Воцарение династии Романовых.

венец,скипетр и держава царя Михаила Федоровича
Воцарение династии Романовых. 21 июня 1613 года (11 июля по старому стилю) златоглавый, богатырский Успенский собор Московского Кремля выглядел торжественно, как никогда. Венчался на царство первый государь из новой династии – Михаил Фёдорович Романов. Это событие не воспринималось бы сегодня с такой остротой, если бы Романовы продержались на престоле не дольше Годуновых или Шуйских. Но династия правила на Руси триста лет и три года. Воистину большое видится на расстоянии. История через века подтвердила великое значение того летнего московского дня.
Начать следует с другого юбилея, уже прошедшего. 3 марта 2013 года по новому стилю или 6 марта по старому исполнилось 400 лет со дня избрания на царство Земским собором Михаила Фёдоровича Романова. Начиная с 1613 года Романовы были правящей династией России – с их именами связано укрепление Московского царства в XVII веке и создание Российской империи, период которой стал одним из высших взлётов российской государственности, а сама Россия – полноправной и значимой частью европейской цивилизации. 400-летие восшествия на престол Романовых – это и юбилей одного из самых величественных и блестящих периодов в истории России.

Вспомним события, предшествовавшие восхождению на престол первого Царя
династии Романовых.
Романовы – старинный род московского боярства, истоки которого восходят к первой половине XIV века. Самый ранний предок Романовых – Андрей Иванович Кобыла, служивший Семёну Гордому, старшему сыну Ивана Калиты. Таким образом Романовы связаны с родом великих московских князей. Это, можно сказать, «коренной» род московской аристократии. Более ранние предки Романовых до Андрея Кобылы летописным источникам неизвестны.

Уже много позже, в XVII–XVIII вв., когда Романовы находились у власти, возникла легенда об их иноземном происхождении, причём легенду эту создали не сами Романовы, а их однородцы, то есть потомки родов одного корня с Романовыми – Колычёвы, Шереметевы и др. По этой легенде предок Романовых якобы выехал на Русь «из Прус», то есть из Прусской земли, населённой когда-то прусами – одним из балтских племён.

Такие легенды о выездах предков из других стран были обычным делом в среде русского дворянства. Конечно, никакого реального основания эта легенда под собой не имеет. Так что ранее XIV в. родословная Романовых не простирается.

У Андрея Кобылы было пятеро сыновей – Семён Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гаврила Гавша и Фёдор Кошка, четверо из них оставили большое потомство, от которого пошло несколько известных русских дворянских родов, таких как Шереметевы, Колычёвы, Боборыкины, Лодыгины, Коновницыны, Епанчины, Неплюевы, Яковлевы, Сухово-Кобылины и другие. Так что среди потомков Андрея Кобылы есть и митрополит Филипп (Колычёв), убитый при Иване Грозном, и петровский фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев, и генерал Пётр Петрович Коновницын, и изобретатель электрической лампы накаливания Александр Николаевич Лодыгин, и драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин, и писатель и общественный деятель Александр Иванович Герцен, и многие другие выдающиеся люди. От младшего сына Андрея Кобылы Фёдора Кошки происходят Романовы.

Потомки Кошки находились на службе у московских князей, занимая значимое положение при дворе. Более того, Кошкины породнились и с некоторыми ветвями династии Рюриковичей.

Ко времени Ивана Грозного собственно фамилия Романовых ещё не сформировалась, потомки внука Фёдора Кошки – Захария Ивановича, прозывались Захарьиными, его сын Юрий был отцом Романа Юрьевича Захарьина, а уже от имени Романа образовалась фамилия Романовы. По сути, это всё были родовые прозвища, происходившие от отчеств и дедичеств. Роман Юрьевич Захарьин, которого часто и совершенно неверно называют боярином (этого чина он не имел), был отцом Анастасии Романовны, в 1547 г. ставшей первой женой Ивана Грозного. Это был очень важный брак, поскольку Анастасия Романовна стала первой русской царицей.



ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СМУТЫ

После смерти Ивана Грозного престол унаследовал его сын от царицы Анастасии – Фёдор Иванович. Федор был практически неспособен управлять государством.Дядя нового царя, воевода Никита Романович Захарьин-Юрьев, стал одним из пяти своего рода регентов Московского государства, составивших верховную думу при царе Фёдоре, не слишком способном к самостоятельному правлению. Однако Никита Романович вскоре скончался в иночестве и старшими в роду Романовых оказались его сыновья – двоюродные братья Фёдора Ивановича, среди которых выделялся Фёдор Никитич Романов, впоследствии московский патриарх Филарет, отец Михаила Фёдоровича.Царем должен был стать его младший брат – Царевич Димитрий. Но боярин Борис Годунов; брат Царицы Ирины, подослал наемных убийц, которые лишили жизни девятилетнего отрока.
И постепенно вся власть сосредоточилась в руках боярина Бориса Годунова (1598-1605). Годы его правления совпадают с первым периодом «смутного времени» —

Ещё при жизни царя Фёдора Борис Годунов, , оттеснил от государственного управления всех своих возможных конкурентов, а когда сам стал царём, жестоко расправился с родом Романовых. по ложному навету Романовых обвинили в злом умысле на жизнь царя. В монашество были пострижены родители Михаила Фёдоровича, его дяди отправлены в заточение в дальние места, а сам Михаил, который был тогда ещё маленьким мальчиком, тоже оказался фактически в ссылке на попечении своей тётки.
.

Вскоре после смерти Ивана IV польско-литовские феодалы начали подготовку к войне против России. Польский престол занял король Сигизмунд III, воспитанник ордена иезуитов. Подстрекаемый римским папой, он надеялся добиться введения на Руси католической религии, лишить ее независимости. Годунову удалось заключить 15 - летнее перемирие с Польшей, укрепить южные границы; заставив феодалов Крыма подписать мир с Россией. В результате успешной войны со Швецией России был открыт доступ к Балтийскому морю. Основанный в 1584 г. на
севере, в устье Двины город Архангельск стал центром торговли с Англией и Нидерландами.Но вскоре на Западе объявился первый Лжедмитрий – дьяк-расстрига Григорий Отрепьев, которого многие города признали законным Царем, чудом выжившим сыном Царя Иоанна IV. Сын и наследник Годунова Царь Феодор Борисович, а также его мать были задушены агентами Лжедмитрия. И хотя Годунов занял Царский престол коварством, однако избрал его Земский собор, потому и убийство его наследника было цареубийством.
Иван Тимофеев (Семенов), современник смуты, анализируя ее причины в своем «Временнике», главной из них выставляет убийство Царевича Димитрия: «Его же крове ради единоя, мню, от смерти и вся лете ныне Росийска земля всяко от бед потрясаема, и едина в земли Господска кровь многими кровьми мщаема бе». Тот же автор указывает и на «стекшиися в нас прочие злобы». Несколько ниже он указывает и на социальные причины катастрофы – «безсловесное молчание» и «самопослушание».

Выход из смуты все благочестивые люди того времени видели во всенародном покаянии, которое впоследствии действительно привело к освобождению Руси от польской оккупации.

КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДОВАЛИ ПОЛЯКИ-ИНТЕРВЕНТЫ?

Отметим, что Речь Посполитая, помимо физического порабощения русского народа, хотела обратить его в католическую ересь. И, когда появился Лжедмитрий, папа решил воспользоваться им в своих целях. Самозванец был обласкан нунцием, который получил от него подписку за себя и за Россию с обещанием подчиниться папе. Позже Лжедмитрий был тайно присоединен к римской лжецеркви, что тщательно до времени скрывалось.

ЛЖЕДМИТРИЙ I НА РОССИЙСКОМ ПРЕСТОЛЕ

Лжедмитрий с добровольцами из ляхов и запорожских казаков 16 октября 1604 года двинулся в поход на Москву. Перемышль, Чернигов, Белгород и другие южнорусские города присягнули ему на верность, также приняло присягу русское войско, и Москва признала самозванца законным Царем. В июне 1604 года он прибыл в первопрестольный град. Вот как митрополит Макарий (Булгаков) описывает это событие: «20 июня он торжественно въехал в свою столицу при колокольном звоне у всех церквей и при безчисленном стечении народа. На Лобном месте встретили нового государя митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный Собор с крестами, иконами, хоругвями и при пении священных песней, но тут же, к изумлению православных, играли литовские музыканты и своими трубами и бубнами заглушали церковное пение. Самозванец сошел с коня, приложился к святому кресту и иконам и вслед за духовенством вступил в Кремль и в кремлевские соборы, Успенский и Архангельский, но ввел за собою туда же и многих еретиков, ляхов и венгров, что не могло не показаться народу осквернением святыни».

Патриарха Иова, предупреждавшего народ об угрозе Православию от лжецаря, также заставляли признать его истинным Государем, но Святитель ответил отказом, за что был сослан в Старицкий монастырь под Тверь. На его место избрали сочувствовавшего унии с Ватиканом грека Игнатия.

Когда самозванец утвердился на московском престоле, латиняне напомнили ему о данных им обещаниях присоединить русский народ к римской «церкви», и Лжедмитрий начал делать первые осторожные шаги.

Однако русские стали негодовать на самозванца за его пристрастие к иностранцам, за пренебрежение ко всему русскому, а состоявшееся позже венчание на католичке Марине Мнишек и наглые действия прибывших с ней поляков были последней каплей, переполнившей чашу народного терпения.

ВОССТАНИЕ И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСКИЙ ПРЕСТОЛ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Самозванец назначил 18 мая 1606 года днем, в который он разом покончит со всеми русскими боярами, дворянами, воеводами и стрельцами, заманив их в ловушку. Но 17 мая боярин Василий Шуйский поднял народное восстание, и Лжедмитрий был убит. Сопровождавшие его иезуиты, патеры и польские солдаты тоже были убиты, а оставшиеся в живых покинули Россию.

19 мая 1606 года сторонники Шуйского на Красной площади провозгласили его Царем. Затем был выбран Патриарх: им стал Ермоген, митрополит Казанский.

Вскоре по приказу Царя и Патриарха из Углича в Москву перенесли святые нетленные мощи Царевича Димитрия, и невинно убиенного отрока причислили к лику святых. Также был назначен всеобщий трехдневный строгий пост. Из Старицы на царской карете в столицу доставили престарелого Патриарха Иова, и вместе с Патриархом Ермогеном они приняли всенародное покаяние и разрешили народ от грехов цареубийства и клятвопреступления. Значение этих мер трудно переоценить. Они стали переломным моментом в преодолении смуты, до конца которой, однако же, было еще далеко.


ЛЖЕДМИТРИЙ II – «ТУШИНСКИЙ ВОР»

Не желая расставаться с идеей о Лжедмитрии, иезуиты отыскали в Шклове некоего учителя Богданку, и 1 августа 1607 года он явился в Стародубе. 1 июня 1608 года Лжедмитрий II со своим войском оказался уже у стен Москвы. Взять штурмом столицу ему не удалось, и он расположился лагерем в селе Тушине, отчего получил прозвище «Тушинский вор».
Но 1610 году талантливый русский воевода Михаил Скопин-Шуйский разбил тушинский лагерь, к этому времени уже не имевший прежней силы. Люди начали думать, что смуте пришел конец.

ВСТУПЛЕНИЕ В БОРЬБУ ЗА ВЛАСТЬ КОРОЛЯ СИГИЗМУНДА И ОККУПАЦИЯ МОСКВЫ

Но в этот момент в борьбу за власть вступает польский король Сигизмунд. Против Царя Шуйского составилась сильная партия во главе с боярином Захаром Ляпуновым, его насильно свели с престола и постригли вместе с женой в монашество, а затем отправили в Польшу, где Шуйский и скончался.

Государством стала управлять боярская дума, получившая в народе название «семибоярщины». Вскоре встал вопрос о замещении пустующего царского престола. Бояре, ратующие за воцарение польского королевича Владислава, склонили к своему желанию Патриарха. Но святитель Ермоген выставил условием обязательное принятие Владиславом святого Крещения в Православной Церкви. Сигизмунд, отец Владислава, отверг это предложение и потребовал, чтобы Царем признали его самого. В ночь с 20 на 21 сентября 1610 года боярское правительство тайно впустило в Москву и в Кремль польские войска. Вскоре оккупанты выгнали из Китай-города и Белого города дворян и купцов, заняли их дома, запретили москвичам носить оружие, устроили костел в доме Бориса Годунова; начались грабежи и вымогательства денег, убийства, насилия.

Русские стали подниматься на борьбу за Православие и Родину. Патриарх Ермоген разрешил народ от присяги, данной королевичу Владиславу, и призвал: «Мужайтеся и вооружайтеся и совет между собой чините, как бы нам от врагов избыти. Время подвига пришло!»
Минин и Пожарский
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО И ВТОРОГО НАРОДНЫХ ОПОЛЧЕНИЙ

Первоначально было собрано ополчение под командованием рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, однако врагам удалось поссорить его с казаками, и они зарубили воеводу. Но встревоженные поляки и изменники уже приступили к Патриарху Ермогену. Боярин Салтыков со своими сообщниками обратился к Святителю: «Ты писал по городам, велел идти к Москве, теперь напиши, чтобы не ходили». Тот мужественно отвечал: «Напишу, чтоб возвратились, если ты и все находящиеся с тобой изменники и королевские люди выйдите вон из Москвы. Если же не выйдете, то благословляю всех довести начатое дело до конца, ибо вижу попрание веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей и не могу более слышать пения латинского в Москве».

Священномученик был взят под стражу и заключен в Чудовом монастыре, откуда продолжал писать воззвания. Одна из этих грамот достигла Нижнего Новгорода. В то же время земскому старосте Косме Минину трижды явился преподобный Сергий Радонежский и приказал собирать ополчение.
Из книги протеиерея Александра Соколова "Князья Пожарские и нижегородское ополчение" (Н.Новгород, 2005):

По Промыслу Божиему, Минину, человеку чистой жизни и веры, несколько раз было
видение преподобного Сергия Радонежского, «игумена Русской земли», понуждавшего Косму
поднять народ на борьбу и спасти Православную веру. Об этом слышал в Троице-Сергиевом
монастыре «от самого архимандрита Дионисия из уст его» монах Симон Азарьин, автор
«Книги о новоявленных чудесах Преподобного Сергия», изданной в 1654 году. Архимандриту
Троице-Сергиева монастыря Дионисию поведал об этом, вероятно, сам Минин. Много позже
рассказ был опубликован в материалах сборника «Действия Нижегородской губернской
ученой архивной комиссии (НГУАК)» (1913)[73]. Приведем здесь фрагмент:
«Был человек благочестивый в Нижнем Новгороде именем Козма Минин, ремеслом же
мясник, жил благочестивой жизнью, и в целомудрии и прочих добродетелях жизнь свою
проводил. Поэтому во многом и от дружбы своей (с другими) отходил, любя безмолвие,
всегда имел Бога в сердце своем. Однажды же ему, спящему в комнате своей, явился
Чудотворец Сергий, повелевая ему собирать казну и (ею) воинских людей наделять,
(чтобы) идти на очищение Московского государства. Он проснулся во многом страхе и
помышлял, что не его дело воинским устроением заниматься. И не придал виденному
значения (в небрежение положив). И было ему видение второй раз (вторицею), и снова
остался он при своем мнении (и паки небреже). Через малое время (после этого) является
ему Преподобный Сергий и говорит ему с прещением (с угрозами): “Не говорил ли тебе об
этом, что есть (Божие) изволение праведных судеб Божиих помиловать православных
христиан и от многого мятежа в тишину привести. Сего ради нужно тебе казну собрать
и ратных людей наделить, да очистят (они) с Божией помощью Московское государство от
безбожных поляков и прогонят еретиков”. И еще ему прирече (дополнив): “Если старейшины
в таковое дело не внидут, то более юные начнут творити, и начинания их — дело благо
будет и в доброе совершение приидет”.

И яко бы наказав, остави его (Преподобный Сергий) и невидим стал. Проснувшись в
трепете и великом ужасе, (Минин) думал, что все его чрево изгнетено (воспалено), и
ходил, болезнуя чревом и молясь Преподобному Сергию о исцелении и каяся о своем
непослушании (небрежении) и обещеваяся повеленная им исполнить».
подчёркнутый

Верой и отвагой русские одолели смуту «Нижегородское видение стало прямым катализатором активных действий, – пишет доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. – Везде, где стало о нем известно, устанавливался строжайший трехдневный пост. Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо высших властей. Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакцией на Нижегородское видение. И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению. И именно на фоне этого духовного прорыва происходило формирование Второго земского ополчения».
На борьбу с польскими интервентами поднимается русский народ, и начинается третий — национально-освободительный период «смутного времени» (1610-1613).Создаются отряды народного ополчения, во главе которых: рязанский служилый человек П. Ляпунов, князь Трубецкой и казачий предводитель И. Заруцкий. Они преследуют цель — изгнать из Москвы поляков и восстановить православную
монархию. Однако первое ополчение своих главных задач не решило, попытки взять Москву закончились неудачей, и оно перестало представлять реальную военную силу.
Так, осенью 1611 года, началось формирование земского ополчения и сбор средств. по инициативе земского старосты К.Минина и князя Д.Пожарского. было создано второе ополчение в Нижнем Новгороде. Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский.
ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ И ОКОНЧАНИЕ СМУТЫ

Осенью ополчение подошло к Москве. Началась осада Кремля и Китай-города. Китай-город полностью выгорел от пушечного обстрела, а Кремль, после упорного сопротивления, был взят 22 октября. Ополчение сломило сопротивление польских интервентов, освободив в
столицу России.В этот день установлено празднование пребывавшей в ополчении Казанской иконе Божией Матери.

В завершение нашего повествования приведем слова митрополита Иоанна (Снычева): «Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России – возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны».
В результате Смуты страна была очень сильно ослаблена. Множество городов (среди которых и столица – Москва) были разорены, практически прекратилась торговля, перестала существовать армия, были уничтожены все институты государства, которые новому царю Михаилу пришлось создавать заново. Тяжелые потери Россия понесла и во внешнеполитической сфере. Были утрачены стратегически важные пограничные земли с крепостями Смоленском и Черниговом, и в результате на всем протяжении западной границы, Россия оказалась фактически беззащитной. Менее значимой, хотя и не менее болезненной была утрата выхода в Балтийское море. По меньшей мере еще полстолетия Россия преодолевала последствия Смуты.


Освобождение Москвы от поляков



Перед временным правительством «Советом всея земли» встала задача восстановления государственной власти и возвращения русских земель, ещё находившихся под властью поляков и шведов. Это восстановление мыслилось руководителями ополчения в традиционной для того времени форме – монархии. Перед страной встал сложный вопрос избрания нового монарха, чью кандидатуру поддержали бы все основные политические силы и простое население страны. Для этого необходим был созыв Земского собора с самым широким представительством.
Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого были разосланы Мининым и Пожарским В города и уезды были посланы грамоты с указом о выборах представителей от разных слоев русского народа. После двухмесячной подготовки в январе 1613г. начал свою работу Земский собор Формально были выдвинуты три кандидатуры: польского королевича Владислава, шведского Карла Филиппа и 16-летнего Михаила Романова. «Призывные грамоты» обязывали провинциальных воевод и дьяков провести выборы на Земский собор из различных групп населения. Такие указания были получены в Нижнем Новгороде, Астрахани, Казани, городах Сибири и других городах и местностях. В этой связи, созванный Земский собор, по мнению современных исследователей, был наиболее многочисленным (свыше 800 человек) и представительным по составу (не менее из 58 городов) в сравнении с предшествующими³.

В конце 1612 г. на собор в Москву съехались выборные представители разных сословий России. Разумеется, прежде всего, это были бояре, дворяне, церковнослужители. Но были представлены также посадские люди, впервые в истории соборов – донские казаки и черносошные (лично свободные) крестьяне. Считается, что интересы крепостных и холопов представляли собственники земель.

Заседания собора открылись в Москве в первой половине января 1613 г., несмотря на то, что к этому времени не успели съехаться все участники, особенно из северных и заволжских уездов. Вопрос об избрании царя решался в обстановке острой избирательной борьбы: среди участников собора были сторонники русского, польского и шведского выбора, в том числе и те, кто сотрудничал с интервентами и самозванцами.
Земский собор 1613 года
Претенденты, как и во время избрания Бориса Годунова в 1598 г. вновь обращались за поддержкой к московским служилым и тяглым людям, изучали общественное мнение в провинции, вели переговоры с соперниками, апеллировали к различным примерам из истории. Избирательная борьба и выборная агитация свидетельствует о росте политического самосознания в Русском государстве.
Всё складывалось непросто, нелинейно. На соборе звучали имена нескольких претендентов. Практически сразу были отвергнуты: сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Иван, прозванный Ворёнком (несмотря на то что Марина была вполне законной русской царицей, она считалась женой самозванца, об этом помнили). Были отвергнуты иностранные принцы – Владислав (сын короля Речи Посполитой Сигизмунда III), призванный на русский престол Семибоярщиной, и Карл-Филипп, сын шведского короля, претендент на престол занятого шведами в ходе Смуты Новгорода...
Оба принца были настоящего царского «корня», но участники собора всё-таки решили выбирать царя из представителей русских родов
С точки зрения ментальности того времени важно, что прежде, чем приступить к избранию нового царя, был назначен строгий трёхдневный пост и моления. Это мало упрощало ситуацию. Только российских претендентов было около 10 человек, в том числе представители старых княжеских фамилий, связанных с Рюриковичами и Гедеминовичами: Ф. И. Мстиславский и В. В. Голицын. Называли также и руководителя народного ополчения князя Д. М. Пожарского и князя Д. М. Трубецкого, тесно связанного с казаками.
В такой ситуации переговоры могли зайти в тупик. Именно тогда и возникла во многом компромиссная кандидатура М. Ф. Романова, который хотя и косвенно (как внучатый племянник Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного) был связан с династией Рюриковичей. Причиной этого было не столько то, что Михаил Романов был совсем юным человеком (на тот момент ему исполнилось 16 лет), которым можно было бы управлять, или что он стоял вне боровшихся за власть придворных группировок, сколько родственная связь Михаила Фёдоровича и Романовых с царём Фёдором Ивановичем. Вот на это обращали внимание. Фёдор Иванович считался тогда последним «законным» московским государем, по­следним представителем настоящего царского «корня».
В 1611 году Патриарх Гермоген, призывавший сынов Церкви к защите Отечества, настаивал на избрании Царя из русских, убеждая к тому примерами из истории; но он уморен был за этот призыв голодом, жизнь его угасла 17 февраля 1612 года, но он скончался с именем Михаила, указав, кто должен быть Царём.

К концу 1612 года Москва и вся средняя Россия, извещённая вождями народного ополчения, торжествовала своё спасение и, торжествуя, вспомнила предсмертный завет патриарха Гермогена - 21 февраля 1613 года единодушный выбор в Цари пал на Михаила Фёдоровича Романова, сына бывшего ростовского митрополита Филарета Никитича, томившегося ещё тогда в неволе у поляков и возвратившегося оттуда лишь в 1619 году.


Его личность и время правления идеализировались, а сам он воспринимался символом той прерванной традиции, к которой и следовало вернуться теперь. Недаром зем­ское ополчение чеканило монеты с именем Фёдора Ивановича, к тому времени уже 15 лет как умершего. Михаил Фёдорович был племянником царя Фёдора – он являлся своего рода «реинкарнацией» Фёдора, продолжением его эпохи. И хотя прямого родства с Рюриковичами у Романовых не было, большое значение имели как раз свойственные и родственные связи через браки, своего рода родство «горизонтальное» – что называется, ближний родственный круг семьи. Прямые же потомки Рюриковичей, будь то князья Пожарские или князья Воротынские, не воспринимались как часть царского рода, а только как подданные царской династии, своим царским статусом возвысившиеся над своими однородцами.

Именно поэтому Романовы и оказывались наиболее близкими родственниками последнего из московских Рюриковичей, а старшим среди потомков Никиты Романовича (не по возрасту, а по генеалогической принадлежности к старшей ветви) был именно Михаил Фёдорович. Романова, сына бывшего ростовского митрополита Филарета Никитича, томившегося ещё тогда в неволе у поляков и возвратившегося оттуда лишь в 1619 году.До сих пор конкретная история выборов царя на Земском соборе 1613 года не вполне ясна. Однако, судя по свидетельствам ряда источников, исход выборов решили не столько знатные бояре, сколько представители более низких социальных слоёв, в том числе казаче­ства, бурно поддержавшего Романовых и Михаила. Таким образом, Михаила Фёдоровича с полным правом можно назвать «всенародным» царём. Именно представитель донских козаков и выкрикнул имя Михаила Романова. С казаками после Смуты было принято считаться. Позднейшие льготы донскому казачеству от династии Романовых связаны, в том числе, и с этим событием. Не случайно, решив выбор Михаила Романова, собор отложил оглашение избрания на две недели, до 21 февраля.Смута научила русских людей быть осторожными. Первым делом великого Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова на русский Престол, было отправление к новоизбранному Царю посольства. ЦАРСТВО ЦАРЯ ГОСУДАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА ВСЕЯ РУСИИ В ЛЕТО 7121

Приидоша же изо всех городов, из монастырей к Москве Митрополиты, Архиепископы и изо всех чинов всякие люди, и начаша избирати Государя, и многое было волнение всяким людям, кийждо бо хотяше по своей мысли деяти, и кийждо про кого говоряше, не вспомянув бо Писание, яко Бог не токмо царство, но и власть кому хочет, тому даст, и кого Бог призовет, того и прославит. Бывшу же волнению великому, и никто ж не смеяше проглаголати еже что кто и хотяше сделати, коли Богу чему не повелевшу, и не угодно Ему бысть. Богу же призревшу на православную Христианскую веру, и хотящу утвердити на Российском государстве благочестивый корень, якоже издревле Израилтейскому роду царя Саула: тако убо и на наши слезы призре Бог, и даде нам праведного Государя; род бо праведных благословится, рече Пророк: и семя бо их в благословении будет. Тако благослови Бог и прослави племя и сродство Царское достохвальнаго и Святого блаженныя памяти Царя, Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея России племянника, благоверного и Богом избранного, и Богом соблюдаемого от всех скорбей Царя, Государя, и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, сына Великобоярскаго рода, Боярина Феодора сына Никитича Юрьева, и положися во все люди мысль, не токмо в Велможи, или в служилые люди, но и в простые все православныя Хриетияны и в сущие младенцы; и возопиша все велегласно, что любовен нам на Московское государство Михаила Феодорович Юрьев. В той же день бысть радость велия на Москве, и пойдоша в Соборную церковь Пречистыя Богородицы, и пеша молитвы со звоном и со слезми, и бяше радость велия, яко из тьмы человецы изыдоша на свет; и кто может судьбы Божия испытати; инии убо подкупахуся, и засылаху, хотяше взойти на такую степень. Богу же тако не изволившу. Он же благочестивый Государь того и в мыслях не имеяше и не хотяше, бывшу убо ему в то время у себя в вотчине, и не ведавшу того, да Богу он угоден бысть, и за очи помаза его Бог елеем святым, и нарече его Царем.
подчёркнутый
из «Летописи о многих мятежах» Отправляя посольство, собор не знал, где находился Михаил, и потому в данном послам наказе говорилось: "Ехать к Государю Михаилу Фёдоровичу царю и великому князю всея Руси в Ярославль". Прибыв в Ярославль, посольство здесь только узнало, что Михаил Фёдорович живёт со своей матерью в Костроме; не медля, двинулось оно туда, вместе со многими и ярославскими гражданами, присоединившимися уже здесь
Ипатьевский монастырь близ Костромы.1861
.
Только после этого в Кострому Ипатьевский монастырь, было направлено посольство Узнав об этом, поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

Колыбель династии Романовых
Рождество-Богородицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме. Слева видно крыльцо Троицкого собора, справа - колокольня.
Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).
13 марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому;14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя.[2] Михаил и сам долго колебался[3]. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол[2]. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству»
Они от лица всей русской земли просили Михаила на царство. Земский собор обратился к избраннику с такими словами: «Всяких чинов всякие люди бьют челом тебе, великому государю, умилиться над остатком рода христианского, многорасхищенное православное христианство Российского царства от растления сыроядцев, от польских и литовских людей, собрать воединство, принять под свою государеву паству, под крепкую высокую свою десницу, всенародного слезного рыданя и не призреть, по изволению Божию и по избранию всех чинов людей на Владимирском и на Московском государстве и на всех великих государствах Российского царствования государем царем и великим князем всея Руси быть и пожаловать тебе, великому государю, ехать на свой царский престол в Москву и подать бы нам благородием своим избаву от всех находящих на нас бед и скорбей, а как ты. государь, на своем царском престоле будешь на Москве, то, послыша про твой царский приход, литовские люди и все твои государства недруги будут в страхе, а Московского государства всякие люди обрадуются».4 19-го посольство , убедив Михаила принять царскую корону, выехало вместе с ним из Костромы, и 21-го числа все прибыли в Ярославль. Здесь все ярославцы и съехавшиеся отовсюду дворяне, дети боярские, гости, люди торговые с жёнами и детьми встретили нового Царя с крестным ходом, подносили ему образа, хлеб с солью, богатые дары.
Местом своего здесь пребывания Михаил Фёдорович избрал древний Спасо-Преображенский монастырь. Здесь в кельях архимандрита, жил он со своей матерью инокиней Марфой и временным Государственным советом, который составляли князь Иван Борисович Черкасский с другими вельможами и дьяк Иван Болотников со стольниками и стряпчими. Отсюда 23-го марта послана была и первая от Царя грамота в Москву, извещавшая Земский собор о согласии на принятии царского венца. Наступившее затем тёплое время и разлитие рек задержало юного Царя в Ярославле "до просухи". Получив здесь сведение, что шведы из Новгорода идут к Тихвину, Михаил Фёдорович отсюда же отправил князя Прозоровского и Вельяминова защищать этот город, а в Москву послал указ отрядить войска против Заруцкого, который, ограбив украинские города, с толпой мятежников и Мариной Мнишек шёл к Воронежу. Наконец 16 апреля, помолясь Ярославским Чудотворцам и приняв благословение от Спасского архимандрита Феофила, сопровождаемый благими пожеланиями народа, при колокольном звоне всех церквей Михаил Фёдорович оставил гостеприимную обитель, в которой прожил 26 дней.
По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.
Успенский собор Московского кремля
Вскоре по прибытии своём в Москву, в том же 1613 году, Михаил Фёдорович прислал Спасскому монастырю три жалованные грамоты, вследствие чего благосостояние монастыря, много пострадавшего во время польского разгрома, улучшилось. И во всё время своего царствования Государь постоянно питал к Ярославлю расположение и вспоминал место временного своего пребывания. Доказательством этому служат ещё 15 жалованных грамот, данных тому же монастырю. Красные ворота
через которые традиционно следовал коронационный кортеж
Венчание на царство — церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царства носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания — «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям». Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный (1547 год).Помазания на царствоэтот обряд не предусматривал. В 1561 г. греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий).[2]

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён смиропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.
ЧИН МИРОПОМАЗАНИЯ ЦАРЕЙ РУССКИХ ПРИ ВЕНЧАНИИ ИХ НА ЦАРСТВО
Придворный протоиерей Дмитрий Соколов

Венчание на царство Феодора Иоанновича (31 мая 1584) было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного».
Держава императорская ,1762
Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо
Васнецов,в Московском кремле,акварель
Грановитой палаты.
Венчание на царство Царя Михаила Федоровича
Церемония венчания Михаила Фёдоровича на царство проходила в Московском Кремле 11 июля 1613 года –[/B] по старому стилю, разумеется. Показательно, что она стала своего рода некоторым «примирением» других претендентов. В ней участвовали «главные герои» предшествующих событий. Дядя нового царя и его ближайший родственник Иван Никитич Романов, входивший в Семибоярщину, держал блюдо из-под царского венца. Князь Трубецкой, возглавлявший Земское ополчение, то есть правительство, освободившее Москву, нёс царский скипетр. Князь Пожарский, второй глава земского правительства, – державу. А князь Мстиславский, глава правительства «переходного периода» и старший боярин в Думе, выполнял самую почётную роль – он осыпал нового государя золотыми монетами. Так был достигнут окончательный «консенсус» вокруг фигуры Михаила Фёдоровича. С консолидации тогдашнего общества вокруг неё и началось более чем трёхсотлетнее правление династии Романовых. Торжества длились три дня. Царь дал, по свидетельству ряда современников, крестоцеловальную запись, что обязуется не править без Земского собора и Боярской думы (подобно Василию Шуйскому). Соборная Грамота, разосланная во все концы русской земли,гласила:ЗАПИСЬ, РАЗОСЛАННАЯ ОТ МОСКОВСКОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА ВО ВСЕ РОССИЙСКИЕ ГОРОДА ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ПО ОНОЙ ВСЯКОГО ЧИНА И ЗВАНИЯ ЛЮДЕЙ К ПРИСЯГЕ В ВЕРНОСТИ ИЗБРАННОМУ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ГОСУДАРЕМ МИХАИЛУ ФЕОДОРОВИЧУ
1613, в феврале.


Целую сей Святый Животворящий Крест Господень Государю своему Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Русии, и его Царице и Великой Княгине и их Царским детям, которых им Государям Бог даст, на том:
Служити мне ему Государю своему и прямить и добра хотеть во всем безо всякия хитрости; а опричь его, Государя, на Владимирское и на Московское Государство и на все Великия Государства Российского Царствия иного Государя из иных Государств, Литовского и Немецкого Короля и Королевичев и Царей и Царевичев из иных земель, и из Руских родов никого, и Маринки и сына ея на Московское Государство не хотети и Государства под ним Государем не подыскивати. А где велит Государь быти на своей Государеве службе, и мне, будучи на его Государеве службе, ему Государю служити, и с недруги его с Крымскими и с Ногайскими и с Литовскими и с Немецкими людьми и с изменники битися за него Государя, не щадя головы своей до смерти, и в Крым и в Литву и в Немцы и в иныя ни в которыя Государства не отъехати, и с изменники его Государевы не ссылатись, и ни в чем ему Государю не изменити никоторыми делы и никоторою хитростию и к воровству ни к которому не пристать.

Также мне во всем Государева Царева и Великого князя Михаила Феодоровича всея Русии здоровья оберегати и ему Государю никоторого лиха не мыслити; а где уведаю или услышу на Государя своего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии в каких людях скоп или заговор или иной какой злой умысл, и мне за Государя своего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии с теми людьми битись, и будет мочь сяжет, и мне их переимае привезти ко Государю; а будет за которыми мерами тех людей поимати не мочно, и мне про тот скоп и заговор сказати Государю или его Государевым боярам и ближним людям.
Также мне, кто не станет Государю Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Русии служить и прямить, и мне с ними битися, что с неприятели своими, до смерти.

Также мне самоволством, без Государева Царева и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии указу и ведома, ничего не делати, и скопом и заговором ни на кого не приходити, и никого не грабити и не побивати, и никакого дурна никому не чинити, и во всем ему Государю своему Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Русии служити и прямити и добра хотети безо всякия хитрости, по сему крестному целованью.
Целую сей Святый Животворящий Крест Господень на том на всем, как в сей записи писано
подчёркнутый. По иным данным, такой записи Михаил не давал и в дальнейшем, начать править самодержавно, никаких обещаний не нарушил.
Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Об этом периоде историк Н. И. Костомаров говорит следующее: «Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать».

Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.. В первые годы после избрания Михаила царем главной задачей было окончание войны с Речью Посполитой и Швецией. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Однако из подчинения России вышла Ногайская Орда, и хотя правительство Михаила ежегодно посылало в Бахчисарай дорогие подарки, набеги продолжались.Россия в конце 1610-х была в политической изоляции. . Чтобы выйти из нее, была сделана безуспешная попытка женить молодого царя сначала на датской принцессе, затем на шведской. Получив в обоих случаях отказы, мать с боярами женили Михаила на Марии Долгоруковой (?–1625), но брак оказался бездетным. Второй брак 1625, с Евдокией Стрешневой (1608–1645), принес Михаилу 7 дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и 2 сыновей, старшего Алексея Михайловича (1629–1676, царствовал 1645–1676) и младшего, умершего во младенчестве Василия.

В первые годы по воцарении Михаила Фёдоровича, до окончательного заключения мира с Польшей, Ярославлю с окрестностями и соседними городами нередко ещё приходилось переносить большие от поляков беспокойства, и в 1615 году Ярославль опять стал сборным пунктом для войск, снаряжавшихся против Лисовского, тревожившего тогда Угличь, Кашин, Бежецк, Романов, Пошехонье и окрестности Ярославля. В 1617 году Ярославль пребывал в опасности от запорожских казаков, посланных сюда из-под Троицкой лавры польским королевичем Владиславом, снова надумавшим было искать русского престола. Отсюда прогнал их "с большим уроном" боярин Иван Васильевич Черкасский.
Историческое значение выборов царя
С избранием Михаила Романова династический кризис закончился. Преодоление Смуты, легитимность царя обусловили подъём экономики, рост числа городов (к концу века - 300), стремительное продвижение русских людей к Тихому океану. Усиливалась специализация сельского хозяйства, складывалось мелкотоварное производство, расширился обмен товарами между отдельными районами страны, постепенно создавалась единая экономи .В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету — «Вестовые письма». В 1631—1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

Важнейшей задачей внешней политики России в 1620–1630-е была борьба за воссоединение западнорусских, белорусских и украинских земель в едином Русском государстве. Первая попытка решить эту задачу в ходе войны за Смоленск (1632–1634), начавшейся после смерти польского короля Сигизмунда в связи с притязаниями его сына Владислава на русский престол, закончилась неудачно. После нее по приказу Михаила в России развернулось строительство Большой засечной черты, крепостей Белгородской и Симбирской черты. В 1620–1640-х были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.
Михаил ввел в 1637 срок поимки беглых крестьян до 9 лет, в 1641 увеличил его еще на год, вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах. В его правление было начато создание регулярных воинских частей (1630-е), «полков нового строя», рядовой состав которых составляли «охочие вольные люди» и беспоместные дети боярские, офицерами были иностранные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.


Выборы царя и земские соборы способствовали повышению роли сословий в управлении государственными делами. Их деятельность мотивировала рост общественного самосознания, оформила и укрепила систему государственного управления в центре и на местах, подготовила условия для перерастания сословно-представительной монархии в абсолютистскую.

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле. И больше никто не будет думать, что царя можно избрать. К середине XVII века сословно-представительная монархия будет переживать кризис, соборы утратят свое значение. Вместо них станут проходить совещания правительства с представителями отдельных сословий при царе, всё чаще принцип выборности заменялся принципом должностного делегирования.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции. В Кремле в 1624 появилась Филаретовская звонница (мастер Б.Огурцов), над Фроловской (Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены часы с боем (мастер Х.Головеев). С 1633 в Свибловой башне Кремля установлены машины для подачи воды из Москвы-реки (получила наименование Водовзводной). В 1635–1937 на месте парадных покоев был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский, церковь Ризоположения. В Москве появились предприятия по обучению бархатному и камчатному делу – Бархатный двор, центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором на левом берегу Москвы-реки, за Новодевичьим монастырем. Народное предание сохранило память о Михаиле как большом любителе цветов: при нем в Россию были впервые завезены садовые розы.

В Зарядье, на территории двора бояр Романовых, Михаил повелел основать мужской Знаменский монастырь. К этому времени он уже сильно «скорбел ножками» (не мог ходить, его возили в возке). От «многого сидения» организм царя ослаб, современники отмечали в нем «меланхолию, сиречь кручину».

Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

* * *

Посетителям нашего портала будет также интересно прочитать Грамоту Земского собора во Владимир об избрании Михаила Федоровича Царем от 25-го февраля 1613 г.

В Володимер архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и столнику и воеводе господину Тимофею Василевичу Измайлову и дворяном, и детем боярским, и стрелцом, и казаком, и гостям, и посадским и уездным всяким людям великого Московского государства Ростовский митрополит Кирил и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены и великих обителей честных монастырей старцы, которые собраны для царского обирания к Москве, и бояре, и околничие, и чашники, и столники, и стряпчие, и дворяне, и приказные люди, и дети боярские, и головы стрелецкие, и сотники, и атаманы, и казаки, и стрелцы, и всякие служилые люди, и гости московские, и торговые люди всех городов, и всякие жилецкие люди челом бьют.

Ведомо, господа, вам всем, как в Российском государстве царской корень пресекся и после того были избранные государи, а последней был на Московском государстве царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии. И по общему земскому греху, а по зависти дияволи, многие люди его, государя, возненавидели и от него отстали; и учинилась в Московском государстве рознь. И царя Василия от государства отставили. И, послыша то полской и литовской король, злым своим умыслом состався с богоотступники, с Михалком Салтыковым с товарищи, прислал под Москву гетмана Желтовского, а велел договариватца, будто он для успокоения Московского государства дает на Московское государство царем сына своего Владислава. И Московским государством завладел обманом, а хотел к Польше и к Литве в подданстве учинить и церкви Божия разорити и святую нашу непорочную христианскую веру греческого закона попрати и учинити в Росииском государстве свою проклятую латынскую веру; и по своему злому умыслу царствующий град Москву разорили и святыя Божия церкви осквернили и обругали и разорили, и многонародное множество без числа побили. И по милости Божий, собрався бояре и воеводы князь Дмитрей Тримофеевич Трубецкой да столник воевода князь Дмитрей Михайлович Пожарской Московского государства со всякими ратными людми, царствующий град Москву от польских и от литовских людей очистили, и ныне многие церкви Божия в прежнюю лепоту облеклися и Божие имя в них славитца по прежнему, а царской престол вдовеет, а без государя нам всем быти ни на малое время немочно. И бояре и воеводы всею землею писали к вам, чтоб вы для государского обирания ехали к Москве. И выборные люди для государского обирания из Замосковных и из Поморских и из Украинных городов всяких чинов люди для государского обирания к Москве съехались и живут на Москве долгое время. А без государя Московское государство ничем не строитца, и воровскими заводы на многие части разделяетца, и воровство многое множитца. А без государя никоторыми делы строить и промышлять и людми божиими, всеми православными христианами печися некому. И мы со всего собору и всяких чинов выборные люди о государском обиранье многое время мыслили, чтоб литовского и свииского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных некрестьянской веры греческаго закона на Владимирское и Московское государство не обирати и Маринки и сына ея на государство не хотети, потому что полского и немецкого короля видели к себе неправду и крестное преступленье, и мирное нарушенье, как литовской король Московское государство разорил, и свийский король Великий Новгород взял обманом, за крестным же целованием. А обрали на Владимирское и Московское государство и на все великия государства Росийскаго царствия государя из московских родов, кого Бог даст. И всех чинов во всяких людех от мала и до велика вместилося в сердца, чтоб обрати на Владимирское и Московское государство и на все великия государства Росиискаго царствия от племени праведнаго и великого государя царя и великого князя, блаженные памяти, Федора Ивановича всеа Руси, чтоб было вечно и постоятелно, так же, как при нем, великом государе, Росииское царство предо всеми государствы аки солнце сияло и на все стороны ширилось, и многие окрестные государства учинилися у него, у государя, в подданстве и в послушанье; и некоторая кровь и война при нем, государе, не бывала, все есмя при его царской державе жили в тишине и благоденстве. И о том, кому благоволит Бог на Владимирское и Московское и на всех государствах Росиискаго царствия государем царем и великим князем всеа Русии быти, многие соборы у нас были. И февраля в 21 день на Зборное воскресение пришли в соборную церковь Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго ея Успения к митрополиту и ко всему освященному собору мы, бояре и околничие, и чашники, и столники, и стряпчие, и дворяне московские, и приказные люди, и дворяне из городов, и дети боярские всех городов, и головы, и сотники, и атаманы, и казаки, и стрелцы, и гости, и черных слобод и всего государства Московского всяких чинов люди и с сущими младенцы, и молили всемилостиваго Бога и пречистую Богоматерь, и великих московских чюдотворцов с великим молением и воплем, чтоб всемилостивый Бог дал нам на Владимирское и Московское и на все государства Росиискаго царствия государем царем и великим князем всеа Русии от племяни благоверново и праведнаго государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии племянника, Михаила Федоровича Романова-Юрьева, чтоб по милости Божий впредь царская степень укрепилась навеки и всего Московского государства люди были в покое и в благоденстве под одним кровом и под царскою высокою рукою. И били мы челом великаго государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии племяннику Михаилу Федоровичю Романову, чтоб он над Московским государством и надо всеми нами, Московского государства людми, умилосердился, нас, сирых, пожаловал, всенародного моления и слезнаго рыдания не презрил, был на Владимирском и Московском и на всех государствах Росиискаго царствия государем царем и великим князем всеа Русии, чтоб во всем Росииском государстве всякие люди под одним кровом и под его царскою высокою рукою были; и кровь бы крестьянская и межеусобство его царским бодроопасным правительством уталилось. И по милости всемогущаго в Троице славимаго Бога его, государя Михаила Федоровича, на Владимирское и на Московское и на все государства Росиискаго царствия обрали государем царем и великим князем всеа Русии и крест ему, государю, целовали, что нам ему, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии, служити и прямити и с недруги его государьскими и с неприятели государства Московского с полскими и с литовскими, и с неметцкими людми, и с татарь и с изменники, которые ему, государю, служити не учнут, битца до смерти. И вам бы, господа, прося у всемилостивого в Троице славимаго Бога милости и у Пречистой Богоматери за государево царево великого князя Михаила Федоровича всеа Русии многолетние пети молебны с звоном, чтоб Господь Бог отвратил от нас свой праведный гнев и подал бы государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии многолетное здоровье и на ево государевых недругов и на всех некрестьянских неприятелей победу и одоление, и крестьянское б государство мирно и в тишине и во благоденстве устроил. А пев молебны и просив у Бога милости о государеве многолетном здоровий и о устроение всего мира, быти с нами под одним кровом и державою и под высокою рукою крестьянсково государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии. А мы с Божьею помощью такому великому и неизреченному Божию милосердию всего государства Московского всякие люди от мала и до велика и из городов выборые и невыборные люди все обрадовалися сердечною радостью, что во всех человецех прошение у Бога в едина мысль в сердца вместилась, что по изволению Божиею быть на Владимирском и Московском и на всех государствах Росииского царствия государем царем и великим князем всеа Русии великаго государя царя и великого князя блаженныя памяти Федора Ивановича всеа Русии племяннику Михаилу Федоровичу. Ни по чьему заводу и кромоле Бог его, государя, на такой великий царьской престол изобрал мимо всех людей по своей неизреченной милости, и всем людем о его царском обиранье Бог в сердца вложил едину мысль и утвержение.



Писан на Москве лета 1613 году, февраля в 25 день.


Комментарии (15)

Всего: 15 комментариев
#1 | Валерий »» | 06.03.2015 08:07
  
-6
Вспомним, что пишет летописец в истории А.К. Толстого

Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут Минин и Пожарский
Скорей собрали рать.

И выгнала их сила
Поляков снова вон,
Земля же Михаила
Взвела на русский трон.

Свершилося то летом;
Но был ли уговор —
История об этом
Молчит до этих пор.

Михаил Романов был юношей семнадцати лет. Отец его был митрополитом, а, вернувшись из Польши, сделался патриархом всея Руси, т.е. две ветви власти оказались в руках одной семьи; так что предпосылки ликвидации патриаршества зародились именно в то время.
Михаил был выбран при мощной поддержке казаков. Вряд ли казаки были заинтересованы, чтобы царем была избрана сильная личность. Поддерживая Михаила, они надеялись, что при молодом царе им легче будет сохранить свои казачьи привилегии. Следует так же отметить, что правление Романовых начиналось с детоубийства. При большом стечении народа состоялось повешение четырехлетнего Ивана, сына Марии Мнишек. Романовы начинали с Ипатьевского монастыря и с казни сына Марии Мнишек - четырёхлетнего мальчишки, а закончилось всё подвалом Ипатьевского дома, в котором тоже погибли невинные дети. …
#2 | Александра З. »» | 06.03.2015 11:28 | ответ на: #1 ( Валерий ) »»
  
3
Валерий,а можно все таки узнать имя этого литописца ? кто предьявляет такие факты и делает свои выводы которые вы здесь представили,что бы понять на сколько слова этого человека имеют вес?То ,что династия Романовых началась от Ипатьевского монастыря и закончилась в Ипатьевском доме это верно,но думаю вы так же знаете о том,что убийство Царственной семьи было ритуальное и устроенное масонами для свершения своих целей так ,что думаю автор предьявленных вами выводов штучно подстраивает факты(а скорее всего вымыслы то ли по незнанию то ли целью очернить Романовых и отвести людей от главных заказчиков не просто убийства, а ритуального !(что не мало важно) ,а тем самым скрыв их истинную цель -свержения династии Романовых,что бы"был взят из среды удерживающий" -царь,Помазанник Божий. А не понимая истинны люди не смогут увидеть выхода из катастрофы к которой пришли .
#3 | Валерий »» | 06.03.2015 12:38 | ответ на: #2 ( Александра З. ) »»
  
-5
Кто тот летописец?
«Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб Божий Алексей.»
http://www.agitclub.ru/museum/satira/trut/story02.htm
Вы худо знаете русскую литературу, если вам неизвестна поэма, одного из замечательных русских людей, А.К. Толстого «История государства российского от Гостомысла до Тимашева». Поэт, желательно вам знать, был другом царя Александра II. Так что не записывайте его в русофобы.
Можно ли считать случайностью, что решение о расстреле царской семьи было принято в июле 1918 года? Я думаю, что нет. Именно в июле 1918 года развалилась коалиция партии большевиков с партией левых эсеров. Как известно, после возвращения в Россию, с Лениным постоянно спорили сотоварищи по партии, то левые большевики, то правые большевики. После октябрьского переворота Ленин в ряде случаев, игнорировал мнение партийной фронды, обращаясь за помощью к левым эсерам. В июле 1918 года после развала коалиции Ленин остается один на один с товарищами по партии, многие из которых привыкли оспаривать его решения. Как опытный пахан он принимает решение связать партию кровью, кровью царской семьи. Именно после расстрела царской семьи в партии большевиков прекращаются все споры, партия сжалась в один кулак. Именно после расстрела царской семьи в России начинается настоящая Гражданская война, о которой так мечтал Ленин.
Однако, Ленин упустил один момент. В некоторых большевистских головах возникла крамольная мысль. Если можно убить царя, то почему нельзя грохнуть Ленина? Тот факт, что Ленин после своего выздоровления принял липу с Фаней, говорит только об одном: Ленину разбираться в деталях покушения на него было не выгодно. Однако постарался устроить Яше Свердлову почетные похороны. И было за что. Яша сказал, что можно обойтись и без Ленина. Как Ленин мог стерпеть подобное нахальство?!.
***
Информация для размышления

31 августа 1918 года газета «Правда» опубликовала воззвание ВЦИК от 30 августа 1918 года.

ВСЕМ СОВЕТАМ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ, КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ, ВСЕМ АРМИЯМ, ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ

Несколько часов тому назад совершено злодейское покушение на тов. Ленина. Роль тов. Ленина, его значение для рабочего движения России, рабочего движения всего мира известны самым широким кругам рабочих всех стран.
Истинный вождь рабочего класса не терял тесного общения с классом, интересы, нужды которого он отстаивал десятки лет.
Тов. Ленин, выступавший все время на рабочих митингах в пятницу выступал перед рабочими завода Михельсон в Замоскворецком районе г. Москвы. По выходе с митинга товарищ Ленин был ранен. Задержано несколько человек, их личность выясняется…
Председатель ВЦИК Я. Свердлов.

Возникает вопрос – куда же делись эти несколько человек, личности которых выяснялись? Не мог же их Свердлов выдумать! А ведь среди них могли быть сообщники Фанни Каплан, которая по официальной версии стреляла в Ленина...

….20 июня 1918 года около четырех часов дня Володарский на автомобиле "Бенц" ехал на очередной митинг. Недалеко от Обуховского от завода автомобиль внезапно остановился. Выяснилось, что кончился бензин. Когда Володарский вышел из машины и пошел по улице, неожиданно появился неизвестный, который выхватил браунинг с заранее взведенным курком и несколько раз выстрелил в Володарского. Несколько случайных прохожих бросились вдогонку за террористом. Однако их быстро остудила граната, брошенная убегавшим. Примерно через три минуты Володарский был уже мертв.
Согласитесь, что террорист, предугадавший место остановки комиссарской машины, был гениальным человеком. Не менее гениальным человеком показал себя Ленин. Хотя террорист благополучно скрылся, Ленин объявил, что убийство Володарского осуществили меньшевики и эсеры…
Володарский был другом Урицкого. Урицкий, бесспорно, имел возможность разобраться с причинами странной остановки, автомобиля в которой ехал Володарский. Тогда раздался другой выстрел - уже в Урицкого.
Возникает еще один вопрос: «Почему Ленин не потребовал дополнительного расследования, чтобы досконально разобраться с заговором против него?» Ответ может быть только один: дополнительное расследование было Ленину не выгодным, так как в ходе этого расследования могли приоткрыться факты, о которых он предпочитал бы умалчивать...
#4 | Александра З. »» | 07.03.2015 12:48 | ответ на: #3 ( Валерий ) »»
  
3
Да Валерий,признаю,что действительно слабо знакома с произведениями Алексея Констанитиновича Толстого,а предоставленную вами поэму А .К.Толстого кажется вообще раньше никогда не читала.Да в этом и нет ничего удивительного,Валерий,я больше стараюсь познать труды Святых Отцов так как меня больше притягивает именно таков Дух который они стяжали.И мне было бы действительно стыдно если бы я пропустила какие то важные духоносные и душеспасительные труды.А знать все произведения мирских писателей, считаю не обьязательно и даже как увидела не только не душеспасительно , иногда а даже душепагубно.Прочитав всего несколько предоставленных вами строк этого "литописца,смиренного монаха" как себя величает А.К.Толстой я сразу почувствовала что дух в них какой то чуждый Православному.Но решила все присмотреться поближе к этому "смиренному монаху-литописцу"и когда прошлась по вашей ссылке, то еще больше убедилась в этом.Не может Православный человек быть Антимонархистом (об этом и святые говорили нам),а Алексей Толстой именно Антимонархист.Так что я совсем ничего не потеряла от того,что потратила посвятила свое время для познания совсем других Трудов,а скорее всего преобрела. То ,что А.К.Толстой дружил Александром I абсолютно ничего не значит,Валерий.А вот то,что дед "литописца" Алексея Константиновича Толстого -граф Алексей Кириллович Разумовский
(1748-1822) был масоном и причем очень активным масоном это Валерий,уже об очень многом говорит .Как и обьясняет корень напитанности Алексея Толстого Антиправославным и Антимонархическим духом.Думаю всем хорошо известно ,что масоны это скрытые служители сатанинские и враги Православия. Вижу Валерий,что и вас притягивает этот же дух,вы уж простите,но попрошу в моих темах постараться его не проявлять ,то есть не писать ничего [B]против ЦАРЕЙ- ПОМАЗАННИКОВ БОЖЬИХ конечно же против всего попирающего веру Православную.
#5 | Валерий »» | 07.03.2015 13:18 | ответ на: #4 ( Александра З. ) »»
  
-3
Прежде чем забрасывать А.К. Толстого камнями, вспомните, что Иван Бунин в год 50-летия со дня смерти А.К. Толстого писал: «Гр. А.К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый. А ведь меж тем ценить, понимать и помнить подобных ему надо в наши дни особенно».

Графу А.К. Толстому, другу царя Александра II, была обеспечена блестящая придворная карьера. Но поэт избрал иную судьбу:
«Я не могу народом править:
Простым рожден я быть певцом,
Глаголом вольным Бога славить!»
Позиция поэта предельно ясна: Бога можно славить только «глаголом вольным», а глагол вольный может существовать только в условиях духовной свободы.

Вы допускаете серьезную ошибку, считая А.К. Толстого не православным поэтом.
Когда Поток-богатырь, герой одной из песен поэта, проснувшись после долгого сна, видит раболепие толпы перед царем, он не скрывает своего удивления

Да и полно, уж вправду ли я на Руси?
От земного нас бога господь упаси!
Нам Писанием велено строго
Признавать лишь небесного Бога!"

А в другом своем произведении поэт подымает чашу:
За древнее русское вече!
За вольный, за честный славянский народ,
За колокол пью Новаграда,
И если он даже и в прах упадет,
Пусть звон его в сердце потомков живет…

Так, что, если поэт Алексей Константинович Толстой для вас не православный христианин, то Ваше православие ущербно и оставляет желать лучшего.
#6 | Александра З. »» | 07.03.2015 14:15 | ответ на: #5 ( Валерий ) »»
  
2
Валерий,а как вы думаете ,когда душа человеческая предстанет на Суде Божьем,что будет тогда в Божьих глазах иметь больший вес- ее человеческие качества и достижения или же духовные?То что Толстой открыто расскрывает себя как Антимонархист этим она зачеркивает свою православность,а значит отрицает Церковь Православную.Этим он(может и косвенно но) открещивается от Христа .Вы же не придаете этому значение а,для вас видимо это не столь важно..Вы вменяете словам служителей человеческим ,а я Служителям Божьим .Для вас главное как человек Не забрасывала Толстого камнями, а лишь сказала о нем свое мнение.Его слова сами же и являются камнями на его голову.Думаю Одному Господу видно ,чье Православие действительно ущербно..Извините Валерий,но тема не о А .К Толстом , пусть думает как ему позволяет ум и сердце .Больше не вижу смысла и желания продолжать о нем разговор что -то доказывать. С Богом.
#7 | Валерий »» | 07.03.2015 14:57 | ответ на: #6 ( Александра З. ) »»
  
-3
У Вас есть серьезные проблемы в вопросах русской истории.
Вы забываете о таком плате русской истории как Господин Великий Новгород.
Новгородское православие не ведало преклонения перед кесарем и в Новгородской республике, выражаясь современным языком, роль президента выполнял новгородский архиепископ.
Вы забываете и том, что для возвращения РПЦ к принципам соборности и возрождения патриаршества потребовалось падение монархии. Кстати, избрание патриарха РПЦ происходило по тем же правилам, как и избрание новгородского архиепископа: выбор из трех кандидатов решал жребий.
И будет Вам известно, что Поместный собор Православной российской церкви (1917—1918)— первый с конца XVII века Поместный собор Православной российской церкви, восстановивший Патриаршество в Российской церкви и положивший конец синодальному периоду в истории Русской церкви, вопросы восстановлении монархии не рассматривал
#8 | Александра З. »» | 07.03.2015 16:08 | ответ на: #7 ( Валерий ) »»
  
2
Мир вам Валерий!Спаси вас Господь.
#9 | Валерий »» | 07.03.2015 17:08 | ответ на: #8 ( Александра З. ) »»
  
-5
Да, спасет Вас, Господь от Вашей гордыни, которая позволяет Вам считать себя выше замечательного русского поэта, который сказал: «Над вольной мыслью Богу неугодны / Насилие и гнет: / Она, в душе рожденная свободно, / В оковах не умрет!»
Поэт А.К.Толстой сказал словами Дон Жуана
"Человек /Молиться волен как ему угодно./ Не влезешь силой в совесть никому / И никого не вгонишь в рай дубиной". Вы, со своим воинствующим монархизмом, способны загнать человека в рай дубиной...
  
#10 | Фокин Сергей »» | 20.03.2015 20:42 | ответ на: #9 ( Валерий ) »»
  
3
Вы, со своим воинствующим монархизмом, способны загнать человека в рай дубиной...

Не дубиной, а по Воле БОГА - "жезлом железным".

Судьба России и Царя в Пророчествах.
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6668/
http://www.proza.ru/2013/03/07/1549

Читайте - там есть все ответы!
С БОГОМ
#11 | Валерий »» | 22.03.2015 08:48 | ответ на: #10 ( Фокин Сергей ) »»
  
-4
Христос сказал предельно ясно: кесарю –кесарево, а Богу – Богово.
Про молитвы в честь кесаря он не говорил.
  
#12 | Фокин Сергей »» | 23.03.2015 11:10 | ответ на: #11 ( Валерий ) »»
  
3
Только потому, что в Библии все было сказано.

И потому, что был Сам Царем Иудейским. Чего и до сих пор не поняли не только иудеи, но и большинство христиан.
Как и то, что бывшие язычники - славяне составят основу Нового Иерусалима - Святой Руси под управление Царя Православного - Давида.

14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие
(Деян.15:14-17)
#13 | Валерий »» | 23.03.2015 12:25 | ответ на: #12 ( Фокин Сергей ) »»
  
-2
Реальный русский князь не обладал правами иудейского царя.
Даже в униженной татарами Руси, русские праведники учили князей править и судить по справедливости. С усилением великокняжеской, а потом царской, власти глуше звучал голос церкви. Когда Поток-богатырь, герой одной из песен поэта А.К. Толстого, проснувшись после долгого сна, видит раболепие толпы перед царем, он не скрывает своего удивления

Да и полно, уж вправду ли я на Руси?
От земного нас бога Господь упаси!
Нам Писанием велено строго
Признавать лишь небесного Бога!"

Когда Петр Первый отменил патриаршество, церковь промолчала, очередной удар по церкви нанесла Екатерина, отобрала у монастырей земли. В этом униженном состоянии РПЦ встретила смуту 1917 г.
#14 | АлександрП »» | 24.03.2015 17:08 | ответ на: #13 ( Валерий ) »»
  
1
Какими реально правами обладали князья на Руси не нам с вами судить .
Слишком много воды утекло и мало документов осталось .
Но не зря ведь ваши любимые новгородские демократы князей к себе звали ? Сохранились документы ,где они упрашивают князей взять над ними власть .А то ,что звали - факт неоспоримый и доказанный .Вспомните хотя бы сколько раз звали Александра Невского .

И приводить произведения писателей и поэтов как серьезный научный аргумент в спорах об истории или религии - как то смешно .Да мало ли какие душевные переживания и хворобы испытывает автор когда сочиняет .СОЧИНЯЕТ понимаете .А вы приводите это как факт .
Поток-богатырь это личная точка зрения Толстого .И не более того .

История вообще очень страдает от субъективных и случайных проекций. .Каждый историк трактуя ,где то акцентирует , а что то не замечает .И вместо науки получается голливудский боевик .И это у профессионалов .
А уж отдавать эту науку на откуп писателям и поэтам - это преступление . Тут мы вообще рискуем вместо Истории оставить потомкам сюжеты блокбастеров и сценарии к боевикам с вымышленными героями .
Волкодав и Поток-богатырь могут стать основными историческими персонажами .

Украинские историки вообще сделали укронацию прародительницей всего живого на планете . У них над историей такие талантища трудятся . Толстой отдыхает .
#15 | Александра З. »» | 01.04.2015 09:08
  
0
Родился Царь Алексей Михайлович

В 1629 году в день торжества иконы Божией Матери Смоленской, именуемой «Умиление», в Москве появился на свет Божий первый наследник новой Династии Романовых, нареченный Алексием (с греч. «помощник»), – будущий Царь Алексий Михайлович, прозванный народом за кротость и боголюбие «Тишайшим».
Рождение первого наследника династии предрек святой преп. Елеазар Анзерский, Соловецкий чудотворец (память 13 / 26 января). Слава о его духовных подвигах достигла Москвы, и Царь Михаил Феодорович Романов вызвал Соловецкого Старца к себе и просил молитв о даровании сына. Преподобный исполнил просимое Государем. По рождении наследника, в благодарность за молитвы, Царь содействовал преп. Елеазару в устроении на Анзерском острове каменного храма во имя Пресвятой Троицы.
Имя свое наследник получил в память преп. Алексия, человека Божия (память 17 / 30 марта), чудотворца, принявшего на себя подвиг постничества и нищенства во славу Божию.
Уже через год после рождения наследника Царь Михаил Романов создает первые солдатские полки иноземного строя, в числе их и первый рейтарский (конный) полк, что послужит началом создания первого в России регулярного войска.
Через три года после явления наследника и Цесаревича Алексия Русь начнет войну с Польшей за возвращение Смоленска. Посему можно смело утверждать, что годы рождения и возрастания будущего Царя Алексия Михайловича пришлись на период укрепления государства Российского, создания национальной регулярной армии и окончательного формирования антикатолической внешней и внутренней политики. Разрыв с Польшей и Литвой становится для России окончательным выбором.
* * *

ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ

Рассказывают, что однажды на охоте Царь Алексий I Михайлович подвергся смертельной опасности.
Случилось это подле города Звенигорода Московской губернии. Царь был в знаменитом Саввином Сторожевском мужском монастыре и раз вышел из него на охоту в окрестный лес. Царские охотники разбрелись в поисках зверя. Государь Алексий I Михайлович остался один и заблудился. Вдруг Монарх встретился с огромным медведем. Он не растерялся и схватился за поясной нож, но вместо ножа ухватил пустые ножны: нож выпал во время блуждания по лесу. А медведь уже насел на Царя, и он стал прощаться с жизнью.
Но внезапно произошло чудо: зверь упал, сраженный смертельным ударом. Царь поднялся и видит – стоит перед ним Старец с окровавленным топором в руках.
– Как звать тебя, старче? – спросил пораженный Царь.
– Савва, – ответил Старец и исчез.
В 1652 году Царь Алексий I Михайлович повелел открыть нетленные мощи святого Саввы Звенигородского и сразу узнал в нем своего избавителя.

По материалам книги
«История Царей, воспетая в веках»
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites