Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва»
Митрополит Калужский и Боровский Климент
В эти святочные дни мы постоянно слышим в храме слова о рождении Пресущественного, то есть Высшей сущности, Превечного Бога (кондак Рождества Христова). В связи с этим мне вспоминается вопрос, прозвучавший однажды у рождественской елки. «Скажите, пожалуйста, кто создал Бога?», – с серьёзным видом обратился ко мне мальчик, по виду учащийся начальных классов.
С детства человек стремится найти источник различных вещей и событий, установить их причинно-следственную связь. В мире все когда-то каким-то образом начинает быть (Ин. 1, 3): создается, рождается, преобразуется. Любой человек однажды появляется на свет. Но что значит существовать всегда, быть вечно? Мы этого не знаем и представить себе не можем. Вечное бытие не только не имеет аналога в материальном мире, оно просто выходит за рамки нашего воображения. Исходя из своего опыта, люди считают, что все должно иметь начало и причину существования.
А Бог? Откуда Он появился? Кто Его мог создать? Вопрошавшему меня школьнику необходимо было это узнать! Такой глубокий вопрос потребовал и прямого ответа: «Бога никто не создавал. Его не надо было создавать, потому что Он существует (был, есть и будет) всегда. Не было никого, кто был бы прежде Бога, кто главнее, сильнее Бога и мог бы Его создать. Бог Сам причина всего созданного».
Святой подвижник и просвещенный мыслитель VIII века преподобный Иоанн Дамаскин, размышляя о красоте и совершенстве мироздания, пришел к выводу, что Творец, то есть Первопричина этого мира, не может быть создан: «Ибо если и Он создан, то, во всяком случае, создан кем-либо, пока мы не придем к чему-то несозданному. Следовательно, будучи несозданным, Творец, во всяком случае, и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?».
При следующей встрече с тем любознательным мальчиком я спросил его: «Так кто же создал Бога?». Он улыбнулся и ответил: «Бога никто не создавал. Он Сам создал всё». Я уверен, что, если бы у него еще оставались какие-нибудь сомнения, он обязательно высказал бы их. Но этот ребенок уже твердо уяснил, что началом всего существующего является Тот, Кто никем не создан, Которого мы именуем Богом.
В наивном, но одновременно таком глубоком вопросе отразилось стремление детской души найти подтверждение тому, что окружающий мир не случаен, не хаотичен, что в нем существуют порядок и гармония. И маленький мальчик без колебаний принял утверждение о том, что в мире есть Высший, Главный, Который может все, на Которого можно положиться, Который Сам создал все, и созданный Им мир получился красивым и интересным.
Но как часто взрослые люди, задаваясь вопросом о бытии Бога, делают ложные умозаключения. Например, британский ученый и философ Бертран Рассел в книге «Почему я не стал христианином» рассуждал следующим образом: Бог должен иметь причину, как и все в этом мире, но если Бог нуждается в причине, то он не может быть Богом, а если Бог – не Бог, то Бога нет. Ошибка рассуждений Рассела состоит в том, что он вводит Бога в систему координат сотворенного Им мира. Но Бог обладает абсолютным бытием, и характеристики конечного бытия, в том числе причинность, Ему не присущи.
В природе законы замкнутой системы недействительны для системы незамкнутой. В данном случае «незамкнутая система» – это вечный несотворенный Бог, а «замкнутая система» – наш земной сотворенный мир, хотя и это не совсем так, потому что мир имеет связь с Богом. Если бы Бога не существовало, только тогда наш мир был бы замкнутой системой. Но для тех, кто основывается на материалистической теории, мир представляется замкнутой системой, за границами которой ничего нет. Именно так мыслил Бертран Рассел – философ, заблудившийся в своих умствованиях. А признать собственное заблуждение способен не каждый взрослый, тем более состоявшийся, авторитетный человек.
Неслучайно детские психологи и педагоги говорят, что основные истины христианства легче всего объяснить детям в младших классах школы. У них еще открыты те каналы восприятия информации, которые, если их не используют, с возрастом атрофируются. Конечно, можно сослаться на детскую доверчивость – ведь ребенку можно сказать что угодно, в том числе и о Боге, и он поверит. Но нельзя согласиться с теми, кто полагает, что единственно допустимой для детского сознания является материалистическая картина случайного происхождения мира, в которой нет места Богу. Почему взрослые считают себя вправе ограждать детей от духовных истин? Ведь мы живем не в атеистическом государстве.
Ребенок действительно расположен доверять словам взрослых, которые должны с пользой для его души использовать этот дар и рассказывать детям о самом главном: о смысле жизни, о Боге, Который есть Любовь и Добро, о возможности наследовать вечное блаженство. В молодом возрасте необходимо познать основы христианской нравственности и церковные традиции, чтобы они стали реалиями жизни и помогли обрести счастье, для которого человек рождается в этот мир.
134 СОЗДАТЕЛЬ - ДЕВА…134 ВЕЧНОСТЬ – (134+134=268)
268 ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО, НО СТАЛО сие 268 СУТЬ ЛЮТОГО НОЛЯ
Суть Лютого Ноля Кельвина в том, что в нём присутствовала лишь Нулевая гармоника Потенциально возможного колебательного процесса. Период Нулевой гармоники (по времени) равен Вечности.
> цитата...основные истины христианства легче всего объяснить детям в младших классах школы. У них еще открыты те каналы восприятия информации, которые, если их не используют, с возрастом атрофируются.> цитата
Детям не только основные истины христианства легче объяснять, но многое чего , в том числе и мракобесие ....и с возрастом каналы восприятия не атрофируются, а закрываются энергоинформационным "фильтром" - мировоззренческими понятиями, шаблонами ,стереотипами.., который ближайшее окружение, помогало формировать, еще с момента рождения.
Сама Природа вручает детей своим родителям и дети естественным образам доверяют больше тем, кто о них заботится...от своих родителей, близких они слышат первые слова, и получают представление о значении Их..И вы, должны знать, что В начале было Слово,... а Слово-Бог..".как назовешь корабль, так он и поплывет"! Если у родителей мировоззрение сформировано "через пень- колоду", то чего удивляться если ребёнка интересует не Царство Божие, Его правды, а побрякушки...мультфильмы и прочие суетные вещи?
Работать надо начинать с теми кто наставляют детей, кто слышать Слово способен, понимать правильно его смысл.