким образом, от древнего изображения сохранились только лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы пурпурного мафория (омофора) с золотой ассисткой, часть хитона Христа, прописанного охрой, с рукавом до локтя, и остатки золотого фона. Пурпур в Византии был цветом одежд, которые носили особы императорского звания, потому сейчас искусствоведы уверены, что уже в V веке Богоматерь почитали как Царицу Небесную.

Как мы уже сказали, более поздние поновления изменили общую палитру образа и его композицию – поновление XV века внесло в икону запрокинутую голову Младенца, выворотную пяточку Его, удлиненный подол хитона. В 1514 году при починке древнего изображения там, где уже не держался старый левкас, был положен новый, написали заново торс, голову и левую руку Богоматери в более темной палитре. Более того, И.Э. Грабарь полагал, что изначально Младенец был изображен не сидящим, а стоящим на руке матери.

Владимирская икона Божией Матери в конце концов оказалась иконографическим сплавом типично византийской основы с более поздними наслоениями классической русской иконописи. В 1918 году была проведена научная реставрация Владимирской иконы Божией Матери, тогда и были обнаружены первоначальные фрагменты исходного списка.

Какое чудо произошло

История русского Средневековья собрала множество свидетельств о чудотворных свойствах Владимирской иконы Божией Матери. В 1395 году, когда хан Тамерлан продвигался со своими полчищами к русским рубежам, святыню перенесли с молебном из Владимира в Москву. Ее несли десять дней на руках, встретили в Москве на том месте, где в память об этом событии впоследствии митрополитом Киприаном был воздвигнут Сретенский монастырь, названный так от славянского слова «сретение» – встреча. Монастырь существует и действует доныне, а улица в Москве именуется Сретенкой. Так вот, чудо состояло в том, что после перенесения иконы в Москву Тамерлан, дошедший до Ельца, внезапно повернул войска и бежал, устрашившись силы Царицы Небесной.

В 1451 году, когда войска ногайцев, ведомые царевичем Мазовшей, подошли к московским стенам, митрополит Иона свершил с иконой крестный ход по городским стенам. Наутро врагов у стен Первопрестольной уже не было. Они услышали великий шум, решили, что подступает князь Василий Дмитриевич, и предпочли ретироваться.

Наконец, во время «великого стояния на Угре» в 1480 году, которое положило конец татаро-монгольскому игу, Владимирская икона Божией Матери находилась в стане русского войска. Историки полагают, что после этого образ был окончательно перенесен в иконостас Успенского собора в Москве. Царь Иван Грозный – автор стихир на празднование Владимирского образа 23 июля 1480 года, он сочинил их позднее, но интересен факт вдохновения святыней на богословское творчество одного из самых великих деспотов русской истории.

Уход из-под Москвы войск хана Махмет-Гирея в 1521 году также относят к действию чудотворной иконы, после чего был установлен третий праздник в ее честь. Когда ханские войска подошли к Москве, то все были в ужасе, но мало было молившихся о спасении Владимирскому образу Богородицы, хотя и знали о великой чудотворной спасительной силе этой Ее иконы.

По преданию, Василий Блаженный видел, как Владимирская икона Божией Матери сошла со своего места в Успенском соборе, послышался глас, говорящий, что люди прогневали незлобивого Бога, и Она желает по повелению Сына Ее, вместе со святителями, выйти из сего города. При этом собор наполнился ярчайшим светом – огнем, сияющим через окна и двери храма, затем свет исчез, а слепая инокиня из кремлевского Вознесенского монастыря и чувствами, и воочию видела, как удалялись через Спасские, тогда они назывались Флоровские, ворота светящиеся фигуры Богоматери и святителей. Еще одно свидетельство в предании: девочка-отроковица в отроческом возрасте видела, как Сергий Радонежский и Василий Хутынский слезно молили святителей не покидать столицу. Святители и преподобные также совершили молитву перед Владимирским образом и возвратились по повелению Божию в столицу, а татары тут же ушли из-под Москвы.

С этой иконой народ шел в Новодевичий монастырь звать на трон Бориса Годунова, с нею же митрополит Арсений встречал полки Минина и Пожарского, освободившие Московский Кремль от польских оккупантов в 1613 году.

Были и иные чудеса. Владимирская икона Божией Матери прославилась еще и чудесными исцелениями водой от омовения иконы, описанными в летописях разных периодов истории.

В 1163–1164 годах было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы». Историки утверждают, что его инициатором стал князь Андрей Боголюбский, а составителями – священники Успенского собора во Владимире Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева.

В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

Первое чудо: на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник искал брод, но оступился, стал тонуть, однако чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.

Второе: жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, спаслась от взбесившегося коня, вознеся молитву Владимирскому образу.

Третье: во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери со слезной молитвой. Свидетели – князь Андрей Боголюбский, священник Нестор видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.

Четвертое: супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были сложными. Это было в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.

Пятое: спасение младенца от чародейства над ним омовением водой от Владимирской иконы Божией Матери.

Шестое: исцеление сердечной больной из Мурома водой от этой иконы.

Седьмое: исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, бывший воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.

Восьмое: женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, а ей рассказал священник Лазарь, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения; получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.

Девятое: некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской (так сказано в описании чудес), и роды завершились благополучным рождением сына. Выполняя обет, боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.

Десятое: случилось так, что Золотые ворота проездной башни Владимира – она и сейчас находится в городе, в центре его, упали, под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек чудом спаслись даже без увечий.

Это древнейшее из сказаний, зафиксированных летописно. До начала XX века были записаны многие повести, а также княжеские Книги степенные, где неоднократно засвидетельствованы чудотворные действия Владимирской иконы Божией Матери, ее созидательная сила для укрепления православной веры и государства Российского и другие многие чудеса, совершенные по молитвам перед чудесными списками с изначального образа, запечатленного стараниями евангелиста Луки с разрешения Самой Пречистой.

Значение иконы
Икона Владимирской Божией Матери, иконописец Юрий Кузнецов

Иконописцем Юрием Кузнецовым написано несколько списков этой чудесной иконы, и, хотя не для всех из них он выбрал классическую гамму цветов, в них сохранено главное – вся материнская любовь, все страдание Матери, вся бесконечная нежность человеческого сердца, возводящая человеческое чувство до Божественных вершин, кровно соединяя Бога с человеком. Благодаря сиянию кузнецовского письма, сквозь великую печаль Богоматери мы все равно ощущаем немеркнущую пасхальную радость, которая сулит Матери Вечную Радость пребывания с Сыном, а нам – грядущее Воскресение.

Сегодня, когда государство Российское перерождается на глазах, и это перерождение сопровождается огромным количеством разногласий, разноречивых суждений о будущем России – от золотого века до самых драматичных вариантов развития, мы не можем повлиять на исход, лишь участвуя в общественной жизни, или предугадать его. Но нам доступно другое: мы знаем к Кому обратиться за помощью, Кто не оставит Россию, убережет Отчизну в единстве, в общественном взаимопонимании, Кто не допустит проникновения и внедрения в исконно православных землях ересей или иной, уважаемой, как любая другая, но иноплеменной веры.

Владимирская икона Божией Матери, образ Богородицы, который имеет особое значение для нашего государства и его столицы: Царица Небесная, Ее покров – наша защита, такая же верная и надежная, как и в старину. Если, чувствуя себя россиянином, молиться, уповать и просить Её не только о себе, о помощи в своих частных проблемах, но и возносить молитвы обо всей Родине, Она будет слышать, что все Её заботы о России, все Её молитвы к Сыну о процветании нашей страны разделены и нами. Эта общая с Ней молитва поможет России выстоять во всех коллизиях и неурядицах, которые пока неизбежны в истории нашего государства, но нам есть на Кого молитвенно уповать, и слава Богу!

Источник: http://iconkuznetsov.ru/

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Андрей Бузик »» | 03.06.2015 06:43
  
7
По церковному преданию, икона Богоматери была написана евангелистом Лукой на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Иисуса. Икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а затем в женский монастырь под Киевом, в Вышгород. Сбежав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский привез икону во Владимир, по которому она и была названа.
Во время нашествия Тамерлана, при Василии I, чтимая икона была перенесена в Москву как защитница города. И примером заступничества Богоматери Владимирской считается то, что войска Тамерлана без особых причин ушли, не дойдя до Москвы.
  
#2 | Андрей Бузик »» | 03.06.2015 12:07
  
6
«ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ»

Не на троне – на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, –
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею,
Нет ни сил, ни слов на языке...

Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу Ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья,
Весь - порыв, и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущую глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.

Кто разверз озера этих глаз!
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец
Не печерский темный богомаз:
В раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен.
Но из всех высоких откровений
Явленных искусством – он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, –
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междуусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесенный,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице – выход потаенный.
Ты напутствовала пред концом
Ратников в сверканьи литургии...
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев,
Степь в огне и разоренье сел –
Ты, покинув обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол?
И ушла с Андреем в Боголюбов,
В прель и глушь Владимирских лесов,
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намет шатровых куполов.

И когда Хромец Железный предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему прохода не дал
И на Русь дороги заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе за Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий...
Цепкие сбиратели земли...
Здесь в Успенском – в сердце стен Кремлевых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари...
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья святилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.
И Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,
На дорогах киевским ладьям
Указуя правильный фарватер

Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница-Дева
Из Cвоих поруганных святынь.
А когда кумашные помосты
Подняли перед церквами крик, –
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный свой Лик.
Светлый Лик Премудрости-Софии,
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в грядущем – Лик самой России –
Вопреки наветам и молве.

Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль, и не цветут цветы:
В мире нет слепительного чуда
Откровенья вечной Красоты!
_____

Максимилиан Волошин
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU