День памяти святой преподобномученицы Елизаветы, 150 лет со дня рождения.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, 1 ноября 2014 - 150 лет со дня рождения

Цветок с Эдемских берегов. Во взоре сердце отражалось, Его бездонность, широта, Неисчерпаемая жалость И лилий белых чистота.

Святыми не рождаются. Святым человека делает жизнь: его окружение, воспитание, впитанные книги, услышанные слова, совершенные поступки, принятые решения. Что послужило предпосылкой к тому, чтоб воспитанную в роскошных домах Европы принцессу Гессен-Дармштадтскую Елизавету еще при жизни называли ангелом? Ангелом-хранителем Москвы…

На самом деле, не в такой уж роскоши росла маленькая Элла — одна из семерых детей английской принцессы Алисы и немецкого великого герцога Людвига IV. При дворе было принято воспитывать детей в строгости. “Принцессы ничуть не лучше и не выше всех остальных людей”, — эту мысль внушали им с детства.

С юности Элла была пленена образом католической святой ХIII века, Елизаветы Венгерской. Она так же, как принцесса Гессен-Дармштадтская, происходила из королевского рода, и в 14 лет была выдана замуж. Все свободное время помогала нуждающимся, раздавала свое имущество для этой цели, и кроме того взяла на себя особое попечение о прокаженных.

После гибели мужа в шестом крестовом походе Елизавета Венгерская целиком и полностью посвятила свою жизнь делам милосердия и принесла монашеские обеты, вместе с несколькими служанками. Последние годы она работала в построенной ею больнице для бедных.

Пример любимой святой оказал сильное влияние на Елизавету Федоровну, хотя, конечно, она не могла знать, что во многом повторит ее судьбу…

Идея Марфо-Мариинской обители милосердия — главного детища великой княгини — тоже возникла не на пустом месте. Элла видела, как ее мать занимается судьбами обездоленных, больных людей.
По субботам принцесса Алиса водила дочерей в больницы и приюты, воспитывая в них сострадание; именно она организовала Женский комитет Красного креста; а когда Пруссия и Австрия вступили в войну — распорядилась отдать под госпиталь свой дом. Милосердие – это слово и этот образ жизни будущая преподобномученица впитала с младых ногтей.

Лики смерти

Смерти в лицо Элла заглянула очень рано. Ей было 9 лет, когда несчастный случай унес жизнь ее младшего брата, трехлетнего Фридриха. Мальчик выпал из окна третьего этажа, и она была первой, кто оказался на месте трагедии. Фридрих был еще жив, Элла перенесла его в дом, а ночью бедняжка скончался…

Прошло около пяти лет, и от дифтерии умерла младшая сестра Эллы, четырехлетняя Мария. Складывается впечатление, все это готовило девочку к еще более страшному удару — смерти матери, от той же болезни. Эллу в это время забрала в Англию ее бабушка, королева Виктория, пытаясь оградить от эпидемии, и принцесса Алиса умерла в отсутствие дочери. Это случилось в декабре 1878 года. Будущей преподобномученице было 14 лет…
Ее не было рядом и тогда, когда умер отец (в 1892 году) — Елизавета к тому времени уже жила в России.
Она рано поняла, что значат страдания и смерть, и это воспитало ее характер. Научило утешать других. Но самая страшная потеря, конечно, ждала ее впереди. И неизвестно, как бы она с ней справилась без крепкой веры.

Трудный шаг протестантки

«Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином», — так в самом начале 1891 года писала великая княгиня Елизавета Федоровна своему отцу, прося его благословить ее решение оставить протестантизм ради православия.

Иностранки, которые выходили замуж за наследников престола, по обычаю должны были принять православие. Но для невест других членов царской фамилии это было необязательно.
Елизавета была протестанткой. Препятствием к браку с великим князем Сергеем Александровичем — сыном российского императора Александра II – ее вероисповедание не было.

Это был брак по любви. В мае 1884 года Сергей Александрович прислал за своей невестой поезд, украшенный белыми цветами. Их союз был тем, что сейчас называют “белым браком” — Сергей и Елизавета жили как брат и сестра. Воспитывали племянников, Марию и Дмитрия, как родных, после ранней смерти их матери.
И хотя муж Елизаветы Федоровны был очень набожным человеком, он никогда не принуждал жену разделить его веру.
“Мы много читали вместе и изучали катехизис, — рассказывал князь в письме своей тете. — Должен прибавить, что все шло от нее, я же ей только помогал, но вовсе не заставлял, ибо мне кажется, что это очень важно”. Только на седьмом году брака великая княгиня приняла веру мужа.

Она боялась… Знала, что этот шаг очень сильно огорчит набожного отца, ее немецких и английских родных, принадлежащих к протестантской традиции. Своего благословения Людвиг IV так и не прислал, такой болью для него стало решение дочери.
Но решение было принято. 25 апреля 1891 года над великой княгиней Елизаветой Федоровной было совершено Таинство Миропомазания с оставлением прежнего имени, но теперь ее святой покровительницей стала праведная Елизавета, мать святого Иоанна Предтечи.

Кто знает, какой была бы Елизавета Федоровна, не прими она православия, как сложилась бы ее судьба здесь, в России. Линия ее жизни плавно подводила княгиню к главным событиям ее биографии – трагической смерти мужа, постригу и мученичеству.

До и после

“Сергея убили!” — только и воскликнула несчастная княгиня, услышав взрыв на площади, и бросилась на улицу как была, в одном платье, хотя стояла зима. Сергей Александрович, к тому времени известный своими монархическими взглядами бывший генерал-губернатор Москвы, не раз получал угрозы. Поэтому ездил один, дабы не подвергать никого опасности.
И в этот раз, 4 февраля 1905 года, с ним был только кучер. Сергей Александрович погиб так же, как и его отец, император Александр II — его разорвало взрывом бомбы, брошенной в карету террористом.

Снег, кровь, обрывки искорёженной кареты, куски разорванной плоти. В современных фильмах этот эпизод не раз пытались показать, но, наверное, все равно тяжело представить себе состояние Елизаветы, прибежавшей на место убийства любимого мужа.
Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: «Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь».
В первые дни после трагедии она ничего не ела, много молилась. И на похоронах словно была в оцепенении, не плакала, а только повторяла, держа за руки племянников: “Он так вас любил”.
Потом — пришло решение идти в камеру к убийце, просить его подумать о душе, о покаянии и – показавшееся многим безумием – прошение императору о помиловании преступника. А после — она приняла постриг. Кажется, она уже была святой…

Бог судил ей дополнить личную святость делами, которым несть числа. После пострига Елизавета Федоровна воплотила свою мечту — сестричество милосердия, Марфо-Мариинскую обитель. Обитель и по сей день носит отпечаток светлой грусти.

Вся ее сущность была в том, чтобы отдавать себя — впитанная с молоком матери, с опытом жизни. Достаточно было видеть, о каких бытовых мелочах она заботится, устраивая больницу или гимназию. Это было делом жизни, работой, своего рода профессией, которой отдавались все силы, вся изобретательной и творческая энергия.
“Я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером, у меня нет ни ума, ни таланта — ничего у меня нет, кроме любви к Христу. Преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь” — писала великая княгиня.
То время — расцвет благотворительности. Современная благотворительность в России — лишь бледное и неверное отражение того, что было тогда. Еще при жизни великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна вместе с мужем участвовала в десятках социальных инициатив.

Тогда заботились обо всех, о ком только могли. Общество призрения престарелых артистов, бесплатная лечебница военных врачей, общество покровителей беспризорных и освобождаемых из мест заключения несовершеннолетних, общество призрения, воспитания и обучения слепых детей, Дамский тюремный комитет (опекавший детей, чьи матери отбывали наказания в колониях).

Елизавета заботилась о детях, чьи родители временно лишились заработка, создала гимназию для сирот убитых воинов, заботилась об обучении и трудоустройстве инвалидов войны, открыла санаторий для раненых. Трудно перечислить все.
Она отдала себя другим. И до такой степени забыла о себе, что категорически отказалась покидать Россию, когда над всей страной и домом Романовых особенно нависла угроза не просто реальная, а неотвратимая. Было ясно, что ее ждет. Но не к этому ли готовила Эллу вся ее жизнь?

Верная Варвара

Становится яснее, почему Елизавету Федоровну называли великой матушкой, почему сестры Марфо-Мариинской обители так любили ее — при аресте Елизаветы Федоровны (на светлой седмице 1918 года) невозможно вообразить, какой плач поднялся в обители.
“Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” — а так, истинно по-евангельски, матушку Елизавету любила только одна из монахинь — Варвара (Яковлева). К сожалению, о ней мы мало знаем. Она пришла в обитель в числе первых и вскоре стала келейницей Елизаветы Федоровны.

Сестра Варвара и еще сестра Екатерина (Янышева) отправились вместе с матушкой, когда ту арестовали. Их увезли в Сибирь – сначала в Екатеринбург, затем в Алапаевск. Солдаты дали возможность тем, кто не принадлежал к царской фамилии, уйти. Но Варвара чуть не на коленях просила оставить ее при Елизавете Федоровне.

Над ней надсмехались, описывали предстоящую великой княгине и всем, кто с ней остается, мучительную смерть, но Варвара не уступала: “Я подпишу все, что угодно, своей кровью, только оставьте меня с ней”.
Так и случилось. Ночью 18 июля 1918 года матушку Елизавету, инокиню Варвару, других членов семьи Романовых увезли к заброшенной шахте 60-метровой глубины, избили и сбросили вниз. Из шахты раздавалось пение Херувимской. Вслед были брошены гранаты – две из них, неразорвавшиеся, потом нашли рядом с телом великой княгини. Мученики умерли от голода и полученных ранений.
Знавшие Елизавету Федоровну говорили, что уверены: она и там, на глубине шахты, не позволила себе ни слова ропота, ни следа уныния.

Счастье в России

“Ни одна из невест гессенского дома не была счастлива в России” — говорила королева Виктория, сомневаясь, отдавать ли Эллу замуж за русского великого князя. Ее слова оказались пророческими, но лишь отчасти.
«Счастье, — писала своим воспитанникам, Марии и Дмитрию, преподобномученица Елизавета Федоровна Романова, — состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».

Валерия Посашко

http://www.pravmir.ru/svyataya-eisaveta-angel-xranitel-moskvy/

Комментарии (6)

Всего: 6 комментариев
#1 | Anne »» | 01.11.2014 05:45
  
6
Она шла за Христом

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

“Господи, прости им, не знают, что делают!” – была последняя молитва Великой княгини Елисаветы перед тем, как черная бездна заброшенной шахты поглотила ее.

Крестный путь. Великая княгиня Елизавета Федоровна

Она шла к этой зияющей бездне сознательно, категорически отказавшись выехать из России, когда начались беззакония. Она шла за Христом, и ее душевным очам оттуда, из бездны, бил свет Воскресения. Что привело ее, аристократку, чужестранку в далекий уральский город Алапаевск, ставший для нее Голгофой? Что отдало в руки неведомых, демонической злобой одержимых людей? Жизненные пути их никогда не могли ранее соприкоснуться. Она видела этих людей первый и последний раз в жизни. Она встретилась с ними только для того, чтобы они исполнили над ней приговор неведомо где состоявшегося суда. Но это по человеческому суждению. А как по-Божьи? А по-Божьи это был суд человеческий – “за Бога” или “против Бога”.

И Великая княгиня Елисавета, бывшая протестантка, принявшая Православие на своей новой Родине, в России, и возлюбившая Православную Церковь и Россию “даже до смерти”, ответила злу. Какой бы приговор не вынесло ей разнузданное, обезумевшее зло, она примет его как приговор свыше, как ниспосланную ей возможность делом подтвердить то, что составляло смысл и содержание ее жизни.

Любовь к Богу и любовь к людям была истинно смыслом ее жизни, и она привела Великую княгиню на крест. И ее крест вырос и преложился в Крест Христов и стал ее наслаждением.

Великая княгиня потеряла супруга, погибшего от злонамеренной руки террориста. Своими руками она собирает то, что осталось от любимого ею человека, и, неся в сердце боль страшной утраты, идет в темницу к преступнику с Евангелием, чтобы простить его и привести ко Христу с раскаянием.

Вся дальнейшая ее жизнь в России стала делом милосердия в служении Богу и людям. Великая княгиня собрала сестричество, устроив Марфо-Мариинскую обитель и служа по примеру двух евангельских сестер всем обездоленным и скорбящим. Она вложила в это дело все свои средства, отдала все без остатка, и сама отдалась вся до конца. Ее любовь к людям возвращалась к ней ответной любовью людей.

Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни ее трудов, не пожелала оставить ее и в последнем подвиге – умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей.

В тяжелые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля – обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени “Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям,– пишет она,– которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок... Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему... Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет”. “Полностью разрушена “Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная”.

И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных ее смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: “Святая Россия” и Православная Церковь, которую “врата ада не одолеют”,– существует, и существует более , чем когда бы то ни было”. Эти слова были написаны ею в преддверии могилы.

“Я ... уверена, – продолжает Великая княгиня, – что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит”. Вот мера ее духовного возраста, вот мера ее истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял ее жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на ее жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елисаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие – голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником.

Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров, с образом Спасителя на груди, который был благословлен ей в день присоединения ее к Православию. Праведники во веки живут!

И русские новомученики – это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то “малое” апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников?
#2 | Anne »» | 01.11.2014 06:51
  
6
Русский монастырь в Иерусалиме


Гефсиманская обитель находится напротив Золотых Ворот Иерусалима, за потоком Кедрон. Золотые купола храма св. Марии Магдалины, утопающего в зелени Гефсиманского сада, издалека притягивают взоры паломников.


В храме, где почивают мощи прпмцц. Елизаветы и Варвары. Гефсимания


Мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

После трагической гибели супруга в 1905 году она посвятила себя делам милосердия и молитве в основанной ею Марфо-Мариинской обители и в 1905-1917 гг. была Председателем Императорского Православного Палестинского Общества.

Ее желанию быть похороненной в русской Гефсимании было суждено исполниться. После мученической кончины Елизаветы Феодоровны в Алапаевске в 1918 году ее мощи, вместе с мощами ее келейницы инокини Варвары, были доставлены в Иерусалим в 1920 году.
В 1981 году святые мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары были торжественно перенесены в храм св. Марии Магдалины у подножия Елеонской горы и ныне покоятся в белых мраморных раках.

Инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елизавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она просила вернуть ее в Алапаевск. Мученическую кончину инокиня Варвара приняла в возрасте около 35 лет.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна

Судьба Великой княгини Елизаветы Федоровны


Режиссер: Максим Гуреев

Документальный фильм Максима Гуреева "Silentium" посвящен судьбе княгини Елизаветы Феодоровны Романовой. Дочь герцога Гессен-Дармштадского, в 20 лет она стала супругой Великого князя Сергея Александровича Романова, брата императора Александра III. В 1905 году великий князь Сергей Александрович погиб от руки террориста. Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Устроенная обитель была названа Марфо-Мариинской. При ней существовала знаменитая больница, где бесплатно лечили лучшие специалисты Москвы, воскресная школа, бесплатная столовая для бедных, приют для девочек-сирот.

В апреле 1918 года Елизавета Федоровна была арестована и 18 июля 1918 года брошена в шахту старого рудника в Алапаевске вместе с инокиней Варварой, Великими князьями Сергеем Михайловичем, Иоанном, Константином и Игорем, князем Владимиром Палеем.
В 1992 году Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых.

В фильме использованы хроника и съемки в городе Алапаевске.
#3 | Anne »» | 01.11.2014 07:22
  
3
Икона Святой Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы

Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

глас 1

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

глас 2

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

глас 5

От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших.


http://www.logoslovo.ru/media/all/item_34871_1_70908/#c4
#4 | Руслан Зубчанинов »» | 02.11.2014 16:30
  
4
Огромное спасибо. Каждому человеку душеполезно научаться правилиной жизни. Для этого так необходимы такие статьи. .Жизнеописания русских святых последних дней-- это кладезь примеров праведной и святой (ангельской) жизни православных христиан.
#5 | Anne »» | 03.11.2014 09:14
  
2
Святая княгиня Елизавета Феодоровна


"Она посвятила свою христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и больным. Она всегда стремилась найти хорошее в каждом человеке и «милость к падшим призывать» было стремлением ее сердца. Трагична история жизни основательницы Марфо-Мариинской обители."
О её жизни расскажет Елизавета Боярская.

Жизнеописания людей, чьи имена вписаны в Историю Православия, изложены известными людьми, верящими и почитающими «русских святых». В проекте приняли участие Сергей Никоненко, Елизавета Боярская, Мария Аронова, Ольга Кабо, Ксения Алферова и другие.

Документальный цикл "Святые" расскажет об удивительных судьбах людей, чья жизнь до сих пор окутана ореолом тайны. Каждый фильм -- это ответ на вопрос, почему эти люди были канонизированы церковью. Что важного они сделали для России в свое время и, почему их память чтят, по сей день.

Производство: Телеканал ТВ-3
Россия, 2014
#6 | Anne »» | 05.11.2014 05:04
  
2
Гефсимания. 150-летие княгини Елисаветы Феодоровны

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU