Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский " Духовный жемчуг"

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ, АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

ДУХОВНЫЙ ЖЕМЧУГ

Избранные фрагменты




Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 12-218-1570

Издание подготовлено по: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в рус. пер. Т. 1–12, СПб., 1895–1906.

Предисловие

Имя архиепископа Константинопольского, занимавшего первенствующую кафедру Восточной Вселенской Церкви – Иоанна Златоуста (344/345–407), давно стало нарицательным. Его творения, беседы, поучения, письма читают с таким же неподдельным интересом, как и во время земной жизни святителя, а в выборе богословской тематики, деле проповедничества, методах истолкования Писания ему подражают на протяжении многих столетий. Богатство, сила, легкость языка в выражениях мыслей и чувств снискали талантливому мастеру слова признание, закрепленное в почетном прибавлении к имени – Златоуст.
Наследие вселенского учителя, которое вошло в Священное Предание Православной Церкви, передающее богооткровенную истину, весьма обширно, но толкования на Новый Завет принадлежат к лучшим среди его творений, как отмечали уже в древности.
Златоуст всегда благовествовал Евангелие как закон жизни, для него Благая весть о Христе, Распятом и Воскресшем не предмет любознательности, воспринимаемый памятью, а Слово Божие, живое, действенное, которое, по апостолу Павлу, проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (см. Евр. 4, 12). Беседы на Евангелия от Матфея и от Иоанна, вместе с другими толкованиями, составляют плод его двенадцатилетней проповеднической деятельности в Антиохии, когда дважды в неделю, а иногда и каждый день он обращался к народу, потрясая сердца слушателей.
Большинство сочинений Златоуста – отредактированные записи стенографов, поэтому от его слов веет непередаваемой свежестью живой беседы пастыря со своей паствой.
Будучи представителем Антиохийской богословской школы, святитель Иоанн относился к Священному Писанию как к истории. Он всегда указывал на Писание как на основной и обязательный источник вероучения и нравственного назидания. Святитель Иоанн Златоуст всех призывал к прилежному слушанию и чтению Библии, говоря: «Это – пища души, это – ее ограждение; наоборот, не слушать Писания – для души голод и пагуба».
От редакции


Сотница первая




1. Священное Писание даровано для исправления души.
2. Писание есть путь, а кто сходит с пути – блуждает.
3. Кто желает изучить какой-либо язык: еврейский, латинский, варварский, тот обращается к знающим, так и желающий понять речи пророков должен призывать Бога пророков.
4. Уста пророков суть уста Божии, а не человеческого ума. Есть вино худшее, а есть вино лучшее; одно из винограда, другое от благодати Христовой; одно изливается умом, другое – Богом.
5. Давид пророк пишет: Язык мой – трость скорописца (Пс. 44, 2). Это значит: как трость пишет то, что угодно руке, ею водящей, так и язык его изрекает то, что внушает Дух Святой.
6. Если учение Платона, Зенона и других философов – детская забава, писанная по внушению диавола, то учение апостолов – сама Истина.
7. С того времени, как возвещено Евангелие, учение Платона и Пифагора умолкло, так что многие и имен их не знают, хотя Платон был знаменит и с царями беседовал, а Пифагор, изучив разного рода чародейства и волхвования, мог беседовать и с волами, и с орлами.
8. Кто отвращается человеческой пищи и ест со скотами терния и травы – не человек, так и тот, кто не любит полезного душе, то есть слова Божия, – не человек, ибо жив человек будет от слова Божия.
9. Богач (см. Лк. 16, 19) считал Писания пророков и закон Божий басней и пустословием, но когда отошел в ад, все осознал.
10. За грехи люди оказываются недостойными пользоваться одним языком, но чтобы разные народы познали любомудрие, за 300 лет до Рождества Христова, при царе Птолемее Египетском, Ветхий Завет с еврейского языка был переведен на греческий и потом на все языки.
11. Книга Премудрости Соломоновой называется сокровищницей всех добродетелей.
12. В псалме 97 пророк призывает к радованию всю землю, то есть весь род человеческий, от глас труб кованых (от проповеди евангелистов) и трубы роговой, возглашающей о Христе, – роге нашего спасения.
13. В псалме 90 «Живый в помощи Вышняго» разумеется исполняющий закон Божий, который будет жить в небесном селении с Богом. Крылья – Евангелие; Истина – Христос; крест – Его оружие; страх ночной – страсти бесовские; селение человека – его тело, где обитает душа (стихи 9–10). Прибегающий к Богу становится сыном Божиим и его оберегают Ангелы. Бог его слышит и исполнит долготой дня – Вечную Жизнь дарует и спасение: пребывание с Богом, видение Бога лицом к лицу.
14. Отдати серебро мое торгующим (Мф. 25, 27) – преподать учение евангельского благочестия и научить вере. Есть у тебя безмен и весы – ум боголюбивый, то взвешивай и исследуй всякое слово – вся искушайте, но доброе только держите.
15. Разговаривая с добродетельным человеком, с учителем или мастером какого дела, философии, мы получаем часто пользу и назидание. Они же, учители наши, имея малую частицу премудрости, или естественный опыт и познание, должны ум наш возносить к источнику всякого блага – к Богу.
16. Подобает со всякой осторожностью блюсти сердце свое, чтобы не потерять какнибудь мысль о Боге или не осквернить память чудес Его суетными помышлениями, а путем постоянного и чистого памятования иметь святую мысль о Боге, отпечатанную в душах наших, как бы неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с любимым Богом.
17. Познанием истины определяется состояние нашей нравственности. Фарисеи видели добрые плоды – многие чудеса Сына Человеческого – и признавали, что дела (плоды) хороши, но дерева, носящего плоды (Спасителя), не признавали Богом.
18. Если знание не соединено с любовью, то оно порождает гордость, которая производит разделения. Любовь же соединяет и ведет к истинному знанию.
19. Ищите и обрящете Бога, ищите с великим трудом, как ищут золото.
20. Поучая народ богопознанию, Моисей сначала много сотворил чудес в Египте, чтобы изложить учение и убедить, что Бог – Творец неба и земли и Законодатель по власти, и силе, и славе.
21. Так, в Евангелии Спаситель сначала сотворил дела Божественные (в Кане Галилейской, исцеление слепорожденного), а потом начал и учить. Явил Себя светом миру, воскресением и жизнью, учил как державный, власть имущий.
22. В начале евангельской проповеди были многие чудеса, так что каждый уверовавший получал дар говорения на многих языках, и это ради утверждения веры, а когда благочестие утвердилось – чудеса прекратились.
23. Савл, ослепнув, прозрел и последовал Христу, а многие, видев даже большие чудеса, возвращались к прежним нечестиям, как Иуда, Навуходоносор, Елима волхв, Симон, Анания и Сапфира, весь иудейский народ.
24. Когда душа бесчувственна, и развращена, и одержима страстями, то не убеждается никаким чудом.
25. Чтобы убедить вселенную в вере и грешников и врагов Божиих сделать святыми, нужно более силы, нежели сотворить небо и землю.
26. Бог желает, чтобы мы добровольно делались добрыми. Труднее убедить свободу человека, чем создать природу. Возбудить веру в душах гораздо дивнее, чем воскресить мертвого – сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Лк. 13, 34), а сказал Бог: Лазаре, гряди вон! (Ин. 11, 43) – и мертвец тотчас повиновался.
27. Есть вера, дающая познание о Боге, и вера, созерцающая знамение.
28. Каждый соглашается, что есть Бог, и не спорит, а если скажешь, что есть Христос, – неистовствует. Знание Писаний выше чуда воскресения, вспомни Авраама, Лазаря и воскресение Лазаря Четверодневного. У неверия много злых уверток.
29. Нет ничего возлюбленного, равного молитве, нет ничего могущественнее веры.
30. Верными мы называемся не только потому, что веруем, но и потому, что Бог вверил нам тайны, которых прежде нас Ангелы не знали.
31. Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия.
32. Наша жизнь порочная и наши зверские нравы удерживают от обращения других. Нужна вера от дел, поэтому мы будем наказаны и за них, ибо имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24).
33. Одни, отвергая правду Божию, преступники закона, другие, попирающие спасительное исповедание Владыки, преступники против Бога. Первые еще имеют надежду спасения, сохранив корень богопознания; вторые же совершенно лишаются спасения, отвергаясь Самого Виновника спасения.
34. Человек, претерпевший кораблекрушение, остается нагим и лишенным всего, равным образом и тот, кто отпал от веры.
35. Бог желает, чтобы мы были для всех светом, солью и закваской. 36. Закваска и тесто одинаковой природы, но не одинакового качества, но малая закваска – двенадцать апостолов – большое тесто – всю вселенную неверную – обратила в веру во Христа.
37. Овец, посылаемых на проповедь, было двенадцать, а волков полна вся вселенная. Апостолов двенадцать – малая закваска – заквасила всю вселенную.
38. Гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12, 9). Подивимся силе Божией, как двенадцать учеников Его убедили всю вселенную оставить заблуждения и переменить образ жизни на благочестие.
39. Апостолы приняли не скрижали каменные, подобно Моисею, но Духа Святого в души свои, и если был шум и явление огненных языков, то это ради присутствующих иудеев.
40. Душа апостола Павла была лугом добродетелей и раем духовным. Апостол Павел восхищен был в рай, видел третье небо, знал тайны от Бога, какие нельзя пересказать никому из людей, был подобен Ангелам, на мучения смотрел как на детские игрушки. Если Архангелу Михаилу вверен был народ иудейский, то Павлу – суша и море, обитаемые страны и необитаемые.
41. Пророк Даниил (см. Дан. 10, 12–13) повествует о том, что Ангелы поставлены над народами, и когда Архангелы Гавриил и Михаил просили Бога отпустить иудеев из Вавилона, то Ангел Персидского царства, наоборот, просил оставить, ибо персы научились от еврейских юношей богопочитанию.
42. Учеников Своих Господь называет пророками, мудрыми, которых будут гнать.
43. Вспоминание прежних грехов есть довольная узда усмирить и уцеломудрить нас.
44. Апостол Павел был до крещения хульником, гонителем, досадителем, и хотя грехи его прощены, он укорял себя, и это по смиренномудрию.
Смиренномудрие в апостоле Павле проявляется в том, что, будучи первым из всех праведников, называл себя первым из всех грешников. Фарисей, гордясь, говорил: «Пощуся двакраты в неделю», а Павел, претерпевая голод, называл себя «извергом».
45. Достоинство пастыря и учителя состоит не в том, чтобы стараться о приобретении чести и славы у своих учеников, но в том, чтобы вести их ко спасению.
46. Пастырь пасет овец, а не волков. Пока мы будем овцами, будем побеждать, ибо не отступит помощь Пастыря.
47. При всей своей быстроте и остроте зрения, душа при познании предметов духовных нуждается в руководителе.
48. Учить жене не позволяю (1 Тим. 2, 12) – разумеется учение с амвона в общем собрании, а частным образом можно увещевать и советовать.
49. При Иоанне Златоусте в храме была стена из досок, которая отделяла мужчин от женщин.
50. Мореплаватели и кормчие спешат переплыть море и достигнуть пристани, а мы стараемся о том, чтобы непрестанно носиться по морю житейских страстей и пороков, и не спешим в Церковь – духовную пристань души.
51. Ковчег Ноев принял неразумных животных и сохранил их неразумными, а Церковь принимает неразумных и изменяет.
52. Там зрелища и конские ристалища, здесь похвала небожителям. Там диавольское торжество, здесь похвала благочестию. Там скачут бесы, а здесь ликуют Ангелы. Там упряжи и кони, а в Церкви колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч (Пс. 67, 18) – Бог на Херувимах и в нас.
53. Как Ева произошла от ребра Адамова, так и мы – из ребра Христова – Плоти Его и от костей Его, когда на кресте изыде кровь и вода, ибо из этой Крови и воды составлена вся Церковь. Сказано: Если кто не родится от воды и Духа, не может вой ти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Кровь называется духом. Во время сна Адамова создана жена, во время смерти Христовой образовалась Церковь из ребра Его.
54. Премудрость созда себе Дом и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1) – Сын Божий, ставший человеком, уготовал Себе дом от плоти Девы; дом – Дева, Церковь, душа верного, Царство Христово; столпы седмь – Дары Духа Святого, семь таинств, семь Соборов.
55. Не будем свирепее бессловесных животных, ибо у них все общее: и земля, и источники, и пастбища, и горы, и леса. О, человек, у нас одна общая природа и общее небо, солнце, луна, хор звезд, воздух, море, огонь, вода, жизнь, смерть, юность, старость, болезнь, здоровье, потребность пищи и одежды, а также общие духовные блага: священная Трапеза, Тело Господне, Честная Кровь Его, обетования Царствия, баня возрождения, очищения грехов.
56. Возрождение, усыновление Богу называется банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5), просвещением (Евр. 10, 32), крещением (Гал. 3, 27), погребением (Рим. 6, 4), обрезанием нерукотворенным (Кол. 2, 11), крестом (Рим. 6, 6).
57. В видении апостола Петра плащаницы – земли, находящиеся в ней животные – язычники, а троекратное повторение – крещение.
58. Иудейское очищение – крещение – очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Иоанново крещение – среднее, увещевало переходить от порока к добродетели – сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8), но не сообщало благодатного прощения и даров Духа. Наше крещение – апостольское крещение.
59. Мы в крещении воскресли первым воскресением через отпущение грехов, а второе воскресение – воскресение тела. Первое воскресение гораздо важнее второго, так как важнее избавиться от грехов и жить, и тогда ждать воскресения тела.
60. Ангел сходил в купель Силоамскую и возмущал воду, и один исцелялся, а когда Сам Владыка Ангелов сошел в Иордан и возмутил воду, то исцелил всю вселенную – даровал первое воскресение.
Таинство Крещения – это одно воскресение, где дается белая одежда и снимается ветхая.
61. Он облек меня в ризы спасения (Ис. 61, 10) – во Христа, в Его славу для Вечной Жизни на небесех, как говорится: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27).
62. Милости Твои буду петь вечно (настоящего века – крещение, спасение), в род и род (то есть в настоящий век и будущий) возвещать истину Твою (Пс. 88, 2) – Спасителя Бога.
63. Приношение в Евхаристии, которое преподал Иисус ученикам, и которое совершали апостолы Петр и Павел, и которое совершают ныне священники, – то же самое, ибо освящение совершает Дух Святой. Все даруется по вере и благодати.
64. Истекла кровь и вода (Ин. 19, 34) для таинства верных, ибо водой они возрождаются, а Кровью и Плотью питаются.
65. Подобно тому как Сын Божий нашего естества, так и мы – Его сущности, а как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе.
66. Как распявшие Иисуса, так и недостойно приобщающиеся Таин понесут наказание.
67. Бойся осуждения, ибо как пронзившие Господа пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить кровь Его, так и приобщающиеся недостойно, ибо тебе должно быть смиреннее всех и уподобиться Ангелам, а ты сделался жестокосерднее, подобно Иуде, который пошел искать распинателей.
68. Верующие в числе трех тысяч вкушали пищу за общим столом и имели у себя все общее в воспоминание той общей Трапезы, которую Господь даровал на Тайной Вечери.
69. Одно время приступать к Таинам – когда чиста совесть.
70. В древности в Великую Пятницу богослужение совершалось вне города на кладбище, ибо вспоминается Крест и сошествие во ад к умершим.
71. Дары и благодать подает Бог, а дело священника совершать только видимые действия и отверзать уста. Какое расстояние между Иоанном и Иисусом – у Которого я недостоин развязать ремень обу ви (Лк. 3, 16), – однако при крещении сошел Дух.
72. Благодать действует и через недостойных служителей ради верных и их спасения, через ослицу и волхва говорил Бог, говорил с Каином ради Авеля, с диаволом – ради Иова, с фараоном – ради Иоси фа, с Навуходоносором – ради Даниила, и Каиафа-христоубийца пророчествовал.
73. Господь заставил говорить ослицу и через нечистый язык волхва Валаама послал духовные благословения иудеям, и ныне священник только ссужает свой язык и простирает свою руку, а все устрояет Отец, и Сын, и Дух Святой.
74. Хотя священник нечестив, но Бог, видя, что из благоговения к Нему почитаешь недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Бог говорил через ослицу и Валаама нечестивого для спасения народа, тем более – через священника. Бог действовал и через Иуду, который изгонял злых духов. Кто благоговеет перед священником, тем более будет благоговеть перед Богом. Он – Ангел Божий, ибо говорит не свое, но Христово учение; тогда не слушай его, когда говорит он неправое учение.
75. Кто презирает священника, тот дойдет и до оскорбления Бога.
76. Ты же не осуждай священство.
77. Пусть жизнь священника будет самая порочная, но не потерпят вреда те, которые с верой приступают к таинствам церковным.
78. Почему целуют руки священнослужителям? Руками Спасителя, и апостолов, и иереев совершаются чудеса в память события – тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8, 17). Многие таинства совершаются руками священников.
79. Троица даровала сынам Адама священство. Священство выше царской власти.
80. Енох носил в себе образ Церкви в благочестии выше законного, но был не обрезан, и Авраам принял оправдание в необрезании, по вере он принадлежит не иудеям, а Церкви (см. Рим. 4, 3, 10). Он отец верующих в необрезании.
81. Кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника (Мф. 10, 41), так и совершающий память в Церкви мученика и святого, награду их и благословение принимает.
82. Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла (Лк. 20, 17) – иудеи законоучители, фарисеи отвергли Того, Который в здании соединял две стены и один угол, в союз двух народов, иудеев и язычников, в деле благочестия, в Церковь Христову.
83. Ученики отвязали осла, сына подъяремной (Мф. 21, 5), и Христос воссел на осленке, что прообразует Церковь, и язычников, и народ новый, который был некогда нечист. Осел идет позади осленка, который шел тихо и спокойно, выражая покорность язычников и перемену нравов к благочестию.
84. Какое было бы благо на земле, если бы все люди верили в Евангелие и жили в благочестии – все бы любили друг друга и были бы любимы, обид бы не было, не было бы убийства, войн, хищения и никакого зла, не было бы ни раба, ни свободного, ни начальника, ни под чиненного, ни богатого, ни бедного, ни малого, ни великого.
85. Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Христос хотел, чтобы было единомыслие в деле благочестия.
86. Единство человеческой природы побуждает нас к единодушию.
87. Нет ничего хуже, как раздор и брань, как расторгать Церковь и раздирать на многие части хитон, которого не осмелились разорвать и разбойники.
88. Входя в дом, говорите: Мир дому сему (Лк. 10, 5), ибо он – матерь всех благ и основание радости. И ученикам Христос говорит: Мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Он прокладывает дорогу любви.
89. Если ты прекрасно возрастишь в страхе Божием своих детей, а те – своих, и эти – своих, то ряд лучшей жизни пойдет впереди, получив начало и корень от тебя. Если бы отцы воспитывали детей, то не нужно было бы судилищ, ибо в благочестии праведнику закон не лежит.
90. Бог переселил Еноха живым и не вкусившим смерти, показывая, что приговор над Адамом может быть отменен за благочестие, и если бы Адам не согрешил, то еще большие блага получил бы от Бога.
91. Сделаемся плодоносной маслиной, процветем и делами, и плодами, и листьями. Листья – наши речи, плоды – образ жизни.
92. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис. 1, 19), – говорит Господь; ища доброхотящих делателей благочестия.
93. Когда мы говорим: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6, 10), – помни, что на небе нет ни одного неверного, нет ни одного согрешающего, так должно быть на земле, и люди должны быть подобны Ангелам. Стань же вместе с Серафимами в благочестии и любви к Богу, подражая житием.
943. Что скажем мы, когда обязанные быть Ангелами и сынами Божиими, мы ниже ветхозаветных людей и эллинских мудрецов и не соблюдаем даже и человеческих обязанностей.
95. Муж должен делами, словами и всем насаждать благочестие в семье, и жена наблюдать должна, чтобы все семейство трудилось для Царствия Небесного.
96. Если муж повелевает тебе приносить жертву и участвовать в его нечестии по праву супружества, то лучше оставить брак, нежели благочестие.
97. Родителям велено повиноваться только в том, что не противно благочестию. Чти родителей, если это не во вред благочестию.
98. Чтобы принять за Христа бесчестие и узы, надо еще этого сподобиться. Скорбь – учительница любомудрия и мать благочестия.
99. Как выбегают из горящего дома желающие спастись, так и из городов, где процветают беззакония, неправда и разврат, любители богомудрия и благочестия бегут в пустыни, ибо погибающих много, а спасающихся мало.
100. После богословия наука о природе служит к утверждению благочестия.


Сотница вторая




1. Бог наш есть Свет, и Слово Его есть Свет, и Святой и Единосущный и Живоначальный Дух – Свет. Свет, и Свет, и Свет, но один Свет.
2. Господь – Творец вселенной и человека, для всех нас великий Заимодавец, и мы все должны пред Ним: и небо, и земля, и душа, и тело, и дыхание, чувства, разум, движение, дарованное нам Богом, и что воздадим Господу за все?
3. У Него бездна премудрости! Какую мы можем получить пользу для души, если часто будем беседовать с Богом! Молитва есть беседа с Богом, и она просвещает внутреннего человека.
4. Из величия и красоты тварей и вселенной познается Виновник, и чем более мы рассматриваем великую красоту созданий, тем более приближаемся к Создателю.
5. Весь мир состоит из противоположностей, но в нем видна великая стройность ко благу нашей жизни.
6. Небеса поведают славу Божию (Пс. 18, 2) одним только видом своим: так и мы возвестим славу Божию и в творении мы созерцаем красоту, великую пользу, разумность, целесообразность Творца, Художника, Промыслителя, Хранителя, так что ни море не затопило земли, ни солнце не сожгло вещи невидимые, ни небо не поколебалось, ни пределы дня и ночи не смешались.
7. Бог поставил перед людьми Свое творение, которое при посредстве одного созерцания красоты мира – всего видимого и невидимого, научало и мудреца, и необразованного, и скифа, и варвара возноситься мыслью к Богу.
8. О миротворении говорится: И был вечер, и было утро: день един (Быт. 1, 5). День же Господень начинается с седьмого часа ночи и продолжается до шестого часа следующей ночи (это время после полуночи начинается ранним рассветом на востоке – 6 ч.+6 ч.=12 ч., полночь и время после полуночи – рассвет).
9. В первый день Бог сотворил из не сущего вещество творений, а в последующие давал форму творениям и порядок.
10. Небо, как камера, как скиния, имеет начало и конец. И соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24, 31), и стоит утвержденное.
11. Он собрал, будто груды, морские воды (Пс. 32, 7) в облака, и посылается дождь (из земных вод).
12. Бог одни воды поместил внизу, другие выше свода небесного.
13. Бог поднял половину вод вверх, и стала вода превыше небес (Пс. 148, 4). Небо, сгущенное из вод, было ледяное, а вода, которая превыше небес, и эти моря вод защищают последнее и противостоят пламени солнца, огню и свету, и небеса не сгорают, подобно котлу над огнем, если в котле вода – огонь удерживается и не распадается котел, так и небо уделяет земле росу (облака нет, нигде в воздухе воды нет). Говорят, что в день Суда верхняя вода удалится, а небо, лишившись оплота вод, разрушится и звезды, не имея пути, упадут. И небеса свернутся, как свиток книжный (потому что сгорающее свивается), и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы (Ис. 34, 4).
14. Воды над небесами не только сохраняют небо, но и направляют вниз свет солнца и луны. Если бы небо было бы прозрачно, то весь свет устремился бы вверх, потому что огонь по природе стремится вверх, и земля осталась бы без света. Поэтому Бог и покрыл небо сверху массой вод, чтобы свет отражался и устремлялся вниз.
15. Плоды растений, украшения земли появились в третий день; когда еще не было светил, все озарялось светом, созданным в первый день творения. Затем из света, происшедшего в первый день, Бог создал солнце, луну, звезды (подобно тому, как из имеющегося уже куска золота чеканят монеты). Итак, существовавший и единообразный свет разделен на светила, которые утверждены наверху, и им указаны сроки, времена и смены дней. Луна, явившаяся в четвертый день, была полной, как в пятнадцатый день, имеющий одиннадцать лишних дней. Эти одиннадцать дней лишних, не по творению, а по свету, луна отдает солнцу, ибо число дней, получающееся по обращению луны, каждый месяц, девять с половиной, а двенадцать месяцев года дает триста пятьдесят четыре дня (354+11=365).
16. В седьмой день почил Бог от всех дел Своих (Быт. 2, 2), то есть перестал творить из небытия в бытие, а словом Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17) – выражает Промысл, сохранение всего существующего.
17. При создании первого человека Бог вдунул в лицо его дыхание жизни (Быт. 2, 7), но человек грехопадением погубил дар вдохновения, и Господь, восстанавливая прежний дар, вдунул в лицо апостолов, возвращая тем древнюю жизнедеятельную силу.
18. Адам и Ева жили подобно Ангелам. Адам сотворен был бессмертным и по телу, и если бы сохранил заповедь, остался бы жив.
19. Грех породил смерть и скорбь. Смертью умрешь (Быт. 2, 17), – сказано Адаму; в болезнях будешь рождать детей (Быт. 3, 16) – Еве.
20. Древо названо познанием добра и зла, где испытывалось послушание и любовь к Богу как к источнику добра, открывалось преступление при вере диаволу, начальнику зла.
21. Ева ранее проводила беспечальную и безболезненную жизнь. Живя в довольстве, подобно Ангелам, не чувствовала телесности от избытка благ, теперь осуждалась на печаль и воздыхания, и деторождения, и страдания при этом. Потеряла Ева равночестие и стала подчиняться мужу: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16) – после чревоношения, болезней, опять зачинает и терпит.
22. За грех Адама, что послушал жену, земля приняла проклятие и не стала давать плодов без посева и возделывания, а только при большом труде, усилии и заботах. Адам жил без скорбей, трудов и печалей, теперь принял труд изнурительный и мучительный, чтобы сознал свою природу как сотворенную от Бога из земли. Бог не хотел этого состояния, но человек сам смертью умер, нарушив заповедь.
23. Каин ввел первый убийство, и как он поступил с лукавством, подобно змию, то и наказание одинаково со змием, ибо сказано: проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми (Быт. 3, 14); и ныне проклят ты от земли (Быт. 4, 11) – сказано Каину. Отцу же его Адаму Бог положил труд на земле проклятой (см. Быт. 3, 17), то есть излито проклятие на землю. За злое употребление телесной силы Каин наказан стенанием и трясением – расслабленностью. После греха братоубийства в тело Каина вошла болезнь – расслабление, трясение, ибо тело, лишившись силы, стало слабым, и все члены тогда, опустившись, трясутся и колеблются.
24. Тело до Пришествия Христа было гробом, а мы мертвецами.
25. Готовясь призвать ко спасанию всех язычников, Господь в родословии Своем удостоил быть Своими сродниками людей порочных и иноплеменников, как Фамарь, жену Урия, Раав, Руфь, и патриархов, рожденных от рабынь. Евангелист Матфей как бы хочет пристыдить иудеев и показать, что Бог не гнушается иноплеменниками и что Он Бог всех и всякому открывается Царствие Небесное.
26. Евангелист Матфей называет свое Евангелие книгой родства Иисуса Христа, потому что рождение Христа составляет главное во всем Домостроительстве, является началом и корнем всех дарованных нам благ.
27. Если бы Бог не пришел, то не было бы ни веры, ни чистой жизни, которую мы с детства приобретаем.
28. Жена, прельстившись, оказалась в преступлении, спасется же она через чадородие Девы Марии. Она родила Спасителя от Духа Свята.
29. Когда скажет тебе иудей: «Как родила Дева?» – скажи: «Как родила бесплодная и состарившаяся Сарра, Рахиль, Ревекка, Елисавета, Анна. Там два препятствия: преклонность возраста и неспособность природы, а в Деве – непричастность браку».
30. Нелегко было поверить, что рождает Дева, но сначала рождали бесплодные и престарелые жены.
31. Если спросят: «Как Дева родила без мужа?», то спроси их: «Как родил Еву Адам без жены, как произрос жезл Аарона, как падала манна с неба, как неплодная Сарра родила Исаака»?
32. Дева Ева не знала радости, а Дева Богородица «от ныне», от того часа, когда сказано было: Радуйся, Благодатная (Лк. 1, 28), Дух Святой найдет на Тебя (Лк. 1, 35), и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1, 31); Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21), – сказала: Будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Доныне уничиженную женскую природу ублажают все роды людей и Ангелов.
33. Словами «дастся книга запечатленная человеку, умеющему читать Писания» (см. Ис. 29, 11) открывается тайна о Пречистой Деве, обрученной Иосифу.
34. Матерь Божию евангелист называет Иаковлевой. Мария Дева считалась мачехой старшему Иакову, рожденному от первой жены Иосифа, и называлась Мария Иаковлева.
35. Патриарх Иаков, обращая речь ко Христу, говорит: От леторасли, Сыне Мой, восшел еси (Быт. 49, 9), – называя «летораслию» Деву.
36. Сын Божий по кротости избрал Себе и нам в Матерь Рабу Господню, Которую, по слову Писания, будут ублажать все роды (Лк. 1, 48).
37. Ангелы тайну Боговоплощения называют благоволением – слава в вышних Богу, и на земли мир: в человеках благоволение! (Лк. 2, 14).
38. Теперь ты поешь вместе с Серафимами: Свят, Свят, Свят – и это воззвание и наше, и серафимовское, потому что Христос примирил небесное и земное, и соделавший из обоих одно (Еф. 2, 14).
39. Видим, что и солнце, и луна, и все прочие звезды идут от востока к западу, а Вифлеемская звезда текла от севера на полдень, причем не ночью, а днем, иногда скрываясь, а иногда опять появляясь, указывая ясли Младенца, опускалась вниз над малой хижиной. Видимо, невидимая разумная сила совершала это движение и управляла звездой.
40. Христос, призвавши волхвов, в самом начале открывает дверь веры язычникам.
41. Господь оставил 99 незаблудших овец, то есть ангельские силы, в горах, на небесах, и пришел к заблудшей, взывающей: Заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего (Пс. 118, 176), сошел, приклонив небеса.
42. Господь направляет волхвов в Вавилон, а Сам идет в Египет, показывая, что радости сменяются скорбями: было смущение у Иосифа о Деве, Ангел утешает его, рождается Младенец, а тут беснуется Ирод, опять радость волхвов, затем страх от царя и бегство в Египет.
43. Господь, прикрывая Свою славу плотью, явился людям, скрывая Себя. Христос раньше говорил через пророков, а показав Себя во плоти, Сам возвестил всем мир, примиряя нас с Богом, с Самим Собой и с ближним.
44. От Моисея исходила неизреченная и дивная слава, и он надевал покрывало. Так и Господь, прикрывая Свою славу плотью, явился людям, скрыв Себя.
45. Будучи истинным Сыном Божиим, Он соделался Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих соделать чадами Божиими.
46. Иисус пришел креститься в тридцать лет для того, чтобы отменить закон, который Он в точности до этого исполнил.
47. С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься, ибо Он, будучи Богом, стал Человеком.
48. Знай, что хотя не видишь голубя при Крещении, но Дух Святой сходит на крещаемого.
49. Иисус сошел во Иордан, как источник, омывающийся в реке, и как рука, погружаемая в воде, ибо Он освятил воды, как и говорится: Меня, источник воды живой, оставил (Иер. 2, 13), река Божия наполнилась вод. Ермон (Ермониил) – гора в Иорданской земле, откуда был вознесен Илия и близ нее крестился Иисус во Иордане, Иор и Дан, сливаясь, образуют Иордан.
50. После сошествия Духа при Крещении Иисус был возведен в пустыню для искушения; диавол был в недоумении, зная сказанное об Иисусе, не считал Его простым Человеком, а видя Его алчущим, сомневался, что Он Сын Божий.
51. Десницей Бога пророк называет Христа, а наказанных сердцем в мудрости – апостолов Христовых, как имеющих ум Христов. Христос – камень краеугольный (1 Пет. 2, 6) – соединил разъединенные стены язычников и евреев, ангельскую и человеческую.
52. Христос дал нам Новый Завет и благодать Духа.
53. В Евангелии Спаситель сначала сотворил дела Божественные (в Кане Галилейской, исцеление слепорожденного), а потом начал учить. Явил Себя Светом миру, Воскресением, и Жизнью, и Владыкой мира, и бесов, и всего творения, и учил как державный, власть имеющий.
54. Силы отличаются от исцелений. Одно: Иисус ходил по морю, запрещал ветрам бури; второе: очищать прокаженных и исцелять болезни.
55. В апостольские времена язычники были грубы, и им, как маловерным, давались знамения: говорения языками и другие чудеса, как залог веры, и это было для укрепления веры, а мы, верные, не нуждаемся в знамениях.
56. В начале евангельской проповеди было много чудес, так что каждый уверовавший получал дар говорения на многих языках, и это ради утверждения веры, а когда благочестие утвердилось, чудеса прекратились.
57. В уверовавших хорошо был укреплен корень добра – разум и воля, и видевшие чудеса и не уверовавшие показали свое развращенное сердце, закоснение во зле и намеренное отвращение от Бога.
58. Очисти прежде внутренность (душу) чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (тело) (Мф. 23, 26), – говорит Христос.
59. Ненавидящий душу свою (Ин. 12, 25) – не слушает ее пожеланий и похотей, как внушений душевредных.
60. Человек некоторый – первозданный Адам– шел из Иерусалима – рая– во Иерихон – мир, разбойникам – жестоким, лукавым демонам – попался и они оставили его едва живым – житейские страдания: труд, чадородие. По случаю священник некий – образ Моисеева ветхозаветного служения – шел. Самарянин же некто – Владыка Христос, страж душ наших, приняв плоть, – сжалился, дав Новый Завет, таинства веры, и, посадив его на своего осла – тело, которое Он принял от Непорочной Девы – немощи наши принял и болезни понес – привез его в гостиницу – Святую Церковь. И наутро отъезжая, то есть после святого воскресения, вынул два динария – Ветхий и Новый Заветы – дал содержателю гостиницы – апостолу Павлу, вручив языческий народ израненный. Когда возвращусь – во Второе Пришествие, – говорит Господь, – отдам тебе наградой за труды (см. Лк. 10, 30–35).
61. Отпустить грехи гораздо важнее (ибо это болезни души и возможно только Богу), чем тело исцелить. Отпущение грехов есть большее знамение.
62. Должнику талантов Бог страх увеличил угрозой, чтобы он просил о помиловании и чтобы поэтому простить его. Бог желает с тобой примириться, тебе простить, ищет твоего спасения.
63. Если же правый глаз твой соблазняет тебя или рука (друзья) соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя (Мф. 5, 29, 30) – отвергни дружбу близких.
64. Одежды душевные изменим. Приидите, возлюбленные, прославим Благословенного, чтобы самим получить от Него благословение – дети в Неделю ваий прославляли Бога, и осленок, во свидетельство послушания нового народа из язычников, нес Создателя. Хвала младенцев и ссущих прообразовала и язычников, прежде немотствовавших, а потом славу Богу вещающих.
65. Уста младенцев и грудных детей (см. Мф. 21, 16) славословили Бога, и это чудо было прообразом апостолов, которые, будучи младенцами и безгласнее рыб, уловили всю вселенную, явив силу Божию.
66. Осанна в вышних (Мк. 11, 10) – вверху спасение, а внизу – человеколюбие– спаси Ты, Который в вышних.
67. У пророка Исаии наблюдающий со сторожевой башни говорит: И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах (Ис. 21, 7). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, восседая на осле; всадник на верблюде изображает антихриста, грядущего в мир в последние дни по действию диавола.
68. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5, 43) – говорится в осуждение фарисеев, что они примут антихриста.
69. Антихрист возобладает только над погибающими, и заградятся уста тех, которые осуждены на погибель, ибо уверуют в того, который не заповедует ничего праведного, а одно только беззаконие.
70. Если кто хулит Божественный закон, то тем более человеческий, отсюда и беспорядки в нашей жизни.
71. Цель закона – сделать человека праведным, его же и исполнил Господь, ибо Он греха не сотворил, а нам дарует оправдание верой, ибо настало время заповедей высших.
72. Правда есть исполнение заповедей.
73. Заповедь о любви к ближнему имеет такое восхождение: 1) не начинать; 2) не воздавать за обиду; 3) оставаться спокойным, терпя обиду от другого; 4) предавать себя на злострадание; 5) отдавать более, нежели сколько хочет взять (и срачицу); 6) не питать ненависти; 7) любить даже обидчика; 8) благодетельствовать ему; 9) молиться Богу о нем.
74. Злоба сама себе вредит.
75. Многие веруют, что Христос есть Бог, однако же не любят Его и не поступают так, как следует любящим Его.
76. Бог прославляется в теле, если не предаешься блуду, не упиваешься, не пресыщаешься, не печешься излишне о внешнем украшении.
77. Настоящая жизнь есть место борьбы со злом. Бог заповедал тебе любить врагов, а ты отвращаешься и от любящего тебя Бога.
78. Любовь есть признак учеников Христовых: любить и быть любимым.
79. Любовь древнее вражды. В любви, как и в искании большой дороги, улови начало, и оно поведет тебя.
80. Любящему свойственно не оставлять любимого Христа, хотя бы старающиеся отвлечь нас от Него воскрешали и мертвых.
81. Бог любит нас более, нежели наши родители, и любовь Божия настолько различна от любви родительской, насколько благость отстоит от лукавства.
82. Научая нас обращаться к Богу в молитве «Отче наш», Спаситель научает молиться и за всех братьев, за весь род человеческий. Этим вводится любовь – матерь всего доброго. Ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчиненного, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежд, но всем Отец Небесный даровал одно благородство, единство чести и любви.
83. Подобает путем постоянного и чистого памятования иметь святую мысль о Боге в душах наших, как бы неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с любимым Богом.
84. Апостол Павел взывал: Ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39), а нас почему разлучает земное?
85. Если бы все любили и были любимы, то никто никого не обижал бы, не было бы убийств, ни ссор, ни браней, ни возмущений, ни грабительств, ни любостяжания, никакого зла, и самое имя порока было бы неизвестно, и не было бы нужды ни в законах, ни в судилищах, ни в истязаниях, ни в казнях.
86. Мы не можем соблюсти никакой заповеди, равно как и самой любви к Богу и ближнему, если будем блуждать мыслью от одного к другому.
87. Заповедано не давать святыни псам и не бросать бисера перед свиньями (см. Мф. 7, 6), потому что люди душевные имеют покрывало на сердце и не разумеют премудрость Божию, которую даже из горних сил прежде никто не знал.
88. Христос пришел избавить от злых дел не только тело, но еще более душу, которую очищает благодатью, ибо во всем виновата развращенная воля. Если око тебя развращает или рука – удали (см. Мф. 18, 9); если есть близкий, который сам не спасается и тебя губит, или какая привязанность, то разлучись от друга, оставь порок, отсеки страсти – и избежишь геенны. Господь дает нам новую заповедь и в награду за добродетель дает нам не Палестину, не землю, текущую млеком и медом, но самое небо.
89. Между славой настоящей и будущей такое же различие, как между сновидением и действительностью.
90. Между Ангелами и людьми невелико расстояние, если мы захотим утвердиться в добродетели.
91. Христианство требует и православного учения, и доброй жизни, а всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его (Ин. 3, 20) – боится обратиться к вере по тому самому, что не хочет показать доброй жизни.
92. Никто бы не остался язычником, если бы мы были христианами, как следует.
93. Господь хочет, чтобы христианин был для вселенной учителем, закваской, светом и солью, ибо все это приносит пользу другим. Учение делами убедительнее и достовернее, чем учение словами: одни смотрят на него, другие слышат о нем. И сила добродетели врагам заграждает уста.
94. У иудеев посредником был Моисей, как слуга в доме Божием, и им обещаны были земные блага – земля, кипящая медом и млеком, а у христиан – Сын Божий, и обещает нам житие на небесах – земное, телесное оставить, а принять духовное.
95. Тело – творение Божие, а тление и смерть введены грехом, если благодать упразднит тление и смерть, то даруется нам тело небесное, вечное.
96. Пленил плен (Пс. 67, 19) – порабощенных греху Господь воссоздал благодатью, дал залог бессмертия.
97. Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор (тать, смерть) (Мф. 24, 42–43), поэтому все сокровища отправляй в Небесное Отечество.
98. Величайшее зло – смерть, – введенное диаволом, премудрость Божия обратила мученикам в честь и славу, ибо ею открывается рай.
99. Ты подвизаешься на земле, но награду получишь на небе, а здесь терпи. Если ты ищешь вечной славы, покоя и радости, то терпи бесчестие, скорби и отвергай временное.
100. Жизнь земная временна и скорби в ней временны, а будущая жизнь вечна и блаженство.

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
7
Кто осеняет себя крестным знамением - тот освобождается от грехов! - свт. Иоанн Златоуст.
«Хочешь спастись? – спрашивает свт. Иоанн Златоуст. – Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви: нет ничего в мире сильнее Ея. Она – твоя надежда, в ней твое счастье».
  
#2 | Елена Овe. »» | 28.11.2014 09:59
  
1
Книга старописменная, именуемая Андриатис, слово Святаго Иоанна Златоустаго, о последних днех, и о антихристе. лист: 333.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU