Все комментарии

Всего: 122424 комментария
Глава 48: О тимпанах и ликах, вихрях осуждения и к чему это приводит Как труба требует песни, т. е. мотива, так и многословие требует клеветы; как пение требует (аккомпанемента) гитары, так и злословие - лжи; как гитаре потребны тимпаны и лики, во струнах и органе, так злопамятство ищет злоумышления. Итак, когда эти пять вихрей мира, в союзе тимпанном, бьют в струны тимпана, т. е., когда деется осуждение и в союзе с ним начинают действовать и прочие страсти, выше поименованные, тогда увлекается мир гласом ... читать далее »
Глава 47: Об осквернении молитвы помыслами любостяжательными Вы скажете: мы молитвы идолам не приносим, как же говоришь ты такое? Да, правду сказали вы, что Богу молитву приносите, но, вопрошу я вас: когда вы молитву устами вашими приносите - «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя», - подвигаете язык на мо¬литву, то мысль вашего сердца где бывает? Где гуляет, где кружится и о чем размышляет? Ибо ныне люди не таким образом молятся, чтобы молитва их была им во спасение, но таким образом, чтобы строить ... читать далее »
Глава 46: Об исторжении греха из сердца. Сравнение души с садом, а греха - с тернием в саду Понмите, о преподобнеишие, о том, как забывает Бог грех человеку. Душа согрешившая подобна тому, как если в каком царском саду, на самой середине дорожки ока-жется колючее дерево, называемое паллурий, вроде плю¬ща, весьма колючее и крайне цепкое. Это дерево не красиво, имеет свойство распространяться и испускать множество побегов, подобно греху. Когда кто проходит около сего дерева, то оно так же цепляется к ... читать далее »
Глава 45: О дивном милосердии Божием и о том, кому именно сорадуются ангелы Ох, недоумею я о толиком милосердии Божием! Как это Он вам столь милосердствует и столь долготерпит, когда Моисею и малого ропота не потерпел? Сие же потому, что тогда был Бог отмщений, как говорится: «Бог отм¬щений Господь, Бог отмщений не обинулся есть». Тогда был Бог отмщений, а ныне - благословен Христос Бог. Тогда был Бог отмщений, а ныне - Бог благоутробия (Бог милостей и щедрот), Который милосердует о нас и милует, а вы Его ... читать далее »
Глава 44: Пятиобразие непокорства спасению и семистрастие И в этом, т. е. в любостяжательности, есть ваше непокорст¬во спасению; и представлю вам, что главизна непокорства есть гордость, кичение и тщеславие (т. е. это побуждает человека быть любостяжательным). Эти три подобообразия зла делают (человека) чуждым спасения; (человек чрез любостяжание) делается врагом себе и союзником зла. По сторонам главизны: на одном краю - оклеветание и осуждение, сокровиществование всякой злой противности спасению; ... читать далее »
Глава 43: О стрелах отступника и об указателе пути спасения Отступник имеет обычай такой: берет свое войско и вы¬ходит на охоту; вооружен он и войско его разными лу¬ками; держит горсть стрел и раздает войску, каждому по одному луку и по 24 стрелы, посылает на охоту, чтобы уловить и добыть какую-либо душу праведную и принести ее как дар и приношение великому апостату. И соперничают бесы между собою, каждый первым старается устрелить и принести добычу в дар великому отступнику, чтобы принять похвалу самую ... читать далее »
Глава 42: О самооправдании своего осуждения Такое осуждение ближних делает сегодня человек, и чрез сие возделывание мысль его омрачается лукавством де¬монским, начинает он мысленно всем соблазняться (т.е. находит в каждом что-либо осудительное), а самого себя оправдывает сугубым оправданием (т. е. не только оправ¬дывает себя, но в своем грехе винит других лиц), все приписывает соблазну других. Ах, преподобнейшие отцы! Не оправдывайте себя в человеке (т. е. не вините другое лицо в своем грехе) и не ... читать далее »
Глава 41: Как зарождаются вражда и осуждение дел ближнего Вражда есть семя плодовитое, она засевается внутри человека; в человеке произрастает семя вражды, делается ненавистью и объемлет людей силою злопамятства; люди злобствуют друг на друга и видеть один другого не хотят. Один начинает осуждать другого с осудительным оклеветанием или с клеветливым осуждением; этот с празднословием осудительным осуждает, а тот любопытствует и говорит: «Зачем он, осуждаемый, это делает, и как это сделалось?» Начинает ... читать далее »
Глава 40: Как избегнуть пламени огненного И сегодня люди, как тот, не заботившийся о спасении сво¬ем, небрегут о спасении, озабочены суетными и ложными, озабочены вещественными предметами мира сего для кары своей в неугасающем море пламенном. Здесь они тружда-ются всуе и ложно, в неправдах, а там беспрерывно будут терзаться и просить капли воды, чтобы остудить язык свой... О, человече! (Пока) здесь имеешь время прохлады, остужай же язык свой покаянием со слезами умиления от сердца со¬крушенного, плачь о ... читать далее »
Глава 39: Богатый коварно просил Авраама послать Лазаря к нему во ад с каплею воды Ныне (в аду) взыскуешь ты милости у незаботившихся о тлении, просишь единой капли воды, чтобы оросить язык гортани твоей? Безумный! Ныне воды тленной просишь, а не просил себе раньше воды нетленной? Если и все реки вселенной обратить в горло твое и великое течение Черного моря, то и от них язык твой не ощутит никакой прохлады. И с какою же целью просишь ты одну лишь каплю, чтобы Лазарь принес тебе во ад, на язык твой? Ты ... читать далее »
Глава 38: О нераскаянности человеческой и долготерпении Божием Долготерпел Бог и долготерпит с безмерною милостию, ожидая покаяния. Ради безмерной милости и долготерпе¬ливого милосердия Своего ожидает Бог покаяния людей, милосердуя о них, как о детях: и юных милует, и ста¬риков долготерпит; говорим: милосердствует о человеке в утре его (или в детстве), милует его в полдень - в юношестве, долготерпит в вечер - старости. Долготерпит к детям - не найдет ли их покаявшимися в юношестве? Долготерпит к юноше - не ... читать далее »
Глава 37: Кто такие «козлы» и кто такие «овцы» Когда же свершится и закончится дело убийства*, тотчас же разовьются скрепления небесные и земные (т. е. на¬рушится всемирное тяготение)... Что будет посем - ведает Бог един. Мы же ведаем только одно, что истязаны бу¬дут дела, содеянные в жизни: блуд, прелюбодейство, мужеложство, малакия, мужестрастие распутное, злословие, празднословие и многословие осудительное, оклеветание, зло¬умышление, зависть, зависторвение, ненависть, злопамятство, вражда, ... читать далее »
Глава 36: По убиении Эноха и Илии антихрист снимет с себя личину нравственности, совершатся крайние злодеяния. Люди отождествятся по лукавству с бесами. Знамением сего будет постепенное умаление роста людей. Ко времени антихриста средний рост человека будет 1 3/4 аршина По убиении же Эноха и Илии выпустит антихрист всезлейших чад своих (т. е. даст волю злым духам, которых он дотоле сдерживал). Эти чада, или духи зла, суть: прелюбодея-ние, блуд, мужеложство, убийство, хищение, воровство, не¬правда, ложь, ... читать далее »
Глава 35: Проповедь Эноха и Илии людям, чтобы не принимали печати антихриста и знаменовались всегда крестом. Умерщвление сих проповедников Когда же проклятая слава увидит Эноха и Илию, пропове¬дующих и говорящих людям, чтобы не принимали печати антихриста, то повелит схватить их. Они же будут убеж¬дать людей не принимать печати антихриста, будут го¬ворить: кто явит терпение и не запечатлеется печатию антихриста, тот спасется, и Бог непременно примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати. И ... читать далее »
Глава 34: Бедствия, которые постигнут мир по воцарении антихриста: иссохнет море; умрут животные; ускорится время О, несчастен тот, который запечатлеется этой проклятой печатию! Эта проклятая печать наведет великое бедствие на мир. Мир тогда столь будет угнетен, что люди станут переселяться с места на место. Туземцы же, увидав при¬шельцев, скажут: о, несчастные люди! Как решились вы покинуть собственное, столь благодатное, место и прийти в проклятое место сие, к нам, у которых не осталось ника¬кого ... читать далее »
Глава 33: Какова печать антихриста, запечатлевающая ныне злых, и какова та, которою запечатлевать будет антихрист по воцарении? Злопомнение есть печать антихриста и сердце злопамятного запечатлено печатию его. И когда антихрист (т. е. дух антихристов, действующий в миру) кладет эту печать, то от этой печати злопамятства всегда обмирает сердце человеческое (т. е. делается как бы мертвым, не способным к скорби о грехе, к прочим духовным чувствам и страху Божиему). Говорю: так обмирает человек, когда сердце ... читать далее »
Глава 32: Дух Христа и дух антихристов Тогда оживится (т. е. зачнется и родится) зло мира в нечистом чреве девы зла, которая даст плоть антихристу. Тогда за беззаконные деяния мира и нечистоту его от¬ступит от беззаконного мира благодать Духа Святаго, которая доныне содержит мир, и тогда исполнится мера беззаконий мира, по словам: «И не сочтуся со избранными их» (Пс.140, 4); тогда воплотится дух антихристов, ныне действующий в миру, то есть народится человек, который будет преосквернен и сделается ... читать далее »
Глава 31: Антихрист родится тогда, когда обнищает мир духовно и когда наступит всемирная анархия. Всемирное воцарение антихриста От нечистой блудной девы родится антихрист. В сей деве совокупятся распутства, она будет сокровищница прелюбодейства; всякое зло мира, всякая нечистота, всякое беззаконие воплотятся в ней, т. е. в зачатом ею от тай¬ного блуда совокупятся воедино во чреве нечистоты и с обнищанием мира оживотворятся. Когда обнищает мир от благодати Всесвятаго Духа, тогда сей оживотворится во чреве ... читать далее »
Глава 30: Корень зла - любостяжание, сиречь сребролюбие. Сребролюбие есть дух антихриста Любостяжание есть предтеча антихриста. Пророки, т. е. Дух Святый в пророках, пророчествовали домостроительство воплощения Божия, т. е. глашали об истине миру, а любостяжание внесло в мир ложь. Пророки возвещали нам путь спасения, лихоимцы же возвещали путь погибели; как чрез апостолов воссияло нам спасение и благодать Всесвятаго Духа, так многопопечение мира сего будет помрачать спасение человека; погибельная же ... читать далее »
Глава 29: Обличение любостяжателей и воззвание к беднякам О, любостяжатель! Разбойническая твоя душа. Доколе бу¬дешь ты мучить бедняка?.. Некогда услышишь ты страш¬ное изречение, которое будет сказано тебе: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный». Ей, уготовляешь ты сам его себе: но (знаешь ли), какими путями ты его себе готовишь, скажи мне? Ты не знаешь, посему по¬слушай и посмотри на дела, какими уготовляешь его себе. Уготовление (себе огня вечного) – есть* попечение, забота и сокровиществование. ... читать далее »
Пророчество об умножении нищеты, преследовании бедняков-крестьян, переселениях их и хлебной монополии пред наступлением времени рождения антихриста Нищих станут притеснять ради областных* расходов. Ни¬щие же, не будучи в состоянии уделять из части своей на расходы (требуемые, областные), будут уходить со своих мест и переселяться на другие, чтобы там упоко¬иться и умириться, но и там будут находить то же самое и даже в два раза хуже. Тогда, не будучи больше в силах переселяться на другое место, пойдут на ... читать далее »
Глава 28: Пророческая характеристика людей пред концом века Ради этого говорю вам... Если пройдет седьмое число лет и пяти восходящим к полпути восьмого, там на половине числа пятого (или пятерки), следовательно, какое смущение произойдет от четвертого до пятого (т.е. по прошествии 7 400 лет от сотворения мира, то между четвертым и пятым столетием, от четвертого сто¬летия до пятого, или, так сказать, в течение двадцатого прош¬лого века). Какое сделается тогда хищение! Какое мужестрастие, прелюбодейство, ... читать далее »
Глава 27: Извещение одному преподобному о том, сколь греховно осуждение пред Богом Когда встают со стола (после трапезы, за которою осуж¬дали) и воссылают возношение, то это возношение вос¬ходит как мерзость пред Богом. Спрашиваю я вас, от¬чего молитва ваша делается мерзостию пред Богом? Делается - ради празднословия. Через осудительное празднословие оскверняется благодарение (молитвенное) трапе¬зовавших людей, становясь как серный дым пред Богом... Некий преподобный просил и молил Бога сжалиться над ... читать далее »
Глава 26: Ублажение молчания, и о том, сколь мерзко благодарение (молитвенное) после многословной трапезы Зачем осуждаешь другого, несчастный человече? Тебя ли только облек Бог во спасение, а другого облек только в погибель? Нет, ни тебя не облек в одно только спасение, ни другого только в погибель, но вас обоих облек в ризы кожаные*, как говорится: «И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаные и облече их. И рече Бог: се Адам бысть, яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое; и ныне, да не ... читать далее »
Глава 25 «Хлеб наш насущный» - испрошение Хлеба Небесного Во-вторых, это есть Хлеб Небесный (которого просим у Бога в молитве «Отче наш»), тот Хлеб, который именуется «Хлебом Животным» (Ин. 6, 51). В молитве сначала просим Хлеба Небесного и земного, а вслед за этим го¬ворим: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Сие прошение показывает, что Бог не отпустит грехов наших, если мы сперва не отпустим врагам нашим прегрешений их; посему сказано: «Аще ли же не отпущаете, ни Отец ваш, Иже ... читать далее »
Глава 24: О происхождении «хлеба насущного». Что означает это слово? Прошение это имеет два значения - Хлеба Небесного и хлеба земного. Первое - хлеб земной, есть сие: Когда создал Бог небо и землю, стали произрастать из земли различные растения; наконец, появились раз¬личные зерна. Когда за преступление заповеди Божией Адам был изгнан (из рая) и утратил неисследимое богатство благ и красоты, которыми украсил Бог (человека и рай), даровав человеку безвестная и тайная Премудрости «еже око не виде, ухо не ... читать далее »
Глава 23: Толкование молитвы «Отче наш» в связи с обличением празднословия во время обеда О, несчастные нынешние люди! Не довольно с вас того, что пути вашего покаяния оскверняете вы хождением вашим (т. е. живете нераскаянно), но еще охуждаете других в кругу трапезы?.. Едите хлеб насущный с празд¬нословием осуждения и осуждаете должников ваших по делам их, какими они должны вам. Ибо так делают ныне люди среди круга трапезного; едя и пия, они многословят с празднословием осуждения своего, осуждая все, что ... читать далее »
Глава 22: Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная и внидет Царь Славы Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы»... Отвечали Ему князи адские: «Кто естъ сей Царь Славы?» И сильнее еще утвердили врата ада, чтобы не вошел Царь Славы и не освободил узников ада Своим оправданием*. И приподнял Царь Славы пречистую ногу Свою, надавил ею врата адские, как какой тимпан; сокрушились тотчас врата адские, расточились житницы осужденных, и извлек Царь Славы изнутри осужденных, ... читать далее »
Глава 21: Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю Кто теперь не сознает зла своего, в час смерти сознает его... Но какая ему будет тогда от этого польза? Тогда сбудутся слова «нет покаяния в аду» (Пс. 6, 6). Теперь покаяние, тогда же - ответ. Теперь радостные дни по¬каяния, тогда же будет плач погибели... Посему сказано: «Отступите от Меня вси делающие беззаконие... во огнь вечный...» (Пс. 6, 9), который вы сами уготовали себе... Теперь считаете вы книги Церкви Христовой за болтовню (т. е. не ... читать далее »
Глава 20: Об очищении себя таинством Покаяния Разве матерь родит человека без кровей? Разве родится человек без греха?.. Ради этого дал нам Христос крещение во спасение, для очищения грязи*, крови родительских согрешений, но нам надлежит исполнить правду и при¬совокупить к этому в жертву Богу чистоту сердечную (досл.: мысли), так как с крещением Он даровал нам чистоту сердечную (досл.: мысли) и праведность. (Т., е. нам подобает подвизаться, дабы сохранить неокраденными сокро¬вища, получаемые при крещении, ... читать далее »
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites