|
Максим Трошин |
Православный жизнью своей
свидетельствует о своей вере
и чем короче эта жизнь, тем
ярче православие...
Трошин Максим Юрьевич (18.06.1978-5.06.1995), русский певец, поэт и композитор. Родился в Брянске в православной семье. Уникальный певческий и гражданский талант Максима проявился в очень раннем возрасте. Был звонарем храма Тихвинской иконы Божией Матери, и иподиаконом епископа Мелхиседека, руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях, руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области. Активно боролся с сектантами. Пел о родине, о России.
У Максима с двух лет была очень сильная астма, как и у отца. Родители узнали: чтобы её вылечить, нужно играть на духовых инструментах и петь. В 9 лет Максим сочинил первую песню. Во время исполнения песни «
Соловей» ему было 10 лет.
Поистине всероссийское признание пришло к юному певцу в начале 90-х, когда он положил на музыку и исполнил песни «
Журавли» (сл. П. Орешина) и «
Православная» (сл. В. Волкова). В эпоху т.н. "перестройки" Максим Трошин стал символом творческого сопротивления бесчеловечному режиму,
песней протестуя против геноцида русского народа.
За несколько лет до своей трагической гибели Максим создал и исполнил неповторимый по широте и новизне песенный репертуар, включающий и его авторские песни («
Как по Русской по земле», «
СССР печатает талоны», «
Афганистан», «
Эх, да как на горочке» и др.), и народные песни и былины, и песни на стихи А. Кольцова, С. Есенина, Н. Клюева, М. Исаковского, Н. Рубцова, Н. Тряпкина, о. Романа, К. Скворцова, В. Волкова.
Максим погиб при невыясненных обстоятельствах незадолго до своего семнадцатилетия, его тело нашли в реке Десне под Брянском. В тот вечер он должен был ехать на поезде в Москву на концерт....
Я пою песни, по которым соскучились люди, которые они потеряли, я возвратить их хочу...
Русская народная песня «
Ты воспой в саду, соловейко», исполняемая им в память поэта Игоря Талькова - одно из самых лучших посвящений певцу, по словам Татьяны Петровой. Песню иеромонаха Романа «
Ликует Рим» Максим пел в честь защитников Белого дома, и в его исполнении она поражает духовно-исторической аналогией.
Русский человек, я считаю так, должен быть православный, прежде всего; это вера, которую наши отцы, деды отстаивали, была пролита за эту веру кровь, за землю русскую. Русский человек прежде всего должен быть патриотом своей земли, а быть патриотом - это значит быть православным человеком.
«
Погребальный звон» - последняя песня-плач Максима памяти своего отца и наставника Юрия Павловича Трошина, скончавшегося от болезни 29 января 1995 года. Юрий Трошин родом из Бежицы, закончил Московскую художественную школу, потом - БИТМ. Работал на БМЗ художником-оформителем, писал стихи («
Цветные сны про белую птицу», «
Вот что такое сердце»...).
На одном из концертов Максим сказал:
Часто спрашивают, почему так много грустных песен. И вот я открываю одну толстую книгу и читаю: "Русская музыка с трогательной простотой обнаруживает душу мужика, простонародья. Ничто не говорит так сердцу, как их светлые мелодии, которые все без исключения печальны. Я обменял бы всё счастье Запада на русский лад быть печальным". Это сказал немец.
Вот у нас сейчас часто отключают свет в домах. И мы, русские люди с величайшей культурой, все образованные, не знаем, что делать, не находим себе места, бегаем по квартире, ищем, куда всунуть руки и почему телевизор не работает. То есть нас лишили самого главного. Раньше, когда света не было, садились люди и пели песни. А теперь мы не знаем ни одной песни, не можем их петь. У нас это отбили начисто, так что нас можно убить самым простым: отключи нам свет - и всё, мы уже трупы. Поэтому политика, я считаю, изменит очень мало. А самое главное - это культура и нравственность.
Николай Детков
«Мой сын не ушел совсем»
Ушел! Ушел! Трагически ушел из жизни Максим Трошин, юный певец, поэт, композитор, автор и исполнитель собственных и народных песен, песнопений о.Романа и песен Великой Отечественной войны, казачества, старинных духовых песнопений и былин, иподьякон, служивший в епископате г.Брянска, где также являлся руководителем молодежной организации Русского Национального Собора. Всего несколько дней не дожил он до своего семнадцатилетия.
|
На молитве Русская земля |
Семь лет творческой жизни и невероятно активной гражданской позиции. Его слышали и знали миллионы по фильму Е.Галкина «
Казаки-казаченьки», передачам ЦТВ "Воскресный лабиринт" и "Русский дом", по радиопрограммам и встречам на вечерах газет "День", "Советская Россия", "Литературная Россия", журналов "Наш Современник", "Москва", "Роман-газета", по форумам и собраниям Русского Национального Собора, многочисленным встречам и концертам в г.г. Брянске, Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде...
Его песни «
Журавли», «
На молитве Русская земля», «
Матушка пела» пополнили песенную сокровищницу России.
Максима знают по альбому «
На молитве Русская земля». Записи его песен звучат в Союзе Русского Народа и Русском Национальном Соборе, у воинов "Альфы" и "Вымпела", в рядах ветеранов Афганистана и казаков, в Управлении внутренних дел и в студенческих аудиториях, в православных братствах и в семьях русских людей.
Он не считал себя "
юным голосом, очаровавшим Россию". По его словам, он еще не достиг высоты, с которой его голос мог бы звенеть на российские просторы и всех удивлять. Но так считали тысячи русских людей, слышавших хоть однажды пение Максима. И если искренних русских писателей считать воплощением народного духа, то как иначе оценить их отзывы о Максиме, написанные ими на книгах, подаренных ему.
Валентин Распутин: «
Максиму Трошину с радостью от первой с ним встречи, с надеждой на многие и многие еще...»
Василий Белов: «
Максиму Трошину - счастливого жизненного пути!»
Петр Проскурин: «
Дорогому Максиму Трошину - пусть высокое древнее небо нашей Брянщины осеняет тебя и хранит, пусть земля дает силы для свершения предназначенного. Верю в твою счастливую судьбу!»
Нина Карташова: «
Максиму Трошину, Светлому отроку, Гласу Ангельскому Святой Руси».
А вот самая простая строка: «
Максиму! В память о сыне и брате».
Но многого стоят эти слова, ибо написаны они на книге с текстами Игоря Талькова его матерью
Ольгой Юльевной Тальковой и братом Владимиром. После сольного концерта Максима во Всемирном центре славянской письменности и культуры Ольга Юльевна обняла брянского соловушку и сказала, что ее сын не ушел совсем...
«
Таких как я в России тысячи», - утешал мать погибшего поэта Максим и часто повторял эти слова с эстрады, вдохновляя сверстников, будучи сам утешением, надеждой и вдохновением для всех, кто общался с ним.
Когда он пел «
Священную войну», в его исполнении слышались голоса тысяч русских детей, взывающих к спящим родителям. Его кристальная душа отзывалась на всякую боль, приносимую недругами его Отечеству. Для этого ему достаточно было найти в сокровищах музыкальной культуры России точное произведение, отвечающее событию настоящего.
Русская народная песня «
Ты воспой в саду, соловейко», исполняемая им в память поэта Игоря Талькова - одно из самых лучших посвящений певцу по словам Татьяны Петровой, которая также поет песни Максима.
Песня отца Романа «
Ликует Рим», которую он пел в честь защитников Белого Дома, в его исполнении поражает духовно-исторической аналогией, глубиной раскрытия трагедии и, конечно, надеждой. «
Вспомни! Вспомни! Ты же русский, на своей живешь земле» - обращался Максим к современникам, аккомпанируя себе как древний Боян на гуслях.
«
Идите в храмы Божии, пока звонит звонарь», - пел Максим, благославленный на пение своим земляком отцом Романом. Не только пел, но и был искусным звонарем, получавшим приглашения от настоятелей брянских церквей взойти на колокольню для благовеста великих церковных праздников.
«
Погребальный звон» - последняя песня-плач Максима памяти своего отца и наставника Юрия Павловича Трошина, ушедшего от нас также неожиданно в конце января этого года, до последней минуты вместе с сыном стоявшем на посту служению Богу и Отечеству.
В трудные дни моей жизни Максим, обращаясь к слушателям со словами в мою защиту, пел песню «
Мама моя» настолько пронзительно и точно по сути, что до сих пор не перестаю удивляться, откуда такая глубина и сердечность у отрока, который с 40-летними был не только равным собеседником, но и зачастую наставником и безусловно водителем для своих сверстников.
«
Мама моя». Матери наши! Матери России, Ваши дети уходят раньше Вас и Вы утешаете высшим утешением друг друга, как это сделала Ольга Юльевна Талькова, посылая матери Максима эту телеграмму:
«Дорогая Надежда Михайловна! Мне трудно обращаться к Вам, понимая, что никто уже ничем случившемуся не поможет, невозможно помочь матери, потерявшей такого сына. Он Ваш сын, но и мы его считаем своим сыном, Сыном России. Что Вам сказать в утешение? Крепитесь? Держитесь? А лучше молитесь. И Господь поможет выстоять. Как помогает мне, тоже потерявшей сына, тем матерям, чьи сыновья погибли в Афганистане, Чечне... Мы скорбим по Максиму, кто знал его, я не говорю любил, Его невозможно было не любить. Царство ему небесное и Вечная Память. А Вам... Храни Вас Господь. Так, видно, угодно было Богу. С глубоким соболезнованием мать Игоря Талькова Ольга Юльевна Талькова.»
В маленький зеленый домик на окраине Брянска приходят телеграммы соболезнования от Татьяны Петровой, от Петра Проскурина, от Ивана Якушина, от музея И.Талькова, от писателей и общественных деятелей, руководителей партий и движений.
Мне же очень хотелось бы, чтоб в этот дом когда-нибудь приехал мальчик и пел матери Максима, как это делал ее сын матери И.Талькова и которая однажды сказала: «
Мой сын не ушел совсем». «
Таких как я в России тысячи, просто мне больше повезло», - ответил Максим.
Николай Детков, август 1996 г.,
перепечатано из газеты "Русский Собор"
Галина Ореханова
«Глас ангельский России»
Россия... Славянская моя родина, ты поешь в годы великих торжеств, празднуя одной тебе доступные победы, принося в мир покой и достоинство, ты пела и поешь в годину смертную, опалившую землю огнем, мором, жестокостью. Такие времена сегодня в России, да и у всех славян, и снова на защиту души твоей встает песня.
Глас ангельский России... Так назван фестиваль, объединивший голоса, сулившие передать всю гамму чувств и страданий, выпавших на долю современной России. И самое удивительное - Россия запела о боли своей и воле отстоять свою независимость, право любить и быть любимой, детскими голосами.
Год назад, в день памяти Максима Трошина, отрока, первым, будучи еще совсем мальчиком, бросившим людям зов - вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! - и как свеча, осветив души людские надеждой, сгоревший безвременно, именно в этот день родился фестиваль "Глас ангельский России". Первый концерт фестиваля состоялся в Москве, в Политехническом музее. Не грустными речами вспоминали Максима на вечере - он стал ареной непобедимости русской православной души, детскими хорами, отдельными голосами, танцами и песнями русскими, балалайками и гуслями - исконными в России - возвестил о могучих силах душевных народа, его непобедимости. Этот фестиваль отныне стал песней во славу русской культуры, воплощенный в народных мелодиях и старинных напевах, былинах современных сказителей, поведавших миру, что не позволит дикими ритмами унижать ни русскую удаль, ни страдания народа.
Максима Трошина звали "Соловушка". Он жил в Брянске. С первых сознательных шагов - запел - душа откликалась на добро песней. Когда злые ветры разразились над Россией, Максим встал в ряды тех, кто первыми осознали, какие жестокие планы уничтожения славянской культуры и славянского мировоззрения вынашивают современные "крестоносцы", вооруженные ложью и пошлостью, цинизмом и жестокостью. Максим писал музыку. В его пятнадцать лет его уже знала и любила вся Россия.
Он утонул в Брянске, в тот день, когда вечером отходил поезд в Москву, чтобы везти Максима на вечер памяти Александра Невского.
В традиции нашего народа - уважение к памяти погибших продолжением дела, которому они отдавали все силы души. Вот почему фестиваль "Глас ангельский России" - самое доброе наследие Максима. В ряд вместе с ним встал хор "Славяночка". Стройные, чистые голоса несут в народ его исконные песни - и о, чудо! - никогда еще исповедь могучего русского баса не была поддержана женским лирическим хором, сумевшим проникнуть в глубинные тайны славянской души. Этот хор родился от матери мудрой - "Славянского лика", родительницы доброй и светлой. "
Вы учите нас петь", - писали газеты в Италии после гастролей "Славянского лика", ведущий бас которого Иван Якушин стажировался в Италии.
Мощью духовной силы Максима Трошина заряжались многие. Их всех собрал фестиваль "Глас ангельский России". Фольклорные ансамбли "Карагод", "Диво", ансамбль "Веретенце" - не раз выступали на концертах русской культуры по всей России, участником которых был и Максим Трошин. «
Таких, как я, в России тысячи», - сказал однажды Максим, когда люди восхитились мужеством его и отвагой - отрока, выходившего с песней против дубинок и касок. Он оказался пророком - страх не может покорить вольную русскую душу, несущую в себе ширь родных просторов и могучую силу русских горных вершин, добро и силу лесов и долин. И теперь уже вольные русские голоса певиц, на счету которых едва ли найдется десять прожитых лет, венчают русские просторы своими песнями - Танечка Острягина, Оля Русакова! Запомните эти имена, они как нежные зеленые росточки возвещают скорое наступление весны.
Утверждая национальные традиции русской музыки, русского пения, они проявляют такую творческую и гражданскую смелость, которая ставит их вслед за мастерами признанными - Еленой Сапоговой, глубинным страданием, отраженным в ее голосе, напоминающий людям об истине жизни народной. Традиция русского пения сегодня окрашена в голосах талантливейших исполнителей современности особым ее звучанием - это слышится в неповторимости песенного творчества казака Алексея Мелихова, поющего в Кубанском народном хоре Захарченко, в музыке композиторов - Галины Рылеевой, Юрия Клепалова, Леонида Тимошенко, услышавших биение национального сердца России XXI века.
«Если бы меня позвали на "Утреннюю звезду", - сказал как-то Максим Трошин, - я не пошел бы. Они вытравливают все русское, все национальное. Я не пошел бы к ним потому, что они воспитывают для себя новое поколение дергунчиков. Людей, лишенных совести, мужества, стойкости, готовности защитить величие родных просторов, живущей в душе каждого славянина.»
Нам есть во что верить. Не раз концерт, в котором выходил к народу с гитарой Максим Трошин, завершала своими песнями Татьяна Петрова. И в голосе ее, звонком и чистом, как серебро, ровном и спокойном, как величие Волги, звучала святая вера в непобедимую Русь Православную. Она и сейчас живет в нас, эта вера. Потому что поют Татьяна Петрова, Иван Якушин, Таня Острягина... И в песнях их живет и отражается могучий русский талант и Федора Шаляпина, и Игоря Талькова... А это значит, что поет незамученная душа России, глас ее ангельский.
Царство тебе Небесное, Максим! Русский народ всегда будет тебя помнить!!!
Комментарии не найдены ...