Михаил Нестеров и русские религиозные философы

Михаил Нестеров. Философы. Павел Флоренский и Сергей Булгаков. 1917г.
Холст, масло. 123 x 125. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Третьяковская галерея хранит знаменитый двойной портрет кисти Михаила Васильевича Нестерова «Философы», на котором Павел Флоренский и Сергей Булгаков изображены в Сергиевом Посаде в 1917 году.

Спрятанный на долгое время в фондах музея, портрет снова занял свое место в экспозиции как важная часть творческого и духовного пути Михаила Нестерова. Именно этот последний аспект освещен в статье диакона Сергия Трубачева, написанной к столетию со дня рождения Павла Флоренского и посвященной этой картине.

Созданный в год Октябрьской революции, портрет становится точкой опоры для целой череды событий, которые случились вокруг него или в связи с ним «под святыми сводами» Троице-Сергиевой лавры, другими словами, становится живым
свидетелем того времени. Прежде всего, картина с композиционной точки зрения представляет собой двойной портрет, характерный для эпохи Возрождения, иначе говоря, здесь мы находим изображение двух приближенных друг к другу, чуть ли не наложенных один на другой профилей, но по форме – единый портрет, потому что он неразрывно связал обе фигуры в эмблематическом воспроизведении.

Приведем слова Сергея Булгакова: «Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей… но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали для художника одно и то же постижение, но по-разному, одно из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. И у самого художника явилось сначала сомнение об уместности первого образа, настолько, что он сделал попытку переделать портрет, заменив ужас идиллией, трагедию – благодушием.
Но тотчас же обнаружилась вся фальшь и невыносимость такой замены, так что художнику пришлось восстановить первоначальное узрение.

Зато образ о. Павла оказался им сразу найденным, в нем была художественная и духовная самоочевидность, и его не пришлось изменить. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же – к победному свершению, которое ныне созерцаем»

Апокалиптическая трактовка Булгакова, возможно, более применима к его собственному изображению – мужчина, закутанный в темное пальто, с лицом, выражающим бурный, хотя и сдерживаемый внутренний конфликт, –нежели к изображению Павла Флоренского, который запечатлен в белой рясе, со склоненной к собеседнику головой и являет собой воплощение покорного и спокойного приятия своей судьбы (это подчеркивается его жестом: рука на груди) – образ смиренный, но насыщенный предчувствием трагического.

Николетта Мислер

http://www.tg-m.ru/img/mag/2007/2/048-057.pdf

Комментарии (8)

Всего: 8 комментариев
#1 | Anne »» | 30.12.2014 18:32
  
2
Целая группа дореволюционных портретов Нестерова связана с его интересом к современникам, погруженным в поиски религиозных и нравственных истин.

Он писал Льва Толстого (1907), Павла Флоренского и Сергея Булгакова (1917), архиепископа Антония Волынского (1917), Ивана Ильина (1922).

В портрете Сергея Булгакова и Павла Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал своих друзей, выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины.

Портрет создан в тот период, когда оба философа в результате длительных бесед и размышлений приблизились, наконец, к общности понимания единой истины.

Нестеров восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского, его знаменитой книгой "Столп и утверждение истины".
Книга посвящена проблеме снятия противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли.

Эпиграф к книге: «??? ?????? ??????? — познание делается любовью (познание даёт любовь)» (Св. Григорий Нисский. О душе и воскресении).

«Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня» - говорил Павел Флоренский в своей книге.
Павел Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета. В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина). По окончании университета поступает в Московскую духовную академию, где у него возникает замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которую он завершил к концу обучения (1908). В 1911 принимает священство.

События Революции воспринял как живой апокалипсис.

С 1916 по 1925 Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работал над своими воспоминаниями.

Ему удается совершить главное открытие своей жизни «мистическую обратную перспективу».

Сергей Николаевич Булгаков в юности увлекается марксизмом, преподавал политическую экономию в Императорском московском техническом училище, был профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии.
Булгаков прошёл длинный путь «от марксизма к идеализму».

Приблизительно с 1900 проблема религиозно-философского обоснования общечеловеческого прогресса становится для Булгакова центральной проблемой мировоззрения.

Последним словом мировой философской мысли, её высшим синтезом представлялась Булгакову философия Владимира Соловьёва, делающая жизненное начало христианства организующим принципом общественного творчества.

В монографиях «Философия хозяйства» (1912) и главным образом «Свет Невечерний» (1917) он намечает основы собственного учения, идущего в русле взглядов Владимира Соловьёва и Флоренского, однако вобравшего ряд собственных идей, питаемых интуициями православной религиозности. Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918).

С 1922 года в эмиграции в Европе. Прожил длинную жизнь и умер в Париже.
#2 | Anne »» | 30.12.2014 18:34
  
2
Флоренский П.А.(1882-1937) русский религиозный филисоф, ученый.

Память 25 ноября / 8 декабря Новосвященномученика Павла Флоренского

Флоренский Павел Александрович (1882-1937), русский религиозный философ, ученый, священник, последователь В. С. Соловьева.

Родился 9 января 1882 года возле местечка Евлах (сейчас это территория нынешнего Азербайджана). Отец – русский, инженер путей сообщения. Мать – из древнего армянского рода, поселившегося в Грузии. Крестили мальчика по настоянию отца в православной церкви в Тифлисе, имя дали в честь апостола Павла. Семья, где, кроме старшего Павла, было еще шесть детей, жила замкнуто. О религии не говорили, в церковь детей не водили. Гимназию Павел окончил с золотой медалью. «Но все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, – признавался он много позднее, – получено не от школы, а скорее вопреки ей. Главным образом, я учился у природы».

В 17 лет Павел Флоренский пережил глубокий душевный кризис, когда вдруг ясно осознал ограниченность физического знания и понял, что без веры в Бога познание Истины невозможно. В 1904 году Флоренский блестяще оканчивает физико-математический факультет Московского университета.

Тогда же он знакомится с епископом Антонием (Флоренсовым), живущим на покое в Донском монастыре, и просит у него благословения на принятие монашества. Но опытный старец советует молодому ученому не торопиться, а поступить Московскую Духовную Академию для продолжения духовного образования и испытания себя. Флоренский переезжает в Сергиев Посад и на многие годы связывает свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Он оканчивает Академию, затем в ней преподает. Пишет книги по философии культа и культуры. Здесь у него появляется семья, рождаются дети, здесь он становится священником (1911).

С сентября 1912 по май 1917 редактировал журнал «Богословский вестник». В первые годы после революции работает в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры.

После закрытия Лавры Флоренского как крупного ученого приглашают на работу в ВСНХ и в Главэлектро. Здесь он делает ряд крупных научных открытий, разрабатывает теорию и практику применения полупроводников, создает особый вид пластмассы – карболит – которую стали называть «пластмассой Флоренского». На службу в советские учреждения, не боясь недовольства властей, отец Павел ходит в священническом подряснике.

Первый раз его арестовывают в 1928 году. На этот раз его вскоре отпускают. Но в 1933 г. арестовывают снова и приговаривают к 10 годам лагерей и ссылают на Дальний Восток.

Существуют интересные воспоминания об отце Павле. Одна из духовных его дочерей Т.А.Шауфус, ставшая секретарем президента Чехословакии Томаша Масарика и умершая уже 1986 году в Америке, обратилась через президента Чехии с просьбой выезда отца Павла из СССР. Разрешение на выезд было получено, при этом позволено было эмигрировать со всей семьей, но отец Павел отказался, и отказался дважды. На первое предложение он отозвался, ссылаясь на слова апостола Павла, что надо довольствоваться тем, что есть (Фил 4:11). А во второй раз он просто попросил прекратить какие-либо хлопоты, касающиеся выезда.

Сначала Флоренский попадает в научно-исследовательский отдел Бамлага, где изучает проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (Через много лет, когда его уже давно не будет в живых, по его методу построят Норильск и Сургут). В 1934 году отца Павла переводят на Соловки. Здесь он делает более десятка научных открытий, занимается добычей агар-агара и йода из морских водорослей. «Умный йод» Павла Флоренского, который мы с вами сегодня можем купить в любой аптеке, пришел к нам из Соловецкого лагеря особого назначения.

Расстреляли Павла Флоренского 8 декабря 1937 года. За полгода до этого он писал своей жене: «Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны…»

Реабилитировали отца Павла в 1959 году – «за неимением состава преступления».

В завещании своим детям отец Павел писал: «Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями». Уже много лет внук отца Павла игумен Андроник (Трубачев) любовно и тщательно собирает документы, архивные материалы, свидетельства очевидцев о Павле Флоренском, публикует его работы. А десять лет назад он создал в Москве музей своего деда священника Павла Флоренского.

Творчество

Центральные вопросы его главной работы «Столп и утверждение истины» (1914) – идущая от Соловьева концепция всеединства и учение о Софии, а также обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.

Религиозно-философская проблематика в последующем широко сочеталась у Флоренского с исследованиями в самых различных областях знаний – лингвистике, теории пространственных искусств, математике, физике. Здесь он пытался совместить истины науки с религиозной верой, полагая, что первичным способом «схватывания» истины может быть только Откровение. Основные произведения: «Смысл идеализма» (1914), «Не восхищение непщева» (Сергиев Посад, 1915), «Около Хомякова» (1916), «Первые шаги философии» (Сергиев Посад, 1917), «Иконостас» (1918), «Мнимости в геометрии» (1922).

Источники
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=35863&p_comment=belief
Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 1999, С.487.

http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_44_1/topic_5978/ 8-е декабря Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Сщмч. Климента, папы Римского (101) Сщмч. Петра, архиеп. Александрийского (311).
#3 | Anne »» | 31.12.2014 08:33
  
-1
Павел Флоренский. Русский Леонардо

#4 | Anne »» | 31.12.2014 14:14
  
1
Документальный фильм, посвященный историям жизни двух выдающихся религиозных мыслителей начала XX века - Сергею Булгакову и Павлу Флоренскому

История одного чуда.Булгаков и Флоренский

  
#5 | Анатолий А »» | 02.01.2015 15:26
  
0
А "Философский пароход"(со ста гонимыми) такая фигура,символическая,вместо "сухой" статистики приближённой действительности.
#6 | Анна. »» | 03.01.2015 19:33
  
0
о.Сергий (1871-1944)

Протоиерей Сергий Булгаков (Булгаков Сергей Николаевич) (1871 - 1944)

Родился 16 июня (по другим сведениям - 16 (28) июля) 1871 г. в г. Ливны в семье священника.
Учился в семинарии, где потерял веру. Окончил гимназию. Стал марксистом. Окончил Московский университет (1894). Опубликовал в 1896 г. труд "О рынках при капиталистическом производстве", а в 1900 - "Капитал и земледелие" (2 тома).
Магистр политической экономии (1901). Преподаватель Киевского политехникума (1901-1905). Член Второй Государственной Думы (1906). Профессор Московского Коммерческого института (1906-1910).

Участвовал в сборнике "Вехи" (1909). Опубликовал "От марксизма к идеализму" (1903), "Два града" (1911), "Философия хозяйства", (1912), "Свет Невечерний" (1917), "Тихие думы" (1918). Доктор политической экономии (1912). Профессор Московского университета (1917).
Рукоположен в священники 11 июня 1918 г. Член Всероссийского Собора (1917-1918 гг.). Переезд в Крым (1919). Высылка из России 1 января 1923 г.

Профессор церковного права на Русском юридическом факультете в Праге (1923-1925). Основал в Праге "Братства святой Софии". В 1925 г. переехал в Париж. Профессор догматики, Ветхого Завета и христианской социологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1925-1944).

Инспектор института (с 1931 г.), декан (с 1940 по 1944 гг.). Доктор церковных наук "гонорис кауза" (1943). Видный участник экуменического движения.
Вице-председатель Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Руководитель Русского студенческого христианского движения (РСХД).

Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом. Скончался 30 июня (13 июля) 1944 г. в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


Благослови, Господи, венец наступающего лета благостию Твоею!


Вечность и Время (Слово на Новый Год).

«Всея твари Содетелю, времена и лета в Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи».
(Тропарь новолетия).

Всякое мгновение жизни уже есть новое начало нового ее срока. Но человеческое воображение ищет четких граней в текущем времени, и в полуночный час условного новолетия, когда переворачивается для нашего сознания новая страница в нашей жизни, мы испытываем как будто неподвижность времени, чувствуем ее, словно остановку биения нашего сердца.
Мы прозираем во времени лик вечности, мы смотрим широко открытыми, испуганными глазами в несущийся пред нами поток времени, со страхом и надеждою на то, что в его потоке нам суждено будет новое счастье и новая жизнь.
Бог дает время, и в нем наша жизнь, с ее свободой и творчеством, таится будущее, творится мир, открывается неизведанное, исполняемое чаемое. Поэтому мы приветствуем друг друга с этою новою жизнью: с новым годом, с новым счастьем.
Однако время имеет для нас два лика: прошедшего и будущего, рождения и умирания. Время стирает письмена жизни, погружает их в небытие: «нет памяти о прежнем, да и том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (Еккл. 1. 11), скорбел Екклезиаст; «все течет», плакал древний мудрец. Все покрывается водами забвения и в нас самих, и вне нас, и после нас. Однако и это забвение есть также лишь временное, ибо время содержит вечность и содержится ею, и ничто не исчезает, однажды сверкнувши во времени.
В глубине, под поверхностью вод, хранится в вечной памяти мира все, туда опустившееся.
В книге жизни начертано наше время, и она, снова раскроется за временем, в жизни будущего века. И суд вечности будет произнесен Истиной на основании этой книги. Времени, текущему и преходящему, принадлежит высшая действительность. Время есть риза вечности, мысль Божия, дело Божия, свершение Божие, которое в полноту времен станет прозрачно для вечности.

Но ныне для нас время в течении своем окаймлено берегами небытия: в прошлом — время до нашего рождения, в будущем — зияющая темнота смерти.
Каждый год, как и каждый день для человека может быть последним, и конец неизбежно наступит для него. Пред этой мыслью содрогается наша тварность. Но этот ужас недостоин христианина, и он не отвечает естеству времени. Ибо хотя мы и подвластны времени, но время подвластно Богу, и через время совершаются над нами судьбины Божия.

Во временах и сроках совершается дело Промысла Божия, осуществляется Премудрость Божия. Для Бога открыта книга нашего времени с его настоящим и будущим, ибо «Аз есмь альфа и омега, начало и конец» (Апок. 22, 13).
И однако мы по-человечески считаем время нам самим принадлежащим. Мы ныне благожелаем друг другу, приветствуем с новой жизнью, новым годом, новым счастьем. Уместны ли и разумны ли эти пожелания?

Но доколе мы живем во времени, оно есть для нас единственно данный образ нашей жизни, и почему же нам не давать места человеческой надежде, которая ведь лучше безнадежности?

Надо любить и чтить жизнь, даруемую Богом, и в жизни всегда открывается для нас нечто новое, ибо такова природа жизни.
И не по недостойному любопытству или падкости на новизну желаем мы друг другу новой жизни, но потому, что жизнь подлинно есть неисчерпаемое новое. Она не повторяется, как мнилось в унынии древнему Экклезиасту (I, 9-10).
Однако такое отношение есть для нас еще языческое и земное, чего «ищут и язычники» (Мф. VI, 32). Христианам же надо, сверх этого, стремиться к постижению воли Божией, в нас совершаемой, и к преданию себя этой воле даже и тогда, когда она не совпадает с нашим человеческим произволением: «не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).
Нужно молитвенно искать в себе силы, чтобы принять волю Божию, и в личной жизни нашей, и в жизни родины нашей, и всего мира.

В этот час мысли наши, как и молитвы наши трепетно соединяют нас с близкими и дорогими, ныне от нас далекими, отделенными от нас жестокостью власти, — и с родиной нашей, поруганной, истерзанной и изнемогающей под тяжким игом. Мы молим Господа о возвращении нам близких и о спасении и освобождении родины, мы просим о том, чтобы скорее явил Господь милость Свою, и пришел час тот.
Так мы молимся от своего человеческого сердца, но и в этой молитве должны мы обращать свой взор к небу: да будет воля Твоя! Ты веси времена и сроки, и да свершится определение Твое!

Пред нами отверсты врата будущего, и чрез них мы преходим из времени за время, в вечность. Его, земного времени, не станет уже с нашей смертью, и еще более со смертью всего мира, за которым наступит его преображение. Его не станет, когда приидет Господь. К Нему, к Его пришествию к нам, ведет нас время, в этой точке оно свивается, оно ест то истинно новое, новая для нас жизнь и новое небо и земля, которых чаем.
И час полуночный, когда свершается старый год и начинается новый, говорит нам об ином полуночном часе: «се Жених грядет в полунощи». И любя эту жизнь, чая и желая от нея нового, мы должны взирать за ее грани. Христианская вера, надежда, любовь не могут окончательно задерживаться во времени, но стремятся к тому, что за временем, что ест и основание времен.
И наша новогодняя молитва содержит в себе, как биение христианского сердца, христианский зов и призыв: «ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20).

1935 г.
#7 | Анна. »» | 03.01.2015 19:37
  
0
"Философские чтения". Философия отца Сергия Булгакова.


Тема Софии - нетварной Премудрости - является осевой линией русской философии, которая вся есть развёрнутое размышление о Софии. Эта традиция началась с Владимира Соловьёва, а закончилась Сергием Булгаковым, наследие которого является основным для понимания этой традиции. Именно он дал исчерпывающее понимание тематике Софии в философии, в религии, в мифе, в культуре, искусстве. То, что у Соловьёва было приблизительной интуицией, у Булгакова стало систематизированным последовательным философским учением. Через призму Софии он рассмотрел богословие, мистику, историю, рациональную философию, экономику и позитивную науку. Он оставил нам грандиозный свод философского наследия, чрезвычайно разнообразного, но объединённого общим духом и общим вектором. Философия Булгакова это и самая интересная среди трудов русских философов, но вместе с тем и наиболее спорная, вызывающая дискуссии и порождающая серьёзные проблемы. Некоторые аспекты учения Сергия Булгакова были отвергнуты Русской Православной Церковью как не соответствующие православной доктрине, но от этого его философия не утрачивает своего значения. Отец Сергий Булгаков вслед за своим наставником отцом Павлом Флоренским попытался богословствовать в контексте современной ему русской православной церковности. Он поставил своей целью оживить богословскую мысль, пропустить догматы Церкви через свой личный жизненный интеллектуальный, духовный и даже чувственный опыт.

Алексей Павлович Козырев - кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ.
#8 | Анна. »» | 13.05.2017 07:49
  
0
Двойной портрет. Булгаков и Флоренский

http://youtu.be/NGh7MjbsYwY
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU